Игровые технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития.
статья по логопедии на тему
Роль игры в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей в развитии умения самостоятельно добывать знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. Отношение к игре как к средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим и коррекционно-развивающим потенциалом, прошло длительную проверку временем.
«Разнообразная» полезность игры известна не одно столетие, однако в современных условиях особый акцент следует сделать на ее роли в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей, развитии умения самостоятельно добывать знания.
Присутствие «великой учительницы» - игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозировано, использовано в течение дня. Педагогу важно научиться видеть и понимать не только и не столько явные, сколько скрытые механизмы ее влияния на развитие школьника. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.
Многие школьники недостаточно владеют общеучебными умениями; у части из них несформированность этих умений прослеживается при переходе в среднее и даже старшее звено школы, приводя к непродуктивности учебной деятельности. Связано это с тем, что интеллектуальные умения формируются только в индивидуальном опыте ребенка, в его активной деятельности и достигают высокого уровня развития в том случае, если эта деятельность и приобретение опыта должным образом организованы обучающим его взрослым. Выделение задачи формирования общеучебных интеллектуальных умений в особое направление педагогической работы с детьми предполагает, с одной стороны, включение в ткань любых занятий, уроков системы специальных заданий, упражнений и особое структурирование программного материала. Ас другой стороны – использование неучебного материала, т.е. продуманной и согласованной с этими заданиями программы дидактических, интеллектуально – развивающих игр.
Опора на игру как привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет педагогу наиболее органично и безопасно для психики детей и в то же время – прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развитие потенциальных возможностей вести работу над становлением их общеучебных умений. Тем более что игра, уступив ведущее место в жизни младших школьников учению, не исчезает бесследно. Желание учиться и желание играть у них мирно сосуществует друг с другом.
Использование в работе по формированию общеучебных интеллектуальных умений специальной программы дидактических игр имеет, как минимум, двойной педагогический эффект. Во-первых, важным является сам характер умственных действий, выполняемых детьми в ходе игр и тот «ансамбль» умений, который ими исподволь отрабатывается в форме игры. Во-вторых, значимым представляется и само строение дидактических игр как разновидности игр с правилами. Обязательное присутствие в них организационного, подготовительного этапа естественно и закономерно вводит ребенка в деятельность, задача которой состоит в том, чтобы научиться той или иной игре, освоить ее принцип и правила, овладеть способом. Такая деятельность выступает как прообраз учебной деятельности в ее специфической структуре и строении, ведь в любой дидактической игре всегда присутствуют игровая задача, игровые действия и правила игрового поведения. Поэтому дидактические игры одинаково результативно оказывают влияние на становление у школьников умений самостоятельно получать знания и мыслить, а также на формирование учебной деятельности в целом.
Присутствие игры как средства первоначальной организации учебного процесса, метода и приема обучения и воспитания, средства профилактики и коррекции тех или иных трудностей в детском развитии правомерно и необходимо в педагогическом процессе.
На уроке игра позволяет ученику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и самооценки.
За разумное, дозированное использование игровых приемов, особенно в начальный период обучения ратовал, например, К.Д. Ушинский : «…должно делать учение занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных задач, не наклоняясь слишком ни в ту, ни в другую сторону».
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно кладет привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги, загадки и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования и т.д. стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.
Специфическое влияние игровых приемов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчужденность в коллективе сверстников. Вместе с тем, опыт показывает , что задача педагога при применении игровых приемов заключается, прежде всего, в том, чтобы, выбрав тот или иной прием, адекватно определить его место в сочетании прямыми примами обучения. Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а, наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой – задачами, решаемыми педагогом.
Все более распространены игровые формы, или игровое оформление любого вида деятельности. Игровая «оболочка» урока создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения и стимулирования деятельности школьников. При этом дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи, их учебная деятельность подчиняется общим игровым правилам, введение элементов состязательности и соревнования способствует более успешному переходу дидактических задач в разряд игровых, а учебный материал используется в качестве игрового средства. Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания(заданий). Игры в значительной степени повышают интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.
Использованная литература:
- Лещинская Т.Л. « Педагогические технологии в специальном образовании». Журнал»Дэфеталог1я», №4, 2002 год.
- «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». Под редакцией доктора педагогических наук профессора Полат Е.С. Москва «Издательский центр «Академия», 2000 год.
- «Обучение детей с задержкой психического развития». Под редакцией Лубовского В.И. Смоленск, 1994 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии при обучении детей с ограниченными возможностями
Для успешного обучения детей с умственной недостаточностью, нужно увлечь, заинтересовать учащихся. В этом помогают игровые технологии....
Применение игровых технологий в обучении детей с ЗПР
Представлены иры по развитию мелкой моторики рук (игры с песком, с прищепками, "Геометрик" и др.) , которые могут быть использованы , как этапы текущего урока в начальной школе в работе с детьми с ЗПР...
Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"
В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы усп...
« Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ»
Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.П...
Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития.
Интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития...
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ТМНР С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В КЛАССАХ ДДИ «БЕРЁЗКА»»
Деловая игра "Особенности работы с особенными детьми". С каждым годом в общеобразовательных школах появляется все больше ребят, которые требуют особого внимания учителя. Это могут быть как часто бол...
Статья «Игровые технологии при обучении детей-инофонов на занятиях внеурочной деятельности»
В статье приводятся примеры и методики применения развивающих игр, помогающих детям-инофонам преодолевать трудности языкового барьера на занятиях внеурочной деятельности....