Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_peshehoda.doc | 126.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»
Рабочая программа по направлению:
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Азбука пешехода»
Составил учитель начальных классов
Александрова Ольга Владимировна
Пояснительная записка по внеурочной деятельности
«Азбука пешехода»
1 класс.
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы (1–4 класс).
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
Взаимодействие учреждений образования с социально– педагогической средой;
учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения:
- Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
- Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
- Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.
Согласно образовательному плану МБОУ СОШ №15 на проведение занятий внеурочной деятельности “Азбука пешехода» на 1 класс выделяется — 33 часа (1 час в неделю).
Содержание курса:
- Участники дорожного движения – 3 часа
- Виды пешеходных переходов – 4 часа
- Светофор и его сигналы – 3 часа
- Дорожные знаки – 3 часа
- Безопасные маршруты в школу – 3 часа
- Виды транспорта – 5 часов
- Мы – пассажиры – 4 часа
- Безопасные места для детских игр – 8 часов
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Результаты изучения курса “Азбука пешехода”.
Учащиеся должны знать:
- опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
- безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
- типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
- опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
- места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
- название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Учащиеся должны уметь:
- переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
- В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформулировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Планируем сроки прохожден | Скоррект сроки прохожд | Тема занятия | |
1 | Знакомство. Что такое «Азбука пешехода». | |||
2 | Участники дорожного движения. | |||
3 | Движение пешеходов и машин. | |||
4 | Виды пешеходных переходов. | |||
5 | Где и как правильно переходить дорогу? | |||
6 | Какой переход самый безопасный? | |||
7 | Найди пешехода-нарушителя? | |||
8 | Светофор и его сигналы. | |||
9 | Три чудесных цвета. | |||
10 | Виды светофоров. | |||
11 | Дорожные знаки. | |||
12 | Закрепление. Игра «Дорожные знаки» | |||
13 | Сами не видят, а дорогу указывают. | |||
14 | Безопасные маршруты в школу. | |||
15 | Путь в школу в городе. | |||
16 | Путь в школу в сельской местности. | |||
17 | Виды транспорта. | |||
18 | Виды наземного транспорта. | |||
19 | Личный транспорт. | |||
20 | Специальные машины. | |||
21 | Машины-помощники. | |||
22 | Закрепление. Игра «Наши помощники». | |||
23 | Мы – пассажиры. | |||
24 | Поведение детей в автобусе. | |||
25 | Как поступишь ты, если … | |||
26 | Безопасные места для детских игр. | |||
27 | Где нельзя играть? | |||
28 | Где можно играть? | |||
29 | Где можно кататься и машин не опасаться. | |||
30 | Проект «Я знаю дорожные знаки». | |||
31 | Обобщение знаний по предмету. | |||
32 | Викторина Переходика «Проверь себя». | |||
33 | Инструктаж перед летними школьн. каникулами. |
Материально-техническое обеспечение.
Для учителя:
1. Учебно-методический комплект Р. П. Бабина По безопасности дорожного движения для учащихся 1 – 4 классов.издательство «Мнемозина» 2010г
2. Р. П. Бабина. Методические рекомендации к рабочей программе «Азбука пешехода» 1 класс. Москва. 2010г
3. Р. П. Бабина Рабочая тетрадь для 1 класса «Азбука пешехода»
Для учащихся:
1. Р. П. Бабина Рабочая тетрадь для 1 класса «Азбука пешехода»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"
Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников "Азбука мудрости"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса для 3-4 классов, учебно-тематический план, ожидаемые результаты и предлагаемаемую литературу для проведение занятий....