РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Математика для всех»»
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Математика для всех»»

обще-интеллектуальное направление внеурочной деятельности 

 

начальное  общее образование   2 – 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область, Белокалитвинский район, х. Богураев

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОГУРАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

««Утверждаю»

И.о.Директора МБОУ Богураевской СОШ

Приказ от №

__________________И.А. Кащеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Математика для всех»»

(обще-интеллектуальное направление внеурочной деятельности)

(наименование курса)

начальное общее образование 2 – 4 класс

(уровень образования, класс)

______2023 - 2024 уч.год_________

(срок реализации программы учебный год или период)

Х. Богураев

2023 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Математика для всех» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • методических рекомендаций об организации внеурочнойдеятельности при введении федерального образовательного стандарта общегообразования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки Россииот 12 мая 2011 г. № 03-296);
  • Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2018 г.
  • Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2018 г.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ КУРСА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ.

Программа «Математика для всех» рассчитана на ребят 7-11 лет, срок реализации 3 года (2-4 класс). Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.

ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

ЗАДАЧИ:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
  • развивать краткости речи.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты. Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Курс «Математика для всех» входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Факультатив «Математика для всех» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;
  • развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Основные методы

Приёмы

Основные виды деятельности учащихся:

1.Словесный метод:

-Анализ и синтез.

-Сравнение.

-Классификация.

-Аналогия.

-Обобщение.

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы

  • Рассказ (специфика деятельности учёных математиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
  • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

2.Метод наглядности:

Наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

Тренировочные упражнения; практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

Форма проведения занятий - урок.

Составные части урока:

РАЗМИНКА

(3-5 минут)

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (памяти, воображения, внимания, мышления)

(15 минут)

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА

(3-5 минут)

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК , ШТРИХОВКА

(15-20 минут)

Основной задачей данного этапа является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку достаточно легкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность и быстроту реакции.

Задания несут соответствующую дидактическую нагрузку, позволяющую углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания.

Динамическая пауза развивает двигательную сферу учащихся, развивает умение выполнять несколько заданий одновременно.

Штриховка предметов, построение при помощи трафаретов - это способ развития речи, так как попутно составляются минирассказы по теме, работают над словом, словосочетанием, предложением.

Форма организации занятий.

Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

Преобладающие формы занятий

групповая

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-4 классов (7 - 10 лет). Программа рассчитана: во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин. Программа рассчитана на 3 года.

Во 2-4 классах – 17 часов в год.

ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТИРАМИСОДЕРЖАНИЯ КУРСА ЯВЛЯЮТСЯ:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

1 уровень

Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни.

2 уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом.

3 уровень

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Личностными результатамиизучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать нумерацию древних римлян;

-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

-выделять простейшие математические софизмы;

- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;

- понимать некоторые секреты математических фокусов

- использовать интересные приёмы устного счёта;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- находить периметр и площадь составных фигур.

Требования к результатам обучения учащихся 3 класса

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать имена и высказывания великих математиков;

- работать с числами – великанами;

-пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

- понимать «секреты» некоторых математических фокусов.

-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;

- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

Требования к результатам обучения учащихся 4 класса

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур

- конструировать предметы из геометрических фигур.

- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание.

- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

- решать задачи на противоречия.

- анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах.

- работать над проектами

К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:

Раздел

Общие результаты

Числа. Арифметические действия. Величины:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УУД

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность для формирования:

Личностные УУД

-проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

-адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД

-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

-отрабатывать вычислительные навыки;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

-аналогии:

-выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-различать обоснованные и необоснованные суждения;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить способы решения проблем

творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

-принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

-критически относиться к своему и чужому мнению;

-уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-принимать самостоятельно решения;

-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание курса«Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

Разделы

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

1.

Числа. Арифметические действия. Величины

6

6

6

2.

Мир занимательных задач

5

5

5

3.

Геометрическая мозаика

6

6

6

Итого

17

17

17

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МАТЕМАТИКА для всех»

2 КЛАСС

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.

2

Мир занимательных задач.

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.

3

Геометрическая мозаика.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

3 КЛАСС

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

2

Мир занимательных задач.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

3

Геометрическая мозаика.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

4 КЛАСС

Наименование раздела

Содержание

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2

Мир занимательных задач.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

3

Геометрическая мозаика.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, видов деятельности и форм.

2 КЛАСС

№ п/п

Тема

Дата

Кол-во часов

Вид деятельности

ЦОР/ЭОР

Форма проведения

«Удивительная снежинка»

1

Практическая работа с линейкой

1. — образовательныепроекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. — «Сократ» — развивающие игрыи конкурсы.

5. — головоломки, загадки, задачии задачки, фокусы, ребусы.

6. – игры, презентации в начальной школе.

7. -энциклопедия

8. – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах.

Крестики-нолики

1

Работа с таблицей

Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная

палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

Математические игры

1

Построение математических пирамид:

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Секреты задач

1

Решение нестандартных и занимательных задач.

Задачи в стихах.

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями.

Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов.

Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Заполнение числового кроссворда (судоку).

«Шаг в будущее»

1

Игровая деятельность

Игры: «Волшебная палочка»,«Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Путешествие точки

1

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).

1. — образовательныепроекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. — «Сократ» — развивающие игрыи конкурсы.

