Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программакурсаразработанавсоответствиистребованиямифедеральногогосударственногообразовательногостандарта (НОО), методологической основой стандарта выступает концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», на основе авторской программы по курсу«Введение вфинансовую грамотность», авт. О.Н. Исупова, А. А. Козлова, издательство«Банк России»,Москва,2019год.
Впроцессеэкономическогообразованияучащиесяполучаютпредставленияобогатствеокружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшиешкольникиначинаютосознаватьзависимостьблагосостоянияобществаичеловека,удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов,подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Цель: формирование разумного финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vd_osnovy_finansovoy_gramotnosti_1_g.docx | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочаяпрограммакурсаразработанавсоответствиистребованиямифедеральногогосударственногообразовательногостандарта (НОО), методологической основой стандарта выступает концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», на основе авторской программы по курсу«Введение вфинансовую грамотность», авт. О.Н. Исупова, А. А. Козлова, издательство«Банк России»,Москва,2019год.
Впроцессеэкономическогообразованияучащиесяполучаютпредставленияобогатствеокружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшиешкольникиначинаютосознаватьзависимостьблагосостоянияобществаичеловека,удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов,подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Цель: формирование разумного финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.
Задачи:
- Развитие экономического образамышления;
- Воспитаниеответственностиинравственногоповедениявобластиэкономическихотношенийвсемье;
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов вобласти экономики семьи.
Содержание курса
Содержание курса представлено пятью тематическими модулями
«Зачем нужны деньги и как они появились»,
«Доходы и расходы семьи»,
«Учимся копить и тратить»,
«Осторожно! Финансово опасно!»
и «Своё дело».
В трёх первых модулях представлено по три задания, в четвёртом - четыре и в пятом –два задания. Имеющиеся в модуле задания различаются по объектам проверки, т . е . тем знаниям и умениям, которыми учащиеся должны воспользоваться для ответа на поставленные вопросы.
Содержание заданий курса связано, в частности, с такими вопросами, как
а) семейный бюджет и основные принципы его составления;
б) обязательные и желательные расходы;
в) признаки денежных банкнот, их отличия от фальшивых;
г) основы грамотного поведения покупателя;
д) мошенничество и основные способы защиты от него;
е) предпринимательство как деятельность, направленная на получение прибыли.
Предложенные задания направлены на выявление имеющегося у младших школьников
знания и понимания вариантов грамотного обращения с финансами для экономического
благополучия семьи, а именно:
а) причин необходимости планирования бюджетных расходов, целесообразности
экономии, рационального отношения к тратам;
б) различий между обязательными и желательными расходами;
в) правил совершения покупок в магазине и необходимости их соблюдения;
г) необходимости наличия в бюджете «подушки безопасности»;
д) значения страхования имущества для экономической безопасности семьи;
е) специфики финансового риска и разумного поведения, помогающего его избежать;
ж) отличия предпринимательской деятельности от других видов деятельности.
Помимо знаний, при выполнении заданий школьники должны проявить
ряд общеучебных и первичных финансовых умений. В их числе, например, умения:
а) анализировать информацию в финансовом контексте;
б) формулировать (выражать) собственное мнение и обосновывать его
К примеру, выполняя задания, следует отличать обязательные расходы от
желательных; рассчитывать предстоящие расходы; анализировать финансовое поведение,
отличая правильное от неправильного и др. Возможность выявления наличия знаний,
понимания и умений, связанных с грамотным финансовым поведением, обеспечивается
заданиями, которые требуют наряду с выбором ответа (или нескольких ответов) из
предложенных собственной аргументации сделанного выбора.
Содержание заданий даёт возможность применить их как для индивидуальной
деятельности, так и для групповой работы учащихся. Место и форма работы с тем или
иным заданием определяются учителем в зависимости от уровня подготовленности
учащихся, их личного учебного опыта, а также целей и задач занятия.
Весь учебный материалдля обучающихся1 класса сгруппированв4модуля.Модулиопределенысообразноразличным сферам финансовых отношений в обществе. В содержание каждого модуля вошли доступные возрасту младших школьников аспекты финансовой грамотности, отражаемые в темах отдельных занятий.
МОДУЛЬ1.Зачем нужны деньги и как они появились
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разных странах.
МОДУЛЬ2. Доходы и расходы семьи
Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Заработная плата родителей
МОДУЛЬ3.Учимся копить и тратить
Личные денежные средства. Товары и покупки. Финансовые цели и планы
МОДУЛЬ4. Осторожно! Финансово опасно!
