Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".
статья на тему
В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую игру.
Цель выступления:
-показать воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности детей младшего школьного возраста;
-систематизировать опыт применения игр в образовательном процессе начальной школы;
-показать ,как подвести ученика к сознательной учебной деятельности, которую он сам строит по присущим ей объективным законам, то есть учебная деятельность через рефлексию на неё ребёнка превращается в самообучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.vystuplenie.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Визимьярская средняя общеобразовательная школа»
выступление
Методическая тема
«Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время».
Учитель начальных классов:
Борисова Галина Борисовна
Одна из важнейших целей обучения состоит в том, чтобы воспитать ученика, сформировать его мировоззрение, научить рациональному мышлению. Для этого надо предлагать учащимся задания, интересные по форме предъявления, необычные по своей интеллектуальной красоте способы и методы решения различных задач.
Особый интерес у обучающихся вызывают те виды деятельности на уроке, которые содержат в себе элементы необычного, удивительного неожиданного, комического, вызывает у школьников интерес к учебному предмету и способствуют созданию положительной, эмоциональной обстановки
В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую игру.
Цель методтемы:
-показать воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности детей младшего школьного возраста;
-систематизировать опыт применения игр в образовательном процессе начальной школы;
-подвести ученика к сознательной учебной деятельности, которую он сам строит по присущим ей объективным законам, то есть учебная деятельность через рефлексию на неё ребёнка превращается в самообучение
С приходом ребёнка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически, ребёнок остаётся ещё в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребёнка остаётся игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности ещё предстоит развиться. Если с приходом ребёнка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, это может привести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность, либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнёт негативно относиться к школе и учению.
В процессе развития ребёнка и приобретения им опыта появляются новые, более сложные виды игры. Иными, словами в недрах игровой мотивации зарождается учебная мотивация, стимулирующая деятельность не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений и навыков.
Классификация игр и характеристика основных видов
По физической или духовной структуре различают игры спортивные (физические), например «Салки», «Городки», интеллектуальные, например «Что? Где? Когда? , иррациональные (шарады, кроссворды, ребусы).
А мы рассмотрим виды игр, которые упоминаются почти во всех классификациях. Среди них: игры-драматизации и соревнования.
Игра-драматизация. Для детей младшего школьного возраста наиболее притягателен процесс перевоплощения в конкретный художественный или реальный образ (это стремление к перевоплощению сохраняется на всех этапах развития личности ребенка). Уже в букварный период, когда дети только осваивают технику самостоятельного чтения, предложить им передать близко к тексту или дословно отрывки из прочитанного учителем произведения, словесно нарисовать то, что прослушали, и изобразить ситуации, о которых шла речь, путем действий. Потом можно предложить первоклассникам изображать ту или иную ситуацию, воспользовавшись мимикой, жестами, интонацией, движениями.
Под методом соревнования понимают введения дополнительного стимула, направленного на усиления мотивов и активизацию коллективной деятельности учащихся. Гораздо эффективнее длительное соревнование, рассчитанное на определенный срок - месяц, четверть. Оно побуждает детей относительно долго следить за своим поведением - соблюдать правила вежливости, быть опрятным, прилежным
Среди игр ,которые могут применяться педагогами на практике помимо игр-драматизаций и соревнований, можно выделить: творческие игры и их разновидности в виде сюжетно-ролевых и деловых игр, дидактические, среди них развивающие и познавательные игры, различные игровые приемы поощрения и контроля, ритмические игры и длительные тематические комплексные игры.
Творческая игра может быть использована педагогом для формирования коллективистских отношений между детьми.
Под ролевой игрой понимается ограниченное по месту и времени соревнование в решении коммуникативных задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации
Деловая игра - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.
Дидактические игры обеспечивают смену видов деятельности на уроке. (Много таких игр встречается на страницах учебника «Математика», автор Моро М.И.) Применение дидактических игр повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету, если дидактическая игра методически правильно разработана, соответствует содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока, используется в сочетании с другими методами и формами, соответствует возрасту и интересам учащихся. Дидактические игры воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулирует и активирует познавательные процессы: мышление, память, воображение.
