Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знаменательные даты"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знаменательные даты".
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 367
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
192281, Санкт – Петербург, Дунайский проспект, дом 43. корпус 2, литера А. тел/факс 778-82-42
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Знаменательные даты»
на 2018/2019учебный год
Учителя
первой квалификационной категории
Турилина Елена Борисовна
первой квалификационной категории
Шеремета Анна Анатольевна
Санкт – Петербург
2018
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знаменательные даты» для 1-4 классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ №367
Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие. ФГОС определяет его как способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению. Неотъемлемыми компонентами результата образования является сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение ставить цели, строить жизненные планы и выстраивать систему социально - значимых и межличностных отношений, формировать ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции, способствовать осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.
Цель программы:
- создание деятельностной ситуации для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, культуре для приобретения опыта исследовательской деятельности, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Задачи:
- создать условия обучающимся для освоения новых норм социального поведения. Предоставить возможность апробировать различные роли в обществе, проявить свою социальную компетентность и навыки сотрудничества в общественной, проектной и других видах деятельности, развивая свои таланты и способности.
- создать условия для приобретения школьниками знаний об истории своей семьи, истории школы, Санкт-Петербурга и России;
- дать основы всесторонних знаний по истории, культуре Фрунзенского района в единой связи с историей города и с историей школы;
- познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы;
- расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами;
- развивать инициативность и самостоятельность школьников в решении посильных социально-значимых проблем школьной и городской жизни
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умения пользоваться разнообразной справочной, научно- популярной, художественной литературой.
Программа внеурочной деятельности «Знаменательные даты» организуется по социальному направлению развития личности, то есть создаёт условия для перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а также вырабатывать собственное понимание заданных извне целей, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать их.
Школа дает возможность осуществить с учетом возрастных особенностей обучающихся:
- взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования;
- непрерывность дополнительного образования;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интеракции в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного проектировщика, исследователя..
Данная программа удерживает интерес к изучению истории родного края, школы, семьи с целью формирования основ гражданской идентичности школьника, включая чувство гордости за свою страну, народ, историю, город, школу, семью. Программа выражает концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемые результаты основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. Работа с информационными ресурсами, использование возможностей Интернета, работа над словом, направленная на обогащение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать его в своей речевой практике.
Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка Так же настоящая программа в значительной степени нацелена на создание условий для языковой и социокультурной интеграции обучающихся-инофонов в петербургское сообщество, содействие адаптации мигрантов в Санкт-Петербурге. При этом программа исходит из того, что формирование толерантности - это встречный процесс и уважение личности каждого человека, взаимную толерантность нужно воспитывать как у жителей Петербурга, так и у "новых петербуржцев". В ходе изучения курса проходит интеграция со следующими предметами учебного плана: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Формы и режимы занятий
- Беседы (познавательные, этические, профилактические);
- Викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы (мини-конкурсы);
- Выставки;
- Тренинги;
- Упражнения (учебно-игровые);
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- Игры (ролевые, ситуационные);
- Занятия с использованием художественных средств выразительности (чтение художественных произведений; просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа);
- Экскурсии;
- Совместная разработка правил поведения.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Ценностные ориентиры конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Место курса в учебном плане.
Программа «Знаменательные даты» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности рассчитана на 1 час занятий в неделю, в 1 классе —33ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34 ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты
Реализация программы способствует достижению следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
- формулировать самому простые правила поведения в природе;
- осознавать себя гражданином России;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- уважать иное мнение;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
- работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
- в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
- предполагать, какая информация нужна;
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные УУД:
- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные результаты:
- сформированная мотивация, ориентированная на свершения и достижения; успешные установки социального взаимодействия, основанные на нравственных нормах и ценностях общественного и личностного порядка;
- умение анализировать происходящие изменения в самих себе, знать и размышлять о своих способностях и возможностях, составлять определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков;
- владение способами критического мышления, навыками ведения и защиты индивидуального и группового проекта;
- опыт самостоятельной деятельности по изготовлению презентации продукта проекта социально-значимой направленности, в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий.
способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях, научиться ощущать свою долю ответственности, быть самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретения школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, к культуре, труду, знаниям.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта исследовательской деятельности; самоорганизации и организации совместной проектной деятельности.
Исходя из этого, приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- технологии проблемного обучения: частично-поисковый метод, исследовательский метод;
- технология проектного обучения;
- -игровые технологии;
- -здоровьесберегающие;
- технологии личностно-ориентированного обучения
- -информационно-коммуникативные.
Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности, участие в акциях художественно- эстетического направления в окружающем школу социуме. По итогам освоения программы проводятся конкурсы, выставки, защита проектов.
Содержание курса.
Содержание курса строится на основе работы с Этнокалендарём Санкт –Петербурга .
Святыни, жизненные ценности россиян.
Расширить и обогатить представления детей о традициях, обычаях, праздниках в России и за ее пределами. Раскрыть символические значения праздника для верующих. Познакомить со схожими традициями в культуре других народов России.
Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности учащихся.
Любить отечество свое, гордиться им, беречь его.
Дать представление об одной из самых значительных страниц Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Создать условия для формирования чувства патриотизма и любви к Родине. Расширять исторические представления об армии. Дать представление о характере службы российских воинов. Развивать позитивное отношение к службе в Российской армии. Создать условия для формирования знаний о космонавтике и полетах в космос.
Дни солидарности, мира, культуры.
Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности обучающихся, формирование у детей знаний о русском театре и коммуникативных умений. Продолжить знакомство со структурой библиотеки. Формировать бережное отношение к книге. Формировать экологически грамотную личность. Развитие чувства сопереживания жертвам терроризма, осознание разрушительной силы терроризма.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Формирование культурного поля младших школьников, коммуникативных умений, метапредметных универсальных учебных действий, активизация поисковой и творческой деятельности обучающихся, развитие речи. Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи
Календарно-тематическое планирование
на 2018-2019 уч. год
№ п/п | Дата проведения | Тема классного часа |
1 | День солидарности в борьбе с терроризмом. | |
2 | 190 лет со дня рождения Л.Н. Толстого (1828-1910), русского писателя | |
3 | Международный день мира. | |
4 | День Интернета в России | |
5 | Всемирный день улыбки. | |
6 | Международный день девочек | |
7 | Всемирный день хлеба | |
8 | Международный день школьных библиотек | |
9 | День народного единства | |
10 | Всемирный день науки | |
11 | День рождения Деда Мороза. | |
12 | День матери в России | |
13 | День Неизвестного солдата | |
14 | День героев Отечества | |
15 | 95 лет со дня рождения Я.Л. Акима (1923-2013), российского поэта | |
16 | Международный день кино. | |
17 | Международный день «спасибо» | |
18 | Прорыв блокады Ленинграда. Операция «Искра». | |
19 | 140 лет со дня рождения П.П. Бажова, писателя (1879-1950) | |
20 | 125 лет со дня рождения В. Бианки, писателя (1894-1959) | |
21 | День защитников Отечества | |
22 | День памяти воинов-интернационалистов | |
23 | 95 лет со дня рождения Андрея Владимировича Васнецова, русского художника-монументалиста | |
24 | Международный женский день | |
25 | Традиции русской земли. Масленица. | |
26 | Всемирный день поэзии | |
27 | Международный день детской книги. | |
28 | Животные, проложившие человеку дорогу в космос. | |
29 | 85 лет со дня учреждения звания Герой Советского Союза | |
30 | 135 лет со дня рождения Ярослава Гашека, чешского писателя (1883-1923) | |
31 | День весны и труда. | |
32 | День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов | |
33 | Международный день семьи | |
34 | День славянской письменности и культуры. |
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Технические средства:
1.компьютер;
2.проектор;
3.интерактивная доска;
4.Интернет;
Литература:
- Методические рекомендации по работе с комплексом плакатов «Этнокалендарь в Санкт-Петербурге» : Санкт-Петербург: Издательство «Фрегат», 2017г.
- Календарь составлен по материалам вкладки «Календарь знаменательных дат на 2017-18 учебный год» к журналу «Школьная библиотека». – 2017. – № 3.
Интернет-ресурсы:
http://ru.convdocs.org/docs/index-45886.html http://www.ethnospb.ru/p4/index.htm
«Мы отстояли тебя, Великий город!» / под редакцией писателей- историков М.И. Боженковой, Я.А. Боженкова. СПб: ТО «Пальмира», 2012 г.
- Учебно-методическое пособие. Составитель Т.Н. Трунцева. Рабочая программа внеурочной деятельности по историческому краеведению. 5-8 классы. Москва. ООО «ВАКО», 2014 г.
- Примерные программы внеурочной деятельности / Под. ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010 г.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 г.г.
Информационные:
- http://ligovo-spb.ru/
- http://krasno-selsky.ru/administration/history/
- http://www.archeoclub.narod.ru/
- http://ligovo.org/
- http://petersburglife.ru/
http://www.andcvet.narod.ru/piter/07/10/sam.html
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 367
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
192281, Санкт – Петербург, Дунайский проспект, дом 43. корпус 2, литера А. тел/факс 778-82-42
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Наш чудесный город»
1-4 классы
Учителя
первой квалификационной категории
Турилина Елена Борисовна
первой квалификационной категории
Шеремета Анна Анатольевна
Санкт – Петербург
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Наш чудесный город» для 1-4 классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ № 367, авторской программы Е.В.Дмитриевой «Санкт-Петербург».
Нормативно-правовая база
1)Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
2) Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. №373»
3) Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
4) СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Программа «Наш чудесный город» органично сочетает две составляющих педагогического процесса, такие как «воспитывающее обучение и обучающее воспитание». Программа рассчитана на 4 года обучения (1 – 4 класс). Она позволяет научить ребёнка ориентироваться в окружающем его большом городе, осознать пользу и проблемы Петербурга, его красоту, уникальность и ценность. Занимаясь по программе, школьники изучают историю родного города, являющуюся частью истории своей Родины, что способствует формированию системы ценностей и жизненных приоритетов, осознанию ребенком собственного места и роли в пространстве культуры, формированию образованной личности, воспитанию чувства патриотизма и твёрдой гражданской позиции.
Целью программы курса является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Способствовать формированию у учащихся:
- познавательного интереса к изучению города;
- элементарных знаний о составных частях города;
- о роли людей и природы в формировании городов;
- о взаимосвязи города и горожан;
- о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура);
- о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны;
- о главных ансамблях Петербурга - его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия;
- о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.
На основе этих знаний:
2. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
3. Начать формирование краеведческих умений:
- грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;
- ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;
- соотносить объект на карте с городским пространством;
- пользоваться краеведческой литературой;
- рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;
- описывать памятники, достопримечательности по памяткам;
- соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках.
4. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:
- работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды);
- подбирать слова, характеризующие объект;
- выявлять главные признаки объекта;
- сравнивать объекты и делать выводы;
- обосновывать свою точку зрения;
- переносить знания, полученные на других учебных предметах.
5. Создавать условия для формирования оценочных суждений:
- формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;
- выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.
6. Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:
- изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).
7. Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:
- соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану ГБОУ СОШ №367 программа рассчитана на 4 года обучения. Количество учебных часов – 135 часов, по 34 часа в год (в 1-м классе 33 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Результаты изучения курса: личностные, метапредметные и предметные.
Личностными результатами изучения курса «Наш чудесный город» является формирование следующих умений:
- эмоционально-ценностного восприятия ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- формировать умение делать выводы;
- формировать положительную мотивацию к обучению;
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания, нацеленные на умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «История и культура Санкт- Петербурга» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «История и культура Санкт- Петербурга» является формирование следующих умений.
- овладеть элементарными знаниями о составных частях города, об удивительных особенностях (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу, о роли людей и природы в формировании города и в решении городских проблем, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов;
- научиться правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; пользоваться краеведческой литературой; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках;
- уметь выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку.
Предполагаемые результаты освоения программы.
