"Я - патриот России" программа внеурочной деятельности (3-4 классы)
классный час (3 класс)
Авторская программа создана для проведения мероприятий во внеурочной деятельности. К каждому занятию есть рекомендации и краткое содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_patriot_rossii.doc | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Лицей № 10 Кировского района Волгограда»
Кировского района г. Волгограда
Утверждена методическим советом
Прот. № 348 от «15» мая 2015 г.
Директор
Анна Юрьевна Ефименко
Я – патриот России
Программа дополнительного образования детей 9 – 11 лет
Срок реализации — 2 года
Авторы программы:
Белоусова Елена Николаевна
учитель начальных классов
высшая квалификационной категории,
Юринова Наталья Ивановна
учитель начальных классов
высшая квалификационной категории
Волгоград – 2015
Пояснительная записка
«Родной край, его история - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовно-нравственная и патриотическая жизнь школьника.
Направленность программы. «Я – патриот России» по содержанию является военно-патриотической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — двухгодичной.
Программа разработана с учетом:
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
• Инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».
На основе:
• Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
• Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.
При разработке программы за основу взяты требования к олимпиадам: «Наше наследие», «Интеллект будущего», «Первые шаги в науке».
Новизна программы состоит в том, что знания, полученные на уроках, конкретизируются, углубляются, расширяются и подкреплены практически (посещение музеев, в том числе Панорамы, Мамаев Курган, Сарепта и т.д., участие в конкурсах и олимпиадах, игре «Зарница»).
Актуальность Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
В связи с вышеизложенным возникла потребность общества и детей данного возраста в решении задач, которым посвящена данная программа.
Программа «Я – патриот России» направлена на:
– создание условий для воспитания учащегося гражданином, патриотом своей Родины;
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– создание условий для творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка.
Педагогическая целесообразность. Перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей, быть готовыми к ним. Учителя начальных классов, зачастую, являются первопроходцами в перестройке образования – с них начинается путь в Новую школу. Сегодня в школах идёт работа по созданию условий для успешной работы по новым стандартам.
Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к патриотическому, духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей, в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа - источник формирования качеств гражданина.
В рамках внеурочной деятельности по патриотическому, духовно-нравственному направлению в начальных классах нашей школы необходима программа, которая поможет воспитывать учащихся истинными патриотами нашего Отечества.
Понятие «гражданственность и патриотизм» трактуется как освоение и реализация ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Осмысление ребенком себя как части своей Родины, гражданина, патриота своего Отечества происходит при работе по направлению «Я –патриот России». Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, патриотического воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, этическое развитие.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Мы живем в городе-герое Волгограде, городе овеянном воинской славой, в городе, имя которого известно во всем мире.
Цели программы: создать социально-педагогические условия для воспитания, развития и становления личности младшего школьника как патриота России.
Задачи:
- Формировать и развивать у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут.
- Формировать и развивать умения заявлять и отстаивать свою точку зрения.
- Воспитывать патриотические качества личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
- Воспитывать и развивать у учащихся уважения к многонациональной культуре нашей Родины
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что в данной программе учащиеся знакомятся с историей своей страны, своего края. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена созданием условий для воспитания, развития и становления личности ребенка как патриота России. Практические занятия по программе связаны с проведением экскурсий по своей малой родине, просмотрами кинофильмов и т.д. В структуру программы входят три образовательных блока: теория, практика, проект. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию проектов, сочинений, изготовление мини-книг «История моей семьи в истории моего народа», конкурс рисунков и плакатов, военно-спортивная игра «Зарничка» и т.д.
Освоение материала в основном происходит в процессе теоретических занятий с применением практической творческой деятельности.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденный тем, обращение к которым требует практика. Такие методические приемы «забегание вперед», «возвращение к пройденному», предают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.
Для того, чтобы подвести детей 3-4 классов к освоению данной программы, предусматривается использование презентаций, кинофильмов, экскурсий, рассказов, которые сопровождают детские рисунки, так как в этом возрасте еще сохраняется наглядно-образное мышление и материал лучше усваивается, запоминается когда ребенок эмоционально сопереживает.
Для реализации программы используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемно-диалогический, исследовательский. Большое значение уделяется исследовательскому методу, т.к. он способствует:
▪ формированию критического и творческого мышления учащихся;
▪ умению работать с информацией;
▪ развитию коммуникативных умений;
▪ развитию творческих способностей.
Исследовательский метод позволяет разнообразить формы организации деятельности учащихся.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Я – патриот России»: от 9 до 11 лет. Дети этого возраста способны на достаточно высоком уровне выполнять предлагаемые задания.
В этом возрасте ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
Согласно О.Ю. Ермолаеву резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам.
Ребенок 9 – 11 лет очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Сроки реализации программы 2 года, которые делятся на два периода. Первый период (два месяца) является вводным и направлен на первичное знакомство детей с понятиями Отчизна, патриот, народное единство, традиции и праздники народов России. Второй период (60 занятий) направлен на более конкретное, углубленное раскрытие перечисленных выше тем.
Формы занятий: коллективные, групповые, индивидуальные. Выбор формы занятия зависит от дидактических целей и особенностей коммуникативного взаимодействия педагога и детей (рассказ, беседа, экскурсия, игра, проект).
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. В 3 – 4 классах всего 34 часа в год.
Планируемые результаты изучения программы.
В результате освоения программы курса «Я - патриот России» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
Развитие любознательности.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости мышления.
Метапредметные результаты:
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в индивидуальную и групповую работу.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Самостоятельно искать и выбирать необходимую информацию.
Участвовать в диалоге, оценивать процесс поиска и результат задания.
В результате освоения курса ученик должен учиться:
▪ ценить и оберегать свое Отечество;
▪ овладевать, совершенствовать и сохранять традиции и культуру своего народа;
▪ дорожить историей своей Родины, свято относиться к ее символике;
▪ беречь красоту своего края.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
ориентироваться в материале (книга, статья в интернете и т.д.): определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного курса;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся того, что уже изучено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Способы проверки.
В программе «Я – патриот России» предусмотрены следующие способы проверки освоения материала:
▪ конкурсы рисунков, плакатов;
▪ конкурсы сочинений (происходит обсуждение оригинальности замысла, соответствия заданной теме, художественные достоинства, выбор лучших работ);
▪ защита проектов (презентация, выступление, обсуждение, выбор лучших работ);
▪ диспут, круглый стол после просмотра фильмов.
