"Психофизическое развитие подростка"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Особенности психосексуального развития подростка
Психосексуальное развитие - один из важнейших аспектов подросткового и юношеского возраста. Первая психологическая задача, которую ставит перед подростком половое созревание, - это окончательное осознание им своей половой принадлежности и выработка соответствующих ей психосексуальных ориентаций. Современная наука твердо установила, что биологический пол сам по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной. Чтобы это произошло, подросток должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую ей мужскую или женскую половую роль.
Психосексуальная идентификация, составляющая важный аспект формирования личности, начинается буквально с момента рождения, когда определяют пол новорожденного и затем соответствующим образом его воспитывают.
Осознание своей половой принадлежности во всех возрастах является одним из наиболее важных и устойчивых стержневых элементов самосознания. Однако оно не снимает вопроса: а насколько я хороший, полноценный, "настоящий" мальчик (или девочка)? Ребенок задает этот вопрос не по своей инициативе, а под влиянием окружающих, взрослых и сверстников, оценивающих его и под этим углом зрения. Особенно остро стоит этот вопрос у тех детей, внешний облик или поведение которых не вполне соответствуют стереотипным представлениям (например, хилый или изнеженный мальчик, которого товарищи дразнят "девчонкой", или девочка, которая больше похожа на мальчишку).
Период полового созревания и непосредственно следующие за ним годы в этом отношении особенно важны. Стать взрослым - значит, в частности, стать мужчиной или женщиной. Дифференциация вторичных половых признаков дополняется параллельным процессом психологической дифференциации (способностей, интересов, стиля поведения и т.п.). Ни в каком другом возрасте психологические различия между полами не акцентируются столь резко и настойчиво, как в подростковом и юношеском.
Подростка очень волнует, насколько его наружность, характер и поведение соответствуют стереотипным представлениям о "мужественности" и "женственности", принятым в обществе в целом или в его непосредственном окружении. Изменения в строении тела и вторичные половые признаки играют роль чрезвычайно важного социального символа: они обозначают одновременно взрослость и пол. Отсюда - повышенная чувствительность и интерес подростка к своему телу и к телу своих сверстников и одновременно застенчивость, стыдливость.
Волнующие переживания вызывает и сам процесс полового созревания. Подростки и юноши - настоящие рабы "нормы". Они убеждены в том, что на все случаи жизни существуют или должны быть универсальные правила, и очень боятся в чем-то отстать от сверстников. Но их представления о "сексуально соответствующей" внешности часто нереалистичны и завышены. Сравнивая себя со знаменитыми спортсменами или киноактрисами, они нередко склонны недооценивать собственную внешность. На период полового созревания приходится наибольшее количество случаев так называемого синдрома дисморфофобии (боязнь физического недостатка), который с возрастом обычно проходит, но может оставить такие психологические последствия, как застенчивость, неуверенность в себе и т.д.
На предыдущих страницах сайта уже говорилось о том, что подростковый возраст - период крайней неравномерности в развитии, в том числе и в половом созревании. 14-летний мальчик может быть по своему физическому развитию и допубертатным ребенком, и подростком, и вполне сформировавшимся мужчиной. Рано "созревающие" подростки часто доставляют взрослым неприятности, ставя их перед проблемами, к которым те не готовы. Вопреки этому, можно считать доказанным, что раннее (не путать с патологически преждевременным!) физическое развитие, включая половое созревание, - в целом благоприятный фактор, по крайней мере для мальчиков. Дело не только в параллельности и взаимосвязанности физического и умственного развития. Раннее развитие, обеспечивая мальчику перевес в росте, физической силе и др., способствует повышению его престижа, а тем самым - и уровню притязаний. Напротив, поздно "созревающие" мальчики нередко обнаруживают известную эмоциональную неуверенность, трудности в общении и т.д. Различия эти сохраняются иногда и в более старшем возрасте.
У девочек зависимость между темпами полового созревания и эмоциональной устойчивостью сложнее. Раннее созревание нередко вызывает у них психологические трудности, невольное отдаление от сверстниц (в отличие от мальчиков, которым оно увеличивает шансы на лидерство). Отсюда - повышенная стеснительность, неуверенность в себе, иногда желание "замаскировать" слишком явные признаки пола, сохранить детскую простоту товарищеских отношений с мальчиками и т.д. Но это - отнюдь не общее правило. Новейшие данные говорят о том, что акселерированные девочки, подобно мальчикам, быстро проходят испытания "трудного возраста".
