Работа с родителями. Доклад на методическом объединении классных руководителей
учебно-методический материал
Формы, методы и приемы работы с родителями учащихся коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы, методы и приемы работы с родителями учащихся коррекционной школы
Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива коррекционной школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду.
Вместе с тем, ввиду специфических условий работы, связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанников в коррекционной школе не может быть использован в полном объеме опыт работы с родителями учащихся, накопленный массовой школой.
В результате проведенных исследований выявлено своеобразие положения ребенка с проблемами в развитии в семье и самой семьи.
Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями.
У многих родителей существует предубеждение против школы этого типа. Они препятствуют переводу их детей из массовой школы и в дальнейшем, в процессе обучения детей в коррекционной школе, сохраняют негативное отношение к ней, что, несомненно, влияет и на отношение их детей к школе.
Большой вред причиняет ребенку несвоевременное помещение его в коррекционную школу. Задерживая ученика с проблемами в развитии в массовой школе, родители тем самым тормозят его развитие. В этом случае ребенок, не понимая учебного материала, находится в постоянном напряжении, теряет уверенность в себе и интерес к учебе. В результате создается благоприятная почва для нервных и психических срывов. Поэтому родителям детей с проблемами в развитии следует своевременно разъяснять, что их ребенок должен обучаться в коррекционной школе.
Благоприятные предпосылки для успешного осуществления воспитания ребенка могут быть созданы только на основе оздоровления семейной обстановки, нормализации отношения семьи, к своему ребенку, к учителям, воспитателям и к коррекционной школе в целом.
При организации работы с семьями воспитанников коррекционной школы-интерната нужно обязательно учитывать:
- психофизические особенности учащихся:
- их положение в семье;
- особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
- социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи;
- удаленность места жительства семей от школы.
В связи с этим первоочередной задачей в работе с родителями воспитанников является проведение тщательного обследования каждой семьи и анализа полученных данных.
В процессе обследования получены следующие данные:
1. Общие сведения о семье (состав семьи, место работы и род занятий родителей, жилищные и материально-бытовые условия).
2. Культурный уровень, образование родителей и других членов семьи, их интересы.
3. Положение ребенка в семье (отношение к нему родителей, их влияние на него, внутрисемейные отношения).
4. Отношение семьи к коррекционной школе (считают ли родители пребывание своего ребенка в этой школе целесообразным; известны ли им задачи школы; как осуществляется дома охранительный режим, трудовое воспитание; как организуется досуг; как представляют родители будущее ребенка; какова связь семьи с педагогами школы).
5.Наличие внесемейного влияния на ребенка (соседей, одноклассников, референтной группы).
Для нормализации взаимоотношений между родителями и детьми с проблемами в развитии осуществляется корригирующее воспитательное воздействие на семью, и в первую очередь ознакомление родителей с особенностями развития, воспитания и обучения детей с проблемами в развитии:
- с особенностями их психического развития;
- с индивидуальными особенностями каждого ребенка, обусловленными характером его дефекта;
- с особенностями вторичных отклонений в развитии, которые могут возникнуть в неблагоприятных условиях под воздействием первичных дефектов;
- со специальными задачами коррекционной школы;
- с методами и содержанием воспитательной работы в коррекционной школе.
В процессе проведения работы с родителями воспитанников необходимо правильно организовать жизнь и деятельность детей в семье, создать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу, которая содействует формированию социально полезных качеств личности ребенка и предупреждает развитие отрицательных качеств.
В своей работе необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями воспитанников. Классные формы работы с родителями: проведение классно-групповых родительских собраний, групповых консультаций и бесед.
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком. Огромно значение родительских тренингов для тех родителей. которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. На отношение родителей к ребенку с проблемами в развитии и во многих случаях на взаимоотношения между родителями положительно влияют индивидуальные беседы с родителями. Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя.
При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей нужно придерживаться, определенной этики общения с родителями
- Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.
- Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
- Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.
- Родители не должны ждать под дверью своей участи.
- Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
- Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.
- Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
- Все доводы родителей, их аргументы “за” и “против” должны быть внимательно выслушаны.
- В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.
- Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.
- Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.
Посещение ребенка на дому — это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями. Поэтому необходимо чаще бывать в семьях таких, ребят, не оставляя их без поддержки и помощи.
Учитывая особенности комплектования коррекционных школ-интернатов — удаленность места жительства семей воспитанников от территории школы, используется и такая форма связи с родителями, как переписка. Переписка осуществляется с самыми разными целями. Родители обращаются к педагогам, руководителям школы с вопросами, просят что-либо сообщить, посоветовать. Письма могут содержать информацию о проводимых для родителей мероприятиях, об успехах их ребенка, благодарность за хорошее воспитание ребенка, рекомендации по. вопросам воспитания, осуществлению лечебно-оздоровительного режима, а также разного рода поздравления и приглашения.
Показателем эффективности названных форм работы можно считать адекватные детско-родительские отношения, активная позиция родителей в процессе воспитания детей, наличие в сознание родителей ответственности и чувства причастности к процессу обучения ребенка, повышения уровня компетентности родителей в вопросах коррекционного развития, доверительные отношения между родителями и педагогом, адекватное оценивание родителями своего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения классных руководителей начальных классов МОУ СОШ 42 г. Братска на 2011 – 2012 учебный год
Методическая тема: «Использование новых технологий воспитания в работе классного руководителя»...
Обобщение опыта работы методического объединения классных руководителей и воспитателей начальной школы.
Коррекционная школа ставит перед педагогом-дефектологом три основные задачи - дать знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитывать у учащихся положительные качества ли...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса
Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива? Применение акт...
Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Формы и методы работы классного руководителя с семьёй».
Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соедин...
Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей : «О культуре общения»
Воспитание культуры общения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поз...
Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Развитие творческих способностей младших школьников»
Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности кажд...
Доклад на методическое объединение классных руководителей по теме "Особенности психофизического развития подростков"
Особенности психофизического развития подростков...