Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность". Педагогический фестиваль 2013 г.
учебно-методический материал ( класс) по теме

Святова Наталия Сергеевна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_opyta.docx63.49 КБ

Предварительный просмотр:

Скиба Анна Николаевна

Святова Наталья Сергеевна

Краснодарский Край, Динской район, ст.Динская

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»

Формирование функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность

Авторы:

                                                                      Скиба Анна Николаевна,

Святова Наталья Сергеевна

учителя  начальных классов

БОУСОШ №1 МО

Динской район

Краснодарского края

Станица Динская

 2013 г.

Содержание:

  1. Информация об опыте.                                                                                                      3

  1. Технология опыта.                                                                                                             5

2.1.История изучения и развития функциональной

 грамотности младшего школьника через

 коммуникативную деятельность в  

 БОУСОШ№1 и муниципальном  образовании

 Динской  район.                                                                                                                5                                                

    2.2.Теоретический анализ проблемы формирования

 коммуникативных УУД у младших школьников.                           7        

2.3.Изучение развития коммуникативных

универсальных учебных действий обучающихся

на примере 1 «А» и 1 «Г» классов  БОУ СОШ №1.                                                       8

    2.4.Разработка и апробация метода коллективной

деятельности в урочной системе,

 направленного на формирование

 коммуникативных УУД.                                                                                                 10

2.5.Разработка и апробация метода коллективной

деятельности детей во внеурочной деятельности.                             14        

2.6. .Работа с родителями.             14

  1. Результативность опыта.                                                                                                  15                              

  1. Библиографический список.                                                                                            18

  1. Рецензия на опыт работы.                                                                                                19

  1.  Приложение к опыту.                                                                                                       21

Информация об опыте

Скиба Анна Николаевна, учитель начальных классов БОУСОШ № 1 ст. Динской Краснодарского края, педагогический стаж 21 год, высшая категория.

Святова Наталия Сергеевна, учитель начальных классов БОУСОШ № 1 ст. Динской Краснодарского края, педагогический стаж 17 лет, первая категория.

Тема педагогического опыта: «Формирование функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность».        

Учителя начальных классов БОУСОШ №1 МО  Динской район  Краснодарского края,  работая с 2003 года по программе «Начальная школа XXI века», решили  с 2010 года адаптировать и использовать формы и методы формирования функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности. Наша школа в 2010 году стала пилотной в реализации проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения». В связи с этим нам  понадобилось разработать новые виды работ, диагностические задания на уроках, кружках и факультативах.

Изучение и обобщение данного материала проводилось в течение 3 лет. На протяжении двух лет нами разрабатывались формы и методы, а в течение года проводился эксперимент. Практический опыт данной работы демонстрировался на августовской конференции учителей района, на МО учителей БОУСОШ № 1. Его применяют педагоги других общеобразовательных учреждений Динского района.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Мы должны  обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. В детском коллективе существуют проблемы связанные с общением, поэтому необходимо ориентироваться на формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий.

Цель работы: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через коллективную учебную и социальную деятельность.

Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.

Задачи работы:

  1. Провести теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников.
  2. Изучить развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на примере 1 «А» и 1 «Г» классов  БОУ СОШ №1.
  3. Разработать и апробировать метод коллективной деятельности в урочной системе, направленного на формирование коммуникативных УУД.
  4. Разработать и апробировать метод коллективной деятельности детей во внеурочной деятельности.
  5. Изучить влияние коллективной деятельности на развитие коммуникативных УУД у обучающихся 1 -ых классов БОУ СОШ №1.
  6. Научить родителей приёмам общения

Реализация задач невозможна без тесного сотрудничества всех участников этого процесса: детей, родителей, педагогов. Решение вопроса о формировании коммуникативных компетенций у обучающихся в начальной школе должно носить комплексный характер и являться результатом каждодневных усилий учителя.

Для достижения цели выбрали следующие формы работы по формированию коммуникативной грамотности:


  • диагностика;
  • беседы;
  • консультации;
  • практические задания;
  • ролевые игры;
  • презентации;
  • разучивание стихов, потешек, загадок,
  • все виды самостоятельной  детской деятельности,  предполагающие общение со сверстниками,
  • разбор конкретных ситуаций.

В реализации опыта используются как элементы известных методик, так и новые средства обучения и воспитания с применением различных форм и методов активной  деятельности учащихся с применением компьютерных технологий. Разработаны новые приёмы в решении  поставленных задач. Представлены основные педагогические подходы к формированию функциональной грамотности через коммуникативную деятельность.

Работа по формированию коммуникативной грамотности  учащихся помогает  раскрыться духовным силам, зреющим в ребёнке, создать благоприятные условия для их созревания и развития.

