Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр»
рабочая программа

Бутузова Валентина Павловна

Программа предназначена для работы с детьми школьного возраста (7-16 лет), проявляющими интерес к театральному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования  администрации  Михайловского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Коршуновская средняя общеобразовательная школа»

печать - копия

Рассмотрена на заседании педагогического совета.

Протокол № 1                    

от 28.08. 2022 г.      

                                                                                           Приказ № 122 от01.09.2022 г.

                             

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая  программа

художественной направленности

«Театр»

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 7-16 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов: 158 часов

Форма обучения: очная

Автор-составитель программы:

Бутузова Валентина Павловна, учитель начальных классов,

с. Коршуновка, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ....................

1.1. Пояснительная записка .............................................................................

1.2. Цель и задачи программы .........................................................................

1.3. Содержание программы ............................................................................

1.4. Планируемые результаты ..........................................................................

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий .............

2.1. Календарный учебный график …………………………………….........

2.2. Условия реализации программы ..............................................................

2.3. Формы аттестации .....................................................................................

2.4. Оценочные материалы ..............................................................................

2.5. Методические материалы …………………………………………….

Список литературы ...........................................................................................

Приложение……………………………………………………………………

3

3

7

7

13

14

14

21

21

21

27

28

  Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана согласно требованиям следующих нормативных   документов:

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

2. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ 273) (ред. от 02.07.2021);

3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 11.06.2021);

4. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;

5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

6. Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года»;

7. Постановление главного государственного врача Российской Федерации об утверждении санитарных правил С.П.2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 №28;

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

9. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);

10. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.21 № 652-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (редакция 30.09.2020);

14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» в ред. от 02.01.2021 №38;

15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».

17. Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП».

18. Письмо от 18.08.2017 № 09-1672 Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ, которым утверждены Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности.

19. Приказ Минобрнауки Амурской области от 01.12.2021 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки Амурской области от 10.07.2020 №691 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Амурской области» и дополнение к нему.

20. Приказ Минобрнауки Амурской области от 13.04.2020 №359 «Об утверждении проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ» и Приказ «О внесении изменений в приказ Минобрнауки области от 13.04.2020 № 359» 05.03.21 №263.

Методические рекомендации:        

1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242);

2. Письмо Минпросвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность. Ориентирована на развитие творческих способностей, художественных способностей и склонностей школьников, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения школьников, творческой импровизации. Предмет изучения - основы театрального искусства, азы актерского исполнительского мастерства.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Театральное искусство в силу своей эмоциональной наполненности, комплексного воздействия на зрителя и юного актёра, приобретает всё большее значение в духовном, нравственном и патриотическом воспитании детей. Театральные занятия позволяют учащимся тренировать внимание, воображение, память, мышление, волю. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнёрами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, ребенок овладевает способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него формируются начальные формы волевого управления поведением. Все, выше перечисленные качества необходимы личности в современном динамично развивающемся обществе.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера. Данная дополнительная общеобразовательная программа даѐт возможность каждому школьнику с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении. Именно это позволит ему быть успешным, почувствовать себя значимым, поверить в свои возможности.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников. Программа  заключается в стремлении создать атмосферу искусства, сделать занятия радостными, увлекательными. Программа способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Адресат программы.

Программа предназначена для работы с детьми школьного возраста (7-16 лет), проявляющими интерес к театральному творчеству.

В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

  • «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
  • потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Для обучения принимаются все желающие. Группы формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных представителей).

Количество обучающихся до 15 человек.

Объём и срок освоения программы.

Объём программы 158 часов.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма обучения - очная.

Уровень программы - ознакомительный.

Программа включает базовые теоретические и практические занятия.

Особенности организации образовательного процесса:

основная форма организации деятельности - коллективная. Однако занятия могут проводиться в малых группах и индивидуально.

Организационные формы обучения.

Традиционные формы занятий: беседа, ролевая игра, познавательная игра, занятие-игра, репетиция, тренинг, концерт, спектакль, праздник.

Нетрадиционные формы занятий: занятия, основанные на имитации общественной деятельности, занятие-творчество, занятия, основанные на межпредметных связях.

Режим занятий.

Продолжительность одного академического часа - 40 минут. Перерыв между занятиями - 10 минут.

Общее количество часов в неделю - 4 часа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: Развитие творческих способностей учащихся средствами театрального искусства.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с историей зарождения театрального искусства;
  • помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности.

Воспитательные:

  • приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству;
  • воспитать эстетический вкус;
  • сформировать у дошкольников нравственное отношение к окружающему миру, нравственные качества личности;
  • сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.

