Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе "ЮНЫЙ ПАТРИОТ"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Путивцева Ирина Анатольевна

Программа  ориентирована на воспитание достойных граждан России, способствует формированию гражданского самосознания учащихся. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_patriot.docx45.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа имеет духовно-нравственную направленность и предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательный, по времени реализации – кратковременный (1 год обучения).

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения происходит формирование патриотических чувств на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального

возрождения. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно – нравственного и правового долга.

 Главное в программе «Юный патриот» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа  ориентирована на воспитание достойных граждан России, способствует формированию гражданского самосознания учащихся. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

В основу программы положена нравственная концепция «Гражданин»:

Я, гражданин России, - патриот, которому небезразлична судьба страны, в которой живу.

Я, гражданин России, - труженик в учебном кабинете школы, в кружке, в творческом коллективе.

Я, гражданин России, - достойный человек, духовно богатый, воспитанный, культурный, добрый.

Я, гражданин России, - значит, образованный, просвещенный человек, хорошо знающий историю своего Отечества, культуру, традиции.

Я, гражданин России, - защитник своей чести, достоинства, родных, слабого, природы, которая меня окружает, и, конечно, своего Отечества.

Программа адаптирована для детей младшего школьного возраста и соотнесена с требованиями ФГОС начального общего образования, с реалиями сегодняшнего дня

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.

Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.

Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.

Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ» 

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Работа по программе «Юный патриот» предполагает решение следующих задач:

  1. Обучающие:
  • формировать нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме
  • формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  •  утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и   патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • обогащать  знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.

  1. Развивающие:
  • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
  • развивать познавательный интерес к своей Родине.
  1. Воспитывающие:
  • воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
  • воспитывать в детях самоуважение через добрые дела и поступки самого ребѐнка, уважение к взрослым, к членам своей семьи, своим друзьям;
  • воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи и еѐ традициям.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа отличается от уже существующих в этой области  тем, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по формированию гражданско-патриотических качеств личности.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и

преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень

достижений, осуществлѐнных каждым ребѐнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-

обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение  ребѐнком знаниями о самом себе, об истории России, о социальном начале человека, о его становлении и развитии. Программа создает  условия для социализации ребѐнка в обществе.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

Программа "Юный патриот" рассчитана на детей младшего школьного возраста

7-8 лет.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1 учебный год.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Формы работы:

  • Беседы
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала 
  • Экскурсии по памятным местам
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Творческие проекты, презентации

Занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность – по 45 минут, 16 занятий в год.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В результате изучения курса рабочей программы обучающиеся должны достигнуть трех уровней:

Первый уровень результатов:

  • сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;
  • у детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Второй уровень результатов:

  • учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;
  • учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Третий уровень результатов:

  • школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе
  • планируют свою деятельность; наблюдают за своим поведением, характером, волей.
  •  умеют сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые дают товарищи, учителя с собственными представлениями о себе;
  • умеют анализировать свою деятельность (учёба, общение, труд) и внутреннее состояние.
  • Главным критерием оценки обучающегося является  его умение работать с информацией, анализировать, добиваться выполнения поставленной учителем задачи, проявлять творческий подход к подготовке мини-проекта.

Главным результатом реализации программы является создание  проекта «Моя малая родина», где обучающиеся проявят умение анализировать информацию и творчески ее подавать.

         ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы реализуется в форме:

  • Творческих проектов

.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

        При реализации программы используются различные методы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа);
  • Наглядные (просмотр видео);
  • Практические (отработка навыков и приемов работы);
  • Аналитические (наблюдение, сравнение, анализ, самоанализ и самоконтроль);
  • Эвристические (поиск новых решений, выполнение творческих заданий).

Обучение производится различными способами (рисунки, схемы, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.

В ходе реализации программы  «Юный патриот» у обучающихся  происходит формирование социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине –селу Безлепкино.

Авторы и участники  стремятся к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом. 

Для качественного развития творческой деятельности юных патриотов программой предусмотрено:

  1. Предоставление обучающемуся свободы в выборе способа защиты своего проекта.
  2. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
  3. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий.
  4. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

        Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный;

порядочный;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТОДИЧЕСКИМИ ВИДАМИ ПРОДУКЦИИ

  1. Игры
  • «Дочки-сыночки»;
  • «Найди ошибку»;
  • «Юный помощник».

  1. Беседы
  1. «Наша дружная семья»;
  2. «Что такое хорошо, а что такое плохо»
  3. «Мои права и обязанности»;
  4. «Государственные символы России».

