Рабочая программа «Увлекательная математика» 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа "Увлекательная математика" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvlekatelnaya_matematika_1_klass_avdeeva.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей №6"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Увлекательная математика» для учащихся 1-х классов
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Авдеева Екатерина Сергеевна,
учитель начальных классов
г.о. Воскресенск 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа «Увлекательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» (далее
– программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Увлекательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Рабочая программа «Увлекательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой цельюв программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником
«центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенахклассной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Программа «Занимательная математика» реализуется в1 классе в объеме 1 часа в неделю
во внеурочное время в объеме 33 часа в год.
Формы работы – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Математика – это интересно.
Танграм: древняя китайская головоломка. Путешествие точки.
Игры с кубиками. Волшебная линейка Праздник числа 10
Конструирование многоугольников из деталей танграма. Игра-соревнование
«Весёлый счёт» Игры с кубиками Конструкторы лего. Весёлая геометрия
Математические игры
«Спичечный» конструктор Задачи-смекалки
Прятки с фигурами
Числовые головоломки Математическая карусель Уголки
Игра в магазин. Монеты Математическое путешествие Секреты задач
Числовые головоломки Математические игры
КВН «Математика – Царица наук»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих вред природе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
- самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
- самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Познавательные УУД:
- базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
- базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные УУД:
- общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
- совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Разделы/темы | Количество часов |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | 11 |
2 | Мир занимательных задач. | 11 |
3 | Геометрическая мозаика | 11 |
Итого | 33 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы
- Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.Волгоград: Учитель, 2007
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 1 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 1-4 классы.
– М.: Айрис-пресс, 2008
- Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. Дрофа, 2008.
- Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. М.: Айрис – пресс, 2009
- Дьячкова Г.Т. Математика: – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2011
- Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2010.
- Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением, 2011
- Кэрролл.Л. Логическая игра. Просвещение, 2007.
- Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2010.
- Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.
- Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Феникс..
- Никитина Т.Б. Как развить память у детей. АСТ-Пресс Книга, 2008.
- Остер Григорий. Весёлые задачи. Издательство: Росмэн, 2008.
- Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009
- Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. Карапуз, 2010.
- Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Волгоград:Учитель, 2008
- Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей,родителей, студентов вузов. Школьная Пресса, 2009.
- О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 1 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2020 г.
- О. Холодова «Занимательная математика» 1 класс. Методическое пособие. Программа курса «Заниматика» М.: РОСТкнига,2020 г
Материально-техническое обеспечение
1.Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги 2.Пазлы, разрезные картинки
- Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.
- Кубики (игральные) с точками или цифрами.
5. Комплекты карточек с числами: 0,1,2,3, 4, ...,9(10); 10,20, 30, 40,..., 90, 100.
- «Математический веер» с цифрами и знаками.
- Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
- Часовой циферблат с подвижными стрелками.
- Набор «Геометрические тела».
Интернет – ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Интернет учителю начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka.html
- Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru
- Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
- Школа учителя http://www.tolstoy-school.ru/teach/teach.htm
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
/Люшина Л.Н. /
«31» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО И РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании МО классных руководителей Протокол №1 от «31» августа2023 г.
Руководитель МО
/ О.Н. Поликарпова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание благопри...