Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"
материал (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnicy.docx | 37.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №4 город Асино Томской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
для обучающихся во 2 классе
Программа составлена по методическим рекомендациям А.И.Савенкова.
Количество часов из расчёта: 1часа в неделю
в год: 30 часа
1четверть - 5часов
2 четверть- 7 часов
3чеверть – 10часов
4 четверть - 8 часа
Учитель: Леонова Елена Александровна
Первая квалификационная категория
2012-2013
Пояснительная записка.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей
Вид программы - модифицированная.
Цель и задачи курса
Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
2.Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
3.Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
4.развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Место программы «Умники и умницы» в учебном плане.
Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 4 на проектную деятельность в 2 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 30 часа.
Режим работы Расписание занятий составляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03» и проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия - 35 минут.
Прогнозируемые результаты работы
Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
- Формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
- Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные
- Умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
- Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Коммуникативные
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Умение координировать свои усилия с усилиями других.
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Задавать вопросы;
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
– Уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
Предметные
– Иметь представление об исследовательской и проектной деятельности, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– Знать, как выбрать тему исследования
–Планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
Способы проверки результатов по модулю:
- наблюдение,
- тестирование,
- педагогическая диагностика.
Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28. Обобщение полученных данных - 1ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 29. Как подготовить результат исследования - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
по заданному алгоритму” и др.
Тема30. Подведение итогов. Защита работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Ресурсное обеспечение реализации программы «Умники и умницы».
Кадровое:
учитель – Леонова Елена Александровна, первая квалификационная категория, стаж работы 30 лет;
директор школы
завуч школы
психолог школы
мед. работник
Материально-техническое:
- компьютер
- проектор
- экран
- бумага
- клей
- ножницы
- карандаши
-ресурсы библиотеки
Календарно - тематическое планирование. 2 класс (30 часа)
Дата | № | Тема | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | Выполнять задания для развития исследовательских способностей | |
2 | Как задавать вопросы? Банк идей. | Познакомиться с правилами игры «Задай вопрос». Составлять «Банка идей». | |
3 | Как задавать вопросы? Банк идей. | Играть «Задай вопрос». Составлять «Банка идей». | |
4 | Тема, предмет, объект исследования. | Выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы | |
5 | Тема, предмет, объект исследования. | Выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы | |
6 | Цели и задачи исследования. | Отвечать на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь ставить цели и задачи исследования. | |
7 | Цели и задачи исследования. | Отвечать на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь ставить цели и задачи исследования. | |
8 | Учимся выделять гипотезы. | Создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы | |
9 | Учимся выделять гипотезы. | Создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы | |
10 | Организация исследования. (практическое занятие.) | Знакомиться с основными доступными методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги; спросить у людей; познакомиться с кино- и телефильмами; посмотреть в сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. | |
11 | Организация исследования. (практическое занятие.) | Знакомиться с основными доступными методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги; спросить у людей; познакомиться с кино- и телефильмами; посмотреть в сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. | |
12 | Организация исследования. (практическое занятие.) | Использовать методы исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. | |
13 | Организация исследования. (практическое занятие.) | Использовать методы исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. | |
14 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | Знакомиться с наблюдением как методом исследования. Изучать преимущества и наблюдения. | |
15 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | Знакомиться с наблюдением как методом исследования. Изучать преимущества и недостатки наблюдения. | |
16 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | Выполнить практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. | |
17 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. | Выполнить практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. | |
18 | Коллекционирование. | Понять, что такое коллекционирование, коллекционер, коллекция Выбирать тему для коллекционирования, собирать материал. | |
19 | Коллекционирование. | Понять, что такое коллекционирование, коллекционер, коллекция Выбирать тему для коллекционирования, собирать материал. | |
20 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | Узнать: какие коллекции собирают люди | |
21 | Сообщение о своих коллекциях. | Выступления о своих коллекциях. | |
22 | Сообщение о своих коллекциях. | Выступления о своих коллекциях | |
23 | Что такое эксперимент. | Планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента | |
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». | |
25 | Сбор материала для исследования. | Находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. | |
26 | Сбор материала для исследования. | Находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. | |
27 | Сбор материала для исследования. | Находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. | |
28 | Обобщение полученных данных. | Обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное | |
29 | Как подготовить результат исследования. | Составлять план подготовки к защите проекта по заданному алгоритму” и др. | |
30 | Подведение итогов. Защита. | Анализировать свою проектную деятельность. | |
Итого 30 часов |
Литература
Для учителя
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Умники и умницы"
Данная программа может быть рекомендована педагогам начальной школы....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" в 3 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Умники и умницы»
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...