Технология опыта

История изучения и развития функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность в   БОУСОШ№1 и муниципальном  образовании  Динской  район.

    Учителя начальных классов БОУСОШ №1 МО  Динской район  Краснодарского края,  работая с 2003 года по программе «Начальная школа XXI века», решили  с 2010 года адаптировать и использовать формы и методы формирования функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности. Наша школа в 2010 году стала пилотной в реализации проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения». В связи с этим нам  понадобилось разработать новые виды работ, диагностические задания на уроках, кружках и факультативах.

Опыт нашей работы показывает, что данные формы развития коммуникативных УУД  могут сделать учебный процесс успешным. Игры, различные задания для групп помогают создать на уроке такие условия, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания. Различные формы работы  помогают не только развивать детей на уроках, внеклассных занятиях, но и активизировать познавательную и коммуникативную деятельность каждого ученика.

      Мы выступали с обобщением данного опыта на методическом объединении учителей начальных классов и педагогическом совете школы.

Представленный материал поможет учителям  создать ситуацию комфортности на уроке и во внеурочной деятельности.

    Изучение и обобщение данного материала проводилось в течение 3 лет. На протяжении двух лет нами разрабатывались формы и методы, а в течение года проводился эксперимент. В результате наблюдалась положительная динамика уровня обученности, что подтверждено диагностическими наблюдениями и оценками знаний учащихся. Практический опыт данной работы демонстрировался на августовской конференции учителей района. Его применяют педагоги других общеобразовательных учреждений Динского района.

      Обобщая изложенное, отметим, что в начальных классах стали практиковаться разработанные нами формы и методы  организации учебно-воспитательного процесса. Учителя на уроках и внеклассных занятиях формируют коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников через коллективную учебную и социальную деятельность. Общение и совместная деятельность со сверстниками – один из факторов развития учащихся.

Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников.

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Решая    задачи формирования УУД,  педагог  как    пазлы собирает  картинку, получает  в  результате  функционально развитую  личность.

В современной психологии обучения и образования активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Всё это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий. Очень  важно  развить  коммуникативные  способности,  способность  общаться,  контролировать  эмоции,  управлять  своим  поведением.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Мы должны  обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. В детском коллективе существуют проблемы связанные с общением, поэтому необходимо ориентироваться на формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий.

Цель работы: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через коллективную учебную и социальную деятельность.

Дети младшего школьного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым. В то же время, именно этот  возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.

Задачи работы:

  1. Провести теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников.
  2. Изучить развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на примере 1 «А» и 1 «Г» классов  БОУ СОШ №1.
  3. Разработать и апробировать метод коллективной деятельности в урочной системе, направленного на формирование коммуникативных УУД.
  4. Разработать и апробировать метод коллективной деятельности детей во внеурочной деятельности.
  5. Изучить влияние коллективной деятельности на развитие коммуникативных УУД у обучающихся 1 -ых классов БОУ СОШ №1.
  6. Научить родителей приёмам общения.

 Для достижения цели выбрали следующие  формы работы по формированию коммуникативной грамотности:

диагностика;

беседы;

консультации;

практические задания;

ролевые игры;

презентации;

разучивание стихов, потешек, загадок,

                все виды самостоятельной  детской деятельности,  предполагающие общение со               сверстниками,

разбор конкретных ситуаций.

Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников.

В современном мире мерилом богатства наиболее развитых стран становится производство, распространение и потребление знания, а социальное расслоение общества будет определяться отношением к знанию, к возможностям его создания и использования. Поэтому повышение качества образования является одной из актуальных  проблем, как для России, так и для всего мирового сообщества. Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру, содержание и организацию образовательного процесса, переосмысление целей, задач и результатов образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей.

Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так как грамотность и компетентность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности, а формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса. Свободное владение языком, которое позволит  уверенно общаться с различными людьми в различных ситуациях - это одна из новых целей, которую ставит современная жизнь перед учеником. Поэтому формирование умений связно излагать мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных направлений в развитии коммуникативной  деятельности учащихся.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется  через обучение содержанию предмета, развитие прикладных исследовательских и социально-коммуникативных умений, личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.

Процесс  этот длительный и достаточно сложный. Строящийся в соответствии с возрастными  психологическими и интеллектуальными  возможностями   детей он предполагает на каждом этапе обучения свои  результаты, которые представлены в следующей таблице:

 

Начальная школа

Основная школа

Старшая школа

Учебное

сотрудничество

Коммуникативная грамотность

Коммуникативная компетентность

Форма взаимодействия педагога и учащихся, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.

Знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией. Она включает культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о педагогике и психологии общения, знания о логике и этике общения.

Одна из важнейших характеристик языковой личности, которая приобретается в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения.

