Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Обучение проектной деятельности" для младших школьников. 1-4 класс
рабочая программа (4 класс)

Бурдина Светлана Евгеньевна

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_po_proektnoy_deyat_1-4_burdina_s.e.docx50.99 КБ

Предварительный просмотр:

  • МАОУ «Гимназия №35» г.Владимир

Проектная деятельность

Рабочая программа куса внеурочной деятельности для младших школьников. 1-4 класс

Автор: Бурдина Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов.

     

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Цель программы –

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

         Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

      В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Форма организации:  занятия проводятся 1 раз в неделю  во 2 классе   в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах села ( улицы, архитектурные достопримечательности и пр.)  проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).

        Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

         Первый уровень результатов (1 класс)

     Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов (4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации  проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Планируемые результаты.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные и метапредметные результаты

образовательного процесса

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на уроке

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную ;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

•        осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

         

  Методические и учебные пособия

  • С.Н.Тур, Е.И.Васюкова «Духовно-нравственное воспитание» Тетрадь проектов, 1,2,3,4 класс
  • Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Пособие для учителя. – Баласс, 2011
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М. Народное образование, 1998.
  • Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
  • Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
  • Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
  • Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

Содержание тем проектной деятельности (календарно-тематическое планирование)

Календарно-тематическое планирование на 1 класс

Всего: 32 часа, 1 час в неделю

№ занятия

Тема проекта

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Исследовательс-кие  умения

Наша школа

Работа над темой.

Экскурсия по территории школы.

2

-умение выдвигать гипотезу.строить предположения

Конкурс рисунков «Моя школа».

Наша безопасность.

Цель проекта и его актуальность

Беседа о правилах дорожного движения.

2

-умение ставить задачу;

-умение видеть проблему

Конкурс рисунков «По безопасной дороге в безопасное будущее».

Краски осени

Алгоритм работы над проектом.

Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала.

3

-умение планировать свою деятельность;

-умение наблюдать

Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала.

Выставка работ.

Моя любимая игрушка

Презентация индивидуального проекта

Экскурсия в музей игрушки

2

-умение презентовать свой «продукт»

Презентация своей любимой игрушки

Моя семья.

Коллективный проект.(конструкторский и технологический этап)

Беседа «Моя дружная семья»

2

-коммуникатив-ные умения;

-навык организации рабочего места

Оформление выставки фотографий и рисунков «Наши семьи».

Наш дом

Критерии оценивания Самооценка

Беседа «Мой дом – моя крепость».

2

-умение контролировать и оценивать свою деятельность

Конкурс рисунков «Дом моей мечты».

Наши имена.

Работа с разными источниками информации.

Беседа «Что значит моё имя?»

2

-умения работать с источниками информации

Рассказы детей о своих именах.

Ёлочки

Групповой проект.

Оценивание групповой работы

Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?»

2

-умение руководить работой группы или быть её участником

Выставка работ.

Птицы зимой

Эмпирический проект

Беседа «Как помочь птицам зимой?»

3

-умение планировать свою работу

Изготовление кормушек для птиц.

Выставка работ и вывешивание их на улице.

Живые витамины

Взаимодействие субъектов образовательного процесса при организации проектной деятельности

Подготовка к утреннику «День здоровья».

2

-коммуникатив

ные умения

Утренник «День здоровья».

Сувенир в подарок

Разные формы презентации.

Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля.

2

-навык выбора оптимального способа работы;

-умение представить результат своей работы.

Изготовление сувениров, посвященных 8 марта.

Выставка работ.

Кто такой Петрушка?

Работа с разными источниками информации

Беседа «Герои русских народных сказок».

2

-умение сбора информации;

-умение обобщать

Выставка рисунков и поделок «Мой любимый герой русских народных сказок».

Откуда пришли комнатные растения.

Теоретический проект с элементами исследовательской деятельности

Беседа «Комнатные растения. Зачем они нам?»

2

-умение действовать по алгоритму;

-умение прогнозировать результаты работы

Посадка цветов с целью озеленения класса.

День моей фамилии

Теоретический проект с элементами исследовательской деятельности

Беседа «Каждая фамилия – это история семьи».

2

-умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать

Рассказ о происхождении своей фамилии или о своей семье.

Конкурс книжек «Моя семья».

Праздники в России

Межпредметный творческий проект

Беседа «Главные праздники страны».

2

-умение объяснять и защищать свои идеи.

Рассказ о своем любимом празднике.

Конкурс рисунков «Мой любимый праздник».

Календарно-тематическое планирование на 2 класс

Всего: 33 часа, 1 час в неделю

№ занятия

Тема проекта

Содержание, методические приёмы

Кол-во часов

Формируемые умения

Знай и люби наш край

1 - 3

Грибы нашей местности

Сбор информации про грибы

3

-умение ставить задачу;

-умение видеть проблему

Сочинение сказок про грибы

Презентация «Грибная поляна»

4 - 6

Местные виды птиц

Экскурсия в парк с целью изучения «Птицы нашего города»

3

-умение планировать свою деятельность;

-умение наблюдать;

-умения работать с источниками информации

-умение презентовать свой «продукт»

Изучение и подбор материала для викторины о птицах нашего региона.

