Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Разговоры о важном" | 76.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- Основной образовательной программы МБОУ «СОШ 6», утвержденной приказом № 63 от 25.07.2022 г.
Программа «Разговоры о важном» является программой духовно-нравственной направленности.
Актуальность программы
В условиях реализации новых государственных стандартов существенную роль играет развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие младших школьников . Данная программа направлена на формирование национальной идентичности, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключена в обязательном развитии личностных качеств обучающегося. Развитие интеллектуальный способностей формирует у обучающихся готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности. Все это служит основой для формирования российской идентичности, активного участия в социально-значимой деятельности школы
Адресат программы
Программа предусматривает работу с детьми 10-11 лет.
Объем программы
Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ «Средняя школа №6» ЕМР РТ: учебный курс предназначен для обучающихся Возраст: 10 - 11 лет; рассчитан на 1 час в неделю, срок реализации – 1 год (34 часа).
Программа предусматривает групповую форму занятий. Набор детей свободный. Состав группы: постоянный.
Форма образовательного процесса
Основные формы работы на занятии: групповые и коллективные .
В случае необходимости возможен переход на дистанционные и электронные формы обучения. Продолжительность одного часа групповых занятий для учащихся – 40 минут.
Виды занятий:
• вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;
• групповые занятия, на которых происходит ознакомление с новым материалом, а также совершенствуют умения и навыки.
• открытое занятие – занятие, которое проводится для родителей, педагогов, гостей.
Дидактические принципы
Работа с обучающимися строится на основе системы дидактических принципов:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип добровольности в обучении;
- принцип социокультурного соответствия;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности и систематичности;
- принцип «от простого к сложному»;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип сознательности и активности;
- принцип создания ситуации успеха.
При дистанционных формах обучения: консультации, видео-уроки, лекции, самостоятельная работа. Использование разнообразных форм организации образовательного процесса повышает продуктивность занятий, интерес обучающихся к учебному процессу.
Цель и задачи программы
Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Задачи курса:
• формирования представления о Родине большой и малой как территории и культуре, едином духовном пространстве;
• формирование внутренней позиции необходимой для ответственного поведения в обществе;
• формирование понимания своего места в цепи поколений, роли любого человека в истории своей страны;
• формирование доброжелательного отношения к окружающим и ответственного отношения к своим поступкам;
• умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации
Место занятий в учебном плане
Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"2.4.3648-20 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28).
Начало занятий для всех групп 1 сентября. Окончание занятий – 31 мая.
Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 34 недели.
Объем учебных часов: 34 часа.
Режим работы: 1 раз в неделю по 1часу.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры.
Тематическое планирование
№ | Тематические блоки, темы | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Электронные (цифровые образовательные ресурсы) |
1 | Раздел № 1 Государственные праздники и знаменательные даты. | 11 | Беседа, дискуссия с просмотром видеопрезентации. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm |
2 | Раздел № 2 Экология в нашей жизни. | 4 | Беседа, дискуссия с просмотром видеопрезентации. | apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
3 | Раздел № 3 Символы России. | 3 | Беседа, дискуссия с просмотром видеопрезентации. | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm |
4 | Раздел № 4 Россия – Родина моя. | 9 | Беседа, дискуссия с просмотром видеопрезентации. | apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
5 | Раздел № 5 История семьи –история страны. | 7 | Дидактическая игра, квест, игры-соревнования. | edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ |
Всего | 34 |
Содержание программы.
Государственные праздники и знаменательные даты (11 ч)
Программы учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» призвана воспитывать гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Этому способствует подробное знакомство с историей страны, отражённой в праздниках и знаменательных датах. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Экология в нашей жизни (4 ч)
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе «Разговоры о важном». Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между природой и человеком, отношением человека с самому себе, взаимоотношениями между людьми. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области истории, современной социальной жизни.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
Символы России (3 ч)
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Этому способствует знакомство с официальными символами России, историей их создания.
Россия – Родина моя (9 ч)
Содержание этого раздела направлено на укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями, принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций. Рассказы о бабушках и дедушках, темы «Память времён», «Я – часть своей страны» направлены на формирование духовной, культурной и социальной преемственности поколений.
