Рабочая программа внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно"
рабочая программа по русскому языку (1, 2 класс)
Внеурочная деятельность. Программа кружка для 1-2 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ситьковская ОШ» Велижского района Смоленской области
Рассмотрено
На заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № ___ от _______
Руководитель____________
Согласовано
Заместитель директора по УР
________/В.Н. Ковалева /
«___» ___________ 20___ г.
Утверждаю
Директор школы
_________/А.В. Ковалёв/
«___» ___________ 20___ г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу «Пишу красиво и грамотно»
1-2 класс
на 2018 – 2019/2019-2020 учебный год
Рабочую программу составили:
Кузнецова М.А.
Ивлева И.И.
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе сборника примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2011 и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
- осознание языка как явления национальной культуры и основного
- средства человеческого общения; формирование позитивного отношения
- к правильной речи как показателю общей культуры человека;
- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В 1- ом классе мы стремимся заинтересовать, привлечь младших школьников к изучению русского языка. Расширить, углубить знания детей по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- развивать смекалку и сообрази
- тельность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
В курсе внеурочной деятельности «Пишу красиво и грамотно» в 1-ом классе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Общая характеристика курса
«Пишу красиво и грамотно» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Данный курс рассчитан на два года обучения (33 часа в первом классе и 34 часа во втором классе).
Место курса в учебном плане
Изучение курса «Пишу красиво и грамотно» начинается в 1 классе и продолжается во втором. В первом классе на изучение данного курса отводится 33 часа (33 уч. недели/1 раз в неделю).
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания курса
Важными ориентирами содержания курса «Пишу красиво и грамотно» являются:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- формирование представлений о языке как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка (ис-следовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, во время внеурочной деятельности учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Содержание программы
Изучение курса представлено следующими темами:
Письмо
Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение.
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности. Выделение признаков текста. Создание простейших видов текста.
Фонетика и графика
Углубление и систематизация знаний по фонетике и графики, полученные детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости.
Состав слова
Родственные слова. Образование новых слов. Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные. Их правописание. Способы проверки слов.
Морфология
Имя существительное. Знание и употребление. Различение имён существительных по родам и одушевлённости/неодушевлённости. Изменение имён существительных по падежам, числам. Различение склонений. Правописание падежных окончаний имён существительных.
Имя прилагательное. Знание и употребление, изменение по родам, числам, падежам. Склонение имён прилагательных. Правописание безударных окончаний.
Местоимение. Общее представление. Личные местоимения их склонения.
Глагол. Знание и употребление. Начальная форма глагола. Изменение по временам, лицам, числам. Способы определения спряжений.
Предлог. Значение предлога в речи. Отличие предлога от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Лексика
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Словари русского языка.
Синтаксис и пунктуация
Различение предложения, словосочетания, слова. Разновидности предложений. Знаки препинания в конце слова. Интонационные особенности предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Связи слов в переложении. Порядок слов в предложении. Предложения с однородными членами предложения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
«ПИШУ КРАСИВО И ГРАМОТНО»
1 КЛАСС
Примечание
1
Звук, слог, слово. Письмо элементов букв. Игра «Угадай слово»
2
Прямая с петлёй внизу, вверху. Игра «Угадай слово»
3
Слог, слово. Весёлая грамматика.
4
Весёлая грамматика. Кроссворды, ребусы, письмо слов.
5
Письмо букв. Ребусы.
6
Гласные и согласные звуки. Игра « Буква затерялась».
7
Закрепление. Игра «Каких слов больше».
8
Списывание с печатного текста. Ребусы.
9
Списывание с печатного текста. «Игра в слова».
10
Письмо под диктовку. Кроссворды.
11
Разгадывание ребусов. Письмо под диктовку.
12
Списывание с печатного текста. Игра «Спрятанное слово».
13
Словознайкин. Кто больше придумает слов. Игры.
14
Звуки и буквы. Хитрые вопросы, кроссворд, головоломки.
15
Слоги. Игра «По слогам», «Думай быстро». Словарик Словознайкина.
