Психолого-педагогические подходы к развитию творческих способностей младших школьников
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument.docx | 41.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические подходы к развитию творческих способностей младших школьников
Развитие творческих способностей - одна из важнейших научных проблем, которая исследуется на философском, культурологическом, педагогическом, социально- психологическом уровнях. Огромный вклад в развитие проблемы изучения творческих способностей внесли отечественные исследователи: Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Н.В. Гнатко, В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, О. М. Шарова и др. Содержанием и основными положениями теории творчества занимались и зарубежные исследователи: А. Адлер, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Э. Кречмер, А.Н. Лук, А. Маслоу, С. Медник, А. Роунгусс, М. Рорбах, К. Тейлор, П. Торренс, К. Роджерс, Н. Роджерс, Р. Стернберг , Дж. Фельдхъюзен, К. Хеллер и др.
Рассмотрим различные определения понятия «творчество»:
- Творчество - деятельность, сущность и отличительная черта которой состоит в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности человека, социума[1].
- Творчество-психический процесс создания новых ценностей, являющийся «продолжением и заменой детской игры»[2].
- Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей[3].
- Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.
- Творчество - форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию[4].
- Творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития[5].
В широком смысле, творчество - это деятельность, направленная на преобразование окружающего и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек - его мышление, личностные качества. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке»[6].
Учёные выявили три составляющих творческой личности: творческая направленность, которая проявляется в потребности самовыражения и ориентации на личностно и общественно значимые результаты; творческий потенциал, являющейся совокупностью знаний, умений, навыков и одарённости в какой-то определённой сфере; индивидуально-психологическое своеобразие, проявляющееся в чертах характера человека. Творчество предполагает наличие у человека способностей и умений, благодаря которым он выражает свою индивидуальность и неповторимость.
Рассмотрим подробнее значение понятия «способности». В современной педагогике способности трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Психологи утверждают, что «способности – индивидуально-психические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности»[7].
С.Л. Рубинштейн под способностями понимал «...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются...»[8]. Крутецкий В.А. считает, что способность формируется, а, следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания[9].
По содержанию и степени сложности принято выделять:
- Элементарные (основные) способности - совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;
- Сложные общие способности, такие как способность к труду, обучению, воспитанию, общению, речи и других. Они так же свойственны всем людям, только в различной степени;
- Сложные частные (специальные) способности это уже совокупность отдельных свойств личности, которые обеспечивают достижения успеха человеком в какой-либо области деятельности.
Теплов Б.М. выделил три признака способностей человека, которые положены в основу определения[10]:
- Способности - это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
- Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей.
- Способности не сводимы к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.
По мнению Б.В. Теплова и С.Л. Рубинштейна способности человека не сводятся только к знаниям, умениям и навыкам. Разбирая их взаимоотношение, авторы пишут о взаимообусловленности этих понятий: с одной стороны, способности-это предпосылки к овладению знаниями и умениями, а с другой - в процессе этого овладения способности человека формируются. Ананьев Б.Г. говорит о том, что образование способностей человека связано с развитием психологических функций. Автор указывает на то, что развитие способностей связано с развитием личности, её характера. Поэтому необходимо создать условия для всестороннего развития личности, тем самым для развития его способностей. По мнению О. М. Шаровой, способности человека можно представить в виде дерева, где корни – природные задатки человека, ствол – общие способности, ветви – специальные способности, в том числе и творческие. Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона. Психолог Крутецкий В.А. считает, что способности человека формируются и развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания.
В зарубежной педагогике и психологии нет единства в понимании структуры способностей человека. А. Адлер, Э. Кречмер утверждают, что способности наследуются от родителей. А. Роунгусс отмечает, что способности формируются в процессе взаимодействия биологических и социальных факторов, отдавая предпочтение врождённым биологическим факторам. Он считал, что наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки.
Таким образом, все определения, данные учёными сводятся к тому, что способности – это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в какой-либо деятельности, и которые формируются в процессе деятельности и на протяжении всей жизни человека. По уровню развития способности разделяют на репродуктивные — способности, связанные с высоким умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; творческие — способности, обеспечивающие создание нового, оригинального.