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1 | Вводный | 10 | 8 | 2 |
1.1 | Что значит быть патриотом. | 1 | ||
1.2 | Возникновение Древней Руси. Герои Руси. | 1 | ||
1.3 | Герои России. | 1 | ||
1.4 | Народное единство. | 1 | ||
1.5 | Отец, отчизна, Отечество. | 1 | ||
1.6 | Праздники России. | 1 | ||
1.7 | Все мы разные, но все мы равные. | 1 | ||
1.8 | Традиции народов России. | 1 | ||
1.9 | Подготовка плакатов «Мой любимый праздник» (праздники России) | 1 | ||
1.10 | Защита плакатов. | 1 | ||
2 | Основной раздел | 58 | 37 | 21 |
2.1 | Георгиевская лента. | 1 | ||
2.2 | Города-герои. | 1 | ||
2.3 | Город-герой Москва. | 1 | ||
2.4 | Город-герой Санкт-Петербург. | 1 | ||
2.5 | Город-герой Волгоград. | 1 | ||
2.6 | Город-герой Тула. | 1 | ||
2.7 | Город-герой Новороссийск. | 1 | ||
2.8 | Город-герой Мурманск. | 1 | ||
2.9 | Город-герой Смоленск. | 1 | ||
2.10 | Город-герой Севастополь. | 1 | ||
2.11 | Город-герой Керчь. | 1 | ||
2.12 | Город-герой Киев. | 1 | ||
2.13 | Город-герой Одесса. | 1 | ||
2.14 | Город-герой Минск. | 1 | ||
2.15 | Город-герой Брест. | 1 | ||
2.16-2.19 | Подготовка и защита проектов «Города-герои». | 4 | ||
2.20 | Подвиги на земле. | 1 | ||
2.21 | Подвиги в небе. | 1 | ||
2.22 | Подвиги на воде. | 1 | ||
2.23 | Просмотр к\фильмов о подвигах на войне. | 1 | ||
2.24 | Круглый стол (обсуждение просмотренного фильма). | 1 | ||
2.25-2.27 | Дети-герои. | 3 | ||
2.28 | Сочинение о детях-героях. | 1 | ||
2.29 | Конкурс на лучшее сочинение. | 1 | ||
2.30-2.32 | У войны не женское лицо. | 3 | ||
2.33 | Конкурс рисунков. | 1 | ||
2.34 | Просмотр (фрагментов) к\фильма «А зори здесь тихие…» | 1 | ||
2.35 | Партизаны 1812 года. | 1 | ||
2.36 | Партизаны ВОВ. | 1 | ||
2.37 | Концлагеря ВОВ. | 1 | ||
2.38 | Воины-интернационалисты. | 1 | ||
2.39 | Мои замечательные земляки. | 1 | ||
2.40 | Исследовательская работа «Замечательные люди, живущие рядом со мной». | 1 | ||
2.41 | Рассказ о проделанной работе. | 1 | ||
2.42 2.43 | Панорамы России. Панорамы России. | 1 1 | ||
2.44 | Экскурсия в музей-панораму «Сталинградская битва». | 1 | ||
2.45-2.48 | Отображение подвигов российского народа в искусстве (фильмы, книги, скульптуры, песни и т.д.) | 4 | ||
2.49 | История Крыма и Севастополя. | 1 | ||
2.50 | Памятные места моего города и области. | 1 | ||
2.51-2.53 | Экскурсии по памятным местам города и области. | 3 | ||
2.54-2.56 | Изготовление книги «Памятные места моего города». | 3 | ||
2.57 | Презентация книги. | 1 | ||
2.58 | Праздник «История моей семьи в истории моего города». | 1 | ||
ИТОГО | 68 | 45 | 23 |
Содержание курса
Раздел 1. Вводный
Тема 1.1. Что значит быть патриотом.
Содержание материала: знакомство с правами и обязанностями гражданина, привитие уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина.
Формы занятия: коллективная.
Методическое обеспечение: устный опрос, беседа, рассказ, проектор, компьютер, выставка книг.
Тема 1.2 Возникновение Древней Руси. Герои Руси.
Содержание материала: история возникновения нашего государства, элементарные представления о национальных героях Руси и других национальных героях.
Формы занятия: групповая, индивидуальная.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, творческое задания для каждой группы («Откуда есть пошла Русская земля…»), подготовка сообщения к следующему занятию «Герои России».
Тема 1.3 Герои России.
Содержание материала: знакомство с героями России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения исполнения патриотического долга.
Формы занятия: индивидуальная, коллективная.
Методическое обеспечение: опрос детей, просмотр презентации.
Тема 1.4 Народное единство.
Содержание материала: истоки праздника народного единства, роль Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского в судьбе нашей Родины.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, компьютер, проектор.
Тема 1.5 Отец, отчизна, Отечество.
Содержание материала: воспитание гордости за Родину, уважительного отношения к историческому прошлому Отечества, своего народа, его обычаям и традициям.
Формы занятия: коллективная.
Методическое обеспечение: беседа, рассказ, компьютер, проектор.
Тема 1.6 Праздники России.
Содержание материала: знакомство с национальными праздниками народов России.
Формы занятия: фронтальный опрос, коллективная
Методическое обеспечение: беседа, рассказ, работа с дополнительной литературой.
Тема 1.7 Все мы равные, но все мы разные.
Содержание материала: начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе и единстве.
Формы занятия: коллективная, групповая (задание на сплочение, развития толерантности).
Методическое обеспечение: презентация, рассказ, творческие задания.
Тема 1.8 Традиции народов России.
Содержание материала: начальные представления о традициях народов, проживающих на территории нашей страны.
Формы занятия: коллективная, групповая
Методическое обеспечение: беседа, презентация, творческие задания.
Тема 1.9-1.10 Подготовка и защита плакатов «Мой любимый праздник» (праздники России).
Содержание материала: подготовка и защита плакатов.
Формы занятия: групповая, индивидуальная.
Методическое обеспечение: ватман, краски, карандаши и т.д.
Раздел 2. Основной
Тема 2.1 Георгиевская лента.
Содержание материала: почему георгиевская лента стала символом Победы. История георгиевской ленты.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, презентация, георгиевская ленточка для каждого ученика.
Тема 2.2 Города-герои.
Содержание материала: каким городам и почему было присвоено звание городов-героев.
Формы занятия: коллективная.
Методическое обеспечение: рассказ, презентация
Тема 2.3 – 2.15
Содержание материала: почему эти города стали городами-героями.
Формы занятия: индивидуальная, групповая.
Методическое обеспечение: рассказ (учителя или заранее подготовленного ученика, группы детей).
Тема 2.16 – 2.19 Подготовка и защита проектов «Города-герои».
Содержание материала: подготовка и защита проектов.
Формы занятия: индивидуальная, групповая
Методическое обеспечение: дополнительная литература, интернет ресурсы.
Тема 2.20 Подвиги на земле.
Содержание материала: первоначальное знакомство с героическими подвигами на земле (пехотинцы, артиллеристы, танкисты и т.д.)
