Рабочая программа внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно"
рабочая программа по русскому языку (1, 2 класс)

Ивлева Ирина Ивановна

Внеурочная деятельность. Программа кружка для 1-2 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ситьковская ОШ» Велижского района Смоленской области

Рассмотрено 

На заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № ___ от _______

Руководитель____________

Согласовано

Заместитель директора по УР

________/В.Н. Ковалева /

«___» ___________ 20___ г.

Утверждаю

Директор школы

_________/А.В. Ковалёв/

«___» ___________ 20___ г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

по курсу «Пишу красиво и грамотно»

1-2 класс

на 2018 – 2019/2019-2020 учебный год

Рабочую программу составили:

Кузнецова М.А.

Ивлева И.И.

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе сборника примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2011 и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного
  • средства человеческого общения; формирование позитивного отношения
  • к правильной речи как показателю общей культуры человека;
  • знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В 1- ом классе мы стремимся заинтересовать, привлечь младших школьников к изучению русского языка. Расширить, углубить знания детей по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развивать смекалку и сообрази
  • тельность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

В курсе внеурочной деятельности «Пишу красиво и грамотно» в 1-ом классе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Общая характеристика курса

«Пишу красиво и грамотно» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Данный курс рассчитан на два года обучения (33 часа в первом классе и 34 часа во втором классе).

Место курса в учебном плане

Изучение курса «Пишу красиво и грамотно» начинается в 1 классе и продолжается во втором. В первом классе на изучение данного курса отводится 33 часа (33 уч. недели/1 раз в неделю).

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания курса

Важными ориентирами содержания курса «Пишу красиво и грамотно» являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;
  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
  • развитие представлений о различных методах познания языка (ис-следовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, во время внеурочной деятельности учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Планируемые результаты

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Содержание программы

Изучение курса представлено следующими темами:

Письмо

Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение.

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности. Выделение признаков текста. Создание простейших видов текста.

Фонетика и графика

Углубление и систематизация знаний по фонетике и графики, полученные детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости.

Состав слова

Родственные слова. Образование новых слов. Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные. Их правописание. Способы проверки слов.

Морфология

Имя существительное. Знание и употребление. Различение имён существительных по родам и одушевлённости/неодушевлённости. Изменение имён существительных по падежам, числам. Различение склонений. Правописание падежных окончаний имён существительных.

Имя прилагательное.  Знание и употребление, изменение по родам, числам, падежам. Склонение имён прилагательных. Правописание безударных окончаний.

Местоимение. Общее представление. Личные местоимения их склонения.

Глагол. Знание и употребление. Начальная форма глагола. Изменение по временам, лицам, числам. Способы определения спряжений.

Предлог. Значение предлога в речи. Отличие предлога от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Лексика

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Словари русского языка.

Синтаксис и пунктуация

Различение предложения, словосочетания, слова. Разновидности предложений. Знаки препинания в конце слова. Интонационные особенности предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Связи слов в переложении. Порядок слов в предложении. Предложения с однородными членами предложения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

«ПИШУ КРАСИВО И ГРАМОТНО»

1 КЛАСС

Примечание 

1

Звук, слог, слово. Письмо элементов букв. Игра «Угадай слово»

2

Прямая с петлёй внизу, вверху. Игра «Угадай слово»

3

Слог, слово. Весёлая грамматика.

4

Весёлая грамматика. Кроссворды, ребусы, письмо слов.

5

Письмо букв. Ребусы.

6

Гласные и согласные звуки. Игра « Буква затерялась».

7

Закрепление. Игра «Каких слов больше».

8

Списывание с печатного текста. Ребусы.

9

Списывание с печатного текста. «Игра в слова».

10

Письмо под диктовку. Кроссворды.

11

Разгадывание ребусов. Письмо под диктовку.

12

Списывание с печатного текста. Игра «Спрятанное слово».

13

Словознайкин. Кто больше придумает слов. Игры.

14

Звуки и буквы. Хитрые вопросы, кроссворд, головоломки.