Рассмотрим понятие «творческие способности». Исследователи Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу утверждают, что главную роль в понятии творческие способности являются мотивация, личностные черты и ценности человека. Дж. Гилфорд, К. Тейлор считают, что творческие способности являются самостоятельным фактором и не зависят от интеллекта человека.
Зарубежные психологи Р. Стернберг, Г. Айзенк утверждают, что уровень развития творческих способностей напрямую зависит от уровня интеллекта человека. А. Н. Лук писал, что «творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «природный ремень», который запустил бы в работу механизм мышления»[11]. По мнению психологов, творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода[12].
В педагогике под творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности[13].
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить[14].
Все теоретические высказывания известных учёных относительно творческих способностей сводятся к следующим положениям:
- Творческий потенциал или творческие способности заложены в каждом человеке.
- Творчество - это природная функция. Она проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия способностей человека к конкретному виду деятельности.
- Творческие способности не сводятся только к художественной деятельности. Эти способности могут проявляться в любой области, будь то торговля, конструирование или приготовление пищи.
- Творческие способности не зависят от интеллектуальности человека.
- Развитие творческих способностей зависит от культурных и социальных факторов.
Творческие способности выходят из творческого мышления. Так мышление приводит к развитию творческой способности. Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.
Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на неё. Также, по мнению учёных, личность считается творческой, если она обладает креативностью, как основным способом преобразования любой деятельности в творческий процесс. Впервые понятие «креативность» использовал психолог Д. Симпсон в 1922 году, обозначая ее способностью человека отказываться от стереотипных способов мышления.
Признаками креативности считаются: фантазия, оригинальность, активность, эвристичность. Креативность является основным условием реализации творческого потенциала. Благодаря креативности, человек открыт к новым идеям, к нетипичному решению проблем.
Принято считать, что креативность — это особая черта человеческой личности, с помощью которой человек способен генерировать творческие идеи. Но современные учёные придерживаются другого мнения: человек рождается с определенными задатками, которые в процессе развития способны формировать креативность и другие творческие способности.
Если один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса. Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который по словам Л.С. Выготского, обеспечивает следующую деятельность ребёнка: построение образа, конечного результата его деятельности, создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность, создание образов описываемых объектов.
По мнению психологов Фромма Э., Волкова И.П., Моткова И.О. и других, именно младший школьный возраст является сензитивным для развития воображения и творческих способностей.
Сензитивный период –временной отрезок, максимально благоприятный для развития той или иной функции или способностей организма. Сензитивные периоды длятся определенное время, поэтому важно на конкретном возрастном этапе развития уделять внимание определенной области, развивая качественную составляющую способностей ребёнка.
Переход дошкольника в младший школьный возраст связан с изменениями в его деятельности, в его отношении к окружающему миру.
В этом возрасте у детей совершенствуется нервная система, увеличиваются аналитическая и синтетическая функция мозга. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. Активно развивается психика ребёнка. Меняют свои соотношения процессы возбуждения и торможения. Увеличивается рост и вес ребёнка. Скелет подвергается окостенению, заметен рост костей. Мышечная система интенсивно развивается, происходит постепенное нарастание массы и силы мышц. В этом возрасте происходит развитие психических функций: развитие произвольности процессов, развитие познавательных интересов.
Развитие познавательных процессов
В процессе обучения младший школьник овладевает логикой науки, устанавливает соотношения между понятиями, осознаёт их содержание. Это процесс позволяет говорить о том, что у младшего школьника развивается мышление. Ребенок стремится к знаниям, он вынужден оперировать знаниями, чтобы найти возможный путь для ответа на вопрос. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте[15]. Но в процессе обучения образное мышление постепенно переходит в словесно-логическое. У ребёнка перестраиваются мыслительные процессы, развивается логическое мышление. Формируются научные понятия, которые являются одной из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познаётся вся сущность явлений окружающего мира. Для того, чтобы эти понятия были установлены, ребёнок должен иметь развитые житейские понятия, которые были приобретены в дошкольном возрасте, на основе собственного жизненного опыта ребёнка. Житейские понятия-являются нижним понятийным уровнем, тогда как научные понятия-высшим. Эти понятия отличаются от житейских произвольностью и осознанностью. По мнению Л.С. Выготского, «житейские понятия прорастают вверх через научные, научные понятия прорастают вниз через житейские»[16].
