Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников через игровую деятельность
консультация (1 класс)
Понятие «игра» можно определить следующим образом:
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников через игровую деятельность (слайд 1)
Молчанова Любовь Павловна,
воспитатель «Саяногорский реабилитационный
центр для детей»
Понятие «игра» можно определить следующим образом:
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (слайд 2)
Учебная игра – это образовательная технология, основанная на моделировании конкретных ситуаций, через проживание которых дети осваивают определенные педагогом способы деятельности.
(Слайд 3) Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
- развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения, усвоение социально-культурных ценностей; самореализации;
-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
-коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
-социализации: социальное взаимодействие человека с другими людьми приобретение у обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения.
(Слайд 4) Игра по финансовой грамотности – это игра, в которой моделируются ситуации в сфере личных финансов и взаимоотношений людей с финансовыми, государственными и иными организациями с целью формирования или развития у игрока финансовых компетенций.
(Слайд 5) Актуальность игры по финансовой грамотности состоит в том, что каждый человек должен рационально и грамотно уметь управлять своими финансами.
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Помочь детям сформировать представления об экономических понятиях; потребности, товар, цена, заработная плата в соответствии с возрастом в игровой форме
Большое значение для формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста имеет игровая деятельность. В процессе игры дети легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов. Все дети очень любят играть. Особенность игры заключается в том, что она из развлечения легко перерастает в обучение. Игра для детей младшего школьного возраста является практически единственным видом деятельности, где они могут проявлять свою инициативу, творческую активность и при этом всегда их действия будут направлены на личностное развитие: на чувства, волю, поведение. Уже имея большую игровую практику в дошкольном возрасте, дети, становясь старше успешнее адаптируются в школе, легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям удовлетворять их потребность быть похожим на взрослого, реализовывать свои фантазии, которые сложно, а порой даже невозможно осуществить в реальной повседневной жизни.
(Слайд 6) Игры и игровые занятия по финансовой грамотности, позволяют прожить опыт, необходимый для реальной жизни, повысить уровень финансовой грамотности, а также сформировать интерес, к финансово грамотному поведению начиная с начальной школы. Обучение младших школьников финансовой культуре является актуальным в современном мире, они быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. В современном мире ребенок поневоле сталкивается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «обмен», «деньги», «валюта» и прочее. Введение элементов финансовой грамотности в образовательную деятельность — это не дань моде, а возможность дать младшим школьникам представление об экономической культуре. Даёт возможность детям ориентироваться в финансовом и экономическом пространстве современного мира в соответствии со своим возрастом. Применение игровой деятельности самый эффективный способ для освоения и закрепления детьми сложных экономических понятий.
(Слайд 7) В нашей практике используются дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры-развлечения, игры-путешествия.
В процессе работы необходимо дидактические игры включать как в содержание занятий, так и проводить вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создать необходимые условия: подбирать соответствующий дидактический материал и пособия, например дидактические игры с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д. Например, в процессе дидактических игр «Конфетки и монетки», «Хорошо – плохо», «Узнай профессию по трудовым действиям», «Можно – нельзя», «Кто что производит», «Где что можно купить» дети осваивают и закрепляют представления об экономических явлениях, понятиях, приобретают новые экономические умения и навыки. Дети, производя разные действия, учатся использовать их в различных условиях, с разнообразными объектами, что увеличивает прочность и осмысленность формирования и закрепления. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
(Слайд 8) В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для младшего школьника. (Слайд 9-12) Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения сложных экономических знаний. В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Семья» «Парикмахерская»
«Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения
Слайд (13) Особое место занимают интеллектуальные игры-
Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал экономических представлений. В играх моделируются реальные жизненные ситуации: купля и продажа товаров, производство и реализация готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств потому что, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого – умельцем
Слайд (14-16) Игры - развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Экономический калейдоскоп» «Аукцион», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам. Коллективная познавательная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности.
(Слайд 17,18) Настольно-печатные игры это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. Здесь ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится – без урона для кошелька. Например, игра-путешествие – это коллективное творческое дело, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» можно организовать наблюдение за трудом людей разного рода профессий, воспитателя, повара, врача, медсестры чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.
Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно воздействует на становление финансовой грамотности младших школьников. Раннее финансовое воспитание является основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя финансовое воспитание детей младшего школьного возраста, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"
Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...
" Развитие творческой одаренности младшего школьника через игровую деятельность"
Статья о методах и приемах развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста. В материале указаныспециальные упражнения,игры для развитияо даренности....
Речевое развитие младших школьников через игровую деятельность
Речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От ее состояния зависит уровень реализации личности. Вне речи не возможно полноценное овладение...
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность". Педагогический фестиваль 2013 г.
Обобщение опыта...
Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".
В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...
Игровые технологии во внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» с младшими школьниками.
Для формирования финансовой грамотности во внеурочной деятельности существует множество методов, но предлагаю остановиться на игровых методах, поскольку в младшем школьном возрасте игра вс...