Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"
рабочая программа по теме

Филиппова Елена Владимировна

 

Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе  примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:  Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Научный редактор – академик РАО  Д. И. Фельдштейн. Москва. «Баласс», 2011; учебной программы по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся младшего школьного возраста. Научный редактор доктор пед.наук, профессор, академик Международной академии наук Высшей школы Гендина Н.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_bibl.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 17»

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании МО учителей

начальных классов

  Протокол №1

от «   » августа 2012г.

Руководитель МО

_____________

Н.Г. Антипина

Согласовано.

Зам. директора по УВР

_____________________

            Э.И. Ивлева

«30» августа 2012г.

Утверждаю.

Директор школы

_______/М.В. Пермяков/

«30» августа 2012г.

Протокол педсовета

от «30» августа 2012г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Основы информационно-библиографической грамотности»

(общекультурное  направление)

на 2012-2013 учебный год

Ступень обучения (класс): начальное общее образование 1а,1б,1в,2а,2б  кл.

Количество часов: 1 час в неделю 

    Количество часов по программе 1 класс – 33

    Количество часов по программе 2 класс – 34

Составитель:  заведующая библиотекой первой квалификационной категории

  Филиппова Елена Владимировна

    Программа   разработана   на  основе:

          Примерной основной образовательной программы. В 2 книгах. 

     1книга: Начальная школа. Дошкольное образование.

     2 книга:  Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы.

     Научный редактор – академик РАО  Д. И. Фельдштейн. Москва. «Баласс», 2011.

        Учебной программы  по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся младшего школьного возраста.

    Научный редактор доктор пед.наук, профессор, академик Международной академии наук Высшей школы Гендина Н.И.

   

Полысаево 2012

Пояснительная записка

Актуальность

          Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе  примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:  Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Научный редактор – академик РАО  Д. И. Фельдштейн. Москва. «Баласс», 2011; учебной программы по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся младшего школьного возраста. Научный редактор доктор пед.наук, профессор, академик Международной академии наук Высшей школы Гендина Н.И.

      Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии современного общества определили новое содержание целей образования, моделирует такие качества личности, которые влияют на ее саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни.

      Важнейшим компонентом уровня образованности современного человека является приобретение знаний и умений, дающих возможность рационально осуществлять свои информационные потребности.

      В системе образования приобретение этих знаний, умений и навыков, связанных с поиском и обработкой информации, рассматривается в качестве надпредметных умений и навыков учебного труда учащихся. Без них невозможно становление информационной культуры, формирование которой приобретает особую актуальность в условиях информатизации современного общества. Интернет и компьютер становится типичными атрибутами современного школьника. Но формирование информационной культуры нельзя сужать до обучения компьютерной грамотности на уроках информатики.

      Такое понимание проблемы сталкивается с серьезной преградой — низким уровнем читательской культуры учащихся. Это влечет за собой возникновение трудностей в усвоении базовых предметов школьной программы и духовной незрелостью учащихся.

      Читательская культура - это фундамент информационной культуры. Она формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации.

      Библиотечно-библиографические знания являются составной частью читательской культуры современного человека. Они тесно связанны с информационными ресурсами и методами самостоятельной работы.

      Поэтому формирование информационной культуры учащихся невозможно без систематических занятий по овладению основами информационно-библиографической грамотности. Она включает в себя не только методы самостоятельного поиска и обработки информации, но и создает для учащихся возможность выхода за рамки учебного пособия,

расширения их информационного пространства через использование других видов книжной продукции.

      Книга была и остается не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством воспитания и умственного развития учащихся.

      К сожалению, происходит снижение роли книги в жизни современного школьника, ее заменяют другие средства массовой информации. С переходом учащихся в основную школу эта проблема становится более острой.