 

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации, поэтому уже в начальной школе перед учителем стоит важная  задача - привлечь внимание детей и побудить их к энергичному и целенаправленному общению, направленному на установление межличностных отношений со сверстниками и педагогами. И начинать эту работу нужно с формирования у детей способности к  планированию  учебного сотрудничества с учителями и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе); умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и  разрешать конфликтные ситуации, т.е. принимать решение, брать ответственность на себя.

Учебное сотрудничество - это особая новая для детей форма отношений, которая нужна для полноценного усвоения теоретических понятий. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом его являются новые способы действия, освоенные ребенком.

Теоретические исследования формирования коммуникативной успешности учащихся начальной школы наиболее целостно представлены в концепции Гришановой И.А. Вклад автора состоит в разработке и теоретическом обосновании параметров, критериев, уровней коммуникативной успешности младших школьников. По нашему мнению, они имеют практическое применение в образовательной среде. В качестве параметров выступают:

  • когнитивный – способность определять собственные коммуникативные проблемы;
  • поведенческий – способность управлять поведением;
  • эмотивный – способность владеть эмоциями.

Когнитивный параметр: способность проявлять интерес к общению; помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения; способность к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества в учебной деятельности.

Поведенческий: способность располагать к себе одноклассников, умение шутить, улыбаться в общении, самостоятельно принимать решения, стремиться к успеху, способность речью, мимикой или жестами выразить свое отношение к происходящему, осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения.

Эмотивный: способность держаться спокойно и уверенно, управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать силу голоса и темп речи адекватно ситуации общения, сдерживаться в ситуации конфликта.

Можно отметить, что из-за наличия разнородных групп детей (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию коммуникативных навыков (и соответственно, коммуникативных УУД), является достаточно сложной. Следовательно, помимо целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у младших школьников.

Изучение развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на примере 1 «А» и 1 «Г» классов  БОУ СОШ №1.

В качестве учебной базы для апробирования опыта являлись ученики 1 «А» и 1 «Г» классов. В этих классах дети были в одной группе детского сада, поэтому период адаптации в 1 классе был достаточно быстрым и спокойным. Это были уже сформированные  по интересам коллективы. Нам легко было организовывать внеклассные мероприятия и выделять группы детей для работы  по изученным темам. На внеклассные занятия под руководством учителя они приходили подготовленными группами  друг к другу и объясняли детям изученный ими ранее материал. Дети понимают и воспринимают объяснения своих сверстников иногда  лучше, чем учителя. Именно на базе этих классов проводились уроки и внеклассные занятия  с использованием разнообразных методик и  форм работы.

На начало первого класса экспериментальная группа детей умела слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи; владели элементами культуры общения: приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и др.; умели выражать свои чувства и понимать чувства другого, владели элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

В сентябре  2012 года была проведена диагностика коммуникативных универсальных учебных действий учеников 1 «А» класса и 1 « Г» класса БОУ СОШ №1.  В исследовании приняли участие 50 обучающихся (из них 23 мальчика и 27 девочек).

Диагностика проводилась по методике «Рукавички» Г.А. Цукерман и методике «Братья и сестры» Ж.Пиаже (Приложение  1).

По методике «Рукавички» получились следующие данные: 22% обучающихся 1- ых классов  имеют высокий уровень коммуникативного сотрудничества. Эти дети умеют договариваться, приходить к общему решению, умеют убеждать и аргументировать свой выбор. 67% детей имеют средний уровень коммуникативного сотрудничества. Эти дети умеют договариваться, приходить к общему решению, но не умеют убеждать и аргументировать свой выбор. И 11% обучающихся имеют низкий уровень коммуникативного сотрудничества. Эти дети не умеют договариваться, приходить к общему решению, не умеют убеждать и аргументировать свой выбор.

По методике «Братья и сестры» получились следующие данные:19% детей имеют высокий уровень коммуникативных действий. Эти дети понимают различные позиции и точки зрения, ориентируются на позицию других людей, отличную от собственной. 70% детей имеют средний уровень коммуникативных действий. Эти дети не всегда понимают различные позиции и точки зрения, ориентируются на позицию других людей, когда не уверены в собственной. И 11% детей имеют низкий уровень коммуникативных действий и занимают эгоцентрическую позицию по отношению к другим. (Приложение 2)

Данные исследования позволяют выявить следующие группы детей с коммуникативными трудностями: обучающиеся с эмоционально-личностными нарушениями (они более замкнуты, менее ориентированы в коллективе, их энергоресурсы снижены). Более чем у половины этих детей доминируют отрицательные эмоции, отмечается повышенная тревожность.