Во время прохождения начального курса «Наш чудесный город» предполагается, что учащиеся:
- овладеют элементарными знаниями о составных частях города, об удивительных особенностях (город островов, рек и каналов, мостов, архитектурных ансамблей, скульптурных памятников) присущих только Санкт-Петербургу, о роли людей и природы в формировании города и в решении городских проблем, о важных функциях города, о самых его известных достопримечательностях, то есть о том, что делает облик Петербурга неповторимым, отличным от других городов;
- научатся правильно употреблять и писать «городские» слова и выражения; ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу; пользоваться краеведческой литературой; описывать достопримечательности по памяткам; применять для выполнения заданий свой повседневный опыт и знания о городе, полученные на уроках;
- проявят познавательный интерес к изучению своей Малой Родины в выполнении творческих заданий, в желании посетить музей, выставку и написать отзыв, самостоятельно найти информацию, написать стихотворение или сказку о городе;
- смогут развить монологическую речь и мыслительные умения (работать со стихами, ребусами, кроссвордами; характеризовать объект, выявляя его главные признаки; сравнивать объекты; доказывать свою точку зрения);
- начнут выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку.
И, конечно, полученные знания и умения должны способствовать бережному отношению ребят к созданному предшествующими поколениями и создаваемому в настоящее время, и уважению в общении в семье, с одноклассниками, в городском пространстве: на экскурсиях, в транспорте, музеях, театрах, библиотеках, храмах.
Содержание программы
1 год обучения «Мы живём в Санкт-Петербурге» (33 ч)
1 | Вводное занятие. Из истории Санкт-Петербурга | Первоначальные сведения о городе: название города, возраст города, понятия «старый – новый», «большой – маленький» город. История города и необходимость её изучения. Знакомство с картой города. |
2 | Наш город – Санкт-Петербург | Царь Пётр I. Его появление на берегах Невы. Идея постройки крепости. День рождения города. Начало строительства. Происхождение названия. Работа с пособием «Санкт-Петербург» Е.В.Дмитриевой, стр.3. |
3 | Крепость на Заячьем острове | Местоположение. Работа с картой-схемой. Составные части. Назначение. Работа с пособием Дмитриевой стр. 4-6. Разгадывание ребусов. |
4 | Домик Петра Первого. Троицкая площадь | Местоположение. Работа с картой-схемой. Внешний вид. Внутреннее убранство. Каменный футляр. Работа с пособием стр. 7-9. |
5 | Петропавловский собор | Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Доменико Трезини. Пособие стр. 11-13 |
6 | Адмиралтейская верфь | Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Андреян Захаров. Пособие стр. 14-16 |
7 | Здание Адмиралтейства | Архитектурные украшения башни. Работа со схемой. Творческое задание на различие внешнего вида колокольни Петропавловского собора и башни Адмиралтейства. Пособие стр. 17-18 |
8 | Летний сад | Местонахождение. Работа с картой - схемой. История создания. Происхождение названия. Постройки в Летнем саду. Ограда Летнего сада. Пособие стр. 19-22 |
9 | Летний дворец | Местонахождение. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Доменико Трезини. Понятие рельеф. Сравнение внешнего облика домика Петра Первого и Летнего дворца Петра. Пособие стр. 23-25. |
10 | Дворцовая площадь | Местоположение. Работа с картой. Значение слова фасад, пандус, пилястры. Зимний дворец. Ф.Б. Растрелли. Парадная лестница Зимнего дворца. Пособие стр.26-29 |
11 | Зимний дворец | Кроссворды, ребусы, занимательные задания. Пособие стр. 29-30 Виртуальное путешествие по центру Санкт-Петербурга. |
12 | Эрмитаж - музей в Зимнем дворце | Музей в Зимнем дворце. Старый Эрмитаж. Новый Эрмитаж. Некоторые экспонаты Эрмитажа. |
13 | Эрмитаж - музей в Зимнем дворце | Малый Эрмитаж. Некоторые экспонаты Эрмитажа. Виртуальное путешествие по залам Эрмитажа. Пособие стр. 31-33 |
14 | Арка Главного штаба. Александровская колонна | Местоположение. Внешний вид. Назначение. Архитектор К. И. Росси. Колесница и богиня победы Ника. Александровская колонна. Огюст Монферран. Пособие стр. 34-37. |
15 | Стрелка Васильевского остров | Город на островах. Работа с картой-схемой. Местонахождение. История создания. Назначение. Пособие стр. 38-39 |
16 | Стрелка Васильевского острова | Здание Биржи. Тома де Томон. Ростральные колонны – внешний вид, происхождение названия. Пособие стр. 40-41 |
17 | Сенатская площадь | Местонахождение. Работа с картой. К. Росси. Здания Сената и Синода. Скульптуры. Сенатская площадь. |
18 | Сенатская площадь | Сенатская площадь. Медный всадник. Пособие стр. 42-45. |
19 | Исаакиевская площадь | Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. Мариинский дворец. Гостиница «Астория». Пособие стр. 46. |
20 | Исаакиевская площадь | Памятник Николаю Первому. Водомерный столб. Синий мост. Пособие стр. 47-49. |
21 | Исаакиевский собор | Собор-великан. Внешний облик. Архитектор О. Монферран. Значение слов: звонницы, портики, колоннады. Скульптуры на соборе. Пособие стр. 50-53. |
22 | Невский проспект | Главная улица нашего города – Невский проспект. Внешний вид проспекта. Знаменитые и узнаваемые здания на Невском проспекте. Работа с картой. Просмотр фильма «Прогулка по Невскому проспекту». Обмен информацией об улицах нашего города известных детям. |
23 | Невский проспект | «Невский трезубец» Еропкина. Три моста. Городская дума, Гостиный двор. Казанский собор. Пособие стр. 54-57 |