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, презентация
Тема 2.21 Подвиги на небе.
Содержание материала: первоначальное знакомство с героическими подвигами летчиков в период ВОВ.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, презентация
Тема 2.22 Подвиги на воде
Содержание материала: первоначальное знакомство с героическими подвигами моряков ВОВ.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, презентация
Тема 2.23 Просмотр к\фильмов о подвигах на войне
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: компьютер, проектор
Тема 2.24 Круглый стол
Содержание материала: обсуждение просмотренного фильма.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: беседа
Тема 2.25 – 2.27 Дети-герои.
Содержание материала: первоначальное знакомство с подвигами детей в ВОВ.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, творческое задание (подготовка к сочинению)
Тема 2.28 Сочинение о детях-героях.
Формы занятия: индивидуальная
Методическое обеспечение: дополнительная литература, орфографические словари.
Тема 2.29 Конкурс на лучшее сочинение.
Содержание материала: подготовка и написание сочинений, обсуждение и выбор лучших работ.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: выставка сочинений.
Тема 2.30 – 2.32 У войны не женское лицо.
Содержание материала: знакомство с ролью женщин на войне, их подвигами в тылу и на фронте.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, презентация
Тема 2.33 Конкурс рисунков.
Формы занятия: индивидуальная
Методическое обеспечение: просмотр репродукций о женщинах на войне.
Тема 2.34 Просмотр фрагментов к\фильма «А зори здесь тихие…»
Содержание материала: выбор лучших рисунков, обсуждение просмотренных отрывков.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: беседа
Тема 2.35 Партизаны 1812 года.
Содержание материала: понятие «партизаны», роль партизан в отечественной войне 1812 года.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, беседа, презентация.
Тема 2.36 Партизаны ВОВ.
Содержание материала: подвиги партизан в ВОВ.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, беседа, презентация.
Тема 2.37 Концлагеря ВОВ.
Содержание материала: что такое концлагеря, жертвы концлагерей.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, презентация.
Тема 2.38 Воины-интернационалисты.
Содержание материала: подвиг воинов-интернационалистов.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, презентация
Тема 2.39 Мои замечательные земляки.
Содержание материала: знакомство с подвигами наших земляков (защитников Отечества, воинов-интернационалистов, трудовыми подвигами).
Формы занятия: коллективная, индивидуальная
Методическое обеспечение: рассказ, презентация, творческие задания.
Тема 2.40 Исследовательская работа «Замечательные люди, живущие рядом со мной».
Тема 2.41 Рассказ о проделанной работе.
Содержание материала: воспитание чувства гордости за замечательных земляков – героев войны и труда.
Формы занятия: коллективная, индивидуальная
Методическое обеспечение: рассказ, презентация
Тема 2.42 - 2.43 Панорамы России.
Содержание материала: рассказ о панорамах, которые есть в России. Уделить особое внимание панораме Сталинградская битва.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, презентация
Тема 2.44 Экскурсия в музей-панораму «Сталинградская битва».
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: экскурсия.
Тема 2.45 – 2.48 Отображение подвигов российского народа в искусстве (фильмы, книги, скульптуры, песни и т.д.)
Содержание материала: участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведение бесед по прочитанным книгам, инсценирование песен военных лет, современных песен о войне.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, презентация, выставка книг, инсценировка песен.
Тема 2.49 История Крыма и Севастополя.
Содержание материала: неразрывная связь Крыма и Севастополя с Россией, возвращение в «родную гавань».
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, презентация
Тема 2.50 Памятные места моего города и области.
Содержание материала: знакомство с историческими местами нашего города и области.
Формы занятия: коллективная, групповая
Методическое обеспечение: рассказ, презентация, творческие задания
Тема 2.51 – 2.53 Экскурсии по памятным местам города и области.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: экскурсия, творческие задания.
Тема 2.54 – 2.56 Изготовление книги «Памятные места моего города».
Содержание материала: сбор и классификация материала книги, подготовка иллюстраций, фото. Изготовление рукописной книги.
Формы занятия: групповая, индивидуальная.
Методическое обеспечение: дополнительная литература, интернет ресурсы и т.д.
Тема 2.57 Презентация книги.
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, презентация
Тема 2.58 Праздник «История моей семьи в истории моего города».
Содержание материала: подведение итогов (лучшие проекты, плакаты, рисунки, песни, стихи и т.д.)
Формы занятия: коллективная
Методическое обеспечение: рассказ, презентация, выставки рисунков, проектов, сочинений, плакатов, инсценировка песни, концерт.
Список литературы
Интернет-ресурсы
1. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы.
2. www.psihologu.unfo (энциклопедия школьного психолога «Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника»).
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Приложения
Приложение 1
Сочинение «История моей семьи», Плечистова Настя.
Два года назад мы всей ездили в Санкт-Петербург. Там живут бабушка Вера и дедушка Коля. Они уже очень старенькие.
Бабушка Вера пережила блокаду. Ей тогда было двенадцать лет. Фашисты бомбили ее родной город. Можно было погибнуть от бомбежки, если находишься в квартире, или не найти под обломками дома своих родных и близких. Боже, это так страшно!
Бабушка Вера рассказывала мне, что она до сих пор помнит то постоянное чувство голода, которое испытывала тогда. Ведь жители города получали по очень маленькому кусочку хлеба на целый день. Она собирала все крошечки со стола и съедала их. Бабушка до сих пор помнит, как она привозила воду зимой на санках с реки. А ведь она могла погибнуть! И тогда бы не было моего папы, а значит, и меня не было бы на свете!
По вечерам мы рассматривали фотографии, где дедуля и бабуля были молодые. Бабушка Вера такая красивая! Папа говорит, что я немного похожа на нее.
Когда мы собирались в Санкт-Петербург, я думала, что мне будет скучно с бабушкой и дедушкой, потому что они старенькие. Но интереснее людей я не встречала. Пережить такой ужас и остаться очень добрыми, могут только сильные духом люди.
Мне бы хотелось хоть немного походить на бабушку Веру: быть такой же смелой, неунывающей, находчивой.
Пришла пора расставания. Нам очень не хотелось уезжать. Бабушка с дедушкой тоже не хотели нас отпускать. Но нам нужно было возвращаться домой. Когда прощались на перроне, все плакали.
Мы часто звоним дедушке и бабушке, спрашиваем, как у них здоровье, ведь мы их очень любим.
Пусть они всегда будут здоровы и живут долго-долго!
