Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»
Рабочая программа по направлению:
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Народные ремесла»
Составил учитель начальных классов
Александрова Ольга Владимировна
Пояснительная записка к тематическому планированию по программе «Народные ремесла».
Тематическое планирование внеурочной деятельности по направлению социальная деятельность предусматривает занятия в объеме 33 часа или 1 час в неделю.
Данная программа соответствует требованиям новых образовательных стандартов (ФГОС-2).
Программа составлена исходя из потребностей детей узнать о существующих профессиях и о занятиях наших предков. Представления о профессиях у ребенка 6-8 лет ограничены его небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе и т.п. Но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. А о том, чем занимались наши предки, какими были изначально и как развивались ныне существующие профессии, учащиеся практически не знают. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Цель внеурочной работы по общественно-полезной деятельности – формирование бережного отношения к окружающему миру, положительного отношения к труду.
Образовательные:
- Совершенствовать знания учащихся об истории своей страны;
- Формировать любознательность, интерес к знаниям;
- Актуализировать знания учащихся об общественно-полезной деятельности;
Развивающие:
- Развивать воображение учащихся;
- Расширять кругозор учащихся;
Воспитательные:
- Формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего;
- Создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности;
- Показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
- Вводный урок. «Кем я буду, когда вырасту?».
- Беседа о профессиях;
- Беседа о мечтах, о взрослой жизни;
- Выполнение рисунка на тему: «Моя будущая работа»;
- Выставка, обсуждение работ.
- «Содержи в порядке книжки и тетрадки». Выставка рисунков.
- Беседа о книгах и тетрадях;
- Экскурсия в библиотеку;
- Составление правил ухода за учебниками;
- Рисунок своей любимой книги.
- «Кто ты будешь такой». Конкурс рисунков.
- Игра «Кто в чем пригодиться?»;
- Тест на установление дружеских отношений;
- Рисунок перчаток (дружбы).
- «Мир профессий». Профориентационная викторина.
- Провести игру-викторину;
- Награждение всех участников.
- «Когда мы станем взрослыми». Беседа о нашем будущем.
- Просмотр презентации о профессиях;
- Беседа о самых распространенных видах деятельности;
- Выполнение рисунка красками.
- Обобщающий урок. «Делаем добро друг другу». Практическая работа.
- Беседа о добре, дружбе и взаимопомощи;
- Игра «Чем можем помочь?»;
- Изготовления открыток-смайликов;
- Обмен смайликами.
- «Все профессии важны, все профессии нужны». Беседа о профессиях.
- Просмотр презентации;
- Мини-игра «Кто это…»
- Беседа о пожеланиях на будущее;
- Выполнение аппликации.
- «Пожарникам скажем: «Спасибо!». Обсуждение профессии пожарного.
- Просмотр презентации;
- Беседа об опасности при обращении с огнем;
- Беседа о технике безопасности;
- Выполнение аппликации.
- «Приходи к нему лечится и корова, и волчица…». Беседа о ветеринаре.
- Просмотр презентации;
- Беседа о данной профессии;
- Чтение отрывка из произведения «Айболит»;
- Выполнение поделки (аппликация + рисунок).
- «Помоги братьям меньшим». Изготовление кормушек для птиц.
- Наблюдение за природными изменениями;
- Беседа о животном мире;
- Изготовление кормушек;
- Составление приблизительного плана наполнения кормушек.
- «Что полезного я могу сделать?» Урок – беседа.
- Беседа об экологических проблемах;
- Просмотр презентации;
- Составления списка полезных дел, которые могут сделать школьники.
- «Тетушка Акулина рассказывает…». Классный час. Сбор пословиц.
- Беседа о пословицах и поговорках, их значении;
- Поиск пословиц о труде;
- Игра по составлению поговорок;
- Рисунок понравившейся пословицы.
- «Народные промыслы России». Запуск исследовательской работы.
- Беседа о промыслах;
- Анализ иллюстраций изделий;
- Сравнение прошлого с современным;
- Распределение заданий для исследовательской работы.
- Современные ремесла. Бисероплетение.
- Беседа о бисероплетении;
- Демонстрация работ, сделанных из бисера;
- Объяснение правил техники безопасности;
- Выполнение поделки из бисера.
- Современные ремесла. Плетение из ниток макраме.
- Беседа о плетении из ниток;
- Просмотр презентации;
- Изготовление закладок.