Закономерный спутник и следствие полового созревания подростков - появление полового влечения, сексуальных фантазий и интересов. Процесс этот не совсем одинаков у юношей и девушек. Для первых характерна так называемая фаза юношеской гиперсексуальности, которая начинается уже в подростковом возрасте и продолжается 2 - 3 года спустя после наступления половой зрелости. Эта фаза характеризуется повышенной половой возбудимостью и бурным развитием соответствующих интересов и фантазий. Но все это весьма индивидуально.
Сила, частота и длительность полового возбуждения зависят прежде всего от половой конституции человека. Тип половой конституции впервые отчетливо проявляется в период полового созревания, причем в числе его признаков имеют значение возраст пробуждения либидо (полового влечения) и возраст первого семяизвержения у мальчиков. При нормальных условиях чем раньше начинается половое созревание, тем более бурно оно протекает и тем быстрее заканчивается; наоборот, более позднее начало полового созревания обычно характеризуется и более вялым его течением. Рано "созревающие" мальчики не только раньше остальных начинают, но и в последующие, взрослые, годы ведут более интенсивную половую жизнь. Такие же данные имеются и относительно женщин. Однако характер подростковой сексуальности определяется не только типом половой конституции. Половые интересы и ориентация подростка и юноши - сознательный компонент сексуальности - в огромной степени зависят от условий среды и воспитания.
Важная особенность подростковой и юношеской сексуальности - ее "экспериментальный" характер. Выработка здоровой взрослой сексуальности - сложный и противоречивый процесс. Открывая свои половые способности, подросток с разных сторон исследует их. Ни в каком другом возрасте не наблюдается такого большого числа случаев отклонений полового поведения, как в 13 - 16 лет. От взрослых требуются большие знания и такт, чтобы отличить действительно тревожные симптомы, требующие медицинского. вмешательства, от внешне похожих на них и тем не менее широко распространенных и естественных для этого возраста форм полового "экспериментирования" (различного рода генитальных игр), на которых не следует фиксировать внимание, чтобы нечаянно не нанести подростку психическую травму, внушив ему мысль, что у него "что-то не так". Там, где нет уверенности в том, что вы действительно понимаете в чем дело и можете помочь, необходимо неукоснительно руководствоваться врачебным кодексом, первой заповедью которого является: "Не навреди!"
Это касается, в частности, такого распространенного в подростковом и юношеском возрасте явления, как мастурбация (онанизм). Старый спор о его вреде или пользе в значительной мере объясняется неверной постановкой вопроса и неправомерным переносом на здоровых людей наблюдений сексопатологической клиники. Существует не один, а несколько разных типов мастурбации, имеющих между собой весьма мало общего (детский онанизм, не связанный с семяизвержением и оргазмом; онанизм периода юношеской гиперсексуальности; онанизм как временная замена нормальной половой жизни у взрослых; наконец, вынужденный, навязчивый, вытесняющий прочие формы половой жизни).
Подростковая и юношеская мастурбация статистически является самой массовой. Как пишет известный сексолог А.М. Свядощ "умеренная мастурбация в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной".
Разумеется, надо избегать факторов, вызывающих половое возбуждение у подростков, но тревожить должны только те случаи, когда онанизм становится навязчивым и отрицательно влияет на самочувствие подростка и его поведение. Причем и в этом случае онанизм - не столько причина плохой социальной адаптации, сколько ее симптом и следствие. Этот вопрос имеет принципиальное значение для педагогики. Раньше, когда мастурбация считалась причиной необщительности, замкнутости подростка, все силы направляли на то, чтобы отучить его от этой привычки. Результаты были, как правило, ничтожны и даже отрицательны. Сейчас поступают иначе, пытаясь тактично улучшить коммуникативные качества подростка, помочь ему занять приемлемое положение в обществе сверстников, увлечь интересной коллективной игрой. Как показывает опыт, эта позитивная педагогика гораздо эффективнее.
