Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Обучение проектной деятельности" для младших школьников. 1-4 класс
рабочая программа (4 класс)
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_po_proektnoy_deyat_1-4_burdina_s.e.docx | 50.99 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Проектная деятельность |
Рабочая программа куса внеурочной деятельности для младших школьников. 1-4 класс |
Автор: Бурдина Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Цель программы –
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю во 2 классе в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах села ( улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Личностные и метапредметные результаты
образовательного процесса
результаты | формируемые умения | средства формирования | |
личностные |
| организация на уроке парно-групповой работы | |
Метапредметные результаты | |||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
| |
познавательные |
| • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; | |
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Методические и учебные пособия
- С.Н.Тур, Е.И.Васюкова «Духовно-нравственное воспитание» Тетрадь проектов, 1,2,3,4 класс
- Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Пособие для учителя. – Баласс, 2011
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М. Народное образование, 1998.
- Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
- Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
Содержание тем проектной деятельности (календарно-тематическое планирование)
Календарно-тематическое планирование на 1 класс
Всего: 32 часа, 1 час в неделю
№ занятия | Тема проекта | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Исследовательс-кие умения |
Наша школа Работа над темой. | Экскурсия по территории школы. | 2 | -умение выдвигать гипотезу.строить предположения | |
Конкурс рисунков «Моя школа». | ||||
Наша безопасность. Цель проекта и его актуальность | Беседа о правилах дорожного движения. | 2 | -умение ставить задачу; -умение видеть проблему | |
Конкурс рисунков «По безопасной дороге в безопасное будущее». | ||||
Краски осени Алгоритм работы над проектом. | Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. | 3 | -умение планировать свою деятельность; -умение наблюдать | |
Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. | ||||
Выставка работ. | ||||
Моя любимая игрушка Презентация индивидуального проекта | Экскурсия в музей игрушки | 2 | -умение презентовать свой «продукт» | |
Презентация своей любимой игрушки | ||||
Моя семья. Коллективный проект.(конструкторский и технологический этап) | Беседа «Моя дружная семья» | 2 | -коммуникатив-ные умения; -навык организации рабочего места | |
Оформление выставки фотографий и рисунков «Наши семьи». | ||||
Наш дом Критерии оценивания Самооценка | Беседа «Мой дом – моя крепость». | 2 | -умение контролировать и оценивать свою деятельность | |
Конкурс рисунков «Дом моей мечты». | ||||
Наши имена. Работа с разными источниками информации. | Беседа «Что значит моё имя?» | 2 | -умения работать с источниками информации | |
Рассказы детей о своих именах. | ||||
Ёлочки Групповой проект. Оценивание групповой работы | Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?» | 2 | -умение руководить работой группы или быть её участником | |
Выставка работ. | ||||
Птицы зимой Эмпирический проект | Беседа «Как помочь птицам зимой?» | 3 | -умение планировать свою работу | |
Изготовление кормушек для птиц. | ||||
Выставка работ и вывешивание их на улице. | ||||
Живые витамины Взаимодействие субъектов образовательного процесса при организации проектной деятельности | Подготовка к утреннику «День здоровья». | 2 | -коммуникатив ные умения | |
Утренник «День здоровья». | ||||
Сувенир в подарок Разные формы презентации. | Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. | 2 | -навык выбора оптимального способа работы; -умение представить результат своей работы. | |
Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. | ||||
Выставка работ. | ||||
Кто такой Петрушка? Работа с разными источниками информации | Беседа «Герои русских народных сказок». | 2 | -умение сбора информации; -умение обобщать | |
Выставка рисунков и поделок «Мой любимый герой русских народных сказок». | ||||
Откуда пришли комнатные растения. Теоретический проект с элементами исследовательской деятельности | Беседа «Комнатные растения. Зачем они нам?» | 2 | -умение действовать по алгоритму; -умение прогнозировать результаты работы | |
Посадка цветов с целью озеленения класса. | ||||
День моей фамилии Теоретический проект с элементами исследовательской деятельности | Беседа «Каждая фамилия – это история семьи». | 2 | -умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать | |
Рассказ о происхождении своей фамилии или о своей семье. Конкурс книжек «Моя семья». | ||||
Праздники в России Межпредметный творческий проект | Беседа «Главные праздники страны». | 2 | -умение объяснять и защищать свои идеи. | |
Рассказ о своем любимом празднике. Конкурс рисунков «Мой любимый праздник». |
Календарно-тематическое планирование на 2 класс
Всего: 33 часа, 1 час в неделю
№ занятия | Тема проекта | Содержание, методические приёмы | Кол-во часов | Формируемые умения |
Знай и люби наш край | ||||
1 - 3 | Грибы нашей местности | Сбор информации про грибы | 3 | -умение ставить задачу; -умение видеть проблему |
Сочинение сказок про грибы | ||||
Презентация «Грибная поляна» | ||||
4 - 6 | Местные виды птиц | Экскурсия в парк с целью изучения «Птицы нашего города» | 3 | -умение планировать свою деятельность; -умение наблюдать; -умения работать с источниками информации -умение презентовать свой «продукт» |
Изучение и подбор материала для викторины о птицах нашего региона. | ||||
Презентация викторины «Птичий мир Владимирского края» | ||||
7 - 8 | Наши фамилии | «Корни» моей фамилии | 2 | -коммуникативные умения; |
Исследование «Самая популярная фамилия города Владимира» | ||||
Что такое хорошо?! | ||||
9 - 10 | Осторожность и безопасность |
| 2 | -Групповые работы, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; |
11 - 12 | Культура поведения | Инсценировка правил поведения в общественных местах | 2 | -коммуникативные умения; |
Экскурсия в кукольный театр | -Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей | |||
13 - 16 | Если хочешь быть здоров! |
| 4 | - Развитие умения видеть проблемы; - Развитие умений задавать вопросы. - Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; - Наблюдение как способ выявления проблем. |
17 | Духовные устои человека | Встреча со священнослужителем | 1 | - Развитие умений задавать вопросы. |
С русским задором по русским просторам. | ||||
18 | Прибаутки и небылицы | Прибаутки и небылицы в русской литературе. Разучивание прибауток и небылиц. | 1 | -умение руководить работой группы или быть её участником |
19 | Плясовые песни и припевки | Разучивание песен и припевок | 1 | -коммуникативные умения |
20 - 22 | Частушки и хороводы | Сбор информации и разучивание частушек | 1 | -умения работать с источниками информации |
Хоровод, как неотъемлемый атрибут праздника на Руси | 1 | -коммуникативные умения | ||
Сочинение своих частушек про детей и школу | 1 | -умение презентовать свой «продукт» | ||
23 | Русские народные музыкальные инструменты | Поиск информации в энциклопедиях. интернете. Презентация рисунков. | 1 | -умения работать с источниками информации |
24 - 25 | Русские народные праздники | Экскурсия в ДМЦ Празднование масленицы в музее Жуковского | 1 1 | - Развитие умений задавать вопросы. |
26 - 28 | Народные забавы | Игры наших бабушек и дедушек | 1 | -Развитие умений задавать вопросы. |
Разучивание забытых игр | 2 | -коммуникативные умения | ||
Юный патриот | ||||
29 | Символика России | Символика России (Игра – лото) | 1 | -умение руководить работой группы или быть её участником |
30 - 32 | Никто не забыт, ничто не забыто. |
| 3 | -Развитие умения слушать; -Развитие умений задавать вопросы. |
33 | Великие люди земли Владимирской | Игра «Колесо фортуны» с использованием ИКТ | 1 | -умение руководить работой группы или быть её участником |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
Всего: 33 часа, 1 час в неделю
№ занятия | Тема проекта | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Исследовательские умения |
Что такое хорошо?! | ||||
1 | Здравствуйте,-это Я» | Моя автобиография | 1 | -навык выбора оптимального способа работы; -умение представить результат своей работы. |
2 | Тайны моего характера | 1 | ||
3 | Почему мы разные? Тайны моего характера. | 1 | -умение ставить задачу; -умение видеть проблему | |
4 | Моя семья | Семейные традиции. | 1 | -навык выбора оптимального способа работы; -умение представить результат своей работы. |
5 | Семейный герб | 1 | ||
6 | Папа, мама, я – спортивная семья.(спортивный праздник) | 1 | -коммуникативные умения | |
7 | Я и мои друзья | Какой я друг? Правила школьной дружбы | 1 | -умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать |
8 | Копилка доброго человека | 1 | ||
9 | Герои сказок-друзья и недруги. | 1 | -умение выделять главное, сопоставлять и сравнивать | |
10 | Моё здоровье | Самое большое сокровище в жизни-здоровье. | 1 | - Развитие умения видеть проблемы; - Развитие умений задавать вопросы. - Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; - Наблюдение как способ выявления проблем. |
11 | Распорядок дня школьника | 1 | ||
12-13 | На зарядку становись!