      Программа   основы информационно-библиографической грамотности ставит своей целью сформировать у учащихся потребность обращаться к книге не только как к инструменту для успешной учебы и самообразования, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

- дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;

- раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;

- дать представление о книге как о продукте, созданном человеком, в контексте  мировой культуры, культуры России;

- сформировать основы информационной культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий для успешного освоения обязательных предметов учебной программы;

- развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме;

Сопровождение программы  осуществляется на основе:

- научно-популярной литературы и ее изданий, в том числе энциклопедий и справочников;

- изданий краеведческой литературы;

- фонда художественной литературы школьной библиотеки при использовании лучших изданий фольклора и произведений отечественных и зарубежных авторов.

        Программа «Основы информационно-библиографической грамотности»  разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

     Программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю), в 1 классе  33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

      Программа  «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.

     Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся.   Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (использование компьютерных технологий).         В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов:  обзоры, практические занятия, экскурсии,  самостоятельные работы, тесты.

Ожидаемые результаты

       Освоение детьми программы «Основы информационной культуры школьника» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Личностные результаты

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения; общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), словарях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты;

- обрабатывать   информацию   через   умение   делать   элементарные   виды   записей: выписки, план, отзыв.

Коммуникативные универсальные учебные действия

 - оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;

- читать и пересказывать текст;

- учиться работать в группе, паре.

Предметные результаты

- воспринимать на слух художественный текст;

-  знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс   формирования внешнего вида книги и ее структуры;

- понимать значение терминов, определенных программой;

- ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки;

- иметь представление о различных видах литературы.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, тестирование. Тесты являются эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Тесты помогают не только проверить, но и закрепить полученные на занятиях знания, а также позволяют выявить не достаточно хорошо усвоенные темы (вопросы), что поможет в дальнейшем доработать, и усовершенствовать предлагаемый материал.

        

Тематическое планирование 1 класс

Название

Форма проведения

Количество часов

Чудо, имя которому книга

всего

теор

практ

1.

Первое посещение библиотеки. Знакомство с библиотекой. Понятия «читатель», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой.

Урок-экскурсия

1

1

2.

Правила обращения с книгой.

Беседа-рассказ

1

1

3.

Изготовление книжки-малышки, закладок, иллюстрированной обложки.

Творческий урок

3

3

4.

Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы.

Беседа-обзор

1

1

5.

Художественная литература, периодические издания детям, ее назначение.

Беседа, экскурсия в городскую детскую библиотеку

2

1

1

6.

Великие русские писатели детям.

Урок-обзор

3

1

2

7.

Как хорошо уметь читать.

Громкие чтения

5

5

8.

Будь, здорова книжка!

«Книжкина больница»

3

3

9.

Будешь книги читать – будешь много знать!

Игра-викторина

1

1

10.

По страницам любимых сказок!

Игра-викторина

1

1

История возникновения

 информационных ресурсов

11.

История появления основных источников информации (каменные книги, папирус, пергамент).

Урок-презентация

1

1

12.

История возникновения письменности.

Библиотечный урок

1

1

13.

Из истории изобретения бумаги.

Библиотечный урок

1

1

14.

Книгопечатание на Руси. Рукописные книги.

Библиотечный урок

1

1

Библиотека - информационный центр школы

15.

Школьная библиотека, как информационный центр школы.

Беседа-презентация

1

1

16.

Система расстановки библиотечного фонда.

1

1

17.

Элементы книги: обложка, титульный лист, иллюстрации.

1

1

Методы работы с книгой

18.

Знакомство со справочной литературой, энциклопедиями, словарями. Правила пользования справочными изданиями.

Урок-практикум

3

3

19.

Энциклопедия «Все обо всех» (характеристика, структура построения).

Урок-практикум, громкие чтения

2

2

Итого

33

10

23

Содержание занятий

1 класс (33 часа)

Тема: «Чудо, имя которому книга»

Первое посещение библиотеки. Знакомство с библиотекой. Понятия «читатель», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой.

Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Книжные выставки «Книга благодарит», «Книга жалуется».

Изготовление книжки-малышки, закладок, иллюстрированной обложки – практические уроки.

Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.

Художественная литература, периодические издания детям, ее назначение. Дать представление о газетах, журналах, художественной литературе для детей. Познакомить с понятиями  «периодичность», «издания», «подписка».

Великие русские писатели детям. Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.И. Чуковского.

Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений.

Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». Практикум.

Будешь книги читать – будешь много знать!  Игра-викторина. Обогатить знания и представления детей о жизни и творчестве русских писателей.

По страницам любимых сказок! Игра-викторина.  Свободное чтение школьников, содействовать навыку устной речи.

Тема: «История возникновения информационных ресурсов»

История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски).   История создания основных источников информации в  прошлом. Тест №1.

История возникновения письменности. Познакомить с историей создания: рисуночное письмо – пиктография, узелковое письмо, буквенное письмо, алфавит. Тест №2.

История изобретения бумаги. Знакомство с историей создания бумаги в Китае, Европе, Египте.

Рукописные книги. Книгопечатание на Руси. Расширить знания об истории создания основных источников информации в средние века (ксилография, рукописные и печатные книги). Дать представления об изобретении книгопечатания. Тест №3.

Тема: «Библиотека – информационный центр школы»

Школьная библиотека, как информационный центр школы. Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиатека. Основные понятия о справочно-библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа).

Система расстановки библиотечного фонда. Познакомить с расстановкой книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари).

 

Элементы книги: обложка, титульный лист, иллюстрации, предисловие, оглавление. Урок-практикум.

Тема: «Методы работы с книгой»

Знакомство со справочной литературой, энциклопедиями, словарями.

Правила пользования справочными изданиями. Книжная выставка «Что такое? Кто такой?». Толкование понятий «энциклопедия», «словарь»,  «справочник». Алфавитное расположение материала, распределение слов по томам и на рисунках, переплете. Игра «В каком томе будем искать ответы на вопросы…» поможет детям быстро ориентироваться в справочной литературе. Практические уроки.

Энциклопедия «Все обо всех» (характеристика, структура построения). Энциклопедия для детей младшего возраста. Познакомить со справочным отделом, иллюстрациями, репродукциями. Игра «Найди ответ на мой вопрос?». Практические уроки.

Тематическое планирование 2 класс

Название

Форма проведения

Количество часов

Чудо, имя которому книга

всего

теор.

практ.

1.

Основные правила пользования библиотекой. Понятия «пользователь», «документ», «источники», «информация».

Урок-экскурсия

1

1

2.

Стихи, сказки и загадки про звериные повадки.

Конкурс-викторина

1

1

3.

Как хорошо уметь читать!

Громкие чтения

3

3

4.

В гости к нам пришли великие писатели.

Урок-обзор

3

1

2

5.

Художественная литература, периодические издания детям, ее назначение.

Беседа, экскурсия в городскую детскую библиотеку

2

1

1

6.

Будь, здорова книжка!

«Книжкина больница»

2

2

7.

Путешествие в книжный город!

Игра-путешествие

1

1

История возникновения

информационных ресурсов

8.

Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент).

Урок-презентация

1

1

9.

Древнейшие и средневековые библиотеки (Египетская, Александрийская, книжные собрания Древней Руси).

Урок-презентация

2

2

10.

Структура библиотечной системы. Правила пользования библиотекой.

Библиотечный урок

1

1

Библиотека - информационный центр школы

11.

Система расстановки библиотечного фонда.

Библиотечный урок

2

1

1

12.

Поиск нужной информации в библиотеке.

Библиотечный урок, урок-практикум

3

1

2

13.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК).

Библиотечный урок

2

2

14.

Поиск документа на полке.

Беседа

1

1

15.

Виды словарей и их назначение.

Урок-практикум

2

2

Методы работы с книгой

16.

Правила пользования справочными изданиями.

Урок-практикум

2

2

17.

 Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения.

Урок-практикум

2

2

18.

Детская периодическая печать.

Библиотечный урок

2

1

1

Информационная культура школьника

19

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет.

Беседа, практикум.

Интернет.

1

1

Итого

34

11

23

Содержание занятий

2 класс (34 часа)

Тема: «Чудо, имя которому книга»

Основные правила пользования библиотекой. Познакомить с понятиями  «пользователь», «документ», «источники», «информация».

Стихи, сказки и загадки про звериные повадки. Игра-викторина.