Отмечается тенденция роста детей с вербализмом, т.е. с резким преобладанием вербальной сферы (устной речи, словесной памяти) над другими сторонами психического развития. Эти дети часто оцениваются окружающими как "вундеркинды". Однако в процессе школьного обучения выявляется недостаточность развития их мышления, произвольности, познавательных мотивов. В конечном итоге это нередко приводит к неуспеваемости и конфликтам ребенка (а часто и его родителей) с социальным окружением. Особую группу составляют учащиеся с выраженными особенностями восприятия и обработки информации. Их вербальные подструктуры не развиты, но маскируются разговорчивостью.

Таким образом, у перечисленных детей имеются  трудности в коммуникации, поэтому с ними должна проводится комплексная работа по формированию коммуникативных навыков (и соответственно, коммуникативных УУД).

В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

-потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-позитивное отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по общению;

-умение слушать собеседника.

Разработка и апробация метода коллективной деятельности в урочной системе, направленного на формирование коммуникативных УУД.

С введением общеобразовательных стандартов стала практиковаться коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса. Учителя на уроках используют парную, групповую формы организации учебно-воспитательного процесса, основываясь на предположении, что общение и совместная деятельность со сверстниками – один из факторов развития учащихся.

Коммуникативная деятельность детей организуется при проведении непосредственной образовательной деятельности.

Общение является  неотъемлемой частью любого урока. Большие возможности для активизации коммуникативной деятельности младших школьников имеются на уроках русского языка. Речевому развитию на этих уроках всегда уделялось и уделяется серьезное внимание.  Проводится работа по увеличению словарного запаса, объема высказываний учащихся на уроках; отрабатывается произношение; особое значение придается пониманию детьми обращенной к ним речи. Программой предусмотрена система уроков по развитию речи.   Но   коммуникативное развитие только в этом направлении  предполагает лишь количественное накопление  и качественные изменения.  Основным же критерием формирования коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой. А это возможно только при определенной организации обучения, когда главным условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества, является постановка учебных задач, требующих поиска новых способов действия. Невозможность действовать по готовому образцу, имитировать действия учителя создает напряженную потребность в новых, неимитационных, собственно учебных формах взаимодействия со взрослым и с другими детьми. И до школы дети были вовлечены в разные формы сотрудничества: например, предметно-деловое или игровое. Эти  прежние, формы сотрудничества ребенка и в школе  продолжают занимать место на уроке в начальной школе. Проблема успешности коммуникативной деятельности достаточно разработана педагогической психологией. В педагогических публикациях часто обсуждается учебный процесс с точки зрения раскрытия и реализации его потенциальных возможностей. Однако методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей.

Они ничем не заменимы в работе по отработке действий по готовым образцам и перерастают в младшем школьном возрасте в творческие, словесно-коммуникативные игры на уроках, которые являются одной  из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества.

Планируя свою деятельность на уроке, мы учитываем цели, которые ставит перед нами программа. Но любой урок подчинён конкретным целям, как содержательным, так и обучающим и развивающим.

Цели любого урока для нас  в самом общем виде сформулировать нетрудно. Но важно подвести детей к этим целям. Вместе  анализируем  проблемную учебную ситуацию, оцениваем свои возможности решения содержащейся в ней проблемы.

Поэтому цели урока стараемся формулировать как можно конкретнее, исходя прежде всего из ожидаемых, желанных результатов деятельности ученика. Важной методической составляющей повышения функциональной грамотности младших школьников является технология проблемного обучения.  Создаём проблемные ситуации, обсуждаем  решения проблемных задач на основе проблемно-диалогического метода.

• Говорение – слушание;

 • Чтение – письмо (неразрывные пары);

       Ребята  инициативны в организации сотрудничества с учителем, одноклассниками. Они проявляют готовность к диалогу, удержания цели диалога. Развитие коммуникативных умений происходит при  взаимодействии в учебном труде, поведении в обществе, природе, культурными способами решения конфликтных ситуаций и их предотвращения.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Дети умеют занимать различные позиции в работе группы (организатор, исполнитель, критик, выступающий от группы, контролер и т.д.) Прошу ребят проанализировать и оценить работу в малой группе. Они осознают и проявляют ответственность за самого себя, других участников совместной деятельности.

Дети учатся ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, определять коммуникативные намерения (свои и партнера), оценивать реакцию другого в общении, правильно строить высказывания, контролировать его понимание другим участником, в случае необходимости уточнять и корректировать высказывание.

Работу в парах начинаем вводить с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной  и индивидуальной формы работы.

Работу в парах «учитель - ученик» начинаем вводить с первого класса. Главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере  показываем как нужно работать.