5. — головоломки, загадки, задачии задачки, фокусы, ребусы.

6. – игры, презентации в начальной школе.

7. -энциклопедия

8. – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание егошагов.

Тайны окружности

1

Составление (вычерчивание) орнаментас использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.

Геометрический калейдоскоп

1

Познавательная деятельность

Задания на разрезание и составление фигур.

«Что скрывает сорока?»

1

Решение и составление ребусов

Типа: ви3на, 100л,про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

Интеллектуальная разминка

1

Познавательная деятельность

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.

В царстве смекалки

1

Познавательная деятельность

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Интеллектуальная разминка

1

Познавательная деятельность

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

Составь квадрат

1

Познавательная деятельность

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников(квадратов) из заданных частей.

3 КЛАСС

№ п/п

Тема

Дата

Кол-во часов

Вид деятельности

ЦОР/ЭОР

Форма проведения

Интеллектуальная разминка

1

Познавательная деятельность

1. — образовательныепроекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. — «Сократ» — развивающие игрыи конкурсы.

5. — головоломки, загадки, задачии задачки, фокусы, ребусы.

6. – игры, презентации в начальной школе.

7. -энциклопедия

8. – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Геометрия вокруг нас

1

Познавательная деятельность

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

Волшебные переливания

1

Познавательная деятельность

Задачи на переливание.

В царстве смекалки

1

Познавательная деятельность

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информациии выпуск математической газеты (работа в группах).

«Спичечный» конструктор

1

Познавательная деятельность

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладываниенескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Числовые головоломки

1

Познавательная деятельность

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Интеллектуальная разминка

1

Познавательная деятельность

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

Математические игры

1

Познавательная деятельность

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки

с зонтиками» (по выбору учащихся).

Математическая копилка

1

Познавательная деятельность

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Математическое путешествие

1

Познавательная деятельность

1. — образовательныепроекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. — «Сократ» — развивающие игрыи конкурсы.

5. — головоломки, загадки, задачии задачки, фокусы, ребусы.

6. – игры, презентации в начальной школе.

7. -энциклопедия

8. – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимныйконтроль.

1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + 150= 670

Выбери маршрут

1

Познавательная деятельность

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотоекольцо» России, города-герои и др.

В царстве смекалки

1

Познавательная деятельность

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Геометрический калейдоскоп

1

Познавательная деятельность

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

Разверни листок

1

Познавательная деятельность

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

От секунды до столетия

1

Познавательная деятельность

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит заодну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успеваетсделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?Составление различных задач, используя данные о возрасте своих

родственников.

Это было в старину

1

Познавательная деятельность

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

Энциклопедия математических развлечений

1

Познавательная деятельность

Составление сборника занимательных заданий. Использованиеразных источников информации (детские познавательные журналы,книги и др.).

4 КЛАСС

№ п/п

Тема

Дата

Кол-во часов

Вид деятельности

ЦОР/ЭОР

Форма проведения

Интеллектуальная разминка

1

Познавательная деятельность

1. — образовательныепроекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. — «Сократ» — развивающие игрыи конкурсы.

5. — головоломки, загадки, задачии задачки, фокусы, ребусы.

6. – игры, презентации в начальной школе.

7. -энциклопедия

8. – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Числа-великаны

1

Познавательная деятельность

Как велик миллион? Что такое гугол?

Мир занимательных задач

1

Познавательная деятельность

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Кто что увидит?

1

Познавательная деятельность

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Секреты задач

1

Познавательная деятельность

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

В царстве смекалки

1

Познавательная деятельность

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)

Математический марафон

1

Познавательная деятельность

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

«Спичечный» конструктор

1

Познавательная деятельность

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Выбери маршрут

1

Познавательная деятельность

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояниямежду городами и сёлами.

Интеллектуальная разминка

1

Познавательная деятельность

1. — образовательныепроекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. — «Сократ» — развивающие игрыи конкурсы.

5. — головоломки, загадки, задачии задачки, фокусы, ребусы.

6. – игры, презентации в начальной школе.

7. -энциклопедия

8. – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.

Занимательное моделирование

1

Познавательная деятельность

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмныхфигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся)

«Математика — наш друг!»

1

Познавательная деятельность

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и заданияпо проверке готовых решений, в том числе неверных.

В царстве смекалки

1

Познавательная деятельность

Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).

Мир занимательных задач

1

Познавательная деятельность

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в видетаблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составомусловия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение буквв условной записи.

Блиц-турнир по решению задач

1

Познавательная деятельность

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющихнесколько решений.

Геометрические фигуры вокруг нас

1

Познавательная деятельность

Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа).Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

Математический лабиринт

1

Познавательная деятельность

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....

Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".

Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа, математика, 2-4 класс. УМК "Гармония"

Рабочая программа  по математике, 2-4 класс. УМК "Гармония"...

Рабочая программа Математика 1 класс

По система Занкова Рабочая программа учебного курса «Математика» для 1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике (2010г.) и авторской прогр...

Рабочая программа математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро

Рабочая программа по математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро и др.составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....

Рабочая программа "Математика 1 класс" по программе "Школа России".

Рабочая программа "Математика 1 класс" по программе "Школа России"....

Рабочая программа "Математика для всех"

Рабочая программа по углубленному изучению математики в 1 классе....