Рабочая программа «Увлекательная математика» 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа "Увлекательная математика" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvlekatelnaya_matematika_1_klass_avdeeva.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей №6"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Увлекательная математика» для учащихся 1-х классов

на 2023-2024 учебный год

Составитель: Авдеева Екатерина Сергеевна,

учитель начальных классов

г.о. Воскресенск 2023

Пояснительная записка

Рабочая программа «Увлекательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» (далее

– программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное

«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Увлекательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Рабочая программа «Увлекательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой цельюв программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником

«центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенахклассной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Программа «Занимательная математика» реализуется в1 классе в объеме 1 часа в неделю

во внеурочное время в объеме 33 часа в год.

Формы работы – групповая и индивидуальная.

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Математика – это интересно.

Танграм: древняя китайская головоломка. Путешествие точки.

Игры с кубиками. Волшебная линейка Праздник числа 10

Конструирование многоугольников из деталей танграма. Игра-соревнование

«Весёлый счёт» Игры с кубиками Конструкторы лего. Весёлая геометрия

Математические игры

«Спичечный» конструктор Задачи-смекалки

Прятки с фигурами

Числовые головоломки Математическая карусель Уголки

Игра в магазин. Монеты Математическое путешествие Секреты задач

Числовые головоломки Математические игры

КВН «Математика – Царица наук»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • уважение к своему и другим народам;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
  • признание индивидуальности каждого человека;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
  • бережное отношение к природе;
  • неприятие действий, приносящих вред природе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные УУД:

  1. самоорганизация:
  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;
  1. самоконтроль:
  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Познавательные УУД:

  1. базовые логические действия:
  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
  • определять        существенный        признак        для        классификации,        классифицировать предложенные объекты;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать        причинно-следственные        связи        в        ситуациях,        поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
  1. базовые исследовательские действия:
  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
  1. работа с информацией:
  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,        родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
  • анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Коммуникативные УУД:

  1. общение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
  1. совместная деятельность:
  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Разделы/темы

Количество часов

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

11

2

Мир занимательных задач.

11

3

Геометрическая мозаика

11

Итого

33

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список литературы

  1. Агаркова        Н.В.        Нескучная        математика.        1        –        4        классы.        Занимательная математика.Волгоград: Учитель, 2007
  2. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 1 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 1-4 классы.

– М.: Айрис-пресс, 2008

  1. Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. Дрофа, 2008.
  2. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. М.: Айрис –  пресс, 2009
  3. Дьячкова Г.Т. Математика: – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2011
  4. Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2010.
  5. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением, 2011
  6. Кэрролл.Л. Логическая игра. Просвещение, 2007.
  7. Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2010.
  8. Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.
  9. Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Феникс..
  10. Никитина Т.Б. Как развить память у детей. АСТ-Пресс Книга, 2008.
  11. Остер Григорий. Весёлые задачи. Издательство: Росмэн, 2008.
  12. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009
  13. Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. Карапуз, 2010.
  14. Удодова        Н.И.        Занимательная        математика.        Смекай,        отгадывай,        считай. Волгоград:Учитель, 2008
  15. Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей,родителей, студентов вузов. Школьная Пресса, 2009.
  16. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 1 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2020 г.
  17. О. Холодова «Занимательная математика» 1 класс. Методическое пособие. Программа курса «Заниматика» М.: РОСТкнига,2020 г

Материально-техническое обеспечение

1.Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги 2.Пазлы, разрезные картинки

  1. Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.
  2. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

5. Комплекты карточек с числами: 0,1,2,3, 4, ...,9(10); 10,20, 30, 40,..., 90, 100.

  1. «Математический веер» с цифрами и знаками.
  2. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
  3. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
  4. Набор «Геометрические тела».

Интернет – ресурсы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  1. Интернет учителю начальной школы        http://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka.html
  2. Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru
  3. Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195
  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
  5. Школа учителя http://www.tolstoy-school.ru/teach/teach.htm

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

         /Люшина Л.Н. /

«31» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО И РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ

на заседании МО классных руководителей Протокол №1 от «31» августа2023 г.

Руководитель МО

         / О.Н. Поликарпова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида

Адаптированная  рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена  в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание  благопри...