Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы функциональной (читательской) грамотности во 2 классе
рабочая программа (2 класс)
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2_klass_funktsionalnaya_gramotnost.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №7» и авторской программы по редакцией Виноградовой Н.Ф. «Функциональная грамотность младших школьников».Вентана- Граф, 2018г.
Цель занятий развития основ функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Во 2 классе программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует технику чтения. Программа рассчитана на 34 ч.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание | Теоретические часы | Практические часы | Всего часов |
1 | Раздел1. Настоящий читатель | - | 10 | 10 |
2 | Раздел 2. Технология продуктивного чтения | - | 17 | 17 |
3 | Раздел3. Проект «Дружим с книгой» | - | 7 | 7 |
4 | Итого | 34 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Дата проведения |
Я - настоящий читатель | ||||
1 | Кого можно считать настоящим читателем? | 1 | Представление о настоящем читателе. Вводный мониторинг | 08.09 |
2 | Любимая книга | 1 | Обложка любимой книжки | 15.09 |
3 | Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. | 1 | Чтение и обсуждение книг | 22.09 |
4 | Экскурсия в библиотеку | 1 | Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг» | 29.09 |
5 | Домашняя библиотека | 1 | .Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель - много читает. Лента времени для учёта длительности чтения | 06.10 |
6 | Писатели и их книги | 1 | Портреты писателей | 13.10 |
7 | Быстрое чтение и получение информации | 1 | Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения | 20.10 |
8 | Сходство и различие текстов разных предметов | 1 | Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов | 27.10 |
9 | Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе» | 1 | Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации | 10.11 |
10 | Проведение рубежной аттестации | 1 | Работа над текстом | 17.11 |
Технология продуктивного чтения. | ||||
11-12 | Продуктивное чтение – что это? Мониторинг | 2 | Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Работа над текстом | 24.11 01.12 |
13-14 | Глубокое восприятие и понимание текста | 2 | Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Работа над текстом | 08.12 15.12 |
15-18 | Читаем и переживаем | 4 | Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни», « Бюро лесных услуг».. Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя». В. Драгунский «Денискины рассказы». Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности | 22.12 29.12 12.01 |
19- 22 | Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции | 4 | Чтение рассказов В. Осеевой: «Долг», « Картинки» . Рассказ В. Голявкина «Вот, что интересно». Рассказы Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса», «Мишина каша». Работа над текстом. Смысловое чтение | 19.01 26.01 02.02 |
23- 26. | Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении | 4 | Основные этапы работы над произведением. Практическая работа | 09.02 16.02 01.03 |
27 | Проведение рубежной аттестации | 1 | Проверочная работа | 15.03 |
Проект «Я дружу с книгой» | ||||
28 | Уточнение, выбор подтем проекта. Составление плана работы над проектом | 1 | Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом | 22.03 |
29-32 | Выполнение проекта | 4 | Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта | 05.04 12.04 19.04 26.04 |
33 | Защита проекта | 1 | Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!» | 03.05 |
34 | Итоговый мониторинг | 1 | Работа над текстом | 17.05 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Виноградова Н.Ф. «Функциональная грамотность младших школьников».Вентана- Граф, 2018г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
https://learningapps.org/index.php?s=чтение
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
https://multiurok.ru/files/sbornik-praktichieskikh-matierialov-po-formirovani.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация методического продукта. Рабочая программа внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ФГОС -2021
Презентация методического продукта. Программа "Функциональная грамотность"Задачи программы:•формировать умение читать тексты, совершенствовать культуру чтения;•находить и извлекать...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1-4 классы...
рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Структура программы соответствует Федеральному образовательному стандарту начального общего образования и включает:Пояснительную запискуСодержание учебного предметаПланируемые результаты освоения учеб...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся жизни" (1-4 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся жизни" (1-4 класс) поможет провести занятия интересно и познавательно....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (для 1-4 классов)
Программа напрвлена на развитие знаний младших школьников по разным направлениям....