- «Материал, собранный нами». Создание стенгазеты.
- Просмотр презентации, подготовленной старшеклассниками;
- Конкурс-викторина;
- Создание коллективной стенгазеты.
- «Как трудится моя семья». Фотовыставка.
- Беседа о семье, профессиях в семье;
- Создание и анализ выставки;
- Подведение итогов о многообразии занятий людей.
- «Кто работы не боится, у того она и спорится». Кладезь народной мудрости о труде.
- Беседа о труде;
- Восстановление пословиц о труде;
- Создание альбома на тему «Мы работы не боимся».
- «Художественные изделия из бересты». Работа с картоном.
- Просмотр презентации;
- Обсуждение техники безопасности;
- Плетение коврика;
- Выставка работ.
- «Богородская резная игрушка». Работа с пластилином.
- Вступительная беседа;
- Просмотр презентации;
- Практическая работа;
- Создание своего города из пластилина.
- «Резьба по дереву». Урок-беседа.
- Вступительная игра-беседа;
- Просмотр презентации;
- Викторина «А верите ли вы?»;
- Награждение победителей.
- «Городецкая роспись». Конкурс рисунков.
- Просмотр презентации;
- Практическая деятельность;
- Работа в парах;
- Выставка рисунков.
- «Русская матрешка». Создание статьи.
- Демонстрация различных матрешек;
- Выделение общих и отличительных черт;
- Выбор необходимого материала;
- Создание статьи.
- «Золотая хохлома». Аппликация.
- Обсуждение техники рисования;
- Выделение необходимых цветов для работы;
- Изготовление закладок.
- «Гжельская керамика». Рисование.
- Беседа о посуде;
- Просмотр презентации;
- Практическая работа;
- Игра «Мы рады всем гостям».
- «Дымковская игрушка». Работа с пластилином.
- Выделение основных признаков дымковской игрушки;
- Составление плана работы;
- Выбор игрушки для поделки;
- Практическая работа.
- «Жостовские подносы». Игра-викторина.
- Вступительная беседа;
- Стихи о профессиях и ремеслах;
- Викторина;
- Подведение итогов.
- «Платки из Павловского Посада». Классный час.
- Беседа о городе и о его ремеслах;
- Презентация;
- Игра «Чей платок?»;
- Тест на проверку знаний.
- «Мамкины куклы». Беседа о существующих куклах.
- Беседа о существующих куклах;
- Презентация;
- Странички из истории;
- Выбор макета и составление плана работы.
- «Мамкины куклы». Изготовление куклы-оберега.
- Вступительная беседа;
- Объяснение правил техники безопасности;
- Изготовление куклы-оберега.
- «Ветеран живет рядом». Изготовление поздравительной открытки.
- Беседа о ВОВ, ветеранах;
- Просмотр презентации;
- Прослушивание песен о временах войны;
- Изготовление поздравительных открыток.
- «Веселые мастерские». Игра-состязание.
- Конкурс загадок;
- Конкурс аппликаций;
- Конкурс пословиц;
- Конкурс поделок;
- Подведение итого, награждение.
- «Что мы узнали?» Создание плаката.
- Беседа – подведение итогов;
- Игра «О чем данная фраза?»;
- Соотнесение иллюстраций с их названиями;
- Создание плаката;
- Вручение дипломов.
Формы работы.
- беседа с детьми;
- классные часы по профориентации;
- оформление школьного стенда;
- сочинения, конкурсы, защита проектов;
- творческая деятельность.
Организация внеурочной деятельности младших школьников основывается на следующих принципах:
- добровольности участия школьников;
- научности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- дифференцированности и индивидуального подхода к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся будут:
- знать о существующих профессиях;
- расширять общий кругозор;
- проявлять интересы и склонности к определенным профессиям.