Например, в 1 классе в период обучения грамоте, при составлении звуковой модели слова, учащиеся сначала работают вместе с учителем, отрабатывается алгоритм действий. Затем эта работа проходит в парах по отработанному алгоритму. Дети совещаются, спорят, доказывают и приходят к одному мнению. В конце проверка, разбираются допущенные ошибки.

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. При работе в парах ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать какое-то положение товарищу. Ребёнок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается - свободно общаться с товарищами, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, разговор – то деловой. Интересно, что опрашивая друг друга, дети – «учителя» оказываются, нередко, более требовательны друг к другу, нежели учителя. Но эта работа учит их и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с  заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу, заставляют повторить ещё и ещё раз правильно.

Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Например: упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку и литературному чтению  требует от учителя пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, усиления объяснительного аспекта при изучении системы языка. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий. Избежать формализма в этой работе и использовать работу над правилом для развития коммуникативных умений, можно  применив эти игры. (Приложение 3).

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения многообразны. Опираясь на  сотрудничество и согласие, на личное равенство педагога и воспитанника, сосредотачиваясь на потребностях ребенка, стремясь к творчеству, личностному и профессиональному росту, педагог сможет вовлечь детей в содержание обучения и сделать формирование коммуникативной грамотности результативным.

Ещё один вид работы в паре – это взаимные диктанты. Взаимные диктанты можно начинать уже в 1 классе, осуществляя их с помощью разрезной азбуки. Потом ученики могут записывать текст диктанта себе в тетради. Первоначально это может быть одно – два слова: рука, машина, Маша. Затем ученики диктуют друг другу простые предложения: пришла весна; прилетели птицы. Количество слов во взаимных диктантах постепенно должно нарастать, но диктант не должен быть большим. В 1 классе диктант даётся на 5 – 6 мин., а это для первоклассника не более 10 слов.    Для того чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, выполнять работу над ошибками, оценивать, учитель вызывает учеников и показывает перед классом всю процедуру взаимных диктантов. Упражнения с деформированным текстом так же можно выполнять в парах сменного состава, ограничиваясь устным разбором. Это значительно ускоряет темпы изучения нового материала.

После того, как учащиеся освоили приёмы работы в паре можно переходить к работе в группах.

Группы могут формироваться по усмотрению учителя. В своём классе мы распределили детей по группам таким образом, чтобы в каждой группе были разноуровневые ученики.

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Осень пришла», вторая группа – текст - описание «Осенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?»

Другой пример. В 1 классе на уроке русского языка каждая группа учащихся получила одинаковые конверты с предложениями о щенке и о котёнке. Задание: выбрать предложения относящиеся к одному из животных и составить рассказ о нём. Выполняя это задание учащиеся во – первых должны были договориться о каком из животном они хотят писать; во – вторых, выбрать все предложения из предложенных об этом животном; в третьи, приклеить их в правильной последовательности, чтобы получился связный рассказ; в четвёртых, выбрать товарища, который от группы защитит работу. Обязательно в конце работа должна быть оценена: что получилось, какие ошибки были допущены, какие трудности возникли в работе и как с ними справились. (Приложение 4)

Работа по вопросникам.

    Методика работы с вопросниками может вестись по - разному. Можно опросный лист вывесить на доске и предложить по каждому вопросу всем ученикам подготовиться самостоятельно. Дома ученики повторяют какую – то часть материала согласно указаниям учителя, выполняют упражнения. В классе, работая в группах, ученики проверяют друг друга, добиваясь правильных и полных ответов на каждый вопрос, и приводят свои примеры. Процедура совместной работы в паре по вопроснику довольно простая, один ученик ставит вопросы, другой отвечает. Обычно спрашивающий является учеником более подготовленным и уже проверенным учителем, хотя это и не обязательно. Если возникли затруднения с ответом, то ответ даёт проверяющий, но после этого они вместе сверяют ответы по учебнику, ищут, если возникла необходимость, примеры, подтверждающие правило.

При такой работе почти все ученики получают «5» и «4». Этот приём хорош тем, что тот ученик, который сегодня не знает этих правил или знает их плохо, слушает их повторение несколько раза, а значит и заучивает тут же. Он учится отвечать сам, сравнивать и оценивать свои ответы и ответы товарищей. т. к. прослушав правильные ответы несколько раз даже тот ученик, который дома не готовился, легко усваивает материал.    

Опыт многих учителей показал целесообразность применения вопросников со второго класса. Самих вопросов в начале должно быть не много так как учащиеся только начинают осваивать новый для них метод.

На своих уроках активно применяем групповые формы работы. (Приложение 5)  Современные образовательные программы для учащихся начальных классов предусматривают обязательное включение регионального компонента в учебный процесс. В связи с этим мы разработали упражнения, в которых использовали географические названия нашего края. Одним из условий применения этих упражнений на уроках русского языка мы считаем работу учащихся с географическими картами, справочными материалами. (Приложение 6)

Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе.  