Приложение 2
Сочинение «Юные герои Сталинграда», Иванова Катя
02 февраля 2015 года в нашем родном городе Волгограде состоится празднование 72-летия победы советских войск в Сталинградской битве. Именно в этот памятный день 2 февраля 1943 г. завершилась Сталинградская битва, длившаяся 200 дней и ночей. Сталинград называют началом дороги к Победе, потому что здесь враг был не только остановлен, но и разгромлен в кровопролитных тяжелейших боях во время контрнаступления советских войск. Наши войска, проявили великое мужество и героизм! Весь мир был удивлен и поражен блестящей победой советских войск на Волге, ставшей переломным моментом Великой Отечественной войны.
Вторая мировая война – очень тяжелое испытание, выпавшее на долю русского народа. Она уже стала для нас частью истории. Но и наше поколение по-прежнему знает и чтит память тех людей, которые встали на защиту своей Родины и порою ценой своего здоровья и даже жизни спасли ее от врага.
И сейчас мы имеем возможность узнавать о событиях тех дней по фильмам, книгам, старым фотографиям и воспоминаниях тех, кому посчастливилось дожить до Победы.
К сожалению, все меньше остается в живых ветеранов, участников боевых действий, тружеников тыла, людей, переживших весь ужас прошедшей войны.
Мы – дети, которые родились и живут в мирное время. У нас есть уютный, теплый дом, любящие нас мама и папа, школа, друзья, наши увлечения. Родители оберегают и нередко балуют нас.
Сейчас сложно, даже невозможно представить, как такие же как мы дети (может быть немногим старше нас) проявляли героизм, совершали подвиги, порою даже ценой их собственной жизни. Дети Сталинграда испытывали колоссальные трудности и лишения, но они, наравне со взрослыми, восстанавливали наш город после войны.
Мужество и отвагу в борьбе с врагом во время Сталинградской битвы проявляли не только взрослые люди, но и дети - сталинградские пионеры. Корней Иванович Чуковский в 1942 году написал: «И когда кончится война и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепкосплочённая армия советских детей».
Я хочу рассказать о ребятах, подвиги которых приблизили час долгожданной Победы, чей героизм и отвага восхищают меня. Мы не должны забывать их имена!
Миша Романов, Саша Филиппов, Люся Ремизова, Витя Громов, Сережа Алешков, Леня Кузубов, Саша Демидов, Люся Радыно, Володя Дубинин… Обычные мальчишки и девчонки, показавшие в годы войны всю свою смелость и отвагу, любовь к Отчизне, совершившие такие героические поступки, на которые сейчас решился бы не каждый взрослый.
Наибольшее впечатление на меня произвел рассказ о
подвиге пионера Миши Романова, родившегося в Котельниковском районе Волгоградской области. Вот как о нем рассказывает писатель Г.И. Притчин. «В тихое утро холодного ноябрьского дня партизанский отряд котельниковцев окружили враги. На бруствере окопа сидел мальчик лет 13 — это был Миша. Воевал он вместе с отцом. В отряде его прозвали «дубок». Хутор, где жила Мишина семья, сожгли фашисты. Неизвестно, что стало с матерью и сестрёнкой. Третью атаку предпринимает противник. Партизаны плохо вооружены, но фашисты не могут преодолеть сопротивление партизан. Убит командир, погибло много боевых товарищей. Последним замолк пулемёт отца. Силы неравные, враги подступали вплотную. Миша остался один. Он встал во весь рост на край окопа и стал ждать. Увидев мальчика, немцы остолбенели от удивления. Миша в последний раз взглянул на погибшего отца, схватил в обе руки по связке гранат и метнул их в толпы окруживших его гитлеровцев. Раздался оглушительный взрыв, а через секунду был сражен автоматной очередью сын донского казака, воспитанник Сталинградской пионерской организации Миша Романов».
В годы войны не только мальчишки проявляли мужество и отвагу, но и девочки не уступали им. Они также старались внести свой посильный вклад в борьбу с врагом. Неподалёку от Сталинграда фашисты схватили в плен в ноябре 1942 года школьницу Люсю Ремизову и заставили её стирать бельё, убирать помещения, где жили немецкие офицеры. Однажды полковнику-фашисту связной доставил пакет. Когда офицер заснул, девочка, захватив очень важные документы, пробралась к советским воинам. За мужественный поступок Люся Ремизова награждена медалью «За отвагу».
Сегодня мне 10 лет, и порой мне кажется, что я еще совсем мала. Но в то же время, прочитав о подвиге Сережи Алешкова, я понимаю, как много человек может сделать для своей Родины даже в этом возрасте. В своем сочинении я хочу привести отрывок из книги А. Алексина, К. Воронова «Человек с красным галстуком».
«Полк стоял под Сталинградом и готовился к прорыву вражеской обороны. Боец Алёшков вошёл в блиндаж, где склонились над картой командиры, и доложил:
- Там, в соломе, кто-то прячется.
Командир послал к копнам солдат, и вскоре те привели двух немецких разведчиков. «Боец Алёшков, - сказал командир, - от лица службы объявляю Вам благодарность. - Служу Советскому Союзу! - отчеканил боец».
Когда советские войска форсировали Днепр, боец Алёшков увидел, как над блиндажом, где находился командир, взметнулось пламя. Он бросился к блиндажу, но вход завалило, и в одиночку ничего нельзя было сделать. Боец под угарным огнём добрался до сапёров, и только с их помощью удалось извлечь из-под груды земли раненого командира. А Серёжа стоял неподалёку и … ревел от радости. Ему было всего 7 лет… Вскоре после этого на груди самого молодого бойца появилась медаль «За боевые заслуги».
Можно еще очень долго перечислять имена героев, благодаря которым
я родилась в мирное время. Их подвиг бессмертен, и нет ничего более ценного, чем чувство благодарности предыдущим поколениям, отдавшим жизнь за наше счастливое настоящее.
70-летие Сталинградской битвы должно пройти через сердце каждого волгоградца - особенно важно, чтобы правду о войне узнали юные горожане, ведь именно нам, нынешним школьникам, жить и хранить героические традиции наших дедов и прадедов!
Приложение 3
Занятие «Дети Сталинград. Воспоминания»
Цель: расширить и углубить знания учащихся о жизни детей военного поколения города Сталинграда.
Задачи:
- воспитать чувства патриотизма и нравственности у подрастающего поколения;
- развить у обучающихся чувства гордости и сопереживания за детей военной поры;
- развить интерес и уважения к истории и культуре своей страны.
Тип: внеурочное занятие.
Оборудование: стенгазеты, видео, магнитофон, компьютер, проектор, экран.
Ход мероприятия.
Звучит музыка «Прощание славянки».
Учитель: Сегодня, в преддверии годовщины победы под Сталинградом мы собрались, чтобы вспомнить тех, кто воевал на фронте и работал в тылу приближая нашу победу.
Мы поговорим о судьбах ваших ровесников, детей войны, о том как они жили и боролись с врагом, за что умирали. 22 июня 1941 г. с началом войны детство для них закончилось и они несли все тяготы войны наравне со взрослыми. В первую очередь мы осветим судьбы детей г. Сталинграда.