16
Гласные и согласные. Что рассказывают буквы? Игра «Кто больше?»
17
Слово и предложение. Словарик Словознайкина. Составление предложений.
18
Слова и вопросы: кто? что? Загадки, хитрые вопросы, словарик Словознайкина.
19
Большая буква в именах и фамилиях, кличках животных.
Загадки, игра.
20
Слова с буквой И. Словарик Словознайкина. Игра «Изменялки». Загадки
21
Слова с буквой Э. Загадки. Словарик Словознайкина.
22
Мягкий знак в конце слова. Игра «Превращение слова в другое». Отрывок из сказки «12 месяцев». Название месяцев в году.
23
Мягкий знак в середине слова. Игра «Спрячь в середину». Пословицы. Словарик Словознайкина.
24
Слова с буквой Я. Я - последняя буква алфавита.
25
Слова с буквой Ю. Игра «Как звать?»
26
Слова с буквой Е и Е. Игра «Хитрые вопросы». Загадки, игра «Превращения».
27
Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».
28
Сочетания ЧА-ЩА. Игра «Посмотри вокруг», и «Догадайся».
29
Сочетания ЧУ-ЩУ. Игра «Лестница». Загадки.
30
Звуки и буквы. Алфавит. Сказка «На уроке». Игра «Перестарался».
31
Алфавит. Игра «По первой и последней букве». Загадки.
32
Слова — предметы. Игра «Слова на одну букву».
33
Урок - праздник. Обобщение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
«ПИШУ КРАСИВО И ГРАМОТНО»
2 КЛАСС
Планируемая
дата проведения
Примечания
1.
Опасные слова русского языка.
2.
Признаки предложения.
3.
Знаки препинания в конце предложения.
4.
Признаки текста.
5.
Главная мысль текста.
6.
Слова-предметы.
7.
Слова-предметы.
8.
Слова-признаки.
9.
Слова-признаки.
10.
Слова-действия.
11.
Слова-действия.
12.
Развитие умений ставить вопросы к словам.
13.
Слова-междометия.
14.
Раздельное написание предлогов со словами.
15.
Наблюдение над однокоренными словами.
16.
Развитие умения находить в словах суффиксы.
17.
Развитие умения находить в словах приставку.
18.
Закрепление знания алфавита.
19.
Заглавная буква в словах
20.
Написание гласных букв после шипящих.
21.
Написание гласных букв после шипящих.
22.
Написание гласных букв после шипящих.
23.
Написание слов с ь – показателем мягкости.
24.
Написание слов с разделительным ь.
25.
Написание слов с разделительным ь.
26.
Написание слов с безударными гласными в корне слова.
27.
Написание слов с безударными гласными в корне слова.
28.
Написание слов с безударными гласными в корне слова.
29.
Написание слов с парными согласными на конце слова.
30.
Написание слов с парными согласными на конце слова.
31.
Повторение. Текст. Предложение. Состав слова.
32.
Повторение. Текст. Предложение. Состав слова.
33.
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами.
34.
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методические комплекты
- Сухин И.Г., Яценко И.Ф., Азбучные игры, 1 класс, М.:ВАКО, 2009.
- О.Н.Крылова, Тесты по обучению грамоте, в 2 частях, 1 класс, М: Экзамен, 2010.
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).
Касса букв и сочетаний.
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари).
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности"
Данная программа составлена но основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк «Путь к грамотности». Адресована учащимся начальной школы и рассчитана на...
Рабочая программа курса "Пишу красиво и грамотно" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса "Пишу красиво и грамотно" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа кружка "Пишу красиво и грамотно" 1 класс
Программа курса«Пишу красиво и грамотно»1 час в неделю,33 часа в год (1 кл.);34 часа в год (2 кл.)(рассчитана на 2 года обучения: 1-2 классы)...
Рабочая программа кружка "Пишу красиво и грамотно" 2 класс
Рабочая программа кружка "Пишу красиво и грамотно" 2 класс...