История России – история страны (7 ч)
История нашей Родины дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;
внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
В раздел входит знакомство с героями Великой Отечественной войны, героями освоения космоса, мирного времени.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
- Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
- Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
- Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Сформировано представление:
- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
- символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Курской области;
- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
- народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
1.4 Оценка планируемых результатов
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Оценка предметных результатов | |||
Учащиеся в основном усвоили: - роль важнейших законах РФ; базовых национальных российских ценностей; - значение символов государства — Флага, Герба России, флага и герба Курской области - роль традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; - нравственные основы учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества Учащиеся могут с помощью педагога: -формулировать своё отношение к общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; - обосновывать необходимость русского языка как государственного, языка межнационального общения; ценность своего национального языка и культуры; - обосновывать ценностное отношение к семье и семейным традициям, учебе, труду и творчеству.
| Учащиеся в достаточной мере знают: - роль важнейших законах РФ; базовых национальных российских ценностей; - значение символов государства — Флага, Герба России, флага и герба Курской области - роль традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; - нравственные основы учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества Учащиеся могут уверенно: формулировать своё отношение к общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; - обосновывать необходимость русского языка как государственного, языка межнационального общения; ценность своего национального языка и культуры; - обосновывать ценностное отношение к семье и семейным традициям, учебе, труду и творчеству | Учащиеся полностью представляют: - роль важнейших законах РФ; базовых национальных российских ценностей; - значение символов государства — Флага, Герба России, флага и герба Курской области - роль традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; - нравственные основы учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества Учащиеся могут свободно: формулировать своё отношение к общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; - обосновывать необходимость русского языка как государственного, языка межнационального общения; ценность своего национального языка и культуры; - обосновывать ценностное отношение к семье и семейным традициям, учебе, труду и творчеству | |
Оценка метапредметных результатов | |||
Недостаточно развиты: - умение предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - способность выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - сформированность умения выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - способность использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. | В достаточной мере развиты: - умение предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - способность выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - сформированность умения выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - способность использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. | Уверенно развиты: - умение предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - способность выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - сформированность умения выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - способность использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. | |
Оценка личностных результатов | |||
Недостаточно развиты: - понимание необходимости выполнения обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; - понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе; - готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России. | В достаточной мере развиты: - понимание необходимости выполнения обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; - понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе; - готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России. | Уверенно развиты: - понимание необходимости выполнения обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; - понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе; - готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России. |
2.1. Материально-технические и кадровые условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение.
Техническое:
- наличие кабинета;
- компьютер, телевизор.
Методическое:
- демонстрационный фото- и видеоматериал.
2. Кадровое обеспечение программы.
Занятия ведёт педагог, хорошо владеющий как общепедагогическими компетенциями, так и специальными знаниями. Умеет ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. Умеет осуществлять отбор содержания обучения, осуществлять отбор форм и методов организации самостоятельной и творческой деятельности обучающихся в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями. Умеет организовывать образовательный процесс с учетом уровня здоровья обучающихся, обеспечить формирование у учащихся навыков учебной деятельности. Умет обеспечить у воспитанников формирование навыков самоорганизации. Умеет обеспечить взаимопонимание участников образовательного процесса, поддержать обучающихся и коллег в работе, анализировать поступки и поведение обучающихся, организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей.
2.2. Информационные и методические условия.
Информационное обеспечение
Использование ресурсов библиотеки, Интернета для осуществления подборки литературы по темам, Для дистанционной работы с родителями и учащимися по оперативному информированию в период обучения по программе используются ресурсы социальных сетей.
2.3 Формы аттестации и контроля
Для оценки результативности применяются следующие виды и формы контроля.
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный контроль | Вводное тестирование |
Текущий контроль (по итогам занятий) | Опрос, наблюдение |
Тематический контроль (по итогам разделов) | Опрос, наблюдение, итоговое тестирование |
Итоговый контроль в формах тестирования. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий. В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация. Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью журнала посещаемости и материалов мероприятий текущего контроля: тестирования и анкетирования, наблюдений, аудио и видеозаписей, фотоматериалов, грамот, отзывов детей и родителей, статей на официальных сайтах.
По итогам текущей, промежуточной диагностики педагог составляет протоколы по каждой учебной группе, в которые заносит результаты каждого обучающегося.
По итогам освоения всей программы проводится итоговая аттестация учащихся в форме зачёта по основным темам программы.
Оценочные материалы
Критерии оценки эффективности результатов обучения:
- сформированность основных компетенций;
- наличие знаний теоретического материала и умение использовать их на практике.
Уровень освоения учащимися образовательной программы:
- выше 80% - высокий уровень;
- от 60% до 80% - достаточный уровень;
- от 40% до 60% - средний уровень;
- ниже 40% - низкий уровень.