24 | Казанский собор | Местоположение. Внешний облик. Происхождение названия. А.Н. Воронихин. Памятники великим полководцам. Пособие стр. 58-60 |
25 | Храм Воскресения Христова(Спас на крови) | Местоположение. Внешний облик. Происхождение названия. История создания. А. А. Парланд и священник Игнатий. Внутреннее убранство храма. Пособие стр. 61-63 |
26 | Гостиный двор. Городская дума | История создания. Внешний облик. Назначение. Архитектор Валлен-Деламот. Башня Городской думы. Внешний облик. Назначение. Пособие стр.64-67. |
27 | Аничков дворец | История создания Внешний вид. Дворец творчества юных. Пособие стр. 68 |
28 | Аничков мост | Аничков мост. Скульптурные группы. Пособие стр. 69-71 |
29 | Символы Санкт-Петербурга: герб, флаг | Город на островах. Петербург морской и речной порт. Герб Петербурга, флаг. Андреевский флаг. Ангел на флюгере Петропавловского собора, кораблик на флюгере Адмиралтейства. Мозаика «Составь символ». Работа с пособием стр. 72 |
30 | Символы Санкт-Петербурга: гимн | Гимн Петербурга. Конкурс рисунков «Символы Санкт-Петербурга». Работа с пособием стр. 72 |
31 | Итоговое занятие «Что я узнал о нашем городе» | Кроссворды, ребусы, занимательные задания. Пособие стр. 74-76. Виртуальное путешествие-экскурсия по центру Санкт-Петербурга. |
32 | Обзорная экскурсия по городу | Правила поведения на экскурсии. Почему надо сохранять и беречь исторические здания и памятники. Почему надо изучать историю города. Обсуждение. |
33 | Викторина «Знай и люби свой город» | Проведение викторины с использованием настольной игры «Санкт-Петербург». Выбор жюри и подведение итогов. Награждение лучшего знатока города. |
2 год обучения. «Петербург – город – музей» (34 ч)
1 | Вводное занятие. | Повторение основных вопросов из пройденного материала: основные понятия, виды зданий, петербургские улицы и мосты. |
2 | Санкт-Петербург – город музеев и театров. | Пётр I – основатель Кунсткамеры. Понятие экспоната. Местоположение. |
3 | Музеи на стрелке Васильевского острова | Первый музей России – Кунсткамера. Внешний вид здания. Зодчий Георг Маттарнови. Указ Петра Первого. Университетская набережная. Экспонаты музея. Зоологический музей. Здание биржи. |
4 | Экскурсия в один из музеев | Правила поведения во время экскурсии. Правила поведения в автобусе. Правила пешехода. Правила поведения в музее. Почему после экскурсии надо задавать вопросы экскурсоводу. |
5 | Площадь Искусств | Местонахождение площади. Работа с картой схемой. Памятник Пушкину. Скульптор М. К. Аникушин. Русский музей. Архитектор Росси. . Работа с пособием Дмитриевой стр. 8-9. |
6 | Михайловский театр. Здание Филармонии | Михайловский театр. Архитектор Брюллов. Работа с пособием Дмитриевой стр. 10-11. |
7 | Михайловский дворец. Русский музей | Великие русские художники и их творения. Продолжение знакомства с архитектурным ансамблем площади Искусств. Здание Филармонии. Работа с пособием Дмитриевой стр.12 – 13. |
8 | Площадь Островского | Русский драматург А. Н. Островский. Местонахождение площади. Работа с картой. К. И. Росси. Александринский театр. Российская национальная библиотека. Павильон Росси. Памятник Екатерине II. Павильон Аничкова Дворца на Невском проспекте. Работа с печатным пособием Дмитриевой стр. 15-18. |
9 | Театр имени А. С. Пушкина (Александринский театр) | Театр им. Пушкина. Внешний облик. Колесница Аполлона. Кто такой Аполлон? Скульптор С. С. Пименов. Значение слов: трагедия, комедия, муза, партер, бельэтаж, антракт, фойе, пюпитр, бис, браво. Работа с пособием Дмитриевой стр. 19-21. |
10 | Российская национальная библиотека | Местонахождение. Внешний вид. Архитектор К. И. Росси. Работа с пособием стр. 22-24. Игра «Знай и люби свой город». |
11 | Елисеевский магазин. Театр комедии | Местоположение театра. Работа с картой. Елисеевский магазин. История создания. Театр комедии им. Акимова. Работа с пособием стр.25-26 |
12 | Театральная площадь | Местонахождение. Внешний вид. История создания. Мариинский театр оперы и балета. Архитектор Альберт Кавос. Интерьер Мариинского театра. Значение слов: балет, опера, ария, оркестровая яма, либретто, финал. Работа с пособием стр.28-29 |
13 | Обобщающий урок «Музеи и театры Санкт – Петербурга» | Как одеться в театр? Правила поведения в театре. |
14 | Санкт – Петербургские храмы. Православные храмы | СПб – город, открытый для всех. Местоположение Никольского храма. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Архитектор С.И. Чевакинский. Местоположение храма святых Петра и Павла. История создания. Архитектор А.П. Брюллов. Работа с пособием стр. 32-33. |
15 | Мечеть, синагога, Буддийский храм, костёлы | Местоположение храмов. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Архитекторы Н.В.Васильев, А.И. Гоген, С.С. Кричинский, А. В. Малов, Н. М. Березовский и Г. В. Барановский Работа с пособием стр. 34-36. Портал. |
16 | Экскурсия в Русский музей | Работа с картой. Работа с видеоматериалами. Интерактивная экскурсия по Русскому музею. Работа с пособием Дмитриевой стр. 14. |
17 | «Мосты повисли над водами…» Мосты через реки и каналы | Город на островах. Работа с картой – схемой. Обозначение на карте островов, рек и каналов города. Как работают реки и каналы? Некоторые проблемы экологии города. |
18 | Иоанновский мост. Эрмитажный мост | Заячий остров. Троицкая площадь. Петропавловская крепость. Работа с пособием стр. 37. Зимняя канавка. Первые каменные мосты в Петербурге. Зимний дворец. Работа с картой. Работа с пособием стр. 37-38. |