 

Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений.

В гости к нам пришли великие писатели. Знакомство с жизнью и творчеством  Б.Заходер,  А.Барто, И.Крылов.

Художественная литература, периодические издания детям, ее назначение. Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». Практикум.

Путешествие в книжный город! Игра-путешествие. Станции «Чьи это предметы», «Из какой сказки этот герой», «Книжкина больница».  Увлекает детей в мир книг, расширяет круг знаний учащихся, повышает интерес к чтению.

Тема: «История возникновения информационных ресурсов»

Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент). Знакомство с историей   основных источников информации в  прошлом. Тест №1.

Древнейшие и средневековые библиотеки (Египетская, Александрийская, книжные собрания Древней Руси). Знакомство с древнейшими библиотеками. Тест №2.

Структура библиотечной системы. Правила пользования библиотекой. Книжная выставка «Читаем вместе».

Тема: «Библиотека – информационный центр школы»

Система расстановки библиотечного фонда. Познакомить с расстановкой книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари).

 

Поиск нужной информации в библиотеке. Познакомить учащихся с отделами библиотеки (читальный, абонементный, справочная, художественная литература).

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК). Познакомить с алфавитным каталогом, каталожной карточкой. Игра «Найди книгу по автору?». Урок практикум.

Поиск документа на полке. Объяснить понятие «документ», почему у каждого документа «свое место».

Виды словарей и их назначение. Познакомить со словарями: орфографический, толковый, грамматический, иностранных слов. Книжная выставка «По словарям от А до Я», игра «Значение слова». Урок-практикум.

Тема: «Методы работы с книгой»

Правила пользования справочными изданиями. Понятия «читальный зал» и «справочная литература» чем они схожи.

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Рекомендации на прочитанную книгу. Форма ведения дневника, иллюстрации. Урок-практикум.

Детская периодическая печать. Познакомить с периодической печатью для младшего школьного возраста: «Колобок», «Миша». Обложка, тематика, иллюстрации. Урок-практикум.

Тема: «Информационная культура школьника»

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Урок-практикум.

Тематическое планирование 3 класс

Название

Форма проведения

Количество часов

Чудо, имя которому книга

всего

теор.

практ.

1.

У нас в гостях известные писатели и поэты.

Урок-обзор

3

1

2

2.

Вместе, весело читать!

Громкие чтения

3

3

3.

Будь, здорова книжка!

 «Книжкина больница»

3

3

4.

Презентация книги.

Урок-творчества

1

1

5.

Путешествие в страну Читалию!

Урок-путешествие

1

1

6.

Писатели и художники в одном лице. Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева.

Урок-игра

1

1

7.

Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». Творчество

Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева.

Выставка-конкурс

1

1

История возникновения

информационных ресурсов

8.

История письменности (от клинописи до кассет и дисков)

Урок-презентация

1

1

9.

Строение книги. Элементы книги. Тест «Строение книги».

Библиотечный урок. Тест.

2

1

1

10.

Структура библиотечной системы. Правила пользования библиотекой. Организация обслуживания в библиотеке: экскурсия в детскую библиотеку.

Библиотечный урок. Экскурсия.

1

1

Библиотека - информационный центр школы

11.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК).

Библиотечный урок

2

1

1

12.

Система расстановки библиотечного фонда.

Библиотечный урок

2

1

1

13.

Правила и обязанности читателя. Изготовление памяток.

Урок- творчества

1

1

14.

Путешествие по словарям «От А до Я»

Урок-путешествие

2

2

Методы работы с книгой

15.

Правила чтения. Гигиена чтения.

Библиотечный урок

1

1

16.

Основная мысль текста. Анализ текста. Текст как речевое произведение.

Библиотечный урок

1

1

17.

Детская энциклопедия открытий. Что такое? Кто такой? Назначение. Структура энциклопедий.

Урок-практикум

4

1

3

18.

Детская периодическая печать.

Урок-практикум

3




3


Информационная культура школьника

19.

Роль информации в современном мире.

Основные понятия: информационные ресурсы,

культура, документ, Интернет.

Беседа, практикум.

