Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
статья на тему
Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_konfliktami.rar | 545.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
Учитель начальных классов МОУ СОШ №2 с.Кочубеевское: Долгополова В.А.
“Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”(слайд 2)
Г. Тейлор, английский поэт.
Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.
(Слайд 3)Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов.
(Слайд 4) Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению конфликтов. Это особенно актуально в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся. Во 2 «Н» классе 11 обучающихся, среди них 2 девочки и 9 мальчиков. Класс многонациональный: русские, цыгане, дагестанец. Четверо обучающихся воспитываются в неполных семьях, 6 детей из многодетных семей.
(Слайд 5).Конфликты бывают между учителем и учеником. Их можно классифицировать так:
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснив его мотивы, или сделал необоснованные выводы. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики. Но в данном классе подобных конфликтов не было.
(Слайд 6). Особую актуальность приобретает проблема формирования опыта взаимоотношений младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что конфликтные ситуации раннего детства переживаются значительно острее, чем подобные ситуации в отношениях взрослых. Межличностный конфликт - это ситуация, которая характеризуется наличием противоречий между участниками учебно-воспитательного процесса, обусловленных несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностей.
Причины конфликтов находятся в прямой зависимости от следующих факторов:
- возрастные особенности младшего школьника;
- специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
- отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.
Изучение причин возникновения межличностных конфликтов во взаимоотношениях младших школьников позволило в самых общих чертах вывить, что таковыми являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе.
В основном, конфликты детей между собой бывают на почве разноуровневой подготовки ('он умеет читать, а я – нет'), по причине разного возраста одноклассников ('я тебя старше, так что ты вообще помолчи') и – естественно - разного пола (я мальчик – я сильнее). Это очень актуально в моем классе. Для управления и недопущения конфликтов на данной основе, я «наделила» каждого ученика способностью, которая в большей степени присуща только ему одному в данном классе: Настя лучше всех считает, у Матвея лучший почерк, а Сергей грамотнее всех пишет. Полина читает выразительнее всех, Рома – лучший счетовод и т.д.
Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный достаток семей. Это – очень сложный момент. Данная проблема частично решена введением школьной формы.
Для того чтобы целенаправленно внести изменения в конфликтную ситуацию необходимо знать основы управления такой ситуацией. Под управлением конфликтной ситуацией мы понимаем меры, направленные на предупреждение инцидента, а, следовательно, не способствующие переходу конфликтной ситуации в собственно конфликт. Некоторые из используемых мной я уже осветила. Приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. (Слайд 7) Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта.
(Слайд 8)Выделяют следующие основные модели управления развитием конфликта:
- Игнорирования конфликта Условия использования: нет достаточных средств для результативного завершения конфликта; конфликтная ситуация не является острой и не требует безотлагательного разрешения; достигнутый результат в данный период может быть негативным.
Результат: 1. стороны получают дополнительное время для концентрации своих возможностей для последующего завершения конфликта; 2. конфликт может быть завершен в процессе развития более актуальной конфликтной ситуации.
Негативные последствия использования: 1. если конфликт требует незамедлительного завершения; 2. один из субъектов может получить негативный результат.
- Соревнования Используется при условиях: у субъектов равные возможности в достижении результата; необходимо быстрое завершение возникшей конфликтной ситуации.
Результат: при наличии конкурентных характеристик в содержании конфликта.
Негативные последствия использования: 1. если необходимо сохранение прочных партнерских отношений между субъектами; 2. если конфликтная ситуация имеет сложный структурный характер.
- Компромисс Используется при условиях: равные возможности субъектов в достижении желаемого результата; заинтересованность в положительном результате; необходимо сохранить партнерские отношения.
Результат: каждый субъект конфликта достигает определенного компромиссного результата; полученный результат в определенной мере и на данном этапе удовлетворяет его.
Негативные последствия использования: 1. компромиссный результат минимально соответствует желаемому результату; 2. субъект вынужден был принять компромиссное решение, но оно его не удовлетворяет и он рассматривает его как временную уступку.
- Уступок Используется при условиях: у субъектов конфликта нет достаточных средств для получения более эффективных результатов; для одного из субъектов конфликта важнее сохранить партнерские отношения; результат завершения конфликта для субъекта не имеет важного значения.
Результат: 1. получение желаемого результата для одного из субъектов конфликта; 2. сохранены партнерские отношения между субъектами.
Негативные последствия использования: кто-то из субъектов согласился на уступку, но имеет отрицательный для себя результат.
- Сотрудничество Используется при условиях: субъекты конфликта не имеют враждебного опыта; заинтересованность во взаимовыгодных партнерских отношениях; есть возможность завершения конфликта взаимоприемлемым результатом.
Результат: 1. взаимовыгодный результат, 2. сохранены партнерские отношения, приобретен положительный опыт сотрудничества.
(Слайд 9)Для формирования у учащихся умения бесконфликтного общения мною были разработаны следующие тематические беседы:
- Дружба
- Ссоры и мир
- Отношение к людям
- Ценность каждого
Целью проведения этих бесед стало обучение учащихся способам бесконфликтного общения в классе.
Для предотвращения агрессивного поведения у обучающихся провожу следующие упражнения:
«Коробочка с предложениями». Необходимо дать возможность учащимся высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в классе и объявите, что любое предложение будет учтено. Положите рядом стопочку бумажек, чтобы все могли написать свои предложения и бросить в коробку.
«Волшебная подушка». Цель - развивать у детей способности мечтать и ставить свои цели. Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на него одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании».
«Сказка по кругу». Цель - развитие умения спокойно выслушивать собеседника.
Дети выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу, по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать?
(Слайд 10) Педагогическая профессия – одна из самых сложных на Земле (по причине сложности «материала», с которым работает учитель). Она отнимает много интеллектуальных и душевных сил, нервной энергии, времени. Поэтому в целях самосохранения постараемся всячески избегать конфликтов, если в их основе – не помеха делу, а лишь наши эмоции и оценки.
(Слайд 11) Педагогический оптимизм.
- Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке.
- Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания — «непуганые дети».
- Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.
- Учитель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика.
- Добрыми к детям должны быть и родители.
- Надо верить в ученика. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием.
- Индивидуальный подход к трудному ученику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития.
Роль игры в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей в развитии умения самостоятельно добывать знания....
Особенности психофизического развития детей школьного возраста с ОВЗ (категория -умственная отсталость)
Классификация, причины, структура дефекта,клинико-психологическая характеристика детей с умственной отсталостью....
Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"
В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы усп...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯВ классах для детей с патологией зрения...
Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития.
Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития...
Карточки по русскому языку 3 класс с учетом индивидуальных возможностей обучающихся
Дифференцированные разноуровневые карточки очень важны при организации работы над орфографическими ошибками, которая является важным средством повышения грамотности учащихся....
Доклад на методическое объединение классных руководителей по теме "Особенности психофизического развития подростков"
Особенности психофизического развития подростков...