Сегодня их остается все меньше и меньше и поэтому их рассказы и воспоминания очень ценны и дороги для нас.
Сегодня мы увидим и услышим воспоминания детей Сталинграда на только на экране, но и тех, кто сегодня у нас в гостях, которые пережили все бедствия и лишения войны. Поприветствуем Лидию Константиновну и обязательно предоставим ей слово.
Звучит песня «Священная война».
Ученик 2:
В России есть немало городов,
В сражениях прославивших державу
И в их числе любой из нас готов
Назвать наш Волгоград по праву.
Давно ушли суровые года,
Но боевая слава - легендарна.
О том, что ты героем был тогда,
Расскажет быль о Сталинграде.
Ученик 3:
Сталинградская битва - одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Летом 1942 г. обстановка на фронтах складывалась далеко не в пользу нашего государства. Имея полное превосходство в силах, противник вел бешеное наступление. Гитлеровцы рассчитывали захватить Сталинград в короткий срок и силами только 6-й армии, но они не рассчитывали, что упорное сопротивление советских войск спутает их планы.
Ученик 5:
12 июля фашистские войска вторглись на территорию Сталинградской области, а 23 августа 1942 года около четырех часов дня немецкие самолеты подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 вылетов. Город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. 23 августа 1942 года - самая скорбная дата в истории города.
Ученик 6:
Помнишь, как в бой за Царицын,
Шел за отрядом отряд
Подвиг бойцов повторился
В битве за наш Сталинград.
Ученик 7:
От рожденья земля не видала
Ни осады ни битвы такой,
Содрогалась земля и краснели поля
Все пылало над Волгой рекой.
Ученик 1:
За каждый дом: но не было домов -
Обугленные, страшные остатки
За каждый метр - но к Волге от холмов
С тягучим воем наползали танки
И оставались метры дот воды и Волга холодела от беды.
Ученик 2:
Следы врага - развалины и пепел
Здесь все живое выжжено дотла.
Сквозь дым не солнца в черном небе
На месте улиц - камни и зола.
Ведущий 1. Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой - Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в победу.
Звучит песня А. Пахмутовой "Горячий снег".
Ведущий 2. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей ( с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.
Ведущий 3. 19 ноября 1942 г. предутреннюю тишину донских степей разорвали мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и минометов Юго-Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огненная лавина реактивных снарядов "Катюш". Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его ожесточенное сопротивление, пошли вперед. 23 ноября соединения фронтов встретились. Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение.
Ведущий 1. Командование вермахта приняло решение удерживать Сталинград и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, с приходом подкреплений, отбросить от Сталинграда на 200 километров.
Ведущий 2. 10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий этап разгрома врага, 31 января войска 64-й армии взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления. 2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.
Ведущий 3:
Во время войны в Сталинграде было сожжено и разрушено 41685 домов, 126 промышленных предприятий, 124 школы, 120 детских садов, 14 театров и кинотеатров, 75 клубов, 2 цирка, 15 больниц, 3 института и многое другое.
Ученик 5:
Не забывай те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Но выдержал железный тот солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград.
Ученик 6:
Со дня освобождения Сталинграда прошло уже более 65 лет. Людей, воевавших в годы войны, становится все меньше и меньше. И сегодня у нас есть возможность послушать воспоминания тех, кому было тогда столько лет, сколько вам сейчас. Можно спросить у этих детей, что помнят они о той войне, что могут рассказать? Многое! Должны рассказать!
Просмотр видео о воспоминаниях очевидцев тех дней
Ведущий:
Слово Бикединой Лидии Константиновне, ветерану педагогического труда лицея.
От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля,
И краснели поля,
Все пылало над Волгой-рекой.
Ведущий 1:
Это была суровая и жестокая битва. Она продолжалась 200 дней и ночей. Мир ещё не знал подобных сражений. С той и другой стороны в ней принимали участие до полутора миллионов человек, 2 тысячи танков, 2 тысячи самолетов. Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года.
(Звучит песня "День победы")
Ведущий 2:
"Помните, через века, через года,
Помните, о тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!
Учитель:
Война - 4 года-1.418 дней. И 20 миллионов погибших русских людей.
Это значит 22 человека на каждые 2 метра земли. Это значит 13 человек в каждую минуту.
Использованные интернет ресурсы
http://detistalingrada.narod.ru/podvigi_detei_voennogo_stalingrada/
http://festival.1september.ru/articles/576541/
http://www.openclass.ru/dig-resource/45537
Приложение 4
Проект (учебно-исследовательская работа) «История возникновения Киева», Бембеева Яна.
Содержание
- Введение
- Основная часть
- Причина и предпосылки образования Древнерусского государства славян.
- Дата основания Киева.
- Различные теории основания Киева и создания первого восточнославянского государства.
- Личность основателя города.
- Заключение
Список используемых источников.
Приложения.
I. Введение
«Петербург – юный город. Москва – древний,
но Киев – вечный город. Это северный Рим».
Оноре де Бальзак
«Только та страна, в которой люди помнят
о своем прошлом, достойна будущего».
Человеческая мудрость
Всем известно, что современной столицей нашего государства, России, является Москва. Однако первой столицей нашего Отечества был город Киев. Именно его избрал князь Олег, объединивший большинство славянских племен. Поэтому именно Киев считается колыбелью Киевской Руси и его история неразрывно связана с созданием Древнерусского государства.
Прошло целое тысячелетие, а открытие Руси продолжается и сегодня. Это естественно. Столь крупное историческое явление, каким явилась Киевская Русь, привлекло к себе внимание многих поколений историков. И каждое из них вносит в дело его постижения свою посильную лепту. В целом исследователи воссоздали достаточно полный и объективный образ восточных славян, возникшего в результате их длительного политического и социально-экономического развития, обогащенного достижениями соседних народов. Киевская Русь развивалась в рамках общих закономерностей историко-культурного процесса средневековой Европы, в которой каждый народ принимал участие, прежде всего, собственными культурными традициями. Древнерусский народ создал яркую и самобытную культуру.
Вместе с тем наряду с традициями научно-объективного освещения истории и культуры Киевской Руси есть и другие. Исходным в исследовании некоторых историков Запада является тезис о неспособности восточных славян к социальному и политическому саморазвитию: «Не может быть, чтобы Киевскую Русь создали сами славяне». И начинаются поиски наставников, которым можно было бы перепоручить роль создателя восточнославянской государственности.
Существует множество легенд, мифов, научных и околонаучных мнений и теорий о возникновении Древнерусского государства и, следовательно, самого Киева.
