Психолого- педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития младших школьников.
статья на тему

Фомина Ольга Николаевна

Проблемы в обучении и развитии не возникают на пустом месте. Эти проблемы являются следствием отклонений от нормального хода развития ребенка. Уловить, где начинается отклонение от нормы, непросто. Но чем раньше удается обнаружить нарушение нормального развития и осуществить адекватную и своевременную коррекцию, тем больше шансов помочь ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fomina_kiseleva.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого- педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития младших школьников.

Киселева Н.В., Фомина О.Н.

МБОУ «СОШ №7» (Рузаевка)

               «…всякий учитель должен строить свою работу на   психологии»

                                                                                                         Г. Мюнстенберг

    Происходящие в обществе   процессы   особенно    болезненно сказываются на   детях.    Последние годы остро стоит проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психического. По официальным   данным   число   детей, у   которых   были установлены   формы   отклонений   психического   развития, увеличивается   каждые   пять   лет   на   15-20%.  Около 30% детей, поступающих в школу, имеют хронические заболевания.

Большая часть «проблемных» детей не попадает в поле зрения специалистов до момента поступления в школу, т.к. отклонения в работе нервной системы и развитии в целом незначительны. При систематических нагрузках они начинают давать о себе знать в быстрой утомляемости и резком ухудшении соматического здоровья. Временные неудачи перерастают в хроническую неуспеваемость и школьную дезадаптацию.

    Совершенствование   системы   образования   в   соответствии   с Законом   Российской   Федерации «Об   образовании» требует внедрения   в   практику   работы   общеобразовательных   учреждений комплексных   мер, направленных    на   своевременное   обеспечение каждому   ребенку   адекватных   условий   для   развития, воспитания, получения   полноценного   образования.

   В ситуации увеличения детей с особенностями психофизического развития и необходимости их обучения в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками, возникает потребность в создании системы психологического сопровождения учебного процесса. В нашей школе существует система   психологического сопровождения учебного процесса.  На протяжении 15 лет в нашей школе функционирует психологическая служба. Основными целями её работы являются:

1.Создание благоприятных условий для успешного обучения, личностного развития и укрепления психофизического здоровья школьников.

2.Определение психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, коррекция и профилактика их возникновения.

3. Развитие сотрудничества и взаимодействия между психологом, педагогами и родителями в процессе обучения и воспитания ребёнка в школе.

4.Пропаганда ЗОЖ, психологических знаний среди всех участников учебно-воспитательного процесса.

5.Обеспечение процесса руководства школой психологической информацией с целью отслеживания эффективности инноваций, динамики отдельных параметров и критериев, проведения классно-обобщающего контроля.

    Работа специалистов психолого – педагогического сопровождения школы начинается на дошкольной ступени, в группах раннего развития «Малышкина школа». На данном этапе важна первичная психологическая диагностика, по результатам которой для родителей проводятся консультации по устранению выявленных проблем.

    При поступлении в нашу школу с каждым ребенком проводится знакомство в присутствии родителей.   На каждого ребенка заполняется карта, в которой отражены данные готовности ребенка к школе (психологическая готовность, готовность речи ребенка, знания об окружающем мире, развитие моторики), а также определяются содержание, формы, методы их обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физического и психического развития, разрабатываются рекомендации   учителю      для      обеспечения      обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения. Специалисты школьного психолого-медико-педагогического консилиума ( ПМПк) проводит стартовый  контроль, где выявляются наиболее сложные дети – «учащиеся группы риска» и далее в течение всего учебного года работают с этими детьми. Занятия с учащимися “группы риска” проходят в индивидуальной или групповой форме с учётом индивидуальных особенностей этих детей.

     В первых классах главной задачей психологической службы является обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей. Во втором – третьем классах начальной школы - выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

    Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера помогает нашему коллективу специально разработанная программа «Преемственность», которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно- воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено. Не стоит забывать и об одаренных детях, нуждающихся в специальном сопровождении развития. Основной задачей работы педагогов нашей школы является создание условий для выявления, поддержки и развития как одаренных, так и мотивированных детей. В начальной школе осуществляется создание единой системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на развитие личности ребенка.

    В начале и в конце учебного года в нашей школы проводится фронтальная диагностика, которая позволяет сделать выводы об особенностях развития детей за данный период, о темпах развития психических процессов, о результативности педагогической и психологической коррекционной работы. Результаты фронтальных психологических диагностик мы отражаем в психолого-педагогических характеристиках. На каждого обучающегося школы заведена индивидуальная психологическая карта, а на каждого старшеклассника -  еще и  профориентационная карта.

    Для составления психолого-педагогических характеристик    задействованы: психолог-  проводит диагностическое обследование познавательной и эмоционально- личностной сферы учащихся; классные руководители -  информация о классе, о взаимоотношениях, учащихся; работники медицинской службы школы -  представляют сведения о состоянии здоровья учащихся.

