Программа внеурочной деятельности по курсу Финансовой грамотности
рабочая программа (4 класс)

Елизавета Максимовна Линник

Документ содержит рабочую программу по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность грамотность" за 4 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20

ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

РАССМОТРЕНО на заседании                                                              УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителей_____________МАОУ СОШ № 20                             Приказом директора

г. Южно-Сахалинска                                                                               Приказ №___ от _____

протокол  № от_____________ 2023г.                                                    _____                                                                                                                                                                
                                                                                                           

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

для учащихся 4 «В» класса

Финансовая грамотность

(название программы, курса, дисциплины)

        

 

 

Южно-Сахалинск, 2023г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Финансовая грамотность» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства;

Духовно-нравственного воспитания:

- симпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

Эстетического воспитания:

- способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию финансовых объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть финансовые закономерности в искусстве.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов

Трудового воспитания:

- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег); - понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды

Экологического воспитания:

- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

- понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

4 класс

Универсально познавательные учебные действия;

-  использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;                                                

           -  производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;            

    -  использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;                                      

  -  владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;                                          

    -  оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

Универсально коммуникативные учебные действия;

-  осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;      

 - слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;                        

   - признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;                          

     - излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;                                

    - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;                                                                                   - осуществлять самоконтроль и контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;          

  -  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Универсально регулятивные учебные действия;

- определять личные цели развития финансовой грамотности;

-  ставить финансовые цели;

 - составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

 - проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

 - корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

 - использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

 - корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

– понимать основные принципы экономической жизни общества: определять роль денег в семье и обществе, о причины и последствия в изменениях доходов и расходов семьи;

 -  правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);    

 -  приводить примеры товарных денег;

 - объяснять на простых примерах, что деньги

 - средство обмена, а не благо;                                        

-  понимать, что деньги зарабатываются трудом;      

-  описывать виды и функции денег;                          

             - объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;                                        

             -  производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;                

             - называть основные источники доходов;            

            - приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;                                

            -  называть основные направления расходов семьи;    

-  приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;                                        

     - различать планируемые и непредвиденные расходы;                                                                                      -  считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;          

 -  объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;                                    

 -  объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;                                                

    - объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют;                                                                           - распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);                                                        

   - осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах;

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

 -делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций.  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4 КЛАСС (34 ЧАСА)

Вводный урок

Для чего нужна финансовая грамотность. Вспомнить понятие «финансовой грамотности». Получение знаний в области экономики.

Где и как появились деньги и какими они бывают.

 История появления денег. Товарные деньги. Где и как впервые появились деньги. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться. Беседа, просмотр видеосюжета.

История российских монет. Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными. Чтение рассказа, обсуждение.

Мини-исследование «Монеты Древней Руси». Выполнение творческих работ. В исследовательском проекте рассматривается история возникновения монет Древней Руси.

Бумажные деньги. Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением. Просмотр мультимедийной презентации, решение кроссворда.

Банки, банки и банковские карты.  Услуги банка, как банк помогает людям. Что можно сделать с помощью банкомата и банковской карты. Что нужно знать каждому о банковской карте. Почему банкам выгодно принимать деньги вкладчиков. Рисование банковских карт. Разгадывание кроссворда.

Экскурсия в Сбербанк России. Составление отчёта об экскурсии в банк. Цель, вопросы, выводы.

Безналичные деньги. Безналичные платежи. Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Дать определение дебетовая карта, кредитная карта, сравнить их, найти разницу. Какими картами пользуются чаще и почему. Деловая игра. Дискуссия

Исследование «Деньги современности».  Определение покупательной силы монеток. Определение современных денег России, рассматривание и изучение изображения на российских купюрах, находящихся в обращении.

Как я умею пользоваться деньгами. Игра «Финансовые советники». Оказание помощи в планировании расходов на неделю.

Что такое валюта. Мировая валюта. Валютный курс. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Интерактивная викторина «Деньги». Интерактивная викторина направлена на закрепление и обобщение полученных знаний

Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Применение знаний о денежных единицах разных стран через решение практических задач

Проект «Как изменялись деньги». Выполнение проектных заданий

Итоговое занятие по теме «Где и как появились деньги и какими они бывают». Понимать, что деньги не цель, а средство обмена. объяснять, для чего нужны деньги; понимание и правильное использование термина «деньги»; умение описывать виды и функции денег. Просмотр мультфильма Смешарики. Школа Магов.

