Программа по внеурочной деятельности "Памятные даты в истории Отечества и общества"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Памятные даты в истории Отечества и общества» для 1-4 классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования.
Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие. ФГОС определяет его как способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению. Неотъемлемыми компонентами результата образования является сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение ставить цели, строить жизненные планы и выстраивать систему социально - значимых и межличностных отношений, формировать ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции, способствовать осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.Рабочая программа по внеурочной деятельности «Памятные даты в истории Отечества и общества» для 1-4 классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования.
Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие. ФГОС определяет его как способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению. Неотъемлемыми компонентами результата образования является сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение ставить цели, строить жизненные планы и выстраивать систему социально - значимых и межличностных отношений, формировать ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции, способствовать осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Памятные даты в истории Отечества и общества»
Учитель
высшей квалификационной категории
Шеремета Анна Анатольевна
Санкт – Петербург
2023
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Памятные даты в истории Отечества и общества» для 1-4 классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования.
Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие. ФГОС определяет его как способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению. Неотъемлемыми компонентами результата образования является сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение ставить цели, строить жизненные планы и выстраивать систему социально - значимых и межличностных отношений, формировать ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции, способствовать осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся, с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.
Цель программы:
- создание деятельностной ситуации для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, культуре для приобретения опыта исследовательской деятельности, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Задачи:
- создать условия обучающимся для освоения новых норм социального поведения. Предоставить возможность апробировать различные роли в обществе, проявить свою социальную компетентность и навыки сотрудничества в общественной, проектной и других видах деятельности, развивая свои таланты и способности.
- создать условия для приобретения школьниками знаний об истории своей семьи, истории школы, Санкт-Петербурга и России;
- дать основы всесторонних знаний по истории, культуре Фрунзенского района в единой связи с историей города и с историей школы;
- познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы;
- расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами;
- развивать инициативность и самостоятельность школьников в решении посильных социально-значимых проблем школьной и городской жизни
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умения пользоваться разнообразной справочной, научно- популярной, художественной литературой.
Программа внеурочной деятельности «Памятные даты в истории Отечества и общества» организуется по социальному направлению развития личности, то есть создаёт условия для перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а также вырабатывать собственное понимание заданных извне целей, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать их.
Школа дает возможность осуществить с учетом возрастных особенностей обучающихся:
- взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования;
- непрерывность дополнительного образования;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интеракции в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного проектировщика, исследователя.
Данная программа удерживает интерес к изучению истории родного края, школы, семьи с целью формирования основ гражданской идентичности школьника, включая чувство гордости за свою страну, народ, историю, город, школу, семью. Программа выражает концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемые результаты основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. Работа с информационными ресурсами, использование возможностей Интернета, работа над словом, направленная на обогащение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать его в своей речевой практике.
Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка. Также настоящая программа в значительной степени нацелена на создание условий для языковой и социокультурной интеграции обучающихся-инофонов в петербургское сообщество, содействие адаптации мигрантов в Санкт-Петербурге. При этом программа исходит из того, что формирование толерантности - это встречный процесс и уважение личности каждого человека, взаимную толерантность нужно воспитывать как у жителей Петербурга, так и у "новых петербуржцев". В ходе изучения курса проходит интеграция со следующими предметами учебного плана: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Формы и режимы занятий
- Беседы (познавательные, этические, профилактические);
- Викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы (мини-конкурсы);
- Выставки;
- Тренинги;
- Упражнения (учебно-игровые);
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- Игры (ролевые, ситуационные);
- Занятия с использованием художественных средств выразительности (чтение художественных произведений; просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа);
- Экскурсии;
- Совместная разработка правил поведения.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Ценностные ориентиры конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества, и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Место курса в учебном плане.
Программа «Памятные даты в истории Отечества и общества» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности рассчитана на 1 час занятий в неделю, в 1 классе —33ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34 ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты
Реализация программы способствует достижению следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
- формулировать самому простые правила поведения в природе;
- осознавать себя гражданином России;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- уважать иное мнение;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
- работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
- в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
- предполагать, какая информация нужна;
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные УУД:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные результаты:
- сформированная мотивация, ориентированная на свершения и достижения; успешные установки социального взаимодействия, основанные на нравственных нормах и ценностях общественного и личностного порядка;
- умение анализировать происходящие изменения в самих себе, знать и размышлять о своих способностях и возможностях, составлять определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков;
- владение способами критического мышления, навыками ведения и защиты индивидуального и группового проекта;
- опыт самостоятельной деятельности по изготовлению презентации продукта проекта социально-значимой направленности, в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий.
способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях, научиться ощущать свою долю ответственности, быть самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретения школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, к культуре, труду, знаниям.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта исследовательской деятельности; самоорганизации и организации совместной проектной деятельности.