19 | Мост Ломоносова. Аничков мост | Фонтанка. М.В. Ломоносов. Зодчий Жан Перроне. Работа с картой. Работа с пособием стр. 39 Невский проспект. Работа с картой. Внешний вид моста. Скульптурная группа. Архитектор Клодт. Работа с пособием стр. 39 |
20 | Мосты через Мойку. Банковский и Львиный мосты | Река Мойка. Разноцветные мосты. Работа с картой. Самый широкий – Синий мост. Зелёный мост на Невском. Работа с пособием стр. 40-41 Канал Грибоедова. Работа с картой. Устройство подвесных мостов. Работа с пособием стр.41 - 42 |
21 | Мосты через Нев | Дворцовый мост, Лейтенанта Шмидта, Троицкий. Работа с пособием стр.44-46. Работа с картой. |
22 | Мосты через Неву. Продолжение | Большеохтинский, Финляндский, Александра Невского, Володарского. Местонахождение. История названия. Назначение. Внешний вид. Работа с пособием стр. 47-48. |
23 | «В гранит оделася Нева…» | Значение слов: набережная, сваи, гранит, суда, причалы, парапет. Первые гранитные набережные. Что такое пандус? Работа с пособием стр. 50-54 |
24 | «Твоих оград узор чугунный...» | Ограды и решётки Санкт-Петербурга. Фонари, украшающие мосты. Решётка Летнего сада. Решётка Михайловского сада. Решётка Казанского собора. Художественная мастерская (конкурс рисунков). Работа с пособием стр. 55-58. |
25 | Экскурсия «Мосты повисли над водами…» | Конкурс фотографий. Оформление выставки. |
26 | «Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре» | Понятие: миф. Некоторые сведения о Древней Греции. Чтение мифов. Конкурс рисунков. Просмотр мультфильмов по мифам Древней Греции. |
27 | Атланты и кариатиды | Значение слов: атланты, кариатиды, карниз, фасад, герма, пути. Скульптурные украшения Зимнего дворца, Смольного собора, дома Демидовых, Нового Эрмитажа. Работа с пособием стр. 60-61 |
28 | Герои мифов в скульптуре | Понятия: скульптура, бюст, скульптор. Различие понятий скульптура и памятник. Чтение древнегреческих мифов. Знакомство со скульптурами в Петровских воротах, в Летнем саду, на крыше Пушкинского дома. Работа с пособием стр.62-65 |
29 | Скульптуры – аллегории | Мифы Древнего Рима. Понятие: аллегория. Статуи на здании Адмиралтейства, на арке Сената и Синода, в Летнем саду. Чтение мифов Древнего Рима. Пособие стр. 66-68 |
30 | Животные в скульптуре | Значение слова: анималистическая. Львы в СПб. Скульптуры коней. Работа с картой. Скульпторы – анималисты. Работа с пособием стр. 69-71 |
31 | Звери и птицы | Скульпторы – анималисты. Скульптуры на зданиях. Многообразие скульптур. Работа с пособием стр. 71-72 |
32 | Фантастические животные | Сфинксы, грифоны. О Древнем Египте. Работа с картой. Значение слов: рельеф, тонна, фараон, гробница. Конкурс рисунков «Моё фантастическое животное». |
33 | Итоговый урок | Урок-викторина. Обобщение и повторение знаний. Игра «Я иду по Санкт-Петербургу». |
34 | Автобусная экскурсия | «Разорванное кольцо» (варианты) |
3 год обучения. «Блистательный Санкт-Петербург» (34 ч)
1 | Вводный урок. Река Нева | Повторение пройденного во 2 классе. Освоение берегов реки Невы. |
2 | Жители Невских берегов | Северные племена. Их занятия. Быт и нравы северных племён. Работа с картой. Пособие Дмитриевой стр. 3-6. Конкурс рисунков: «Игрушка для малыша» |
3 | Из истории приневских земель | Борьба за Невские земли. Александр Невский. Карта-схема поселений 17 века. Названия поселений, оставшиеся с древних времён. Занятия местных жителей. |
4 | Невские крепости. Нотебург. Шлиссельбург. Ниеншанц | Местонахождение. Работа с картой. История основания. Северная война. Форт, ряжи |
5 | Кроншлот. Кронштадт | Кроншлот. Остров Котлин. Фильм о городе Кронштадт. |
6 | Петропавловская крепость | Защита будущего города – крепость. Заячий остров. Работа с картой. А.Д.Меньшиков. Понятия: бастион, куртина, равелин, кронверк. Постройки внутри крепости. Пособие стр.13-16. Фильм о Петропавловской крепости. |
7 | Игра «Построй крепость» | Сборка макета Петропавловской крепости. (Экскурсия в музей Этнографии) |
8 | Петропавловский собор | История создания. Архитектурные детали: волюты, пилоны. Флюгер на шпиле. Ребусы, занимательные задания. Пособие стр. 18-19 |
9 | Домик Петра Первого. Троицкая площадь | Местонахождение. Внешний вид. Работа с картой. Троицкая площадь. Первые улицы СПб. Многонациональный Санкт-Петербург. Пособие стр. 20-22 |
10 | Архитектурные стили. Петровское барокко | Понятие: петровское барокко. Архитектор Доменико Трезини. Дома для горожан разного достатка. Пособие стр.23 |
11 | Меньшиковский дворец | Дворец Меншикова. Архитекторы Джованни Фонтана и Готфрид Шедель. Флигель, аттик, ризалиты, фронтоны. Пособие с. 24-26 |
12 | Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого | Что такое ассамблея? Как проходили ассамблеи? Летние гулянья в Летнем саду. Пособие стр.27-29. Ребусы, занимательные задания. Конкурс рисунков. |
13 | Проект «Праздник» | На основании полученных знаний составить сценарий праздника петровских времён. Придумать костюмы, развлечения для детей. |
14 | Корабли в Петровском Петербурге. Адмиралтейство | Местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. Кораблик на шпиле. Работа с картой-схемой. Александровский сад. Адмиралтейство – памятник, достопримечательность, символ города морской славы. Различие внешнего вида Адмиралтейства и Петропавловского собора. Пособие стр. 30-33 |
15 | Экскурсия. («Меньшиковский дворец» или «Петербург – колыбель Флота») | |
16 | Александро-Невская лавра | Местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. Работа с картой-схемой. Кроссворд, занимательные задания. |