15

Слоги. Игра «По слогам», «Думай быстро». Словарик Словознайкина.

16

Гласные и согласные. Что рассказывают буквы? Игра «Кто больше?»

17

Слово и предложение. Словарик Словознайкина. Составление предложений.

18

Слова и вопросы: кто? что? Загадки, хитрые вопросы, словарик Словознайкина.

19

Большая буква в именах и фамилиях, кличках животных.
Загадки, игра.

20

Слова с буквой И. Словарик Словознайкина. Игра «Изменялки». Загадки

21

Слова с буквой Э. Загадки. Словарик Словознайкина.

22

Мягкий знак в конце слова. Игра «Превращение слова в другое». Отрывок из сказки «12 месяцев». Название месяцев в году.

23

Мягкий знак в середине слова. Игра «Спрячь в середину». Пословицы. Словарик Словознайкина.

24

Слова с буквой Я. Я - последняя буква алфавита.

25

Слова с буквой Ю. Игра «Как звать?»

26

Слова с буквой Е и Е. Игра «Хитрые вопросы». Загадки, игра «Превращения».

27

Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».

28

Сочетания ЧА-ЩА. Игра «Посмотри вокруг», и «Догадайся».

29

Сочетания ЧУ-ЩУ. Игра «Лестница». Загадки.

30

Звуки и буквы. Алфавит. Сказка «На уроке». Игра «Перестарался».

31

Алфавит. Игра «По первой и последней букве». Загадки.

32

Слова — предметы. Игра «Слова на одну букву».

33

Урок - праздник. Обобщение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

«ПИШУ КРАСИВО И ГРАМОТНО»

2 КЛАСС

Планируемая 

дата проведения

Примечания

1.

Опасные слова русского языка.

2.

Признаки предложения.

3.

Знаки препинания в конце предложения.

4.

Признаки текста.

5.

Главная мысль текста.

6.

Слова-предметы.

7.

Слова-предметы.

8.

Слова-признаки.

9.

Слова-признаки.

10.

Слова-действия.

11.

Слова-действия.

12.

Развитие умений ставить вопросы к словам.

13.

Слова-междометия.

14.

Раздельное написание предлогов со словами.

15.

Наблюдение над однокоренными словами.

16.

Развитие умения находить в словах суффиксы.

17.

Развитие умения находить в словах приставку.

18.

Закрепление знания алфавита.

19.

Заглавная буква в словах

20.

Написание гласных букв после шипящих.

21.

Написание гласных букв после шипящих.

22.

Написание гласных букв после шипящих.

23.

Написание слов с ь – показателем мягкости.

24.

Написание слов с разделительным ь.

25.

Написание слов с разделительным ь.

26.

Написание слов с безударными гласными в корне слова.

27.

Написание слов с безударными гласными в корне слова.

28.

Написание слов с безударными гласными в корне слова.

29.

Написание слов с парными согласными на конце слова.

30.

Написание слов с парными согласными на конце слова.

31.

Повторение. Текст. Предложение. Состав слова.

32.

Повторение. Текст. Предложение. Состав слова.

33.

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами.

34.

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методические комплекты

- Сухин И.Г., Яценко И.Ф., Азбучные игры, 1 класс, М.:ВАКО, 2009.

- О.Н.Крылова, Тесты по обучению грамоте, в 2 частях, 1 класс, М: Экзамен, 2010.

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).

Касса букв и сочетаний.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари).

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности"

Данная программа составлена но основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк «Путь к грамотности». Адресована учащимся начальной школы и рассчитана на...

Рабочая программа курса "Пишу красиво и грамотно" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса "Пишу красиво и грамотно" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа кружка "Пишу красиво и грамотно" 1 класс

Программа курса«Пишу красиво и грамотно»1 час в неделю,33 часа в год (1 кл.);34 часа в год (2 кл.)(рассчитана на 2 года обучения: 1-2 классы)...

Рабочая программа кружка "Пишу красиво и грамотно" 2 класс

Рабочая программа кружка "Пишу красиво и грамотно" 2 класс...