Из чего складываются доходы в семье

Откуда в семье берутся деньги.  Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Беседа.

Деньги под ногами не валяются. Как заработать деньги? Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия. Сообщения, обсуждения.

 Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Что такое прожиточный минимум, как его высчитать, зачем он нужен. Что такое потребительская корзина. Как рассчитать потребительскую корзину своей семьи. Беседа, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение.

Подсчитаем все доходы. Игра «Чей доход больше». Подсчёт общего дохода семьи, определение, выяснение от чего зависит доход каждого члена семьи, почему в разных семьях разные доходы.

 Проект «Вот я вырасту и стану…»   Написание проекта кем я стану, когда вырасту.

Итоговое занятие по теме «Из чего складываются доходы в семье».  Проект «Что такое семейный бюджет». Выполнение проектных заданий.

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

На что семьи тратят деньги. Классификация расходов. Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и прочее

Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Определение ежемесячных и ежегодных расходов. Объяснение причин, по которым люди делают покупки. Направления расходов семьи.  Доля расходов на разные товары и услуги.

Обязательные расходы. Желательные расходы. Чем обязательные расходы отличаются от желательных. Просмотр мультимедийной презентации, обсуждение.

 Переменные расходы. Сезонные расходы. Переменные расходы, их классификация, и примеры. Сезонные расходы, примеры и классификация. Мультимедийная презентация, обсуждение.

Воздействие рекламы на принятие решений о покупке.  Сравнение и оценивание вида рекламы. Обсуждение воздействия рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Экскурсия, обсуждение.

Итоговое занятие по теме «Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать». Проект «Составление собственного плана расходов». Необходимость разумного расходования карманных денег; проявление деловитости, предприимчивости, настойчивости. Выполнение проектных заданий

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.

Как правильно планировать семейный бюджет?  Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Из чего состоит семейный бюджет. Беседа, просмотр мультимедийной презентации.

Правила составления семейного бюджета. Обобщение полученных ранее теоретических знаний о доходных и расходных частях семейного бюджета при составлении правил.

 Деньги - для жизни средство, а вовсе не цель ее. Учимся составлять семейный бюджет. Рационально мыслить при планировании семейного бюджета и предстоящих статей необходимых расходов. Проявлять бережное отношение к поступающим в семейный бюджет денежным средствам. Планирование семейного бюджета исходя из доходов.

Мини - проект «Какие доходы и расходы бывают в семье». Выполнение проектных заданий.

Итоговый тест по разделу «Почему в семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать». Выполнение тестовых заданий.

Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?  «Заключительное занятие по курсу «Финансовая грамотность.  Выполнение тестовых заданий.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Название раздела

Формы

Виды

I модуль «Занимательные науки»:

  1. Введение в образовательную программу
  2. Нескучная биология
  3. Занимательная химия
  • тематические занятия;
  • игровые уроки;
  • проекты.
  • практические и лабораторные работы;
  • беседамы;
  • дискуссии;
  • викторины;
  • тестирования;
  • занятия-путешествия;
  • олимпиады;
  • опыты;
  • наблюдения;
  • эксперименты;
  • защита творческих работ и проектов.

II модуль  «Волшебные чудеса науки»:

2.1. Физика без формул

2.2. Загадочная астрономия

2.3.Увлекательная география

III модуль Итоговые занятия

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

Тема №п

№п/п

Тема

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Вводный урок.

1

1

0

Где и как появились деньги и какими они бывают

15

2

13

Из чего складываются доходы в семье

6

0

6

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

6

0

6

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

6

0

6

Всего:

34

3

31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность" на тему "Что такое деньки и откуда они взялись" 2 класс.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"

Цель программы - развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знани...

Внеурочная деятельность по курсу "Финансовая грамотность"

Презентация на тему: "Денежная система и денежное обращение...

Программа внеурочной деятельности по курсу Естественнонаучной грамотности

Документ содержит рабочую программу по курсу внеурочной деятельности "Естественнонаучная грамотность" за 4 класс....

Программа внеурочной деятельности по курсу Математической грамотности

Документ содержит рабочую программу по курсу внеурочной деятельность "Математическая грамотность" за 4 класс....