17 | Невский проспект | Местонахождение. Происхождение названия. Составные части улицы. Транспорт. Невский проспект в середине 18 века. Работа с пособием стр. 38-40. |
18 | Невский проспект (продолжение) | Магазины Невского проспекта, банки, учреждения культуры. Храмы. Мосты и реки. Невский проспект 14 – памятная доска. Невский в годы войны и во время блокады. Чтение стихов, посвящённых Невскому проспекту. Видеоэкскурсия. Работа с пособием стр.41 |
19 | Родословная русских царей. | Составление схемы родословной русских царей от Петра I до Николая II. Пособие стр. 42. |
20 | Царский двор в правлении Анны Иоанновны | Ледяной дом. Нравы той эпохи. Пособие стр.43-44 |
21 | Из истории Зимних дворцов | Шесть Зимних дворцов. Д. Трезини, Г.И. Маттарнови, Ф.Б. Растрелли. «Елизаветинское барокко». Государственный Эрмитаж. Игра «Узнай по силуэту». |
22 | Русское барокко | Государственный Эрмитаж. Интерактивная экскурсия по залам музея. Составление схемы зданий Государственного Эрмитажа и прилегающей территории. Работа с пособием стр.48-49 |
23 | Как учили детей в Петербурге 18 века | Значение слов: риторика, кадет, паж, геральдика, фехтование. Смольный институт. Воронцовский дворец. Работа с пособием стр.52-53. Поиск ответов на вопросы. |
24 | Развлечения дворян и народные гулянья в Петербурге 18-19 веков | Екатерина II. Карусели на дворцовой площади. Народные гулянья на Масленицу н на Пасху. Катания с гор. Что такое балаганы? Кто такие зазывалы? Знакомство с нарядами той эпохи по рисункам и картинам художников. Рисование на тему: «Народное гуляние», «Пригласительный билет». Работа с пособием стр. 54-57. |
25 | Михайловский замок Павла Первого | Сын Екатерины Великой – Павел Первый. Дворец для нового царя. Архитекторы В.И. Баженов и В. Бренна. Происхождение названия. Необычный внешний вид замка. Памятник Петру Великому. Работа с картой-схемой. Второе название замка – Инженерный. Памятник Павлу Первому. Работа с пособием стр. 58-61 |
26 | Из истории пожаров в Санкт-Петербурге | Почему в Петербурге были частые пожары? Как боролись с огнём? Пожар в Зимнем дворце в 1837 году. Пособие стр.62-63. |
27 | Из истории наводнений в Санкт-Петербурге | Что такое наводнение? Сильные наводнения 18-19 веков. Памятные доски о наводнениях. Гранитный обелиск на Мойке. Чтение поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (отрывок). Выполнение заданий стр. 62-65. Как защищён город от наводнений в наши дни? |
28 | Триумфальные арки Петербурга. | Понятие: триумфальные арки. Петровские ворота. Нарвские ворота, Московские триумфальные ворота. Пособие стр.66-68 |
29 | Триумфальные арки Петербурга. (продолжение) | Работа с картой, со схемой. Архитекторы Стасов, Кваренги, Трезини. Скульпторы Демут-Малиновский, Пименов и др. Занимательные задания стр. 69. |
30 | Классицизм | Дворцовая площадь. Местонахождение и происхождение названия. Работа с картой-схемой. Александровская колонна и её создатели. Здание Главного штаба. Пособие стр. 70-71 |
31 | Ансамбли зодчего Росси | Михайловский дворец. Александринский театр. Елагин дворец. Павильон Росси в Михайловском саду. Пособие стр. 71-72. Здание Сената и Синода. Улица Зодчего Росси. Академия русского балета им. Вагановой. Пособие стр.73-74 |
32 | Итоговое занятие. Игра по станциям | Игра «Знаешь ли ты Петербург». |
33 | Бал и экскурсия в Елагин дворец | |
34 | Игра «Я иду по Петербургу» | Обобщение знаний. |
4 год обучения. «От империи до федерации» (34 ч)
1 | Вводный урок | Расписание занятий. Правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Стиль поведения петербуржцев. |
2 | Петербург в начале 19 века | Некоторые исторические сведения о войне 1812 года. Император Александр Первый. Стиль ампир. Примеры архитектурных шедевров в стиле ампир. Пособие Дмитриевой стр. 3-5 |
3 | Пушкинский Петербург | Первая треть 19 века – время расцвета литературы, живописи и скульптуры. Лавка Смирдина. В. А. Жуковский. Дворянское общество. Дуэль. Музей-квартира Пушкина Мойка 12. Пособие стр. 6-8 |
4 | Петербург – литературный город | Как проходили балы в светском обществе. Названия танцев. Просмотр видео. Костюмы начала 19 века. Пособие стр. 9-10 |
5 | Дворцы и особняки на рубеже 18-19 веков | Архитектурные стили барокко и классицизм. Значение слов особняк, мезонин, фронтон, портик, ротонда. Архитектор И. Е. Старов. Таврический дворец. Пособие стр. 11-13 |
6 | Доходные дома | Как в Петербурге появились дворы-колодцы? Доходные дома. Пособие стр. 14 |
7 | Стиль эклектика. | Стиль эклектика. Значение слов мансарда, сандрик, пилястры, руст. Р.А. Желязевич. Л.Ф. Фонтана. Пособие стр. 15-16. Занимательные задания на узнавание архитектурных стилей барокко, классицизм, ампир, эклектика. Примеры зданий, выполненных в этих стилях. |
8 | Петербург на рубеже 19-20 веков | Влияние французской культуры. Характерные черты стиля модерн. И. Ф. Лидваль. Рассматривание архитектурных украшений в стиле модерн. Конкурс рисунков «Я творю в стиле модерн» Пособие стр. 17-18 |
9 | Стиль модерн. | Дом компании Зингер. Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Внешние вид. Назначение. Значение слов: валькирия, гарпун, Скандинавия. Пособие стр. 18-20 |
10 | Городская жизнь в 18-19 веках | Быстрый темп развития города. Первые в России мостовые, первые уличные фонари и полиция. Городская дума. Понятия: торцовая мостовая, съезжий дом. Первый водопровод. Пособие стр.21-25 |
11 | Транспорт в Петербурге. | Нева – главная дорога города целых 200 лет. Двуколка при Петре Первом. Кареты и экипажи при Анне Иоанновне. Омнибус, конка, извозчик. Первый трамвай. Первая железная дорога. Пособие стр. 26-29 |
