Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"
консультация на тему
В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы успешности работы группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pps.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение развития ученика с ОПФР и сопровождение процесса его обучения в интегрированном классе – одни из актуальных проблем образовательной интеграции
Социокультурные изменения, происходящие в с современном обществе, всевозрастающие требования к уровню подготовки молодого специалиста в условиях построения рыночной экономики, с одной стороны, постоянно увеличивающееся количество детей с ОПФР – с другой, обуславливают особый интерес социума и государства к образованию детей с особенностями в развитии, актуализацию исследований, посвященных разным аспектам истории, становления и дальнейшего совершенствования системы специального образования. Сегодня актуальным является не только переименование специальных школ, внедрение более гуманных терминов, но и проведение разъяснительной работы среди педагогов, населения, подключение средств массовой информации к работе, направленной на формирование гуманного отношения к лицам с ОПФР.
Все профессиональные функции педагога, работающего с детьми с ОПФР, прямо или косвенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка. Для выполнения своих функциональных обязанностей, определенных моделью деятельности, педагог должен обладать определенными умениями, знаниями, навыками, качествами и нравственными ценностями, большинство из которых он приобретает в процессе подготовки к своей будущей деятельности, иными словами, определенным уровнем компетентности, который позволит ему эффективно осуществлять свою деятельность.
«Государство гарантирует детям-инвалидам, детям с недостатками умственного или физического развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и родителями учебного заведения, базовое и профессиональное образование, реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества…» (Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» ст. 27).
Интегрированное обучение в современной педагогике рассматривается как совместное обучение обычных детей и детей с особенностями психофизического развития в структуре одного класса на условиях партнерских взаимоотношений и рассматривается как одно из возможных средств социализации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями.
С целью регулирования процесса образовательной интеграции, преодоления трудностей, возникающих в процессе совместного обучения и воспитания детей с ОПФР и их нормально развивающихся сверстников, актуализации личностного потенциала развития особого ребенка, формирования межличностных отношений между участниками образовательного процесса в учреждении образования создаются группы психолого-педагогического сопровождения.
Цели психолого-педагогического сопровождения:
Реализация права детей с ОПФР на получение адресной квалифицированной корекционно-педагогической помощи.
Создание необходимых условий для успешной социализации детей.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития путем реализации комплекса просветительских, диагностических, коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на создание условий для развития, обучения, воспитания и социализации личности.
Задачи:
Защита прав и интересов детей, обеспечение психологической и физической безопасности, педагогической поддержки.
Содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
Оказание содействия педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
Квалифицированная комплексная диагностика развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов, для предупреждения возникновения проблем развития, обучения, воспитания и социализации.
Оказание содействия ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Содействие в укреплении взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса.
Оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
Консультативно-методическое сопровождение образовательного процесса.
Принципы ППС:
1. Принцип рекомендательного характера
2. Принцип приоритета интересов сопровождаемого
3. Непрерывность сопровождения
4. Мультидисциплинарность.
Направления деятельности:
Информационно-аналитическое.
Профилактическое
Диагностическое
Коррекционно-развивающее
Просветительское.
Факторы успешной работы группы:
- необходимость тщательной диагностики
- необходимость дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях
- необходимость четкого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с
- необходимость сочетания образовательной, коррекционной, воспитательной и лечебной деятельности
- необходимость наличия динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребёнка.
- включение родителей в сопровождение как участников реабилитационного процесса.
Этапы индивидуального сопровождения ребёнка с ОПФР:
сбор информации о ребёнке;
анализ полученной информации;
этап совместной выработки рекомендаций для ребёнка специалистами для педагогов и родителей , составление плана комплексной помощи для каждого ребёнка;
консультирование всех участников сопровождения о способах решения проблем;
выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;
определение перспектив дальнейшего развития ребёнка;
Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения
Субъекты | Ведущие функции |
Учитель класса | Обучение ребенка с особенностями психофизического развития на основе его учебно – познавательных возможностей |
Учитель- дефектолог | Коррекция мыслительных процессов, развитие высших психических функций, коррекция нарушений чтения и письма, развитие всех сторон речи, формирование коммуникативных умений. |
Психолог | Диагностика и выявление индивидуальных качеств в личности, программирование возможностей ее коррекции, выработка мотивационных процессов к обучению, коррекция эмоционально-волевой сферы, адаптация ребёнка в классе, изучение межличностных отношений в классе, профилактика вторичных нарушений |
Социальный педагог | Изучение социальной адаптации ребенка в семье, взаимодействие с семьей, формирование и развитие воспитывающего потенциала семьи |
Воспитатель ГПД | Диагностический контроль по вопросам социальной адаптации ребенка в семье, в детском коллективе. Развитие личности ребёнка с особенностями психофизического развития, привлечение его к коллективным делам группы, к совместным играм. |
Учитель физической культуры | Определение дефектов физического развития ученика, развитие общей моторики, формирование умения выполнять жизненно-важные движения. Преодоление или ослабление отклонений в физическом развитии |
Учитель музыки и пения | Формирование элементов музыкальной культуры, коррекция и развитие слухового восприятия, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств |
Учитель ИЗО | Формирование представлений о взаимосвязи искусства с жизнью, развитие эмоциональной сферы, коррекция познавательной деятельности ученика |
Учитель трудового обучения | Формирование представлений и знаний об организации рабочего места, правила безопасности труда и санитарно-гигиенических требований на занятиях с различными материалами, назначение и названия инструментов. Формирование двигательных трудовых навыков, коррекция мелкой моторики |
Родители | Формирование общественно- значимой личности, создание условий для ее развития в семье, дома |
Детский коллектив, классный руководи тель | Коррекция оценки и самооценки личности. Создание благоприятного микроклимата в детском коллективе. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Развитие произвольной регуляции поведения. Формирование моральных представлений. Обеспечение возможности самовыражения ребёнка с ОПФР. Развитие коммуникативных навыков. |
Администрация школы | Координация усилий субъектов по созданию условий социально- психологической адаптации детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе |
Ребенок в школе | Получение образования в соответствии с интеллектуальными возможностями |
Работа группы по психолого-педагогическому сопровождению процесса образовательной интеграции правомерна и позволяет:
- повысить качество образования детей
- включить всех педагогов, задействованных в образовательной интеграции, в процесс формирования партнерских отношений взрослых и детей
- активизировать взаимоотношения родителей с учреждением образования, в котором учится ребенок с особенностями психофизического развития, включить их в процесс сопровождения
- адаптировать детей с ОПФР к условиям массовой школы и поддержать их на пути совместного обучения со здоровыми сверстниками
- повысить педагогическое мастерство участников образовательной интеграции
- получить достоверные сведения, на основе психологических и социометрических исследований, мониторингов, диагностических данных, о результатах развития учеников с ОПФР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"
Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"...
Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Особенности обучения детей с задержкой психического развития»
В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речев...
Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Критерии и показатели оценивания результатов учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью"
В данной работе рассматриваются вопросы 10-бальной сисиемы оценивания результатов учебной деятельности, ее критериев и уровней учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью...
Протокол заседания районного профессионального (методического) объединения учителей начальных классов №3 от 19.04.2018
1. «Коуч – сопровождение работы с одаренными детьми в образовательномпространстве», (разработка индивидуального образовательного маршрута)2. «Работа с одаренными детьми в образ...
Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития.
Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития...
Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов МОУ «Гимназия №1» г.Воркуты
Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов МОУ «Гимназия №1» г.ВоркутыРеализация системно-деятельностного подхода в учебной деятельности....
Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов
Выступление по теме «Работа со слабоуспевающими детьми»...