| 2 | ||
14 | Гигиена тела – составляющая здоровья. | 1 | ||
15 | Полезные и бесполезные продукты. | 1 | ||
16 | Правила безопасности | 1 | ||
Знай и люби наш край | ||||
17 | Я – Владимирец! | Достопримечательности родного края. | -умения работать с источниками информации | |
18 | Виртуальное путешествие по Владимирской области. | |||
19 | Гербы городов Владимирской области. | -умения работать с источниками информации | ||
20 | Археологические памятники | |||
21-22 | Русская изба
| 2 | -умение руководить работой группы или быть её участником -умение задавать вопросы | |
23 | Игровая программа «Я - Владимирец! » | 1 | -коммуникативные умения | |
С русским задором по русским просторам. | ||||
24-25 | Народные приметы (групповой проект) |
«Народные приметы» | 2 | -умение планировать свою деятельность; -умение наблюдать; -умения работать с источниками информации -умение презентовать свой «продукт» |
26-29 | Русские народные праздники |
| 4 | -Развитие умения слушать; -Развитие умений задавать вопросы. |
30-31 | Народные забавы | Игры наших бабушек и дедушек | 1 | -коммуникативные умения |
Разучивание забытых игр | 1 | |||
Юный патриот | ||||
32 | Никто не забыт, ничто не забыто. | «Спасибо деду за победу!»- Встреча с ветераном | 1 | -Развитие умения слушать; -Развитие умений задавать вопросы. |
33 | Великие люди земли Владимирской | Игра «Колесо фортуны» с использованием ИКТ | 1 | -Развитие умения слушать; -Развитие умений задавать вопросы. |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
Всего: 34 часа, 1 час в неделю
№ занятия | Тема проекта | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Исследовательские умения |
Знай и люби наш край | ||||
1-3 | Моя малая родина. |
| 3 | - умение представлять результат выполнения проекта в виде материальных продуктов. -коммуникативные навыки |
С русским задором по русским просторам. | ||||
4-7 | Богатыри: вчера и сегодня |
| 4 | -умение выделять предполагаемых направлений работы; -Определение исследовательских задач; -умение планировать свою деятельность; -систематизировать и анализировать полученные данные. |
Что такое хорошо?! | ||||
8 - 10 | Спортивная жизнь моей семьи (исследовательский проект) |
| 3 | -Определение исследовательских задач -умение планировать свою деятельность; -систематизировать и анализировать полученные данные. |
11- 14 | Школа безопасности |
| 4 | - умение представлять результат выполнения проекта в виде материальных продуктов. -коммуникативные навыки |
15- 20 | Не всё то золото, что блестит. |
| 6 | - умение представлять результат выполнения проекта в виде материальных продуктов. -коммуникативные навыки |
21 - 24 | Мы такие разные и такие похожие. (исследовательский проект) |
| 4 | -умение планировать свою деятельность; -умение наблюдать; -умения работать с источниками информации -умение презентовать свой «продукт» |
25-28 | В здоровом теле – здоровый дух? |
| 4 | -Развитие умения слушать; -Развитие умений задавать вопросы. - умение представлять результат выполнения проекта в виде материальных продуктов. -коммуникативные навыки |
Юный патриот | ||||
29-32 | Война и наша семья (исследовательский проект) |
| 3 | -Определение исследовательских задач -умение планировать свою деятельность; -систематизировать и анализировать полученные данные. |
33-34 | Известные люди Владимира |
| 2 | -умение работать с информацией; - умение анализировать и систематизировать полученные знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс
Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Проектная деятельность.
Разработка программы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс
Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное направление) для 4 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное направление) для 4 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этикет для младших школьников»
Данная программа позволяет учащимся 2 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
Общеинтеллектуальное направление...
- Мне нравится (1)