Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знаменательные даты"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знаменательные даты" составлена учителями ГБОУ СОШ № 367 города Санкт-Петербурга Турилиной Е. Б. и Шеремета А. А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знаменательные даты" | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 367
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
192281, Санкт – Петербург, Дунайский проспект, дом 43. корпус 2, литера А. тел/факс 778-82-42
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Знаменательные даты»
на 2018/2019учебный год
Учителя
первой квалификационной категории
Турилина Елена Борисовна
первой квалификационной категории
Шеремета Анна Анатольевна
Санкт – Петербург
2018
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знаменательные даты» для 1-4 классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ №367
Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие. ФГОС определяет его как способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению. Неотъемлемыми компонентами результата образования является сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение ставить цели, строить жизненные планы и выстраивать систему социально - значимых и межличностных отношений, формировать ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции, способствовать осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.
Цель программы:
- создание деятельностной ситуации для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, культуре для приобретения опыта исследовательской деятельности, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Задачи:
- создать условия обучающимся для освоения новых норм социального поведения. Предоставить возможность апробировать различные роли в обществе, проявить свою социальную компетентность и навыки сотрудничества в общественной, проектной и других видах деятельности, развивая свои таланты и способности.
- создать условия для приобретения школьниками знаний об истории своей семьи, истории школы, Санкт-Петербурга и России;
- дать основы всесторонних знаний по истории, культуре Фрунзенского района в единой связи с историей города и с историей школы;
- познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы;
- расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами;
- развивать инициативность и самостоятельность школьников в решении посильных социально-значимых проблем школьной и городской жизни
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умения пользоваться разнообразной справочной, научно- популярной, художественной литературой.
Программа внеурочной деятельности «Знаменательные даты» организуется по социальному направлению развития личности, то есть создаёт условия для перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а также вырабатывать собственное понимание заданных извне целей, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать их.
Школа дает возможность осуществить с учетом возрастных особенностей обучающихся:
- взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования;
- непрерывность дополнительного образования;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интеракции в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного проектировщика, исследователя..
Данная программа удерживает интерес к изучению истории родного края, школы, семьи с целью формирования основ гражданской идентичности школьника, включая чувство гордости за свою страну, народ, историю, город, школу, семью. Программа выражает концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемые результаты основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. Работа с информационными ресурсами, использование возможностей Интернета, работа над словом, направленная на обогащение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать его в своей речевой практике.
Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка Так же настоящая программа в значительной степени нацелена на создание условий для языковой и социокультурной интеграции обучающихся-инофонов в петербургское сообщество, содействие адаптации мигрантов в Санкт-Петербурге. При этом программа исходит из того, что формирование толерантности - это встречный процесс и уважение личности каждого человека, взаимную толерантность нужно воспитывать как у жителей Петербурга, так и у "новых петербуржцев". В ходе изучения курса проходит интеграция со следующими предметами учебного плана: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Формы и режимы занятий
- Беседы (познавательные, этические, профилактические);
- Викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы (мини-конкурсы);
- Выставки;
- Тренинги;
- Упражнения (учебно-игровые);
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- Игры (ролевые, ситуационные);
- Занятия с использованием художественных средств выразительности (чтение художественных произведений; просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа);
- Экскурсии;
- Совместная разработка правил поведения.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Ценностные ориентиры конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Место курса в учебном плане.
Программа «Знаменательные даты» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности рассчитана на 1 час занятий в неделю, в 1 классе —33ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34 ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты
Реализация программы способствует достижению следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
- формулировать самому простые правила поведения в природе;
- осознавать себя гражданином России;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- уважать иное мнение;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
- работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
- в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
- предполагать, какая информация нужна;
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные УУД:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные результаты:
- сформированная мотивация, ориентированная на свершения и достижения; успешные установки социального взаимодействия, основанные на нравственных нормах и ценностях общественного и личностного порядка;
- умение анализировать происходящие изменения в самих себе, знать и размышлять о своих способностях и возможностях, составлять определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков;
- владение способами критического мышления, навыками ведения и защиты индивидуального и группового проекта;
- опыт самостоятельной деятельности по изготовлению презентации продукта проекта социально-значимой направленности, в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий.
способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях, научиться ощущать свою долю ответственности, быть самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретения школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, к культуре, труду, знаниям.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта исследовательской деятельности; самоорганизации и организации совместной проектной деятельности.
Исходя из этого, приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- технологии проблемного обучения: частично-поисковый метод, исследовательский метод;
- технология проектного обучения;
- -игровые технологии;
- -здоровьесберегающие;
- технологии личностно-ориентированного обучения
- -информационно-коммуникативные.
Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности, участие в акциях художественно- эстетического направления в окружающем школу социуме. По итогам освоения программы проводятся конкурсы, выставки, защита проектов.
Содержание курса.
Содержание курса строится на основе работы с Этнокалендарём Санкт –Петербурга .
Святыни, жизненные ценности россиян.
Расширить и обогатить представления детей о традициях, обычаях, праздниках в России и за ее пределами. Раскрыть символические значения праздника для верующих. Познакомить со схожими традициями в культуре других народов России.
Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности учащихся.
Любить отечество свое, гордиться им, беречь его.
Дать представление об одной из самых значительных страниц Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Создать условия для формирования чувства патриотизма и любви к Родине. Расширять исторические представления об армии. Дать представление о характере службы российских воинов. Развивать позитивное отношение к службе в Российской армии. Создать условия для формирования знаний о космонавтике и полетах в космос.
Дни солидарности, мира, культуры.
Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности обучающихся, формирование у детей знаний о русском театре и коммуникативных умений. Продолжить знакомство со структурой библиотеки. Формировать бережное отношение к книге. Формировать экологически грамотную личность. Развитие чувства сопереживания жертвам терроризма, осознание разрушительной силы терроризма.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности обучающихся, развитие речи. Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи
Календарно-тематическое планирование
на 2018-2019 уч. год
№ п/п | Дата проведения | Тема классного часа |
1 | День солидарности в борьбе с терроризмом. | |
2 | 190 лет со дня рождения Л.Н. Толстого (1828-1910), русского писателя | |
3 | Международный день мира. | |
4 | День Интернета в России | |
5 | Всемирный день улыбки. | |
6 | Международный день девочек | |
7 | Всемирный день хлеба | |
8 | Международный день школьных библиотек | |
9 | День народного единства | |
10 | Всемирный день науки | |
11 | День рождения Деда Мороза. | |
12 | День матери в России | |
13 | День Неизвестного солдата | |
14 | День героев Отечества | |
15 | 95 лет со дня рождения Я.Л. Акима (1923-2013), российского поэта | |
16 | Международный день кино. | |
17 | Международный день «спасибо» | |
18 | Прорыв блокады Ленинграда. Операция «Искра». | |
19 | 140 лет со дня рождения П.П. Бажова, писателя (1879-1950) | |
20 | 125 лет со дня рождения В. Бианки, писателя (1894-1959) | |
21 | День защитников Отечества | |
22 | День памяти воинов-интернационалистов | |
23 | 95 лет со дня рождения Андрея Владимировича Васнецова, русского художника-монументалиста | |
24 | Международный женский день | |
25 | Традиции русской земли. Масленица. | |
26 | Всемирный день поэзии | |
27 | Международный день детской книги. | |
28 | Животные, проложившие человеку дорогу в космос. | |
29 | 85 лет со дня учреждения звания Герой Советского Союза | |
30 | 135 лет со дня рождения Ярослава Гашека, чешского писателя (1883-1923) | |
31 | День весны и труда. | |
32 | День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов | |
33 | Международный день семьи | |
34 | День славянской письменности и культуры. |
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Технические средства:
1.компьютер;
2.проектор;
3.интерактивная доска;
4.Интернет;
Литература:
- Методические рекомендации по работе с комплексом плакатов «Этнокалендарь в Санкт-Петербурге» : Санкт-Петербург: Издательство «Фрегат», 2017г.
- Календарь составлен по материалам вкладки «Календарь знаменательных дат на 2017-18 учебный год» к журналу «Школьная библиотека». – 2017. – № 3.
Интернет-ресурсы:
http://ru.convdocs.org/docs/index-45886.html http://www.ethnospb.ru/p4/index.htm
«Мы отстояли тебя, Великий город!» / под редакцией писателей- историков М.И. Боженковой, Я.А. Боженкова. СПб: ТО «Пальмира», 2012 г.
- Учебно-методическое пособие. Составитель Т.Н. Трунцева. Рабочая программа внеурочной деятельности по историческому краеведению. 5-8 классы. Москва. ООО «ВАКО», 2014 г.
- Примерные программы внеурочной деятельности / Под. ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010 г.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 г.г.
Информационные:
- http://ligovo-spb.ru/
- http://krasno-selsky.ru/administration/history/
- http://www.archeoclub.narod.ru/
- http://ligovo.org/
- http://petersburglife.ru/
http://www.andcvet.narod.ru/piter/07/10/sam.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знаменательные даты"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знаменательные даты"....
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...