  1. «Конкурсы
  • «Наша школа в будущем»;
  • «Я - гражданин»;
  • «Защитники  Руси».

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

-      Творческие конкурсы

-      Викторины

-      Интеллектуально-познавательные игры

-      Наблюдение учащихся за событиями в селе, стране

-      Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

-      Творческие проекты, презентации

-      Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания 

 

На практических занятиях применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

К самостоятельным работам  относятся также итоговые работы по результатам  года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ И ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛЫ,

ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ.

На занятиях используется дидактический раздаточный материал:

  1. Карточки;
  2. Плакаты;
  3. Фотографии.

На теоретических и практических занятиях отводится место для лекционного материала, на основе которого строится беседа по теме занятия:

  1. «Наша дружная семья»;
  2. «Что такое хорошо, а что такое плохо»
  3. «Мои права и обязанности»;
  4. «Государственные символы России».

На итоговом занятии проводится защита проекта «Моя малая родина», вручаются поощрительные призы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Оборудование рабочего места учителя:

  1. Классная доска с креплениями для таблиц.
  2. Магнитная доска.
  3. Персональный компьютер с принтером.
  4. Ксерокс.
  5. Аудиомагнитофон.
  6. Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  7. Проектор для демонстрации слайдов.
  8. Мультимедийный проектор.
  9. Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.

ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.

           Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
  2. Чутко Н.Я. «Я – гражданин России (Я – моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 1-4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
  3. Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я – гражданин России». 1-4 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
  4. Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
  5. Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012                
  6.  Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

«Я И СЕМЬЯ»

Наша дружная семья. Мини – проект « Генеалогическое древо»

Что в имени моем?

Моя семья – моя крепость. Защита мини- проекта « Генеалогическое древо»

 Обязанности в семье. Как я помогаю маме.  Игра «Дочки-сыночки».

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки.

Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

«Я И ШКОЛА»

Мой класс – моя семья.

 Мои права и обязанности.

Я и мои  друзья? Сценки из школьной жизни.

Конкурс рисунков « Наша школа в будущем».

«Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО» 

Знакомство с символами Российского государства.

Наша страна – Россия. Проект « Моя малая родина».

 Село, в котором я живу.

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь.

Там, где погиб неизвестный солдат. Конкурс рисунков «Защитники Руси»

Мини – проект « Люди, всей Земли! Помните!»

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Я и семья

6

4

2

Наша дружная семья. Мини – проект « Генеалогическое древо»

1

Что в имени моем?

1

Моя семья – моя крепость. Защита мини- проекта « Генеалогическое древо»

1

Обязанности в семье. Как я помогаю маме.  Игра «Дочки-сыночки».

1

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки.

1

Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

1

Я и школа

3

2

1

Мой класс – моя семья.

1

Мои права и обязанности.

1

Конкурс рисунков « Наша школа в будущем».

1

Я и мое отечество

6

4

2

Знакомство с символами Российского государства.

1

Наша страна – Россия. Проект « Моя малая родина».

1

Село, в котором я живу.

1

Там, где погиб неизвестный солдат.

1

Конкурс рисунков «Защитники Руси»

1

Мини – проект « Люди, всей Земли! Помните!»

1

Итоговое занятие.

Подведение итогов.  Защита проекта  «Моя малая родина»

1

1

Итого

16

11

5

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, тем

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту

Примечание

Я и семья

Наша дружная семья. Мини – проект « Генеалогическое древо»

Что в имени моем?

Моя семья – моя крепость. Защита мини- проекта « Генеалогическое древо»

Обязанности в семье. Как я помогаю маме.  Игра «Дочки-сыночки».

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки.

Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

Я и школа

Мой класс – моя семья.

Мои права и обязанности.

Конкурс рисунков « Наша школа в будущем».

Я и мое отечество

Знакомство с символами Российского государства.

Наша страна – Россия. Проект « Моя малая родина».

Село, в котором я живу.

Там, где погиб неизвестный солдат.

Конкурс рисунков «Защитники Руси»

Мини – проект « Люди, всей Земли! Помните!»

Итоговое занятие.

Подведение итогов.  Защита проекта  «Моя малая родина»

Итого

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов России" 3 класс

В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит образовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности молодых россия...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юные патриоты"

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направленв на воспитание патриотизма и формирование гражданственности  у...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Патриот. 2 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Патриот. 2 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Человек.Гражданин.Патриот" 1-4 кл

Рабочая программа внеурочной деятельности 2Человек.Гражданин.Патриот."1-4 класс...