Любой человек хочет гордиться своей Родиной, а для этого он должен знать историю своих предков, своей страны. Поэтому целью данной работы является узнать историю возникновения города Киева и ответить на вопрос: «Когда и кем был основан Киев?»
II. Основная часть
- Причины и предпосылки образования Древнерусского государства восточных славян.
Вся история Руси летописец Нестор начинает с вопроса: «Откуда есть пошла Русская земля и кто в Киеве нача первее княжити?»
Этот вопрос продолжает волновать исследователей и сегодня.
Почему Олег провозгласил «матерью городов русских» не какой-либо северный город, скажем Ладогу или Новгород, находившийся в центре этой Северной Руси, а Киев, располагавшийся от нее за тысячу километров?
Ранние очаги государственности возникли практически одновременно в нескольких наиболее развитых регионах славянского мира. История возникновения и формирования древнейших княжеств Киевской Руси является ярким подтверждением этого.
Б.А. Рыбаков полагает, что союз славянских племен Среднего Поднепровья принял имя одного из объединившихся в нем племен – народа Рос (или Рус), известного еще в VI в. далеко за пределами славянского мира. Произошло это, видимо, уже в конце VIII – начале IX в., и не случайно «Русь» как страна и народ неоднократно упоминается в это время арабскими и византийскими писателями.
Известно, что восточные славяне селились деревнями, расположенными неподалеку друг от друга. В ее центре возвышался укрепленный «град». Это была крепость, за стенами которой укрывались все жители области в случае нападения врага, а также место племенных сходов и культовых обрядов. Многочисленные кочевники нападали на земли восточных славян. И восточные славяне стали объединяться для борьбы с ними. Именно тогда, в конце IX веке в Среднем Поднепровье сложилось государственное объединение – Русская земля, будущее Киевское государство. Во главе его стоял Киев и внего входили племена полян, древлян и северян.
2 Дата основания Киева.
Считается, что первое упоминание о Киеве относится к 862 г. Летописец Нестор в летописи «Повесть временных лет» записал народное предание о трех братьях – князьях славянского племени полян, которые основали на берегу Днепра город.
Легенда о создании Киева рассказывает: «И были три брата: один известный как Кий, второй брат – Щек, и третий – Хорив, и их сестра – красавица Лыбидь. Кий поселился на горе, что в настоящее время называется Боричев Тик; Щек поселился на горе ныне известной как Щекавица и Хорив жили на горе в настоящее время известной как Хорвица. Они построили город и назвали его Киев в честь старшего брата. Вокруг города были сплошные леса, и там было много живности».
Но дата первого упоминания не является свидетельством рождения города.
Арабская летопись сообщает об этой же легенде под 737 годом. Поразительно сходство русской летописи с записью в армянской «Истории Тарона» VIII века, автором которой является Зеноб Глак. Там есть легенда, которая полностью совпадает с киевским преданием – три брата основывают город на горе в стране Полян.
«…и дал власть трем их сыновьям – Куару, Мельтею и Хореану. Куар построил город Куары, …а Мальтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мельтей, и Хореан построил свой город в области Полуни и назвал его по имени Хореан. По прошествии времени… Куар, Мельтей и Хореан поднялись на гору Куркея и нашли там прекрасное место… так как были там просторы для охоты и прохлада… и построили там селение и поставили они двух идолов, одного по имени Гисанея, другого по имени Деметра».
Легенда своими именами и деталями очень напоминает свидетельство русского летописца. Объяснение этому можно найти как в общем источнике (вероятно скифском) для древнерусской и армянской легенд, так и в общем мифологическом сюжете, использованном для объяснения основания города. Имя «Мелтей» по-армянски означает «змей», что повторяет славянское имя Щек.
Новгородская летопись, сохранившая следы летописного свода, предшествующего «Повести временных лет», дополняет текст легенды о Кие, датируя 854 годом.
Польский историк Длугош (XV cт.), который широко использовал древнерусские летописи, не сохранившиеся до наших дней, показывает, что киевская династия до Аскольда и Дира представляется прямым потомством Кия и его брата.
«После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла до двух родных братьев Аскольда и Дира».
В вопросе основания города решающее слово принадлежит археологическим материалам, количество которых непрерывно возрастает благодаря усилиям ученых.
Обращаясь к данным археологии, следует отказаться от мысли, что археологические раскопки откроют нам классический средневековый город с кремлем и посадом, с торговыми площадками, ремесленными кварталами и несколькими линиями укреплений. Таким Киев станет в пору своего расцвета в X – XIII веках.
Рождающиеся города – это не сказочные палаты, возникающие в одну ночь. Город рождается как своего рода «узел прочности» его округи. Причины и формы возникновения такого центра могут быть различны и многообразны.
Это может быть укрепление, постоянный стан вождя, пункт сбора веча, место склада дани, племенной ритуальный центр, перепутье важных дорог, место периодического торга и т. д. Чем больше отдельных признаков накопится в одной и той же точке, тем надежнее ее превращение в город. Не государственность первоначально создает города на пустом месте (хотя факты постройки городов феодалами известны), а сам ход исторического развития родоплеменного строя приводит к возникновению таких центров.
Нумизматические находки римских монет первых веков нашей эры в Киеве свидетельствуют о том, что на киевских (точнее «докиевских») высотах велся торг. Указанные находки монет и вещей нередко, наводили на мысль, что историю Киева следует начинать с рубежа нашей эры, что Киеву две тысячи лет. В VI веке н.э. началось грандиозное движение славянских племен на юг к Дунаю и на Балканы, изменившее всю этническую карту Европы. Подготавливалось оно не менее столетия на протяжении V и начала VI веков. Новая историческая ситуация V – VI веков потребовала и новых организационных форм. Хозяин Днепра не мог довольствоваться пристанями и торговыми местами – ему нужна была крепость.
Археологи еще в 1908 году обнаружили на Старокиевской горе внутри так называемого «города Владимира» небольшой отсек этого города, самостоятельную крепостицу – «градок», обнесенный валом и рвом. Современные киевские археологи П.П. Толочко, С.Р. Килиевич на основании ювелирных изделий и керамики типа «корчак» датируют этот «градок» V – VI веками н.э. И с этим можно согласиться.
В древнейшей части Киева (Замковая гора) найдены монеты императора Анастасия. Они дополняют ряд косвенных свидетельств.
3 Различные теории основания Киева и создания первого восточнославянского государства.
Основание Киева историки приписывают различным племенам – грекам, хазарам, сарматам и пр., хотя в летописи четко указано на славянство Кия. Наиболее известной является «норманнская теория».
Согласно «норманнской теории», которой придерживались зарубежные историки, основателями Киева являлись норманны – скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами.
