Доклад на методическое объединение классных руководителей по теме "Особенности психофизического развития подростков"
статья
Особенности психофизического развития подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности психофизического развития подростков | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на методическое объединение классных руководителей
по теме:
«Особенности психофизического
развития подростков»
Классный руководитель
4 «а» класса
Зайнуллин М.М,
Подростковый период – важнейший этап, время выборов, которые определяют судьбу.
Это время как остановка Ивана-царевича на развилке дорог .
В одну сторону – путь к реальной взрослости
В другую – к взрослости иллюзорной
На кризисное состояние подростка может накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный, а также кризис семьи.
Именно в таких условиях находятся большинство современных подростков.
Все они с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или как-то по-другому.
Развитие в подростковом возрасте с трудом поддается описанию.
Выделим основные линии, связанные с прохождением важнейших личностных кризисов:
Сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать.
Это относится не только к подростковому, но и ко всем возрастным кризисам.
Выбор осуществляется между двумя вариантами .
Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека.
Через кризисы и выборы происходит развитие идентичности человека.
Кризис не является деструктивным
Это момент изменения, критический период повышенной уязвимости это «точка роста», источник развития, и от того, как человек проживает этот период, зависит его приспособляемость к жизни.
Кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Начнем с первого из них.
В подростковом возрасте происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и миру. Завершение поиска себя свидетельствует о позитивном завершении кризиса.
Однако это происходит не всегда.
Возможны еще три варианта развития.
Первый (Эриксон его он назвал предрешенностъ) – бескризисность и бесконфликтность развития подростков. В этом случае они выбирают профессию, ценности без самостоятельных решений, на основе предписаний значимых взрослых, чаще всего родителей.
Второй вариант –кризис не испытывается по причине личностной незрелости, недостаточно развитой рефлексии. Подростки в этом случае стремятся к проявлению внешних форм взрослости – сексуальных контактов, алкоголя, – оставаясь внутренне инфантильными, то есть не принимая на себя ответственности за свои действия.
Третий вариант – мораторий – излишне долгая задержка на кризисной стадии. В этом случае молодой человек принимает решения и действует так, как если бы был еще подростком.
Рассмотрим основные поведенческие проявления подростка
- Трудности в решении проблемы близости
то есть вступления в эмоционально-близкие отношения. Это может проявляться в самоизоляции, при этом общение даже с родными людьми ограничивается стереотипными, формальными отношениями.
В противоположном случае подросток пребывает в лихорадочных поисках близости со всеми новыми людьми, которые в конце концов кончаются неудачами.
- Неумение решить проблему собственной активности,
которая проявляется в трудности концентрации на учебных занятиях или, наоборот, в сверхпоглощенности уроками.
Хотя при внешне разном отношении к учебе причина одна и та же – наличие глубокого чувства неполноценности, неуверенности в своих силах.
- Неумение установить гармонию между отношением к прошлому, настоящемуи будущему.
Под гармонией мы понимаем гордость прошлым, получение радости от настоящего, наличие действий, направленных на успешное будущее.
Неумение установить такую гармонию может проявляться в трех основных вариантах.
Первый – когда человек живет только настоящим – так, как будто будущее не состоится. В качестве примера можно привести наркоманию.
Второй – страх будущего. Это всяческое стремление обратиться к прошлому, культивировать у себя детские черты, инфантильное поведение.
Третий вариант – сверхустремленность в будущее при потере интереса к настоящему. Это концентрация на учебе, необходимой для последующей жизненной успешности, и пренебрежение радостями сегодняшнего дня.
- Неумение решить проблему выбора идеального Я.
В этом случае в качестве идеального Я и одновременно в качестве идеального Другого выбираются кумиры, отдаленные во времени и пространстве.
- Неумение решить проблему выбора позитивного пути развития Я.
В этом случае подросток определяет свое развитие в основном через отрицание существующих норм, правил, причем преимущественно родительских или других значимых фигур.
В этом случае подросток отрицает родительские ценности, стереотипы поведения, иногда даже свое домашнее имя. Можно сказать, что у него формируется негативная идентичность, то есть основанная прежде всего на отрицании.
Подводя итоги обсуждения можно сделать следующие выводы.
Позитивным результатом подросткового кризиса является достижение личностной целостности, уверенности, стремления к дальнейшему развитию.
Негативным результатом кризиса можно назвать формирование идентичности слабой, неуверенной; идентичности, размытой во времени; иллюзорной или негативной.
Но возможно, что кризис минует подростка либо по причине излишней зависимости от родителей, либо из-за собственной личностной незрелости и недостаточно развитой рефлексии.
Избегание по тем или иным причинам кризиса также не способствует дальнейшему прогрессивному развитию подростка.
Следующая важнейшая линии развития связана с отделением от семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психофизическое развитие подростка"
Беседа с родителями...
Доклад на ШМО классных руководителей" Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий в 1 классе" (2010 -2011учебный год )
Доклад на ШМО классных руководителей...
Игровые технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития.
Роль игры в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей в развитии умения самостоятельно добывать знания....
Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся....
Особенности психофизического развития детей школьного возраста с ОВЗ (категория -умственная отсталость)
Классификация, причины, структура дефекта,клинико-психологическая характеристика детей с умственной отсталостью....
Технологии коррекции нарушений психофизического развития детей с умственной отсталостью на уроках адаптивной физкультуры
В своей работе мы делимся опытом реализации авторского проекта «Движение к цели», направленного на развитие высших психических функций младших школьников через моделирование целенаправленной двигатель...
Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"
В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы усп...