Исходя из этого, приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- технологии проблемного обучения: частично-поисковый метод, исследовательский метод;
- технология проектного обучения;
- -игровые технологии;
- -здоровьесберегающие;
- технологии личностно-ориентированного обучения
- -информационно-коммуникативные.
Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности, участие в акциях художественно- эстетического направления в окружающем школу социуме. По итогам освоения программы проводятся конкурсы, выставки, защита проектов.
Содержание курса.
Содержание курса строится на основе работы с Этнокалендарём Санкт –Петербурга.
Святыни, жизненные ценности россиян.
Расширить и обогатить представления детей о традициях, обычаях, праздниках в России и за ее пределами. Раскрыть символические значения праздника для верующих. Познакомить со схожими традициями в культуре других народов России.
Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности учащихся.
Любить отечество свое, гордиться им, беречь его.
Дать представление об одной из самых значительных страниц Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Создать условия для формирования чувства патриотизма и любви к Родине. Расширять исторические представления об армии. Дать представление о характере службы российских воинов. Развивать позитивное отношение к службе в Российской армии. Создать условия для формирования знаний о космонавтике и полетах в космос.
Дни солидарности, мира, культуры.
Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности обучающихся, формирование у детей знаний о русском театре и коммуникативных умений. Продолжить знакомство со структурой библиотеки. Формировать бережное отношение к книге. Формировать экологически грамотную личность. Развитие чувства сопереживания жертвам терроризма, осознание разрушительной силы терроризма.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности обучающихся, развитие речи. Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи
Календарно-тематическое планирование
2023-2024 уч.год
№ п/п | Дата | Тема |
1 | День солидарности в борьбе с терроризмом | |
2 | 195 лет со дня рождения Л.Н. Толстого (1828-1910), русского писателя | |
3 | Международный день мира | |
4 | День Интернета в России | |
5 | Всемирный день улыбки | |
6 | Международный день девочек | |
7 | Всемирный день хлеба | |
8 | Международный день школьных библиотек | |
9 | День народного единства | |
10 | Всемирный день науки | |
11 | День рождения Деда Мороза | |
12 | День матери в России | |
13 | День Неизвестного солдата | |
14 | День героев Отечества | |
15 | 100 лет со дня рождения Я.Л. Акима (1923-2013), российского поэта | |
16 | Международный день кино | |
17 | Международный день «спасибо» | |
18 | Прорыв блокады Ленинграда. Операция «Искра» | |
19 | 220 со дня рождения Ф.И.Тютчева (1803-1873) | |
20 | День памяти А.С.Пушкина | |
21 | День защитников Отечества | |
22 | День памяти воинов-интернационалистов | |
23 | Андрей Владимирович Васнецов, русский художник-монументалист | |
24 | Международный женский день | |
25 | Традиции русской земли. Масленица | |
26 | Всемирный день поэзии | |
27 | Международный день детской книги | |
28 | Животные, проложившие человеку дорогу в космос | |
29 | Учреждения звания Героя Советского Союза | |
30 | 140 лет со дня рождения Ярослава Гашека, чешского писателя (1883-1923) | |
31 | День весны и труда | |
32 | День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов | |
33 | Международный день семьи | |
34 | День славянской письменности и культуры |
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Технические средства:
#1082;омпьютер;
#1087;роектор;
#1080;нтерактивная доска;
#1048;нтернет;
Интернет-ресурсы:
«Мы отстояли тебя, Великий город!» / под редакцией писателей- историков М.И. Боженковой, Я.А. Боженкова. СПб: ТО «Пальмира», 2012 г.
- Учебно-методическое пособие. Составитель Т.Н. Трунцева. Рабочая программа внеурочной деятельности по историческому краеведению. 5-8 классы. Москва. ООО «ВАКО», 2014 г.
- Примерные программы внеурочной деятельности / Под. ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010 г.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 г.г.
Информационные:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2 сентября - новая памятная дата в истории России.
Конспект урока по истории. Тема: " 2 сентября - новая памятная дата в истории России"....
Программа по внеурочной деятельности "Интересное рядом" История Санкт-Петербурга и Пушкинского района.
Программа по внеурочной деятельности по истории санкт-Петербурга и Пушкинского района....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Введение в историю" 3-4 класс ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знаменательные даты"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знаменательные даты" составлена учителями ГБОУ СОШ № 367 города Санкт-Петербурга Турилиной Е. Б. и Шеремета А. А....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знаменательные даты"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знаменательные даты"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Я и моё Отечество" 1-4 классы
Разработка рабочей программы расчитанной на 4 года....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для классов кадетской направленности
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для начальных классов кадетской направленности. Воспитывает патриотические чувства через песни военных л...