В итоге:

  1. Ученики получают большое удовольствие от знаний, комфортней чувствуют себя в школе;
  2. Возрастает познавательная активность  и творческая самостоятельность учащихся;
  3. Меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
  4. Дети начинают лучше понимать друг друга и себя;
  5. Сплочённость класса резко возрастает;
  6. Растёт самокритичность; ребёнок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
  7. Они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей;
  8. Дети, помогавшие в учёбе своим товарищам, более уважительно относятся к труду учителя;

Итак, для формирования  навыков  функциональной грамотности:

Учим правилам работы в группах;

Планировать действия по решению учебной задачи, достижению цели;

Сравнивать различные планы решения одной задачи и выбирать по определенному критерию лучший из них;

Ориентироваться во времени, необходимом для решения задачи.

Самостоятельно выполнять задания на применение способов в знакомых, стандартных ситуациях на уровне не ниже требований государственного образовательного стандарта.

Разработка и апробация метода коллективной работы детей во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Учащиеся 2 классов посещают кружки: «Казачьи забавы», «История и культура кубанского казачества», «Мир вокруг нас», «Лего-конструирование»

Программа кружков «Художественная студия»,   «Волшебная бумага», «Мастерилки» направлены на формирование не только специальных умений, но и, прежде всего, на освоение учащимися духовных и культурных ценностей, приобщение к многообразию окружающего мира. На занятиях учащимся приходится применять знания, умения и навыки полученные ранее на уроках. Это, во-первых, организация рабочего места, а затем уборка рабочего места. Во-вторых, распределение времени, умение работать в коллективе, умение внести в любую работу что-то своё, индивидуальное и т.п. Воспитательными задачами являются развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности и получать радость от результатов индивидуальной и коллективной деятельности. Формы проведения занятий разнообразны: ознакомление, практическая работа, игра, посещение выставок, проведение экскурсий.   (Приложение 7)

Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что стандарты второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой. Внеурочная деятельность позволила решить ряд значимых задач, дети с удовольствием окунулись в процесс творчества, поиска и созидания. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.

В рамках внеклассной работы ставим небольшие сценки (для уроков, классных часов, праздников, родительских собраний), для такой совместной деятельности тоже необходимо вспомнить и применить полученные умения и навыки, что ребята делают с большим удовольствием.(Приложение 8 )

Для эффективного развития коммуникативных умений и навыков детей мы проводим несколько раз в год коллективные социальные проекты,  каждодневно организуем взаимодействие детей: на переменах, динамических паузах, провожу  игры на сплочение детского коллектива,  ролевые игры, групповые формы работы.(Приложение 9)  

Работа с родителями

Прежде чем приступить к формированию функциональной  грамотности у детей, мы решили повысить  уровень своей грамотности.  Для этого надо  постоянно повышать уровень профессиональной деятельности, через освоение теоретических и практических технологий. С каждым годом всё больше родителей с которыми трудно общаться. Это связано прежде всего с занятостью родителей, недостаточной образованностью, неврозами, стрессами. В этой проблеме нам помогли интернет источники: социальная сеть работников образования, 1 сентября, завуч-инфо, книга Инны Анатольевны Мальхановой «Школа для трудных родителей: Каждый может стать педагогом». В ней описано очень подробно разные моменты общения с детьми и в роли учителя, и в роли родителя. Мы изучили  упражнения по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями (Приложение 10 ).

Учитель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. (Приложение 11)

Надо быть не только методически подготовленным самому, но и готовить родителей  к общению. Обязательно  проводим работу с родителями, повышая их грамотность через  родительские собрания, беседы, викторины, анкетирование. (Приложение 12)

     Проводя такую работу с родителями,  мы заметили, что снизилось число конфликтных ситуаций, что, безусловно, влияет на качество и эффективность работы с детьми.

Результативность опыта.

        В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника.

В своей работе мы опирались на коллективную учебную и социальную деятельность как метод формирования коммуникативных УУД.

В конце мая 2013 года проводилась повторная диагностика обучающихся 1 «А»  и

1 «Г» классов БОУ СОШ №1,  с целью изучения  развития  коммуникативных УУД.

В исследовании приняли участие 50 обучающихся (из них 23 мальчика и 27 девочек). Диагностика проводилась по тем же методикам, что и в сентябре 2012 года.