    Работу индивидуального психологического сопровождения способен осуществить школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Сегодня создание медико-психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении – необходимое дело. В нашем образовательном учреждении такой консилиум работает с 2000 года. ПМПк – это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников и администраторов образовательного учреждения для решения задач адресной медико-психолого-педагогической помощи детям. В настоящее время ведется тесное сотрудничество с городской ПМПК. Психолог нашей школы Киселева Н. В.  является членом городской ПМПК. В связи с программой «Доступная среда» в школе обучаются дети- инвалиды, один ребенок - с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

    Специалистами консилиума  обследуются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (незрелость эмоционально-волевой сферы, соматическая ослабленность,  цереброастенические состояния, нарушения в развитии речи, низкая познавательная активность, эмоциональная неустойчивость, двигательная расторможенность,  неустойчивость внимания, аффектные состояния, низкий уровень учебной мотивации, недоразвитие отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, нарушения моторики).  По результатом рекомендаций ПМПК для обучающихся организуется психолого – педагогическая поддержка. Рекомендации ПМПК необходимы для: разработки адаптированной образовательной программы, индивидуального учебного плана. Достаточно часто встречаются дети с диагнозом ЗПР.  До десятилетнего возраста существует возможность снятия диагноза, если произошло сглаживание дефектов. В более тяжелых случаях выставляется снижение интеллекта до определенного уровня. На самом деле многие проблемы решаемы. Главное - вовремя помочь ребенку. Трудности обучения и трудности адаптации могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении ребенка, его успеваемости, отношениях в коллективе, но их причины физиологические и психологические механизмы их этиология могут быть совершенно различны. Поэтому и помощь ребенку в каждом отдельном случае должна быть идивидуальна.

     Специалисты психолого-педагогической службы уделяют большое внимание работе с родителями. В нашей школе учителя принимают активное участие в «Неделях открытых дверей», проводят   семинары, консультации для родителей, выступают на педагогических советах, родительских собраниях.  Темы обращений родителей связаны с особенностями адаптации детей к условиям школьной жизни и учебной деятельности, с характером складывающихся отношений с одноклассниками, индивидуальные особенности и особенности семейной ситуации.

    С введением новых образовательных стандартов, деятельность школьного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

   Роль психолога в условиях введения новых образовательных стандартов:

1. Индивидуализация образования.

2.Реализация компетентностного подхода.

3.Учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся.

4.Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями.

5.Формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья.

6.Создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов.

7.Интеграция в общее образовательное пространство детей с ограниченными возможностями.

8.Использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии.

9.Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

   Таким образом, изменение парадигмы педагогического образования превращает его по существу в образование психолого-педагогическое. «Педагогика слепа без психологии, а психология мертва без педагогики»,- утверждал советский и российский педагог и общественный деятель Евгений Александрович Ямбург

    В результате проводимой комплексной психолого - педагогической поддержки нами был отмечен ряд позитивных изменений:

1.Гармонизация межличностных отношений между учащимися

2.Повышение волевого уровня и мотивации к обучению

3.Улучшение общего эмоционального состояния учащихся, что проявляется в снижении уровня тревожности и уменьшении количества возрастных страхов

4.Более быстрая и успешная адаптация к школе учащихся 1 классов и вновь пришедших учеников.

    Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.

    Проблемы в обучении и развитии не возникают на пустом месте. Эти проблемы являются следствием отклонений от нормального хода развития ребенка. Уловить, где начинается отклонение от нормы, непросто. Но чем раньше удается обнаружить нарушение нормального развития и осуществить адекватную и своевременную коррекцию, тем больше шансов помочь ребенку. Поэтому на первой ступени обучения очень важен тандем учителя, психолога, медицинского работника, родителей. Только тесное взаимодействие даёт хороший результат.

Литература

1.  Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. – М: Сентябрь, 1998.

2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Совершенство, 1998.

3. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М.: МГУ, 1990.

4. Калягин В. А., Матасов Ю. Т., Овчинникова Т. С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб: КАРО, 2005.

5.  Кузнецова И.В., Ахутина Т.В., Битянова М.Р., Пахомова А.П., Полонская Н.Н. и др. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Кн.1. — М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского, Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.

6. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. /Под общей ред. М.М.Семаго. — М.: АРКТИ, 1999.

7. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Прогноз — не диагноз //Школьный психолог. –  № 19—20. –  1998.

8.  Семаго М.М., Семаго Н.Я. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием. //Школа здоровья. – № 3. – 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Статья посвящена анализу научных основ  формирования научных понятий у младших школьников. В ней дается обоснование значимости современных подходов для современной практики образования в начально...

Конференция: "Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с СДВГ", Зеленоград, 2012г.

В рамках ГЭП в июне 2012 года состоялась конференция для педагогов-психологов, воспитателей и учителей начальных классов. Тема конференции:"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкол...

Психолого-педагогическая коррекция проявлений синдрома двигательной гиперактивности младших школьников на уроке физической культуры.

В статье описаны особенности работы на уроках физической культуры с гиперактивными детьми.         Приведены примеры игр, которые могут   использовать в св...

Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психологи, социология) и реальная практика обучения многократно доказали наличие индивидуальных различий не...

Психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания младшего школьника

Младший школьный возраст – это возрастной период, согласно возрастной периодизации от 6–7 до 9–11 лет, его же называют высшей точкой развития детства [7]. В начальной школе у ребёнк...

Гендерный подход к обучению, воспитанию и развитию младших школьников как условие сохранения их здоровья.

Для того чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надёжные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из п...