Опасности финансового рынка (финансовый обман). Защита от мошенничества
МОДУЛЬ5.Своё дело
Основы предпринимательства в игровой форме
Планируемые результаты изучения курса
Изучение курса направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов и формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Личностные результаты
У младшего школьника будутс формированы:
- Осознание себя как члена семьи,готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- учебно-познавательныйинтерескучебномуматериалукурсаиспособамрешенияэлементарныхфинансовыхзадач;
- самостоятельностьиосознаниеличнойответственностизасвоипоступкивобластифинансов;
- ориентированиевнравственномсодержаниикаксобственныхпоступков,такипоступковокружающихлюдейвобластифинансов;
- пониманиебезграничностипотребностейлюдейиограниченностиресурсов(денег);
- пониманиеразличиямеждурасходаминатоварыиуслугипервойнеобходимостиирасходаминадополнительныенужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Младший школьник получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности семейного бюджета и основные принципы его составления;
- понимания обязательных и желательных расходов;
- основ грамотного поведени я покупателя;
- понимания мошенничества и основных способах защиты от него.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Младший школьник научится:
- использовать различные способыпоиска, сбора, обработки, анализа и представленияинформациивобластифинансов;
- использоватьначальныематематическиезнаниядляописанияиобъясненияокружающихпредметов,процессов,явлений,атакжеоценкиихколичественныхипространственныхотношений;
- применятьматематическиезнаниядлярешенияучебно-познавательныхиучебно-практическихзадач.
- владетьэлементарнымиспособамирешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактера;
- оцениватьсвоюучебнуюдеятельностьпоосвоениюфинансовойграмотности.
- осознавать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.Младшийшкольникполучитвозможностьнаучиться:
- представлятьфинансовуюинформациюспомощьюИКТ;
- осуществлятьвыборнаиболееэффективныхспособоврешенияфинансовыхзадачвзависимостиотконкретныхусловий.
Регулятивные:
Младшийшкольникнаучится:
- определятьличныецели развитияфинансовой грамотности;
- ставить финансовыецели;
- составлятьпростыепланысвоихдействийвсоответствиисфинансовойзадачейиусловиямиеёреализации;
- проявлятьпознавательнуюитворческуюинициативувприменениифинансовыхзнанийдлярешенияэлементарныхвопросоввобластиэкономикисемьи;
- осуществлятьпошаговыйконтрольсвоихучебныхдействийиитоговыйконтрольрезультата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решенияэлементарныхфинансовыхзадач;
- корректироватьучебноедействиепослееговыполнениянаосновеоценкииучётавыявленныхошибок;
- использоватьцифровуюформузаписи ходаирезультатоврешенияфинансовойзадачи;
- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных сужденийодноклассников,учителей,родителей.
Младшийшкольникполучитвозможностьнаучиться:
- преобразовыватьпрактическуюфинансовуюзадачувпознавательную;
- проявлятьпознавательнуюинициативувучебномсотрудничествепривыполненииучебногомини-исследованияилипроекта;
- самостоятельноучитыватьвыделенныеучителемориентирыдействиявновомучебномматериале;
- самостоятельнооцениватьправильностьвыполненияучебногодействияикорректироватьегопринеобходимости.
Коммуникативные:
Младшийшкольникнаучится:
- осознанноисвободностроитьсообщениянафинансовыетемывустнойиписьменнойформе;
- слушатьсобеседника,вестидиалогпотемеиориентироватьсянапозициюпартнёравобщенииивзаимодействии;
- признаватьвозможностьсуществованияразличныхточекзренияиправонасвоёмнениедлякаждого;
- излагатьсвоёмнение,аргументироватьсвоюточкузренияидаватьоценкуфинансовыхдействийирешений;
- договариватьсяораспределениифункцийиролейвсовместнойдеятельностипривыполненииучебногопроектаимини-исследования,вучебнойигре;
- осуществлятьсамоконтрольиконтроль,адекватнооцениватьсобственноеповедениеиповедениеокружающих.
Младшийшкольникполучитвозможностьнаучиться:
- учитыватьразныемненияиинтересы,обосновыватьсобственнуюпозициювобсуждениифинансовыхцелейирешений;
- формулироватьвопросы,необходимыедляорганизациисобственнойдеятельностиисотрудничества спартнёром;
- оказыватьвучебномсотрудничественеобходимуюпомощьпартнёрам.