Все споры идут в основном об интерпретации известного летописного сказания Нестора о призвании варягов, согласно которому ильменские славяне (словене), жившие в Новгороде, устав от междоусобиц, призвали на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса т Трувора, которые и поделили между собой землю. От них и пошли затем династии русских князей. Реальным историческим лицом, возможно, был только Рюрик. Однако, суть дела не в этом.
В практике раннего средневековья были нередки случаи, когда престол занимали чужеземцы-наемники. Проблема не в появлении варягов на Руси, а в их роли в создании древнерусского государства. То есть проблема намного шире, чем историческая достоверность легенды о призвании варягов.
Авторами норманнской теории являются западные, прежде всего немецкие историки. Они считают, что славяне не способны были создать собственное государство, и только вмешательство норманнов привело к созданию государства у восточных славян. То есть норманны как бы принесли восточным славянам государство в готовом виде. В такой теории явно просматривается унизительный, расистский подтекст.
Конечно, государство не может быть привнесено кем-либо извне. Не выдерживает никакой критики и мнение о культурное превосходстве скандинавов над славянами. Скандинавы (викинги) существовали в то время благодаря своему основному занятию – профессиональному разбою – и терроризировали Европу (и не только ее) своими дикими набегами, наводя ужас в течение многих веков. И это обстоятельство должно быть хорошо известно западным (немецким) историкам.
Несомненно, общественный строй славян находился на стадии образования государства. Процесс образования государства – это естественно-исторический процесс, это продукт всего достаточно длительного предшествующего развития данного народа, данной территории, и приход даже значительного числа иноземцев не может существенно повлиять на его темпы и направленность.
Мы знаем, что у восточных славян к моменту образования государства были достаточно развиты производительные силы (хозяйство, орудия труда); в социальном плане произошло расслоение, выделение знати; в политическом плане восточные славяне находились на этапе военной демократии (последняя ступенька к созданию государства); в культурном отношении также были готовы к созданию собственного государства (религия, письменность и т.д.)
Таким образом, восточные славяне были действительно, объективно и закономерно на пороге создания собственного государства. Как мы уже отметили, наши отечественные историки, и первым из них великий русский ученый М.В. Ломоносов, отвергают норманнскую теорию. Тем не менее несомненно, что варяги сыграли определенную, но никак не определяющую роль в образовании единого государства восточных славян, и эта объективная реальность доказана археологическими, письменными и другими историческими источниками.
Достоверно установлено, что норманны пришли на Русь в конце IX – начале X веков, тогда как археологические находки середины прошлого века подтверждают более раннее происхождение Киева – VI век. Следует вывод: норманнов нельзя считать основателями Киева.
Но почему же зарубежные историки так настойчиво навязывают нам свое мнение? Да потому что они не хотят, чтобы мы знали историю своей страны, гордились своими предками.
4 Личность основателя города.
Широко известна легенда об основании Киева тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом. Легенда о создании Киева рассказывает: «И были три брата: один известный как Кий, второй брат – Щек, и третий – Хорив, и их сестра – красавица Лыбидь. Кий поселился на горе, что в настоящее время называется Боричев Тик; Щек поселился на горе ныне известной как Щекавица и Хорив жили на горе в настоящее время известной как Хорвица. Они построили город и назвали его Киев в честь старшего брата. Вокруг города были сплошные леса, и там было много живности».
Теперь выясним, кто же такой Кий, указанный в летописи как основатель города.
Имя Кий возводилось ко многим языкам. Наиболее авторитетными являются объяснения этого имени от славянского слова означающего «палица, дубина, боевой молот» и от тюркского «высокий берег». Еще сравнительно недавно князь Кий считался, по сути дела, легендарной фигурой, вымышленной для того, чтобы «объяснить» происхождение названия города Киева. Но это соображение явно неосновательно, ибо именами их создателей-князей был назван целый ряд городов – Владимир Волынский, Ярославль, Юрьев (по христианскому имени Ярослава), Владимир Залесский (его основал Владимир Мономах) и т.д.
Имя Щек сопоставляется с именем Чеха, легендарного предка чехов. Название города Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица. Этимология названия и имени возводится к славянскому слову, означающему «змей». Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время. Название это содержит корень «хор», заимствованный из иранских языков и означающий «Солнце». Оно сопоставимо с названием племени хорватов.
Имя Лыбедь возводят обычно к словам «лебедь», «любовь» и «лыбь» (сырое место). Лыбедь – это небольшая речка, впадающая в Днерп.
Новгородские историки XI – XII веков вписали эту легенду в летопись под 854 годом, уравняв Киев с другими городами Древней Руси, а самого князя Кия объявили простым охотником или перевозчиком через Днепр.
Киевские историки не остались в долгу и ответили «несведущим». Первый ответ был дан в торжественной форме составителем летописного свода 1093 года (перевод): «Как в древности был царь Рим (Ромул) и в его честь назван город Рим. Также Антиох и был (город) Антохия … был также Александр (Македонский) и во имя его – Александрия. И во многих местах города были наречены во имя царей и князей. Так же и в нашей стране назван был великий город Киев во имя Кия».
Два десятка лет спустя крупнейший русский историк средневековья, киевлянин Нестор предпринял целое исследование для выяснения древнейшей истории Киева. Нестор изучил древние сказания и обрисовал облик Кия подробнее, чем в кратком предании.
Согласно Повести временных лет, основателем матери городов русских являлся представитель славянского племени полян князь Кий: «Кий княжил в роде своем…».
О славянском происхождении основателей Киева свидетельствует не только «Повесть временных лет», но и новгородская и армянская летописи.
Символизм легенды о Кие указывает на объединительный характер деятельности этого князя – три брата создают единый племенной центр. Этот аспект отмечен польскими историками и Никоновской летописью XVI века. Эти тексты упоминают о том, что Кий подчинил соседние племена «миром и мечом». В тексте «Повести временных лет» эта идея выражена следующими словами: «И жили между собой в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная».
Союз среднеднепровских славянских племен назывался Русью, «Русской землей» (в узком смысле), но столицей этого союза становится полянский Киев, что потребовало от летописца специального пояснения: «Поляне, которые теперь называются Русью». Но он же назвал Киев «матерью городов русских».
Дальнейшие события в восточнославянском мире подтвердили устойчивое положение Киева как главного центра объединения и защиты славянства.
III. Заключение
Киевским историкам средневековья было чем гордиться, когда они сравнивали свой город с Римом и Александрией, - Киев был столицей крупнейшего в Европе феодального государства; Киев успешно оградил славянские народы от наездов кочевников; Киев принимал товары разных стран и сам наладил ежегодные связи с Византией, арабским халифатом и Западной Европой. Киевские князья породнились с императорскими и королевскими домами Византии, Франции, Польши, Англии, Швеции, Норвегии.
И всю историю Руси киевский историк начинает с ответа на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля и кто в Киеве нача первее княжити?»