Презентация викторины «Птичий мир Владимирского края»

7 - 8

Наши фамилии

«Корни» моей фамилии

2

-коммуникативные умения;

Исследование «Самая популярная фамилия города Владимира»

Что такое хорошо?!

9 - 10

Осторожность и безопасность

  • Инсценировки по ПДД и правилам безопасности.
  • Создание коллекции запрещающих знаков по правилам безопасности

2

-Групповые работы, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

11 - 12

Культура поведения

Инсценировка правил поведения в общественных местах

2

-коммуникативные умения;

Экскурсия в кукольный театр

-Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей

13 - 16

Если хочешь быть здоров!

  • Полезные и вредные продукты
  • Закаливание
  • Режим дня школьника (лекция специалиста)
  • Исследовательский проект «Живые витамины»

4

- Развитие умения видеть проблемы;

- Развитие умений задавать вопросы.

- Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

- Наблюдение как способ выявления проблем.

17

Духовные устои человека

Встреча со священнослужителем

1

- Развитие умений задавать вопросы.

С русским задором по русским просторам.

18

Прибаутки и небылицы

Прибаутки и небылицы в русской литературе.

Разучивание прибауток и небылиц.

1

-умение руководить работой группы или быть её участником

19

Плясовые песни и припевки

Разучивание песен и припевок

1

-коммуникативные умения

20 - 22

Частушки и хороводы

Сбор информации и разучивание частушек

1

-умения работать с источниками информации

Хоровод, как неотъемлемый атрибут праздника на Руси

1

-коммуникативные умения

Сочинение своих частушек про детей и школу

1

-умение презентовать свой «продукт»

23

Русские народные музыкальные инструменты

Поиск информации в энциклопедиях. интернете.

Презентация рисунков.

1

-умения работать с источниками информации

24 - 25

Русские народные праздники

Экскурсия в ДМЦ

Празднование масленицы в музее Жуковского

1

1

- Развитие умений задавать вопросы.

26 - 28

Народные забавы

Игры наших бабушек и дедушек

1

-Развитие умений задавать вопросы.

Разучивание забытых игр

2

-коммуникативные умения

Юный патриот

29

Символика России

Символика России (Игра – лото)

1

-умение руководить работой группы или быть её участником

30 - 32

Никто не забыт, ничто не забыто.

  • Встреча с ветераном
  • Помощь детей в годы ВОВ
  • Возложение цветов к вечному огню

3

-Развитие умения слушать;

-Развитие умений задавать вопросы.

33

Великие люди земли Владимирской

Игра «Колесо фортуны» с использованием ИКТ

1

-умение руководить работой группы или быть её участником

Календарно-тематическое планирование  3 класс

Всего: 33 часа, 1 час в неделю

№ занятия

Тема проекта

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Исследовательские  умения

Что такое хорошо?!

1

Здравствуйте,-это Я»

Моя автобиография

1

-навык выбора оптимального способа работы;

-умение представить результат своей работы.

2

Тайны моего характера

1

3

Почему мы разные? Тайны моего характера.

1

-умение ставить задачу;

-умение видеть проблему

4

Моя семья

Семейные традиции.

1

-навык выбора оптимального способа работы;

-умение представить результат своей работы.

5

Семейный герб

1

6

Папа, мама, я – спортивная семья.(спортивный праздник)

1

-коммуникативные умения

7

Я и мои друзья

Какой я друг?

Правила школьной дружбы

1

-умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать

8

Копилка доброго человека

1

9

Герои сказок-друзья и недруги.

1

-умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать

10

Моё здоровье

Самое большое сокровище в жизни-здоровье.

1

- Развитие умения видеть проблемы;

- Развитие умений задавать вопросы.

- Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

- Наблюдение как способ выявления проблем.

11

Распорядок дня школьника

1

12-13

На зарядку становись!

  • Комплекс упражнений для зарядки.
  • Конкурс весёлых музыкальных зарядок

2

14

Гигиена тела – составляющая здоровья.

1

15

Полезные и бесполезные продукты.

1

16

Правила безопасности

1

Знай и люби наш край

17

Я – Владимирец!

Достопримечательности родного края.

-умения работать с источниками информации

18

Виртуальное путешествие по Владимирской области.

19

Гербы городов Владимирской области.

-умения работать с источниками информации

20

Археологические памятники

21-22

Русская изба

  • Экскурсия в ДМЦ на экспозицию «изба»
  • Коллективная работа «Моя деревня»

2

-умение руководить работой группы или быть её участником

-умение задавать вопросы

23

Игровая программа «Я - Владимирец! »

1

-коммуникативные умения

С русским задором по русским просторам.