В познавательных играх на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие.
Развивающие игры требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному.
Достигнутые детьми результаты могут оцениваться в процессе игры по установленным правилам. В качестве поощрения могут служить открытки с репродукциями знаменитых картин, портретов художников, изображения сказочных героев, эмблемы, медали, смайлики и тому подобное.
Иногда у педагога возникает необходимость снять во время затянувшейся учебной деятельности интеллектуальное напряжение детей, включив их двигательную энергию. Этому способствуют ритмические игры во время физкультпауз и познавательные игры с элементами движения - игры «живые примеры», «живые слова».
Во внеклассной работе ( во внеурочное время) игра должна стать основным методом воспитания младших школьников. Особенно это важно для работы групп продленного дня. Дети, которые проводят целые дни в одном коллективе в условиях достаточно напряженной учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение, а может, и раздражение от «заорганизованности», постоянной регламентации поведения. Снять такие состояния легче всего именно в игре.
Для развития познавательной активности детей проводились такие кружки : «Занимательная грамматика», для учащихся 2-3классов; «Хочу всё знать», для учащихся 1-4 классов; «Знайка (информатика в играх и задачах), для учащихся 3класса , где игровая деятельность проходит красной нитью.
Всякая игра требует признания каких-то правил. Игра заключается в точном знании, соблюдении этих правил и в умелом, изобретательном их использовании для выигрыша. Игра тренирует не только изобретательность как следствие увлеченности, но и дисциплину и волю.
В одних случаях игра развивает творческое воображение детей, в других, их каммуникативные навыки, в-третьих повышает самооценку ребенка и оценку окружающих его сверстников. Абсолютно во всех случаях игра и игровые приемы повышают познавательный интерес и познавательную активность детей, воспитывает любовь к учебе и конкретному учебному предмету.
Заключение
Метод игры не рассматривается в педагогике как основной. Это вспомагательный метод, очень активно стимулирующий детскую деятельность. Трудно не согласиться с тонким замечанием советского педагога Т.Е. Конниковой о том, что игра - «оружие обоюдоострое», поэтому с ним надо обращаться осторожно: игра может «перетянуть на себя», затмив своей яркостью и привлекательностью общественно ценные мотивы деятельности. Вот почему должна соблюдаться мера при использовании метода игры. В тех случаях, когда цель сама по себе имеет для детей яркий, увлекательный смысл, нет необходимости вводить игровые приемы.
Таким образом, игра всегда привлекательна для ребенка, но вовсе не при любых условиях целесообразна. Игра никогда не должна стать самоцелью; она - одно из средств в системе воспитательных воздействий.
Список использованной литературы
Антоненко Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики // Начальная школа. 2009, №5
Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. - Спб., 2003
Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
Выготсий Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. («Библиотека всемирной психологии»)
Демина М.А. Задачи в стихах // Начальная школа. 2009, №2
Князева С.И. Как провести устный счет // Начальная школа. 2009,№5
Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987.
Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Репинцева Г.И. Игра - ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. - М.: ФОРУМ, 2008.
Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2000, №8
Фролова Л.А., Котельникова Е.А. Использование дидактической игры при обучении орфографии. // Начальная школа, 2009, №10
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., «Педагогика», 1978.
Янковская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. Метод. пособие для учителей и воспитателей. М., «Просвещение», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.
Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...
Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций
Статья раскрывает основные способы и приемы применения мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе....
Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....
Формирование учебно-познавательной активности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности по математике
Требования нового «Образовательного стандарта начального обучения» выдвигают на первый план развивающую функцию обучения, способную обеспечить становление личности младшего школьника и раскрыть индиви...
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательных активностей младших школьников через вовлечение их в проектную деятельность"
Работаю учителем начальных классов в МБОУ СОШ №1 г. Юрьев-Польского 25 лет. С 2010 года начала обучать учащихся по учебно-методическому комплексу «Планета знаний». П...
"Развитие познавательной и речевой активности младших школьников с ОВЗ на уроках и во внеурочное время"
доклад с презентацией на ШМО...
Создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время
Выступление на РМО "Создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...