Развитие духовно – нравственной сферы личности обучающихся с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в соответствии с ФГОС.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Доклад о педагогическом опыте развития духовно - нравственной сферы личности обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие духовно – нравственной сферы личности обучающихся с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в соответствии с ФГОС.
Целью духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС) является приобщение их к базовым ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного поведения.
Постепенно мы должны формировать у наших учеников:
- нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что добро, а что зло, что должно, что недопустимо,
- умение давать оценку своим и чужим поступкам, умение признать свою вину и извиниться,
- внутреннюю установку в сознании школьника поступать хорошо,
- представления об общечеловеческих (базовых) ценностях,
- осознание ответственности за результаты собственных действий,
- уважение к традиционным российским религиям, к вере,
- уважение к языку, культурным, религиозным традициям других народов России,
- уважительного отношения к закону,
- формировать социально – значимую компетенцию «становиться лучше»
Развивать:
- Доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
- Активность в учебной, социально –ориентированной деятельности.
- Уважительное отношение к родителям, к семье, семейным традициям.
- Заботливого отношения к старшим и младшим.
Теперь перечислю основные условия и направления работы педагогов по формированию духовно – нравственной личности.
- Для обучающегося с УО слова педагога, поступки, ценности, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, отношениях между людьми.
- Родители, так же как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности. Поэтому нам необходимо принимать все возможные меры по повышению педагогической грамотности родителей. Предлагаются такие формы работы: семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, диспут, лекторий, тренинг для родителей.
- Духовно - нравственное развитие реализуется и во внеурочной деятельности. Например: в 4 классе в социальном направлении «Я и мой мир» в темах «Нести людям добро», «Поделись улыбкою своей», «Берегите стариков» и других, в духовно – нравственном направлении «Уроки для души» в темах «Радость сопереживания», «Тепло домашнего очага», «Стрелы моей совести» и многих других.
- В план классных часов должны быть включены темы по духовно – нравственному воспитанию. Например: «Возьмемся за руки друзья», «Доброе дело питает и душу и тело», «Пожилой человек – это мудрости клад», «Дорогие, любимые, счастливые – наши мамы», «Как наше слово отзовется» и т.д.
- Вовлечение обучающихся и родителей во внеурочные классные и школьные мероприятия (игры, спектакли, акции, проекты, праздники, встречи, экскурсии и т. д.) духовно – нравственного направления.
- Организация участия детей и родителей в конкурсах разного уровня по данной тематике.
Например: конкурсы «Красота божьего мира», «Мама 21 века», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Добрые сказки», «Через нее спасется мир» и другие.
- Рекомендуется осуществлять взаимодействие с внешкольными организациями по месту жительства: организациями дополнительно образования, культуры и спорта, детско – юношескими и молодежными объединениями, с религиозными традиционными организациями.
В завершении необходимо отметить, что в основе работы по духовно – нравственному развитию должен быть положен принцип системно – деятельностной организации воспитания. Он предполагает, что процесс воспитания, поддерживаемый всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно - значимой деятельности школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся (воспитанников), их социализация и адаптация к жизни в современных условиях.
Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой ин...
"Корней Чуковский детям "Путешествие в Чукокколу" занятие по внеурочной деятельности в рамках районного семинара "Методы метопредметно-психологического взаимодействия как универсальное средство развития духовно-нравственной сферы обучающихся "
Представляю конспект занятия по внеурочной деятельности (Кружок "Люби книгу" и "Театр юного актёра"). Цель мероприятия: создание на практике условий для развитиячитательских умений...
Благодарность за открытое мероприятие в рамках районного семинара "Методы метапредметно-психологического взаимодействия как универсальное средство развития духовно-нравственной сферы обучающегося"
объявление благодарности...
Особенности письменной речи у обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью
Статья включает в себя особенности нарушений письменной речи обучающихся с умственной отсталостью и направления работы по преодолению данных речевых нарушений....
"Особенности сенсорного развития обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Методика проведения диаг...
Адаптированные диагностические материалы для школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития, легкой и умеренной умственной отсталостью)
Данное пособие результат деятельности творческой группы учителей-дефектологов образовательных учреждений города и рекомендовано к использованию.Даны практические методики и рекомендации по оцениванию ...
Методическая разработка для детей, обучающихся по программе АООП вариант 2 (умеренная умственная отсталость, ТМНР) «Развивающие шары»
Категория детей: обучающиеся по программе АООП вариант 2 (умеренная умственная отсталость, ТМНР).Данная разработка подойдет для работы: педагогу-психологу, педагогу-дефектологу.Актуальность:Сенсорное ...