Интернет.

1

1

Итого

34

10

24

Содержание занятий

3 класс (34 часа)

Тема: «Чудо, имя которому книга»

У нас в гостях известные писатели и поэты. Знакомство с жизнью и творчеством С.Маршак, П.Ершов, М.Пришвин.

Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений.

Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «эти книги, лечим сами». Практикум.

Презентация книги. Знакомство с понятиями «файл» «слайд». Как составить презентацию на любимую книгу. Урок-практикум.

Путешествие в страну «Читалию»! Путешествие с остановками «Страна Вообразилия», «Загадки», «Поляна сказок».

Писатели и художники в одном лице. Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева. Урок-практикум.

Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». Творчество Е.И. Чарушина,  В.И.Сутеева.

Тема: «История возникновения информационных ресурсов»

История письменности (от клинописи до кассет и дисков). Тест №1.

Строение книги. Элементы книги. Закрепить знания о строении книги (обложка, титульный лист, содержание, оглавление). Тест №2 «Строение книги».

Структура библиотечной системы. Правила пользования библиотекой. Организация обслуживания в библиотеке: экскурсия в детскую библиотеку.

Тема: «Библиотека – информационный центр школы»

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК). Закрепить знания об АК. Игра «Найди книгу в библиотеке».

Урок-практикум.

Система расстановки библиотечного фонда. Вспомнить расстановку книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари). Урок-практикум.

Правила и обязанности читателя.  Изготовление памяток. Урок-практикум.

Путешествие по словарям «От А до Я». Назначение словарей: толковый, орфографический, грамматический, словарь синонимов, антонимов. Урок-практикум.

Тема: «Методы работы с книгой»

Правила чтения. Гигиена чтения. Познакомить с правилами чтения: беглый просмотр, углубленное. Читать сидя, достаточная освещенность, чтение по возрасту.

Основная мысль текста. Анализ текста. Текст как речевое произведение. Урок-практикум.

Детская энциклопедия открытий. Что такое? Кто такой? Назначение. Структура энциклопедий. Урок-практикум.

Детская периодическая печать. Познакомить с периодической печатью для младшего школьного возраста: «Колобок», «Миша», «Всезнайка». Обложка, тематика, иллюстрации. Урок-практикум.

Тема: «Информационная культура школьника»

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Урок-практикум.

Тематическое планирование 4 класс

Название

Форма проведения

Количество часов

Чудо, имя которому книга

всего

теор.

практ.

1.

Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы.

Беседа-обзор

1

1

2.

Будь, здорова книжка!

Работа в «Книжкиной больнице»

2

2

3.

По страницам любимых книг!

Игра-викторина

2

2

4.

Вместе, весело читать!

Громкие чтения

3

3

5.

В гостях у писателя.

Урок-обзор

3

1

2

6.

Презентация книги.

Урок-творчества

1

1

7.

Книга и ее создатели. Известные писатели, иллюстраторы детских книг.

Урок-обзор

3

1

2

История возникновения

информационных ресурсов

8.

История письменности.

Библиотечный урок

1

1

9.

Древние книги.

Библиотечный урок

1

1

10.

Русская рукописная книга.

Библиотечный урок

1

1

11.

Изобретение книгопечатания. Иоганн Гуттенберг и его книги.

Урок-презентация

1

1

12.

Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги.

Урок-презентация

1

1

13.

Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги.

Библиотечный урок

3

1

2

Библиотека - информационный центр школы

14.

Зарождение библиотек. Первые библиотеки мира. Библиотеки нашего города.

Беседа, презентация

1

1

15.

Справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки. Каталоги. Картотеки.

Библиотечный урок

3

1

2

16.

Поиск информации в справочной литературе.

Библиотечный урок

2

2

17.

Нетрадиционные носители информации.

1

1

Методы работы с книгой

18.

Способы сокращения текста: пересказ, аннотация, цитата.

Урок-практикум

1

1

19.

Детская периодическая печать.

Урок-практикум

1

1

20.

Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари.

Урок-практикум

1

1

Информационная культура школьника

21.

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет.