По методике «Рукавички» получились следующие данные: 30% обучающихся имеют высокий уровень коммуникативного сотрудничества. Эти дети умеют договариваться, приходить к общему решению, умеют убеждать и аргументировать свой выбор. 70% детей имеют средний уровень коммуникативного сотрудничества. Эти дети умеют договариваться, приходить к общему решению, но не умеют убеждать и аргументировать свой выбор. И никто из обучающихся не имеет низкий уровень коммуникативного сотрудничества. (Приложение 13)

По методике «Братья и сестры» получились следующие данные: 26% детей имеют высокий уровень коммуникативных действий. Эти дети понимают различные позиции и точки зрения, ориентируются на позицию других людей, отличную от собственной. 74% детей имеют средний уровень коммуникативных действий. Эти дети не всегда понимают различные позиции и точки зрения, ориентируются на позицию других людей, когда не уверены в собственной. И никто из детей не имеет низкий уровень коммуникативных действий. (Приложение 14 )

В исследованиях роли учебной деятельности в развитии самооценки младшего школьника было показано, что рефлексивная самооценка развивается благодаря тому, что ученик сам участвует в оценивании, в выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям. В связи с этим  мы учим ребенка фиксировать свои изменения и адекватно выражать их в речи.

 Вывод: Таким образом, повторное исследование показало, что после проведения коллективной социальной деятельности у обучающихся 1-х классов  уровень коммуникативного сотрудничества и коммуникативных действий стал значительно выше. Это свидетельствует о том, что цель нашей работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через коллективную учебную и социальную деятельность была успешно достигнута. 

     По окончанию 1 класса у учащихся сформированы следующие коммуникативные  универсальные учебные действия.

  • Испытуют потребность в общении с взрослыми и сверстниками (охотно вступают в диалог, игру, интересуются мнением других)
  • владеют определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • сотрудничают без грубости и агрессивности
  • ориентируются на партнера по общению (задают вопрос, адекватно реагируют)
  • действуют по установленным правилам
  • адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, товарищей.

 Воспитательная работа учителя становится необходимым условием развития коммуникативных УУД, так как все группы в своём становлении проходят стадию конфликтных отношений. При введении Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения особенно ощутилась нехватка новых видов работ, где  коллективные и  групповые формы работы помогают добиться положительных  результатов в процессе обучения  и воспитания.

    Общение между детьми содействует обмену опытом и знаниями, устанавливает коммутативные связи с участниками учебной деятельности, содействует стимуляции любой деятельности, влияет и оказывает влияние на становление благоприятных отношений между участниками учебной деятельности (между учителем и учениками). В группах рождаются споры, каждый ученик формирует свою точку зрения. Учащимся не навязываются готовые рецепты, они самостоятельно обсуждают. А учитель помогает в затруднительном положении.  

        Просуммировав эффекты работы по формированию коммуникативной грамотности, получим весьма убедительный перечень:

  1. Возрастает  объём усваиваемого материала, и глубина его понимания;
  2. На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени,
  3. Уменьшаются дисциплинарные трудности;
  4. Ученики получают большое удовольствие от знаний, комфортней чувствуют себя в школе;
  5. Возрастает познавательная активность  и творческая самостоятельность учащихся;
  6. Меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
  7. Дети начинают лучше понимать друг друга и себя;
  8. Сплочённость класса резко возрастает;
  9. Растёт самокритичность; ребёнок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
  10. Они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей;
  11. Дети, помогавшие в учёбе своим товарищам, более уважительно относятся к труду учителя;
  12. Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.

Работа по формированию коммуникативной грамотности  учащихся помогла раскрыться духовным силам, зреющим в ребёнке, создать благоприятные условия для их созревания и развития.

Таким образом, решение вопроса о формировании коммуникативных компетенций у обучающихся в начальной школе должно носить комплексный характер и являться результатом каждодневных усилий учителя.

Для развития коммуникативных способностей в дальнейшем нужно:

  • постараться создать в классе  атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;

  • стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;

 

  • использовать в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;
  • проводить  беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».

Библиографический список:

  1. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. - СПБ, 2003.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Сб. метод. м-лов для админ., педагогов и шк. психологов. / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 1997.
  4. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  6. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. М., «Дрофа», 2001
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1974.
  8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб: Речь, 2005.
  9. Обучение детей учебному сотрудничеству. Рудакова И.А. [Электронный ресурс]
  10. Фабер А., Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.
  11. Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993.-№3
  12. Шипицина Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. – СПБ, 1995.
  13. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению.
  14. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: методическое руководство/ Л.А. Ясюкова. – изд. 2-е. - СПб: ИМАТОН, 2007.

Рецензия

на обобщение опыта учителей начальных классов БОУСОШ № 1ст. Динской Скиба А. Н. и Святовай Н. С. по теме «Развития функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность».

В современном мире изменения происходят во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в образовании. Процесс обучения в начальной школе ориентирован на развитие личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных особенностей, освоение учащимися базовых образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также развитие познавательных и коммуникативных способностей, приобретение основ культуры поведения.

Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Данная работа демонстрирует использование на уроках, во внеурочное время различных форм и методов работы по формированию функциональной грамотности младших школьников.

Научная значимость работы заключается в обобщении и систематизации научных и методических исследований по данной теме.

Методическая ценность работы заключается в том, что исследование практической значимости применения инновационных методик по формированию коммуникативных компетенций учащихся в системе позволит повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями других школ.

Исследование проводилось три года и включало три этапа.

Первый этап - поисково-теоретический - на основе теоретического анализа психолого-педагогической, философской литературы осуществлялось изучение педагогического опыта по проблемам исследования, анализировались концептуальные подходы к этим проблемам, определялись исходные параметры исследования, предмет, структура, границы, гипотеза, методы, понятийный аппарат, задачи.

Второй этап - опытно-экспериментальный - изучалось состояние технологической компетентности учителей начальных классов, выявлялась осведомленность учителей о современных образовательных технологиях; определялся уровень сформированности функциональной грамотности учащихся начальной школы.

Третий этап - обобщающий - были обработаны, проанализированы, систематизированы и уточнены данные, полученные в ходе исследования, проведена количественная и качественная оценка статистических данных и их педагогическая интерпретация; сформулированы основные выводы и рекомендации.

Структура работы: работа состоит из информации об опыте, технологии опыта, которая включает в себя историю изучения и развития функциональной грамотности младшего школьника, теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных УУД у младших школьников, разработка и апробация метода коллективной деятельности в урочной системе и во внеурочной деятельности, работа с родителями, а так же есть выводы и результативность опыта. В приложении содержатся описание приёмов работы по формированию функциональной грамотности младшего школьника, дидактические игры, применяемые на уроках, фрагменты классного часа и родительского собрания.

Заместитель директора по УВР                                                   Г. И. Абдуллаева                       

Рецензия

на обобщение опыта учителей начальных классов БОУСОШ № 1ст. Динской Скиба А. Н. и Святовай Н. С. по теме «Развития функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность».

Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Кредо современного педагога – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому, формирование  функциональной грамотности младшего школьника через коммуникативную деятельность– одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в  школе.

Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития интеллектуальных и творческих  умений младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Данная работа, предоставленная учителями начальной школы, предлагает различные методы, приёмы для развития у учащихся интереса к школьным предметам, предлагаются интересные групповые мероприятия, которые могут дать ребёнку мощный толчок к саморазвитию, адаптации к учебному процессу, привить навыки саморегуляции.

Учащиеся не всегда могут  ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно компетентной личности. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Именно эта проблема заставила учителей обратиться к данной теме. Данное исследование проводилось в течении трёх лет: первый этап – сбор информации, второй этап – диагностический, третий этап – обобщающий.

Работа состоит из нескольких глав, в которых прослеживается система работы учителей начальных классов, являясь результатом организационно-методического поиска авторами в течение 3-х лет. Работа носит практический характер: обозначены цели, задачи, направления деятельности. Данный опыт обобщался на МО учителей начальной школы БОУСОШ № 1, а так же на августовской конференции.

Обобщение данного опыта закладывает основы для получения в дальнейшем очень значимых результатов. Работа соответствует методическим требованиям, предложенная модель работы может быть рекомендована учителям начальной школы.

Руководитель МО начальных классов БОУСОШ№1                                          Г.В.Луганцева

Приложение

Приложение № 1-Методика «Рукавички». Графическое изображение результатов.

Приложение № 2-Методика «Братья и сёстры».

Приложение № 3- Коллективные игры. Методика «Ваза с яблоками»

Приложение № 4-Фотоматериалы.

Приложение № 5-Дидактические игры, применяемые на уроке.

Приложение № 6-Примеры развивающих заданий с использованием           краеведческого материала.

Приложение № 7-Кружок «Лего-конструирование»

Приложение № 8-Классные часы.

Приложение № 9-Социальные проекты.

Приложение № 10-Работа с родителями

Приложение № 11-Алгоритм принятия родителя.

Приложение № 12-Родительские собрания.

Приложение № 13-Материалы, подтверждающие результативность опыта.

Приложение № 14- Материалы, подтверждающие результативность опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта по теме:"РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ" + конспект урока по теме

Статья "Обобщение опыта по теме "Развитие функциональной грамотности младших  школьников на уроках  математики". Также даётся конспект урока по данной теме...

"Развитие функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования"

В материале представлен опыт работы начальной школы по развитию функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, реализуемых в о...

Формирование функциональной грамотности младших школьников через технологию критического мышления.

Формирование функциональной грамотности младших школьников через технологию критического мышления....

Формирование функциональной грамотности младших школьников в учебной деятельности

Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности младших школьников....

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...