В младшем школьном возрасте появляется синтезирующее восприятие. Большое значение приобретают субъективные причины восприятия - опыт ребёнка, интересы. Детские психологи Штерн В., А. Бине выделили этапы развития восприятия[17]:
- Стадия перечисления. Возрастной период-от 2 до 5 лет. В этой стадии ребёнок способен перечислить элементы рисунка.
- Стадия описания. Возрастной период от 6 до 9 лет. Ребёнок данного возраста способен составить рассказ по картине.
- Стадия интерпретации. Возрастной период после 9-10 лет. В этой стадии ребёнок способен дополнить описание логическим объяснением.
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Если эта психическая функция недостаточно сформирована, то процесс обучения младшего школьника невозможен. В этом возрасте непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Познавательная активность ребёнка организует его внимание на интересующих объектах продолжительное время. Ребёнок может заниматься продуктивной деятельностью, которая значима для него. Но на протяжении младшего школьного возраста непроизвольное внимание развивается. Для ускорения этого процесса важно воспитывать познавательные интересы. Для большинства младших школьников характерны недостаточно развитая произвольная деятельность, слабая концентрация и неустойчивость внимания. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Потому, какой-либо выходящий за рамки правил поведения на уроке поступок моментально привлекает к себе всеобщее внимание. Отключение внимания от сложной деятельности спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. А также создание условий для развития гиперактивных детей. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации. В данном моменте хочется обратить особенное внимание на необходимость использования нестандартных, творческих средств в процессе воспитания. Необходимо привлечь ускользающее внимание ребенка, заинтересовать его, побудить его к активным творческим действиям и размышлениям.
В младшем школьном возрасте активно развиваются произвольная и словесно-логическая память. Но всё же в большей степени у младших школьников преобладает механическая память. Ученики могут дословно воспроизвести то, что запомнили, даже непонятный текст. Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями.
Мотивация обучения младших школьников
Необходимо рассмотреть положительные и отрицательные стороны мотивации обучения младших школьников и её динамику на протяжении этого возраста для успешного применения новых педагогических технологий.
Достигнув семилетнего возраста, ребёнок готов к обучению в школе. Уровень развития речи, мышление, физическое развитие, запас понятий и представлений создают предпосылки для того. Чтобы учиться систематически. Основным видом деятельности младших школьников становится не игра, а учебная деятельность. С первых учебных дней у младших школьников появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, выполнять общественные обязанности, потребность заслужить похвалу учителя. На первых порах у младших у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, позже возникает интерес к первым результатам учебного труда и только после этого к содержанию учения, и лишь позднее - к способам добывания знаний. Так выглядит качественная картина мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Стоит отметить, что мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Очень часто мотивы ситуационны, мало осознаны, содержат чаще всего ориентировку на результат учения, а не способ действия. Всё это служит снижением уровня мотивации учения младшего школьника.
Но всё же, в младшем школьном возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Они хотят научиться читать, грамотно и красиво писать, быстро считать. Применение новых педагогических технологий может способствовать развитию мотивационной сферы младших школьников.
Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.
Эмоциональное развитие младшего школьника во многом зависит от опыта, который он приобретает вне дома, от людей, которые окружают его. Страхи ребёнка отражают его восприятие окружающего мира. Они могут быть связаны с событиями в школе, семье. Детские страхи прежних лет постепенно уступают место более осознанным заботам, каких немало в повседневной жизни. Время от времени у детей в этом возрасте появляется нежелание идти в школу, а то и страх перед нею. Часто сами родители порождают у детей страх, выражая при ребёнке свои тревоги и сомнения.
Следует обратить внимание на то, что дети в этом возрасте очень восприимчивы и доверчивы. Как правило, они безгранично верят учителю, который является для них авторитетом. Младшие школьники восприимчивы к словам взрослых. Даже, сказанное вскользь слово, может ранить ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей и обдумывал все свои слова и действия.
Стоит отметить, что повышенная эмоциональная восприимчивость – фактор, на который следует обратить внимание в процессе воспитания. Необходимо использовать новые педагогические технологии, позволяющие избегать негативных эмоций в процессе обучения, направленные на положительные, созидательные эмоции.