Диагностика результатов и контроль реализации образовательной программы:
- комплексы контрольных заданий и упражнений;
- участие в конкурсах, волонтёрских проектах;
- проведение открытых занятий.
Вывод: показателями результативности деятельности педагога являются:
- успешное освоение обучающимися образовательной программы;
- увлечённое отношение учащихся к избранной деятельности;
- личный профессиональный рост.
Характеристика системы отслеживания результатов.
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: тестирование, выполнение творческих заданий.
Основные принципы оценивания
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:
- доброжелательное отношение к обучающемуся как к личности;
- положительное отношение к усилиям обучающемуся;
- анализ трудностей и допущенных ошибок;
- указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.
Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами программы, полностью выполнил учебную программу.
На «достаточный» оценивается работа обучающегося, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей.
На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.
Механизм оценки уровня освоения программы
1. Диагностика уровня освоения Программы проводится с целью определения степени усвоения обучающимися теоретических знаний и сформированности практических умений в соответствии с данным периодом обучения.
Содержание
Теоретическая часть:
- знание основных признаков явлений и предметов;
- овладение культурой активного использования справочной литературы и других поисковых систем.
Практическая часть:
- умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации;
- анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
- умение находить требуемую информацию, ориентироваться в задании, устанавливать взаимосвязи между явлениями.
Критерии оценки
Минимальный уровень (1-4 балла) – обучающийся в процессе контрольного урока допускает существенные погрешности в теории и показывает частичное владение предусмотренных Программой практических навыков, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу.
Средний уровень (5-8 баллов) - обучающийся демонстрирует хорошие теоретические знания и владение практическими навыками в объеме, предусмотренном Программой. Допускаемые при этом погрешности и неточности не являются существенными и не затрагивают основных понятий и навыков.
Максимальный уровень (9-10 баллов) – на контрольном уроке обучающийся продемонстрировал прочные, системные теоретические знания и владение практическими навыками в полном объеме, предусмотренном Программой.
2.4 Особенности организации образовательного и воспитательного процесса
Обучение проходит в очной форме и ведется на русском языке. Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с ФГОС по направлениям воспитания:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- физическое воспитание: развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия, личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и защиты окружающей среды;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и потребностей.
Методы обучения
Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
В процессе реализации программы применяются следующие общепедагогические методы и приемы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение);
- наглядно-зрительный метод (просмотр и обсуждение видеоматериалов по темам);
- практический метод (манипуляция предметами при решении задач на перекладывание спичек, решении головоломок);
- репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе пройденного);
- метод мотивации - формирования интереса к учению (игра, создание ситуаций успеха, приемы занимательности);
- метод контроля (опрос, творческие задания);
-метод поощрения.
Узкоспециальные методы:
- метод индивидуального подхода к каждому учащемуся. Индивидуальные анатомические, физиологические и психологические особенности каждого человека требуют индивидуального подхода в обучении, позволяя открыть и развить в каждом обучающемся неповторимость звучания, тембр, силу, выносливость голоса и другие вокальные качества.
- метод активного и интерактивного обучения. Учащиеся активно участвуют в ходе занятия. Поощряется взаимодействие учащихся не только с педагогом, но и друг с другом, так как в основе интерактивного метода обучения лежит доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Формы организации образовательного процесса
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
По согласованию с педагогом в работе объединения могут принимать участие родители, другие педагоги.
Формы организации занятия
Программа включает в себя теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия могут быть организованы в форме игры, лекции, рассказа с элементами беседы, викторины.
Практические занятия могут входить в состав комбинированных с теоретическими занятиями или представлять собой самостоятельную форму занятий. Большая часть практических занятий проводится в форме тематической доверительной беседы, что позволяет наиболее полно проверить усвоение материала. Так же практические занятия проводятся в форме практической работы.
Занятия проходят в самых разнообразных формах:
1. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, иллюстрируемые наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
2. Практические занятия, где дети высказывают свои мнения, выступают с сообщениями.
3. Занятие-игра (соревнование, квест).
4. Контрольное занятие с применением тестирования.
Педагогические технологии
В образовательном процессе используются следующие инновационные педагогические технологии: личностно-ориентированные; технологии продуктивного обучения; здоровье сберегающие технологии; технологии развивающего обучения, игровой деятельности, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные технологии.
Алгоритм стандартного занятия
Стандартные занятия по программе всегда начинаются с организационного момента – подготовки рабочего места учащимися, проверки присутствующих учащихся, контроля выполнения правил безопасности.
Приветствие – важная часть занятия, выполняющая воспитательную, организующую роль.
Сообщение темы или постановка проблемы, когда тема определяется по ходу обсуждения.