Беседа, практикум, Интернет.

1

1

Итого

34

11

23

Тематическое содержание курса

4 класс

Тема: «Чудо, имя которому книга»

Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.

Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». Урок-практикум.

По страницам любимых книг! Игра-викторина. Вспомнить героев книг, любимых произведений.

Вместе, весело читать! Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений.

В гостях у писателя. Знакомство с жизнью и творчеством Б.Заходер, Н.Носов, П.Бажов.

Презентация книги. Знакомство с понятиями «файл» «слайд». Составление презентации на любимую книгу в программе PowerPoint. Урок-практикум.

Книга и ее создатели. Известные писатели, иллюстраторы детских книг. Углубить знания о книге. Познакомить с творчеством С. Маршака не только как детского писателя, но и художника своих книг.

Тема: «История возникновения информационных ресурсов»

История письменности. Познакомить с историей письменности на Руси. Презентация.

Древние книги.  Самая распространенная книга в древности – Библия. Презентация.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Русская рукописная книга. Книги-кодексы, элементы украшения рукописной книги – миниатюры. Презентация.

Изобретение книгопечатания. Иоганн Гуттенберг его жизнь и его книги, печатный станок. Презентация.

Книгопечатание на Руси. Первопечатник Иван Федоров и его  первая печатная книга «Апостол». Презентация.

Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги.

Тема: «Библиотека – информационный центр школы»

Зарождение библиотек. Первые библиотеки мира. История зарождения первых библиотек в Европе, на Руси. Древняя библиотека царя Ашшурбанипалу. Библиотеки нашего города.

Справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки. Каталоги. Картотеки.

Поиск информации в справочной литературе. Урок-практикум.

Нетрадиционные носители информации. Знакомство с другими носителями информации: диски СД, СД Р, флеш-носители.

Тема: «Методы работы с книгой»

Способы сокращения текста: пересказ, аннотация, цитата. Составление аннотации на любимую книгу. Урок-практикум.

Детская периодическая печать. Основные рубрики, иллюстрации.

Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари их назначение. Урок-практикум.

Тема: «Информационная культура школьника»

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Урок-практикум.

Список литературы:

  1. Андреева О.В. История книги: Хрестоматия. Ч.II. – М.: МГАП «Мир книги», 1997. – 206с.
  2. Бединская Е. Основы информационной культуры школьника: Программа для       учащихся 5-6 классов //Школьная библиотека. – 2002. - № 3. –с.9.
  3. Бирюкова А.П. Программа "Библиотечно-библиографические и информационные знания младших школьников 1-4 классов" //Школьная библиотека. - 2003. - № 1. - с.55-57.
  4. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 208 с.
  5. Информационная культура – школьникам: Поиск и творчество. – Киров, 2001.
  6. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Школьная библиотека. – 2005. - № 8. – с.40.
  7. Книговедение: Энциклопедический словарь/ Ред. Коллегия: Н.М. Сикорский и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1982. – 664с. 
  8. Краткий справочник школьного библиотекаря/О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общей редакцией Г.И. Поздняковой. – СПб: Профессия, 2001.-352 с. – (Серия «Библиотека»)
  9. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности //Школьная библиотека. - 2001. - № 8. - с. 16-21.
  10. Львов С.Л. Книга о книге: Книга для учащихся старших классов. – М., 1980
  11. Мяотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: Методические рекомендации. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека  в школе»).
  12. Стародубова Г.А. Библиотечное занятие: операционное описание технологического              процесса его подготовки и проведения /Г.А. Стародубова, Л.А. Савкина //Школьная библиотека. - 2002. - № 1. - С. 28-29.
  13. Тихомирова И.И. Методический словарь справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я // Школьная библиотека. – 2003. - №1,2,3,5,6,8,9-10.
  14. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности"

Данная программа составлена но основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк «Путь к грамотности». Адресована учащимся начальной школы и рассчитана на...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности" для 3 класса

пояснительная записка и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для учеников 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности"

Рабочая  программа внеурочной деятельности  "Путь к грамотности"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное  направление) 1 класс...