24-25

Народные приметы

(групповой проект)

  • Поиск информации в энциклопедиях. Интернете
  • Оформление коллективной газеты

«Народные приметы»

2

-умение планировать свою деятельность;

-умение наблюдать;

-умения работать с источниками информации

-умение презентовать свой «продукт»

26-29

Русские народные праздники

  • Экскурсия в ДМЦ
  • Праздник масленицы (игровая программа силами детей)
  • Экскурсия в г.Александров Александровская слобода. Сватовство

4

-Развитие умения слушать;

-Развитие умений задавать вопросы.

30-31

Народные забавы

Игры наших бабушек и дедушек

1

-коммуникативные умения

Разучивание забытых игр

1

Юный патриот

32

Никто не забыт, ничто не забыто.

«Спасибо деду за победу!»-

Встреча с ветераном

1

-Развитие умения слушать;

-Развитие умений задавать вопросы.

33

Великие люди земли Владимирской

Игра «Колесо фортуны» с использованием ИКТ

1

-Развитие умения слушать;

-Развитие умений задавать вопросы.

Календарно-тематическое планирование  4 класс

Всего: 34 часа, 1 час в неделю

№ занятия

Тема проекта

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Исследовательские  умения

Знай и люби наш край

1-3

Моя малая родина.

  • Подготовка электронных презентаций «Моё любимое место отдыха»
  • Экскурсия в Мещёру

3

- умение представлять результат выполнения проекта в виде материальных продуктов.

-коммуникативные навыки

С русским задором по русским просторам.

4-7

Богатыри: вчера и сегодня

  • Экскурсия в ДМЦ, экспозиция «Богатыри»
  • Просмотр фильмов о богатырях
  • Работа над исследовательским проектом «Не перевелись ещё богатыри на земле русской»
  • Праздник «Славна богатырями земля русская!»

4

-умение выделять предполагаемых направлений работы;

-Определение исследовательских задач;

-умение планировать свою деятельность;

-систематизировать и анализировать полученные данные.

Что такое хорошо?!

8 - 10

Спортивная жизнь моей семьи

(исследовательский проект)

  • Индивидуальная работа над проектом. Подготовка презентаций, альбомов, плакатов и их демонстрация.
  • Спортивный праздник «Моя спортивная семья!»

3

-Определение исследовательских задач

-умение планировать свою деятельность;

-систематизировать и анализировать полученные данные.

11- 14

Школа безопасности

  • Создание памяток безопасного поведения в разных случаях жизнедеятельности;
  • Просмотр фильма «Сам себе МЧС»
  • Игровая конкурсная программа «Знатоки безопасности»
  • Агитбригада для первоклассников «Мы за безопасность»

4

- умение представлять результат выполнения проекта в виде материальных продуктов.

-коммуникативные навыки

15- 20

Не всё то золото, что блестит.

  • Беседа о добре и зле; Тренинг «Камешки»
  • Работа над индивидуальными проектами «Доброта спасёт мир?»
  • Создание «Сундучка  добрых дел»
  • Создание книжек-малышек со сказками, рассказами и стихами о хороших поступках.
  • «Азбука вежливости»
  • Праздник «Урок Добра»

6

- умение представлять результат выполнения проекта в виде материальных продуктов.

-коммуникативные навыки

21 - 24

Мы такие разные и такие похожие.

(исследовательский проект)

  • Национальные традиции
  • Национальная кухня (создание книг-рецептов)
  • Устное народное творчество разных народов России»
  • Создание презентаций о жизни и культуре разных народов России
  • Праздник «Давайте жить дружно!»

4

-умение планировать свою деятельность;

-умение наблюдать;

-умения работать с источниками информации

-умение презентовать свой «продукт»

25-28

В здоровом теле – здоровый дух?

  • Полезные и бесполезные продукты (исследовательская работа)
  • Оформление плакатов о здоровой пище.
  • Экскурсия в спортивную школу СДЮШОР ДЗЮДО88
  • Игровая конкурсная программа «Рецепты здоровья!»

4

-Развитие умения слушать;

-Развитие умений задавать вопросы.

- умение представлять результат выполнения проекта в виде материальных продуктов.

-коммуникативные навыки

Юный патриот

29-32

Война и наша семья (исследовательский проект)

  • Просмотр фильма «Помни имя своё»
  • Возложение цветов к вечному огню
  • Поздравления для ветеранов
  • Презентации работ

3

-Определение исследовательских задач

-умение планировать свою деятельность;

-систематизировать и анализировать полученные данные.

33-34

Известные люди Владимира

  • Поиск информации и подготовка презентаций
  • Отчёт о проделанной работе «Их имена прославили наш город»

2

-умение работать с информацией;

- умение анализировать и систематизировать полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этикет для младших школьников»

Данная программа позволяет учащимся 2 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность." 1-4 класс

- формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыка решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации;- формирование мотивации к обучен...