Предметныерезультаты
Младшийшкольникнаучится:
- пониматьиправильноиспользоватьэкономическиетермины;
- представлятьрольденегвсемьеиобществе;
- уметьхарактеризоватьвидыифункцииденег;
- знатьисточникидоходовинаправленийрасходовсемьи;
- рассчитыватьдоходыирасходыисоставлятьпростойсемейныйбюджет;
- определятьэлементарныепроблемывобластисемейныхфинансов ипутейихрешения;
- проводить элементарные финансовые расчёты.Младшийшкольникполучитвозможностьнаучиться:
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если…то…»,«верно/неверно);
- пониматьособенностивыполненияучебныхпроектовимини-исследованийвобластифинансов;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскуюдеятельностьвмалыхгруппах:выявлятьпрактическуюпроблему,разрабатыватьзамысел,искатьпутиегореализации,воплощатьего,демонстрироватьготовыйпродукт(расчёты,бюджет);
- распознаватьфинансовуюинформацию, представленнуювразныхформах(текст, таблица);
- планироватьэлементарныеисследованиявобластисемейногобюджета,собиратьипредставлятьполученную информацию спомощью таблиц;
- объяснятьсутьфинансовойинформации,сравниватьиобобщатьданныеофинансах,полученные припроведенииучебныхисследований,делатьвыводы.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Всего часов | Формы проведения занятий |
1 | Что нужно семье | 6 | Игровые упражнения, практическая работа, работа в парах/группах, учебный диалог, беседа, коллективное обсуждение, наблюдение, работа с иллюстративным материалом, работа с художественным текстом, мозговой штурм. |
2 | Как распоряжаться карманными деньгами | 8 | Игровые упражнения, практическая работа, работа в парах/группах, учебный диалог, беседа, коллективное обсуждение, наблюдение, мозговой штурм, работа с иллюстративным материалом, работа с художественным текстом |
3 | Сколько стоит автомобиль | 5 | Игровые упражнения, практическая работа, работа в парах/группах, учебный диалог, беседа, коллективное обсуждение, наблюдение,работа с иллюстративным материалом, работа с художественным текстом |
4 | Что такое «свое дело» | 13 | Игровые упражнения, практическая работа, работа в парах/группах, учебный диалог, беседа, коллективное обсуждение, наблюдение, работа с иллюстративным материалом, работа с художественным текстом, мини-проект |
5 | Контроль | 1 | Самостоятельная работа |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Что нужно семье | 6 | ||
1. | Доходы семьи | 1 | 06.09 |
2. | Источники получения доходов | 1 | 13.09 |
3. | Покупки для семьи | 1 | 20.09 |
4. | «Хочу или нужно» | 1 | 27.09 |
5. | Что нам необходимо в жизни | 1 | 04.10 |
6. | Подсчитаем расходы | 1 | 11.10 |
Как распоряжаться карманными деньгами | 8 | ||
7. | Желанная покупка | 1 | 18.10 |
8. | Составляем список покупок | 1 | 25.10 |
9. | Если тратить неразумно | 1 | 08.11 |
10. | Дорого или дешево | 1 | 15.11 |
11. | Копилка | 1 | 22.11 |
12. | Подсчитаем собственные накопления | 1 | 29.11 |
13. | Откладывать или тратить деньги | 1 | 06.12 |
14. | Деньги на игрушку. | 1 | 13.12 |
Сколько стоит автомобиль | 5 | ||
15. | Какой транспорт удобнее | 1 | 20.12 |
16. | Папа купил автомобиль | 1 | 27.12 |
17. | Траты после покупки | 1 | 10.01 |
18. | Сколько стоит обслуживание автомобиля | 1 | 17.01 |
19. | Кто пользуется автомобилем | 1 | 24.01 |
Что такое «свое дело» | 14 | ||
20. | Пекарь и его пекарня | 1 | 31.01 |
21. | Продавец и покупатель | 1 | 07.02 |
22. | Как привлечь покупателей | 1 | 21.02 |
23. | Реклама товара | 1 | 28.02 |
24. | Мишка открывает свое дело. Поможем Мишке | 1 | 07.03 |
25. | Монеты за клюкву | 1 | 14.03 |
26. | Производим товар | 1 | 21.03 |
27. | Пустая полка в магазине | 1 | 04.04 |
28. | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 | 11.04 |
29. | Какие товары можешь производить для одноклассников | 1 | 18.04 |
30. | Какие товары можешь производить для домашних питомцев | 1 | 25.04 |
31. | Конкуренция | 1 | 16.05 |
32. | Обмен и торговля | 1 | 23.05 |
33. | Подводим итоги | 1 | 31.05 |
Учебно-методические средства обучения
- Введение в финансовую грамотность : учебное пособие для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и д.р.] ; под общ.ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 96 с.
Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др. ; стихи М.А. Лангер] ; под общ.ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 72 с.Интернет-источники
Введение в финансовую грамотность : рабочая тетрадь 2 для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др.] ; под общ.ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 28 с.
Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому комплексу «Введение в финансовую грамотность» / [Е.Л. Рутковская,А.В.Половникова, Е.С. Королькова, А.А. Козлова и др.]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 56 с.
- https://fincult.info/teaching/ – сайт "Финансовая культура"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"
Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"
Цель программы - развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знани...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно"
Внеурочная деятельность. Программа кружка для 1-2 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу" Финансовая грамотность" (социальное направление) (уровень начального общего образования)
Данная программа разработана для обучающихся 3-4 классов по курсу "Финансовая грамотность"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы функциональной (читательской) грамотности во 2 классе
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию....
Программа внеурочной деятельности по курсу Финансовой грамотности
Документ содержит рабочую программу по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность грамотность" за 4 класс....