Согласно Повести временных лет, основателем матери городов русских являлся представитель славянского племени полян князь Кий.
О славянском происхождении основателей Киева свидетельствует не только «Повесть временных лет», но и многие другие исторические источники.
Можно определенно сказать, что Киев возник как историческая необходимость полторы тысячи лет тому назад. Он начал играть свою историческую роль как главного центра объединения и защиты славянства с момента своего возникновения.
Список литературы
- Белярминов П. Элементарный курс всеобщей и русской истории.
- Гумилев Л.Н. От Руси до России. М.: Айрис-пресс, 2002
- Иловайский И. Краткие очерки русской истории. М.: Просвещение, 1993
- Карамзин М.Н. История государства Российского. М., 1990
- Ключевский В.О. Т. I. М., 1987 – 1990.
- Кочетов Н.С. История России с древнейших времен до 2001 года. Ч. 1 – 2 Волгоград: Учитель 2000
- Рыбаков Б.А. Киевская Русь и киевские княжества. М., 1982
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. I. М., 1959 – 1966
- CD –ROM. История России с древнейших времен.
- CD –ROM. Большая детская энциклопедия
- www.interesniy.kiev.ua
- http: //tavatuy2005.narod.ru
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
IV. Диагностические задачи по выявлению личностных
универсальных действий
2.1. Методика А.А. Румянцевой «Я – патриот»
Цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине».
Методика состоит из 20 вопросов. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.
1) Хотел бы ты знать о своем городе больше?
2) Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше о Волгограде?
3) Часто ли ты гуляешь по городу?
4) Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицам?
5) Часто ли ты ходишь в музеи Волгограда?
6) Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории Волгограда?
7) Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история родного города»?
8) Любишь ли ты читать о нашем городе?
9) Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Волгограду?
10) Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома, усадьбы, дворцы, сады и т. д. нашего города?
11) Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?
12) Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города?
13) Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?
14) Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем городе?
15) Участвуешь ли ты в них?
16) Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?
17) Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?
18) Любишь ли ты свою семью?
19) Заботишься ли ты о своих близких?
20) Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
«да» - 2 балла;
«не уверен» - 1 балл;
«нет» - 0 баллов;
Максимальное количество баллов – 40.
Результаты подсчитываются, и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень гражданственности детей по данным критериям:
- 85-100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей малой Родины.
- 55-84% – средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях.
- 35-54% - ниже среднего: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; интересуется историей малой Родины, но по заданию учителя.
- 0-34% – низкий: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей малой Родины не интересуется.
2.2. Методика «Незаконченное предложение» Д.В. Лубовского.
Цель: выявить объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, уровень знаний сущности гражданственности.
Методика состоит из 17-ти незаконченных предложений, которые учащиеся должны завершить, по их мнению, правильным ответом. Данная методика проводилась индивидуально, ученику задавался вопрос, ответ фиксировался.
1) Волгоград основал…
2) Волгоград назван в честь…
3) Первое строение нашего города – это…
4) Главная улица нашего города - ….
5) Главная река нашего города - …
6) Главный музей ВОВ называется …
7) Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» начинается с …
8) «Аллея пирамидальных тополей» - это …
9) «Воинское мемориальное кладбище» - это…
10) «Зал Воинской славы» означает…
11) Главный монумент памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» является …….., потому что …..
12) Патриот – это…
13) Гимн – это…
14) Флаг нашего государства состоит из следующих цветов (снизу вверх):…
15) На гербе нашего государства изображено…
16) 9 мая Россия отмечает день…
17) На гербе и флаге Волгограда изображено…
Критерии оценки:
Оценивается полнота и правильность ответа (от 0 до 2 баллов). Максимальное количество баллов – 34.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов ответы каждого участника. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень гражданственности детей по данному критерию.
- 85-100% – высокий уровень: знает историю малой Родины, знает все символы России и Волгограда.
- 55-84% – средний: знает историю малой Родины, но не на высоком уровне; из символов России и Волгограда узнаёт лишь некоторые.
- 35-54% - ниже среднего: историю малой Родины знает поверхностно, из предложенных символов России и Волгограда узнаёт лишь незначительную их часть.
- 0-34% – низкий: историю малой Родины не знает, из предложенных символов России и Волгограда не указывает ни одного правильно
2.3. Методика «Мое отношение к малой Родине» Е.В. Хафизовой
Цель: выявить проявление эмоций и чувств младших школьников по отношению к малой Родине, (определить уровень сформированности основ гражданственности по эмоционально-чувственному критерию).
Методика состоит из 10 вопросов. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому дети опрашивались индивидуально.
1) Любишь ли ты свою страну?
2) Гордишься ли ты своей Родиной?
3) Любишь ли ты свое село?
4) Восхищаешься ли ты его красотой и культурой?
5) Хотел бы ты жить в своем селе всегда?
6) Влияет ли то, что ты живешь в этом селе, на твои мысли?
7) Влияет ли это на твои поступки?
8) Испытываешь ли ты чувство гордости оттого, что живешь в нем?
9) Есть ли у тебя любимые места в селе?
10) Часто ли ты вспоминаешь свое село, если надолго уезжаешь из него?
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
«да» - 2 балла; «не уверен» - 1 балл; «нет» - 0 баллов;
Максимальное количество баллов – 20.
Результаты подсчитываются, и находится сумма баллов за ответы каждого участника. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень гражданственности детей по данному критерию:
- 85-100% – высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, малую Родину;
- 55-84% – средний: проявляет гордость за свое Отечество, малую Родину;
- 35-54% - ниже среднего: слабо проявляет гордость за свое Отечество, малую Родину;
- 0-34% – низкий: не проявляет гордость за свое Отечество, малую Родину.
Приложение 5
Праздник «История моей семьи в истории моего города» (фотоотчет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая деятельность.Спортивные игры, программа внеурочной деятельности для 2 класса
Данная праграмма разработана для занятий внеурочной деятельностью во 2 классе, может использоваться педагогами даполнительного образования или учителями физической культуры....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе "ЮНЫЙ ПАТРИОТ"
Программа ориентирована на воспитание достойных граждан России, способствует формированию гражданского самосознания учащихся. Данное направление основано на определенной системе базовых на...
Рабочая программа "Растим патриотов" по внеурочной деятельности для 1-4 классов
Программа составлена на основе авторской программы по патриотическому воспитанию школьников с инновационным компонентом, разработанную на основе авторской дополнительной образовательной программы по о...
Программа внеурочной деятельности для 2А класса «Я-патриот России» духовно-нравственное направление Веденеевой Светланы Анатольевны
Авторская пронрамма внеурочной деятельности "Я-патриот России" духовно-нравственное направление учителя высшей категории Веденеевой СА соответствует требованиям ФГОС.....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...