Интерес к вопросам пола и первая влюбленность возникают у многих подростков очень рано, часто задолго до наступления полового созревания, но они поначалу совершенно не связаны друг с другом. Уже в 5 - 6-х классах подростки влюбляются, обмениваются записочками, иногда целуются. У старших подростков увлечения серьезнее. Очень важно, однако, понимать их мотивы. Влюбленность, ухаживание, первое свидание, первый поцелуй важны подростку (юноше) не только сами по себе как ответ на его собственную внутреннюю потребность, но и как определенный социальный символ, знак повзросления. Если эти события запаздывают (а никаких возрастных норм здесь не существует), подросток нервничает, иногда старается заменить подлинное увлечение придуманным.
Юношеское сознание весьма эгоцентрично. Собственные чувства и переживания для него на первых порах важнее, чем объект привязанности. Отсюда - постоянная оглядка на поведение и мнения сверстников аналогичного пола, подражательность. Учителя знают, что влюбленности старшеклассников часто напоминают эпидемии: стоит появиться одной паре, как влюбляются все поголовно, а в соседнем классе все спокойно. Весьма важны также престижные соображения: дружба с популярной в классе девушкой (или юношей) существенно повышает собственный престиж у сверстников.
В подростковом возрасте нежная привязанность, чувственное влечение и дружба, основанная на взаимном доверии, сосуществуют. Слиться воедино им пока мешает известное отставание эмоционального развития (особенно у мальчиков) от развития физического. Половое созревание мальчиков-подростков часто протекает очень бурно и быстро. Коммуникативные же свойства, в том числе и способность к сопереживанию, без которой не может быть психологической интимности, развиваются постепенно, требуют достаточно долгого опыта общения. Между тем в общении друг с другом мальчики и девочки 14 - 15 лет и старше испытывают определенные трудности - напряженность, чувство неуверенности в себе и т.п. У многих юношей и девушек сначала складывается интимная дружба со сверстником собственного пола и лишь затем, на базе этого опыта интимно-доверительного общения, - любовь.
Главная психологическая проблема подростковой и юношеской сексуальности - преодоление разрыва чувственно-эротических и романтически-возвышенных ее аспектов. Юношеская мечта о любви и сам образ идеальной возлюбленной часто десексуализированы, выражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле. В то же время юноша испытывает волнующие эротические переживания, к которым он психологически не подготовлен и которые он пытается "заземлить", "снизить" с помощью грязных разговоров и сальных анекдотов. При этом "грязный" секс и "возвышенный" идеал прекрасной возлюбленной могут сосуществовать в сознании одного и того же человека.
Подростковая циничность не может не коробить взрослых. Но воспитателю следует беспокоиться не только за тех, кто ведет "грязные разговоры" но и за тех, кто молча слушает: эти ребята, неспособные выразить волнующие их смутные переживания, иногда оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми. То, что другие выплескивают наружу в циничных словах, у этих отливается в глубоко лежащие устойчивые фантастические образы.
Психологической защитой может при этом служить аскетизм - подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувствительности, которая кажется подростку низменной и грязной. Идеалом такого подростка является не просто контроль над своими чувствами, но полное их подавление. Другой типичной защитной установкой молодого человека является интеллектуализм: если "аскет" хочет избавиться от чувственности, так как она "грязна", то "интеллектуал" находит ее "неинтересной". Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе, безусловно, положительны. Но их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью.
Эротические переживания и любовь сталкивают молодых людей с множеством вопросов - от простого ритуала ухаживания до глубочайших проблем нравственной самодисциплины и ответственности. В решении этих проблем им очень нужны помощь и опыт старших.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития.
Роль игры в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей в развитии умения самостоятельно добывать знания....
Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
Управление конфликтами в классах, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся....
Особенности психофизического развития детей школьного возраста с ОВЗ (категория -умственная отсталость)
Классификация, причины, структура дефекта,клинико-психологическая характеристика детей с умственной отсталостью....
Технологии коррекции нарушений психофизического развития детей с умственной отсталостью на уроках адаптивной физкультуры
В своей работе мы делимся опытом реализации авторского проекта «Движение к цели», направленного на развитие высших психических функций младших школьников через моделирование целенаправленной двигатель...
О ЗНАЧЕНИИ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
В статье раскрыто значение занятием изобразительной деятельностью для младших школьников с ОВЗ...
Специфика возрастного психофизического развития учащихся 1 класса
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Обучение в школе неизбежно влечёт за собой резкое изменени...
Доклад на методическое объединение классных руководителей по теме "Особенности психофизического развития подростков"
Особенности психофизического развития подростков...