12 | Петербург – военная столица. | Военная форма 18-19 веков. Значение слов: гарнизон, гвардия, казармы, плац, манеж. Марсово поле. Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Внешние вид. Назначение. Современный вид Марсова поля. В. П. Стасов. Казармы Павловского полка. Стиль ампир. Михайловский манеж. Мраморный дворец. Пособие стр.30-33 |
13 | Чему и как учили детей в Петербурге 19 века. | Обучение при Александре Первом. Обучение при Николае Первом. Царскосельский лицей. Знаменитые лицеисты. Реальные гимназии. Пособие стр. 34-37 |
14 | Конкурс кроссвордов «Петербург 18-19 веков» | Занимательные задания, ребусы, загадки, тесты. |
15 | Пригороды Санкт-Петербурга | Ленинградская область. Работа с картой. Дворцово-парковые ансамбли пригородов Санкт-Петербурга. |
16 | Стрельна | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Сад в Стрельне. Дворец в Стрельне. Интерактивная экскурсия. Пособие стр.38-39 |
17 | Константиновский дворец | История Большого Стрельнинского дворца. Архитектор Н. Микетти. Нижний парк. Пожары во дворце. Архитектор Ф. Растрелли и А.Н. Воронихин. Значения слов: бельведер, балюстрада. Разрушение и восстановление дворца. Пособие стр. 40-41 Работа с картой-схемой. |
18 | Петергоф | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Верхний парк. Нижний парк. Дворцы Петергофа. Происхождение названия. Назначение. Внешний вид. Особый герб Петергофа. Петергоф во время ВОВ. Восстановление утраченного. Пособие стр. 42-45 |
19 | Большой дворец и фонтаны Петергофа | Большой дворец в стиле барокко. Ф. Растрелли. Изумительные интерьеры Большого дворца. Регулярные и пейзажные парки. Знаменитые фонтаны. Б. Растрелли и его «Самсон». Второе «имя» Петергофа. Рисование на тему: «Мой любимый фонтан». Пособие стр. 46-48. |
20 | Ломоносов (Ораниенбаум) | О князе Меньшикове и Петре Первом. Подарок царя. Местонахождение города. Происхождение названия. Работа с картой. Большой Меншиковский дворец. Внешний вид. Дж. Фонтана и Г. Шедель. Пособие стр. 49-50. |
21 | Ломоносов (Ораниенбаум). Храмы города | А. Ринальди. Ансамбль собственной дачи. Китайский дворец. Павильон Катальной горки. Происхождение названия. Назначение. Значение слов: мозаика, смальта. Пособие стр. 51-52 |
22 | Пушкин (Царское Село) | Саарская мыза. Местоположение. Работа с картой. Происхождение названия. М.Г. Земцов. Ф. Растрелли. Большой Екатерининский дворец. Барокко. Картуш. Знаменитая Янтарная комната. Пособие стр. 53-56 |
23 | Экскурсия в Царское Село | Камеронова галерея. Холодная баня и другие постройки в прилегающем парке. Александровский дворец. Классицизм. Дж. Кваренги. Детское село. Город Пушкин. |
24 | Павловск | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Большой Павловский дворец. Ч. Камерон. Стиль классицизм. В. Бренна. Росси. Знаменитый Павловский парк и его постройки. Пособие стр. 58-61 |
25 | Прогулка по Александровскому парку | Работа с картой схемой. Занимательные задания на запоминания, на узнавание. Интерактивная экскурсия. |
26 | Гатчина | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Гатчинский дворец. Классицизм. А. Ринальди. Английский сад. Перестройка дворца архитектором В. Бренна. Новые парки. Приоратский дворец. Пособие стр. 62-63 |
27 | Квест-игра по Гатчинскому парку | Приоратский дворец. История создания. Происхождение названия. Н.А. Львов. Памятник Павлу Первому работы И. П. Витали. Вопросы и задания стр. 64-65 |
28 | Составление эссе по пригородам Петербурга | Работа с контурной картой. Просмотр видеоматериалов. |
29 | Архитектура Петрограда – Ленинграда | Первая мировая война. Октябрьская революция. Гражданская война. Перенесение столицы в Москву. Краткая историческая справка. Переименование города. Новый стиль конструктивизм. Характерные черты стиля в новостройках того времени. Наводнение 1924 года. Работа с картой. Пособие стр. 66-67 |
30 | Конструктивизм | Восстановление города после ВОВ. «Сталинский ампир». И. Сталин – краткая историческая справка. Ленинград - в 50-годы. Новые блочные и панельные районы. Пособие стр. 68-69 |
31 | Ленинград – город – герой. | Ленинград в первые недели ВОВ. Ленинградская битва. Жизнь в блокадном городе. Памятники, посвящённые ВОВ и блокаде. Знаменитые Ленинградцы. Работа с картой. Дорога жизни. Чтение стихов. Просмотр документального фильма «Зелёные пояс Славы». Пособие стр. 70-73 |
32 | Экскурсия в государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда | Обмен мнениями. Конкурс рисунков. |
33 | Вопросы и задания (итоговое занятие) | Работа с пособием стр. 74 - 78 |
34 | Викторина «Знаете ли вы свой город?» | Изменения в жизни страны 12 нюня 1991 года. Возвращение городу имени. Флаг и герб. Изменение названий улиц. Как меняется облик города. Старые и новые традиции горожан. Состав населения. Знаменитые петербуржцы. |
Календарное планирование для 1Б класса
2016-2017 учебный год
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводный урок. Из истории Санкт – Петербурга. | 1 | |
2 | Наш город – Санкт – Петербург. | 1 | |
3 | Крепость на Заячьем острове. | 1 | Разгадывание ребусов |
4 | Домик Петра Первого. Троицкая площадь. | 1 | |
5 | Петропавловский собор. | 1 | |
6 | Адмиралтейская верфь. | 1 | |
7 | Здание Адмиралтейства. | 1 | |
8 | Летний сад. | 1 | |
9 | Летний дворец. | 1 | |
10 | Дворцовая площадь. | 1 | |
11 | Зимний дворец. | 1 | |
12 | Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. | 1 | |