Развитие творческих способностей
Творческие способности заложены и существуют в каждом ребёнке с раннего детства. По мнению психолога А. М. Матюшкиной в период младшего школьного возраста усиливается взаимосвязь интеллекта и внимания[18]. Именно в этот период важно стимулировать творческое мышление.
Существуют ряд факторов, определяющих природу и проявление творческих способностей младших школьников. К ним относятся природные задатки ребёнка и индивидуальные особенности, влияние социальной среды на развитие и проявление творческих способностей, а также зависимость творческих способностей от характера ребёнка.
Психологи В.Н. Дружинин[19] и Е.Е. Туник[20] сформулировали основные социально-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников:
1. Влияние семейных отношений на развитие творческих способностей младших школьников;
2. Социально-педагогические условия развития творческих способностей в школе.
Рассмотрим более подробно социально-педагогические условия, которые необходимы для развития творческих способностей.
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов отмечалось, что в семьях, где родители принимают активное участие в жизни своих детей, уровень развития творческих способностей достаточно высок. По опросным данным было выявлено, что большинство родителей поддерживают творчески активных детей, учитывают его интересы и способности, тем самым дают стимул к дальнейшему самосовершенствованию. Так же психологи отмечают, что материальное положение семьи не играет роли в развитии творческих способностей. Более важную роль играет социальный статус членов семьи, уровень образованности, эстетические вкусы, творческая активность и общая культура родителей.
Важное значение в развитии творческих способностей ребёнка играет стиль детско-родительских отношений. По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» - это система отношений к ребенку, разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его проступков. В семьях, где уважают индивидуальность ребёнка, прислушиваются к его мнению, поддерживают его начинания, не проявляют авторитарности и чрезмерной опеки, предоставляют ему достаточной самостоятельности, уровень развития творческих способностей ребёнка очень высокий. Таким образом, семья — это важнейший институт социализации, в котором формируются интеллектуальные и творческие способности ребёнка, происходит развитие и становление человека в целом.
Одним из социально-педагогических условий развития творческих способностей младших школьников является использование различных программ, методов, приёмов обучения и педагогических технологий.
[1] Б.И. Кононенко. Культурология. Большой толковый словарь. М.: Вече - АСТ, 2003.- 512с
[2] Краткий психологический словарь. / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2 изд., испр. и доп.-М.: Политиздат. - 1983. -489 с.
[3] Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности. // Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.
[4] Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна, Вита, 1995. – 359 с.
[5] Выготский Л.С. Психология искусства. / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт пресс, 2010. – 352 стр.
[6] Выготский Л.С. Психология искусства. / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт пресс, 2010. –С.7
[7] Психология и педагогика одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова. - М., 2000. – 352 с.
[8] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1973. – С. 159
[9] Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1980. – 352с.
[10] Теплов Б.М. Способности и одарённость / Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.- С. 9-38.
[11] Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат,1976. – 144 с.
[12]Краткий психологический словарь. / Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -2 изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1983. - 489 с.
[13] Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. - М.: Высшая школа, 1989. – 143 с.
[14] Культурология. Большой толковый словарь Б.И. Кононенко. М.: Вече, АСТ, 2003. - 512с.
[15] Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. – 424 с.
[16] Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
[17] Бине А. Измерение умственных способностей. СПб.: Союз, 1998. – 432 с.
[18] Матюшкина А.А. Представления о решении творческой проблемы в научной школе // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология - 2012. - №3 - С. 70-80.
[19] Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна, Вита, 1995. – 359 с.
[20] Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб: СПбУПМ, 1997. – 65 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....
исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"
Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...
Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА"
На современном этапе общества наиболее остро ощущается потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Создание условий для проявления и...
Личностно-ориентированный подход и развитие творческих способностей младших школьников при реализации УМК «Планета знаний
Личностно-ориентированный подход и развитие творческих способностей младших школьников ...
Выступление по теме :" Системно-деятельностный подход в развитии творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время"
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...
"Деятельностный подход в обучении как средство развития творческих способностей младшего школьника".
Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность образования в основной школе, развить способность к самоорганизации ...