Учащиеся будут воспитывать в себе:
- трудолюбие, целеустремленность;
- уважение к людям трудовых специальностей;
- ответственное отношение к порученному делу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Дата план. | Дата факт. | Тема |
1 | Вводный урок. «Кем я буду, когда вырасту?». | ||
2 | «Содержи в порядке книжки и тетрадки». Выставка рисунков. | ||
3 | «Кто ты будешь такой». Конкурс рисунков. | ||
4 | «Мир профессий». Профориентационная викторина. | ||
5 | «Когда мы станем взрослыми». Беседа о нашем будущем. | ||
6 | Обобщающий урок. «Делаем добро друг другу». Практическая работа. | ||
7 | «Все профессии важны, все профессии нужны». Беседа о профессиях. | ||
8 | «Пожарникам скажем: «Спасибо!». Обсуждение профессии пожарного. | ||
9 | «Приходи к нему лечится и корова, и волчица…». Беседа о ветеринаре. | ||
10 | «Помоги братьям меньшим». Изготовление кормушек для птиц. | ||
11 | «Что полезного я могу сделать?» Урок – беседа. | ||
12 | «Тетушка Акулина рассказывает…». Классный час. Сбор пословиц. | ||
13 | «Народные промыслы России». Запуск исследовательской работы. | ||
14 | Современные ремесла. Бисероплетение. | ||
15 | Современные ремесла. Плетение из ниток макраме. | ||
16 | «Материал, собранный нами». Создание стенгазеты. | ||
17 | «Как трудится моя семья». Фотовыставка. | ||
18 | «Кто работы не боится, у того она и спорится». Кладезь народной мудрости о труде. | ||
19 | «Художественные изделия из бересты». Работа с картоном. | ||
20 | «Богородская резная игрушка». Работа с пластилином. | ||
21 | «Резьба по дереву». Урок-беседа. | ||
22 | «Городецкая роспись». Конкурс рисунков. | ||
23 | «Русская матрешка». Создание статьи. | ||
24 | «Золотая хохлома». Аппликация. | ||
25 | «Гжельская керамика». Рисование. | ||
26 | «Дымковская игрушка». Работа с пластилином. | ||
27 | «Жостовские подносы». Игра-викторина. | ||
28 | «Платки из Павловского Посада». Классный час. | ||
29 | «Мамкины куклы». Беседа о существующих куклах. | ||
30 | «Мамкины куклы». Изготовление куклы-оберега. | ||
31 | «Ветеран живет рядом». Изготовление поздравительной открытки. | ||
32 | «Веселые мастерские». Игра-состязание. | ||
33 | «Что мы узнали?» Создание плаката. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Содержание |
1 | Вводный урок. «Кем я буду, когда вырасту?». | Поставить с учащимися цели и задачи на весь учебный год; выяснить знания первоклассников о современных профессиях. |
|
2 | «Содержи в порядке книжки и тетрадки». Выставка рисунков. | Беседовать о профессиях родителей учащихся; уточнить уже имеющиеся знания; совершенствовать навыки работы с цветными карандашами и фломастерами. |
|
3 | «Кто ты будешь такой». Конкурс рисунков. | Совершенствовать навыки работы в парах; воспитывать коммуникативные навыки, уважительное отношение друг к другу. |
|
4 | «Мир профессий». Профориентационная викторина. | Уточнить знания учащихся о профессиях; закреплять уже имеющиеся знания и навыки. |
|
5 | «Когда мы станем взрослыми». Беседа о нашем будущем. | Учить работать акварельными красками; совершенствовать знания первоклассников о возрасте и о взрослой жизни. |
|
6 | Обобщающий урок. «Делаем добро друг другу». Практическая работа. | Воспитывать уважительное отношение друг к другу; закреплять знания учащихся о добре и зле. |
|
7 | «Все профессии важны, все профессии нужны». Беседа о профессиях. | Закреплять знания учащихся о редких профессиях; воспитывать уважительное отношение к людям труда; вызывать интерес к поиску дополнительной информации. |
|
8 | «Пожарникам скажем: «Спасибо!». Обсуждение профессии пожарного. | Совершенствовать знания ребят о данной профессии; воспитывать уважительное отношение к пожарным; учить работать по установленному плану. |
|
9 | «Приходи к нему лечится и корова, и волчица…». Беседа о ветеринаре. | Совершенствовать знания ребят о данной профессии; воспитывать уважительное отношение к ветеринарам; воспитывать любовь к чтению. |
|
10 | «Помоги братьям меньшим». Изготовление кормушек для птиц. | Ознакомить детей с изменениями в природе зимой; показать влияние природных условий на жизнь животных и птиц; воспитывать ценностное отношение к природному миру. |
|
11 | «Что полезного я могу сделать?» Урок – беседа. | Воспитывать у учащихся чувство ответственности за свои поступки; воспитывать ценностное отношение к окружающему их миру. |
|
12 | «Тетушка Акулина рассказывает…». Классный час. Сбор пословиц. | Воспитывать любовь к литературе, воображение; учить пользоваться дополнительными источниками знаний. |