13 | Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. (Продолжение) | 1 | |
14 | Арка Главного штаба. Александровская колонна. | 1 | |
15 | Стрелка Васильевского острова. | 1 | |
16 | Стрелка Васильевского острова. (Продолжение) | 1 | |
17 | Сенатская площадь. | 1 | |
18 | Сенатская площадь. (Продолжение) | 1 | |
19 | Исаакиевская площадь. | 1 | |
20 | Исаакиевская площадь. (Продолжение) | 1 | |
21 | Исаакиевский собор. | 1 | |
22 | Невский проспект. | 1 | |
23 | Невский проспект. (Продолжение) | 1 | |
24 | Казанский собор. | 1 | |
25 | Храм Воскресения Христова (Спас на крови). | 1 | |
26 | Гостиный двор. Городская дума. | 1 | |
27 | Аничков дворец. | 1 | |
28 | Аничков мост. | 1 | |
29 | Символы Санкт – Петербурга: герб, флаг. | 1 | |
30 | Символы Санкт – Петербурга: гимн. | 1 | Разучивание гимна Санкт-Петербурга |
31-33 | Итоговое занятие « Что я узнал о нашем городе» | 1 |
Календарное планирование
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводный урок. | ||
2 | Санкт – Петербург - город музеев и театров. | ||
3 | Музеи на стрелке Васильевского острова. | ||
4 | Экскурсия в один из музеев. | ||
5 | Площадь Искусств. | ||
6 | Михайловский театр. Здание Филармонии. | ||
7 | Михайловский дворец. Русский музей. | ||
8 | Площадь Островского. | ||
9 | Театр имени А.С. Пушкина. ( Александринский театр ). | ||
10 | Российская национальная библиотека. | ||
11 | Елисеевский магазин. Театр комедии. | ||
12 | Театральная площадь. | ||
13 | Обобщающий урок «Музеи и театры Санкт – Петербурга». | ||
14 | Санкт – Петербургские храмы. Православные храмы. | ||
15 | Мечеть, синагога, Буддийский храм, костёлы. | ||
16 | Экскурсия в Русский музей. | ||
17 | «Мосты повисли над водами…» Мосты через реки и каналы | ||
18 | Иоановский мост, Эрмитажный мост | ||
19 | Мост Ломоносова, Аничков мост | ||
20 | Мосты через Мойку, Банковский и Львиный мост. | ||
21 | Мосты через Неву. | ||
22 | Мосты через Неву. Продолжение | ||
23 | «В гранит оделася Нева…» | ||
24 | « Твоих оград узор чугунный…» | ||
25 | Экскурсия. «Мосты повисли над водами…» | ||
26 | Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре. | ||
27 | Атланты и кариатиды. | ||
28 | Герои мифов в скульптуре. | ||
29 | Скульптуры – аллегории. | ||
30 | Животные в скульптуре. | ||
31 | Звери и птицы. | ||
32 | Фантастические животные. | ||
33 | Итоговый урок | ||
34 | Автобусная экскурсия |
Календарное планирование
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводный урок. Река Нева | ||
2 | Жители невских берегов | ||
3 | Из истории приневских земель | ||
4 | Невские крепости. Нотебург. Шлиссельбург. Ниеншанц | ||
5 | Кроншлот. Кронштадт | ||
6 | Петропавловская крепость | ||
7 | Игра «Построй крепость» | ||
8 | Петропавловский собор | ||
9 | Домик Петра Первого. Троицкая площадь. | ||
10 | Архитектурные стили. Петровское Барокко. | ||
11 | Меньшиковский дворец. | ||
12 | Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого. | ||
13 | Проект «Праздник» | ||
14 | Корабли в петровском Петербурге. Адмиралтейство | ||
15 | Экскурсия («Меньшиковский дворец» или « Петербург – колыбель Флота») | ||
16 | Александро-Невская лавра | ||
17 | Невский проспект | ||
18 | Невский проспект (Продолжение) | ||
19 | Родословная русских царей | ||
20 | Царский двор в правление Анны Иоановны | ||
21 | Из истории Зимних дворцов | ||
22 | Русское барокко | ||
23 | Как учили детей в Петербурге 18 века | ||
24 | Развлечения дворян и народные гулянья в Петербурге 18-19 веков | ||
25 | Михайловский замок Павла Первого | ||
26 | Из истории пожаров в Санкт-Петербурге | ||
27 | Из истории наводнений в Санкт-Петербурге | ||
28 | Триумфальные арки Петербурга. | ||
29 | Триумфальные арки Петербурга. (продолжение) | ||
30 | Классицизм | ||
31 | Ансамбли зодчего Росси | ||
32 | Итоговое занятие. Игра по станциям | ||
33 | Бал и экскурсия в Елагин дворец | ||
34 | Игра «Я иду по Петербургу» |
Календарное планирование
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводный урок | ||
2 | Петербург в начале 19 века | ||
3 | Пушкинский Петербург | ||
4 | Петербург – литературный город | ||
5 | Дворцы и особняки на рубеже 18-19 веков. | ||
6 | Доходные дома | ||
7 | Эклектика | ||
8 | Петербург на рубеже 19-20 веков | ||
9 | Стиль модерн | ||
10 | Городская жизнь в 18-19 веках. | ||
11 | Транспорт в Петербурге 18-19 веков | ||
12 | Петербург - военная столица | ||
13 | Чему и как учили детей в Петербурге 19 века | ||
14 | Конкурс кроссвордов «Петербург 18-19 веков» | ||
15 | Пригороды Санкт-Петербурга | ||
16 | Стрельна | ||
17 | Константиновский дворец. | ||
18 | Петергоф | ||
19 | Большой дворец и фонтаны Петергофа | ||
20 | Ломоносов (Ораниенбаум) | ||
21 | Ломоносов (Ораниенбаум). Храмы города | ||
22 | Пушкин (Царское село) | ||
23 | Экскурсия в Царское село | ||
24 | Павловск | ||
25 | Прогулка по Александровскому парку | ||
26 | Гатчина | ||
27 | Квест-игра по Гатчинскому парку | ||
28 | Составление эссе по пригородам Петербурга | ||
29 | Архитектура Петрограда-Ленинграда. | ||
30 | Конструктивизм. | ||
31 | Ленинград город-герой | ||
32 | Экскурсия в Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда | ||
33 | Вопросы и задания (итоговое занятие) | ||
34 | Викторина «Знаете ли вы свой город?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знаменательные даты"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знаменательные даты" составлена учителями ГБОУ СОШ № 367 города Санкт-Петербурга Турилиной Е. Б. и Шеремета А. А....

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...