Теоретическая часть занятия, если она есть, достаточно краткая, чтобы не утомить детей, настроенных на практическую работу.
Практическая часть занятия – наиболее продолжительная, значимая.
Завершающая часть – окончание работы, обсуждение результатов, уборка рабочего места, рефлексия.
2.5. Литература
Список нормативно-правовой документации:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 №273-ФЗ.
- "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"2.4.3648-20 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
- Закон Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО (с изм. от 01.12.2014) «Об образовании в Курской области (принят Курской областной Думой 04.12.2013).
- Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова Курской области.
- Положение о рабочей программе МБОУ «СОШ №6» (утверждено приказом директора МБОУ «СОШ №6» от 29.08.2022 № ).
Электронные интернет-ресурсы, рекомендованные для педагога и обучающихся
1.school-collection.edu.ru/collection/
2.edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
3.apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Виды, формы контроля. | ||
По плану | По факту | ||||||
Сентябрь | |||||||
1 | День знаний. | 1 | 05.09 | Беседа. | |||
2 | От поколения к поколению: любовь россиян к Родине | 1 | 12.09 | Рассказ с демонстрацией видеоматериалов. | |||
3 | Символы России. Гимн. | 1 | 19.09 | Беседа. | |||
4 | Я – часть своей Родины. | 1 | 26.09 | Подготовить рассказ о каком-то члене своей семьи. | Беседа. | ||
Октябрь | |||||||
5 | О наших бабушках и дедушках | 1 | 03.10 | Устный журнал. | |||
6 | Человек и природа. | 1 | 10.10 | Рассказ с демонстрацией видеоматериалов. | |||
7 | День отца | 1 | 17.10 | Встреча с интересным человеком. | |||
8 | Петр и Феврония Муромские | 1 | 24.10 | Рассказ с де- монстрацией видеоматериалов | |||
Ноябрь | |||||||
9 | День народного единства | 1 | 08.11. | Конкурс чтецов. | |||
10 | Память времен | 1 | 14.11 | Рассказ с демонстрацией видеоматериалов | |||
11 | День матери | 1 | 21.11 | Праздник. | |||
12 | Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце | 1 | 28.11 | Беседа. | |||
Декабрь | |||||||
13 | Один час моей жизни. Что я могу сделать для других? | 1 | 05.12 | Дискуссия на основе прочитанного рассказа. | |||
14 | Герои Отечества разных исторических эпох | 1 | 12.12 | Рассказ с демонстрацией видеоматериалов | |||
15 | День Конституции | 1 | 09.12 | Беседа. | |||
16 | О чем мы мечтаем? | 1 | 26.12 | Беседа. | |||
Январь | |||||||
17 | Светлый праздник Рождества | 1 | 16.01 | Рассказ с демонстрацией видеоматериалов | |||
18 | Ленинград в дни блокады | 1 | 23.01 | Рассказ с демонстрацией видеоматериалов | |||
19 | Виртуальная экскурсия по родному городу. | 1 | 30.01 | Рассказ с демонстрацией видеоматериалов | |||
Февраль | |||||||
20 | День российской науки | 1 | 13.02 | Экскурсия. | |||
21 | Россия и мир | 1 | 20.02 | Беседа. | |||
22 | Есть такая профессия – Родину защищать | 1 | 27.02 | Викторина. | |||
Март | |||||||
23 | 8 Марта – женский праздник | 1 | 06.03 | Праздник. | |||
24 | День Земли. | 1 | 13.03 | Беседа. | |||
25 | Путешествие по Крыму | 1 | 20.03 | Виртуальная экскурсия. | |||
26 | Флаг России. | 1 | 27.03 | Рассказ с демонстрацией видеоматериалов | |||
Апрель | |||||||
27 | День космонавтики | 1 | 03.04 | Беседа. | |||
28 | Память прошлого | 1 | 10.04 | Рассказ с демонстрацией видеоматериалов | |||
29 | «Дом для дикой природы»: история создания заповедников. | 1 | 17.04 | Урок-путешествие. | |||
30 | День труда. Мужественные профессии | 1 | 24.04 | Рассказ с демонстрацией видеоматериалов | |||
Май | |||||||
31 | Дорогами нашей Победы | 1 | 15.05 | Беседа. | |||
32 | День детских общественных организаций | 1 | 22.05 | Рассказ с демонстрацией видеоматериалов | |||
33 | Мои увлечения | 1 | 29.05 | Выставка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"
Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе (Спортивно-оздоровительное направление)
"Расти здоровым!"...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»
Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»
Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...