"Особенности сенсорного развития обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
статья

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Методика проведения диагностики сенсорного развития.

По данной шкале оценивается способность ребёнка воспринимать, узнавать и соотносить различные эталоны, их свойства и отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности сенсорного развития обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)»

Объект данного исследования  - сенсорного развитие младших школьников.

Предмет исследования – процесс сенсорного развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Н. П. Сакулина, Э.Г.  Пилюгина, О.П. Гаврилушкина,                 Н.Д. Соколова,  А.А. Катаева

Параметры

 Восприятие целостного облика предмета;

Выделение его главных частей и определения их свойств (форма, величина и т.д.)

Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т.д.)

Выделение мелких деталей, частей и определение их величины, соотношения, расположения и т.д.

Методика (Петрова Е.А., Нисневич, Л.А. Психолого-педагогическая диагностика «Карта наблюдений» СПб АППО,: 2013)

Методика проведения диагностики сенсорного развития.

По данной шкале оценивается способность ребёнка воспринимать, узнавать и соотносить различные эталоны, их свойства и отношения.

1. Зрительное восприятие.

По данной шкале оценивается способность ребёнка воспринимать, различать и соотносить с сенсорными эталонами форму и величину предметов.

Низкий уровень

«1» - ребёнок не понимает различий предметов по цвету, форме и величине.

«2» - ребёнок воспринимает мир в цвете, видит разницу между цветами, различие предметов по форме и величине (иногда ошибочно, но может найти такой же), но не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины, не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.

«3» -Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребёнок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины, и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.

Средний уровень 4 -7.

Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребёнок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.

Высокий уровень 8 -10.

Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребёнку, совершившему большой качественный скачёк в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, который твёрдо усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.

2. Восприятие цвета.

«1» ребёнок воспринимает мир в цвете.

«2» ребёнок понимает разницу между цветами.

«3» ребёнок узнаёт и различает 4 основных цвета – красный, жёлтый, синий, зелёный; может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно знать какой это цвет).

«4» ребёнок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета; б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов; в) правильно выбрать заданный цвет из трёх цветного ряда.

«5» ребёнок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнаёт и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.

«6» ребёнок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.

«7» ребёнок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки – оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.

«8» понятие о цвете хорошо усвоено и используется в деятельности.

3. Восприятие формы и величины.

«1» ребёнок не понимает различие предметов по форме и величине.

«2» ребёнок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности.

«3» ребёнок различает, узнаёт и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.

«4» ребёнок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различать понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.

«5» ребёнок может зрительно узнавать и называть форму предметов круг. Квадрат, треугольник в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг. Овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов(3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов различной величины одинаковые по величине.

«6» ребёнок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.

«7» ребёнок может различать и называть сложные формы – овал, многоугольник. Знает объёмные формы – цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.

«8» соответствует хорошему усвоению и используемому в деятельности понятию о форме и величине.

4. Ориентация в пространстве.

«1» ребёнок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельности сделать даже один шаг).

«2» ребёнок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди - сзади, справа - слева), не использует эти понятия в своей деятельности.

«3» ребёнок знает какое – либо одно пространственное направление.

«4» ребёнок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.

«5» ребёнок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигается в этом направлении.

«6» ребёнок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади – шкаф, справа – окно, слева – дверь).

«7» ребёнок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве.

«8» соответствует свободному ориентированию в пространстве.

В основе оценки уровня развития ребёнка по указанным параметрам лежит принцип семантического дифференциала. По результатам диагностики составляется психологопедагогический профиль, позволяющий провести педагогический анализ развития детей с множественными нарушениями. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:

· характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

· определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом, как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

· систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

  Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в начале обучения дети много работают с наглядными образцами, то...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШЕНИЯ ДЛЯ ЁЛКИ»

Конспект разработан для детей младшего школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости. Конспект занятия по лепке из соленого теста....

ПО РИСОВАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «ДОРОЖКА ИЗ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ»

Конспект предназначен для воспитателей, родителей и учителей начальных классов детей с умственной отсталостью...

Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста в адаптационный период

Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста в адаптационный период...

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...