|
13 | «Народные промыслы России». Запуск исследовательской работы. | Познакомить учащихся с промыслами России; формировать интерес к истории своей страны; развивать навыки работы с дополнительным материалом. |
|
14 | Современные ремесла. Бисероплетение. | Формировать начальные знания о современных промыслах; развивать творческое воображение; учить работать с бисером. |
|
15 | Современные ремесла. Плетение из ниток макраме. | Совершенствовать знания о современных промыслах; воспитывать терпение, усидчивость; развивать навыки самостоятельной работы. |
|
16 | «Материал, собранный нами». Создание стенгазеты. | Совершенствовать навыки самостоятельной работы; воспитывать уважительное отношение к мнению окружающих; развивать коммуникативные умения. |
|
17 | «Как трудится моя семья». Фотовыставка. | Воспитывать уважительное отношение к труду, друг к другу; воспитывать толерантность, творческое воображение; учить уважать и любить своих родственников. |
|
18 | «Кто работы не боится, у того она и спорится». Кладезь народной мудрости о труде. | Воспитывать уважительное отношение к труду; развивать трудолюбие, терпение; формировать представление о роли труда в жизни людей. |
|
19 | «Художественные изделия из бересты». Работа с картоном. | Учить школьников выполнять поделки из картона; формировать первичные знания о бересте и о ремесле, связанном с ней. |
|
20 | «Богородская резная игрушка». Работа с пластилином. | Продолжить формирование знаний о ремеслах; развивать кругозор учащихся; закреплять умение работать с пластилином. |
|
21 | «Резьба по дереву». Урок-беседа. | Воспитывать экологическую культуру; показать связь человека с природой; продолжить формирование знаний о ремеслах. |
|
22 | «Городецкая роспись». Конкурс рисунков. | Систематизировать и дополнить знания учащихся о народных промыслах России; воспитывать творческий подход к работе. |
|
23 | «Русская матрешка». Создание статьи. | Расширять знания о различных видах росписи игрушек; воспитывать эстетический вкус, уважение к труду. |
|
24 | «Золотая хохлома». Аппликация. | Воспитывать эстетический вкус, терпение, аккуратность; учить применять полученные знания на практике. |
|
25 | «Гжельская керамика». Рисование. | Развивать творческий интерес к прикладным видам деятельности; учить работать с дополнительным материалом. |
|
26 | «Дымковская игрушка». Работа с пластилином. | Дать характеристику данному промыслу; совершенствовать навыки работы с пластилином. |
|
27 | «Жостовские подносы». Игра-викторина. | Совершенствовать навыки самостоятельной работы; воспитывать чувство ответственности, коммуникативные способности. |
|
28 | «Платки из Павловского Посада». Классный час. | Воспитывать уважительное отношение друг к другу; формировать умение слушать, самоанализа и самооценки. |
|
29 | «Мамкины куклы». Беседа о существующих куклах. | Ознакомить с традициями изготовления кукол на Руси; развивать интерес к истории; учить составлять план. |
|
30 | «Мамкины куклы». Изготовление куклы-оберега. | Развивать интерес к истории своей страны; учить уважать традиции. |
|
31 | «Ветеран живет рядом». Изготовление поздравительной открытки. | Формировать умение общаться с людьми; формировать культуру чувств учащихся; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению. |
|
32 | «Веселые мастерские». Игра-состязание. | Совершенствовать навыки работы в группе и самостоятельной работы; уточнить знания о народных промыслах; воспитывать чувство ответственности. |
|
33 | «Что мы узнали?» Создание плаката. | Развивать коммуникативные навыки учащихся; учить высказывать свою точку зрения; совершенствовать навыки коллективной работы. |
|
Информационный лист.
Литература для учителя.
- Юрмин Г.А. Все работы хороши, выбирай на вкус! М.: Дет. лит., 1999.
- Занимательное азбуковедение: Сб. /сост. В.В. Волина. М.: Просвещение, 2006.
- Народное искусство на уроках творческого рисования / Т.Я. Шпикалова.
- Журнал «Начальная школа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-114630-1349090010.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-520871-1415646207.jpg)
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-520871-1415646207.jpg)
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"
Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России"
Программа разработана на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М.:Вентана-Граф, 2014 в соответствии с ФГОС начального общего образования....