Развивающие:

  • развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление;
  • развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику. развить творческие и организаторские способности;
  • активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

1.3. Содержание программы

          Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма  контроля

(Текущий и тематический)

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Вводное занятие

2

1

1

Опрос,  Игра  «Продолжи...».

Входной контроль.

2.

Раздел 2. Основы театральной культуры

20

10

10

2.1

2.2

2.3

2.4

Тема № 1.«Зарождение искусства»

4

2

2

Театр-экспромт  «Перед охотой на динозавра». Наблюдение

Тема № 2. «Театр как вид искусства»

4

2

2

Кроссворд «Виды

искусства».  Игра

«Соедини картинки».

Тема № 3. «Театр и зритель»

6

3

3

Викторина «Этикет в театре».

Тема № 4. «Театральное закулисье»

6

3

3

Загадки, творческое задание «Эскиз костюма сказочного героя».

3.

Раздел 3. Техника и  культура речи.

62

29

33

3.1

Тема № 1. «Речевой тренинг»

8

4

4

Речевые упражнения, чтение стихотворений,

скороговорок.

Викторина  «Особенности голоса». Упражнения на дыхание и правильность осанки. Конкурс стихотворений, скороговорок.

Тема № 2. «Строение голосового-речевого аппарата»

6

3

3

Тема № 3. «Дыхательная гимнастика»

6

3

3

Тема № 4. «Артикуляционная гимнастика»

6

3

3

Тема № 5. «Разогревающий массаж»

6

3

3

Тема № 6. «Интонационная выразительность»

8

4

4

3.2

Тема № 7.Работа над литературно-художественным произведением

10

5

5

Промежуточный контроль. Наблюдение, конкурс чтецов.  

Тема № 8. «Основной сюжет»

6

3

3

Наблюдение, конкурс чтецов.  

Тема № 9. «Инсценировка произведения»

6

1

5

Выполнение контрольных заданий

4

Раздел 4. Ритмопластика.

22

10

12

4.1

Тема №1. «Пластический тренинг»

4

1

3

Контрольные упражнения.

Тема №2. «Этюд и его виды»

4

2

2

Викторина «Понятие этюд и го компоненты»

Тема №3. «Парные этюды»

4

2

2

Контроль за выполнением этюдов.

«Домашние животные», творческие задания – пластические импровизации.

4.2

Тема №4. «Пластический образ персонажа»

4

2

2

Тема №5. «Возрастные особенности персонажа»

2

1

1

Конкурс на изображение сказочных этюдов

Тема №6. «Характерные  особенности персонажа»

4

2

2

Контроль за выполнением этюдов.

«Домашние животные»

5

Раздел 5. Актерское мастерство.

20

5

15

Тема №1. «Организация внимания, воображения, памяти»

4

1

3

Наблюдение, контрольные упражнения.

Тема №2. «Сценическое действие»

4

1

3

Этюд, миниатюра.

Тема №3. «Легатированное движение»

4

1

3

Педагогическое наблюдение

Тема №4. «Творческая мастерская»

4

1

3

Театрализованное представление.

Тема №5. «Сочинение сказок на различные темы»

4

1

3

Театрализованное представление

6

Раздел 6. Работа над пьесой и спектаклем.

26

6

2

6.1

Тема №1. «Выбор пьесы. Анализ  пьесы  по событиям»

4

1

3

Опрос.

6.2

Тема №2. «Выразительность речи, мимики, жестов».

4

1

3

Педагогическое наблюдение, анализ.

6.3

Тема №3. «Изготовление реквизита, декораций».

6

1

5

Творческое задание.

6.4

Тема №4. «Прогонные и генеральные репетиции».

4

1

3

Прогон спектакля, педагогическое наблюдение, анализ.

6.5

Тема №5.Генеральная репетиция

4

2

2

Педагогическое наблюдение, анализ.

6.6

Тема №6. «Показ спектакля».

4

4

Показ спектакля

7.

Раздел 7. Итоговое занятие.

2

2

Творческие задания. Итоговый контроль.

8.

Радел 8. Умные каникулы

4

4

8.1.

Тема №1. Театрализованная программа «Театральная премия».

2

2

Организация и проведение мероприятия по актѐрскому мастерству.

8.2.

Тема №2. Театрализованная программа  «Зажги свою звезду».

2

2

Организация ипроведения мероприятия том чему учат в школе.

ИТОГО

158ч.

61

ч.

97

ч.

Содержание учебного плана

Раздел 1.Вводное занятие (2ч)

Теория. Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям. Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Игра «Снежный ком», «Знакомство-дразнилка». Выявление уровня и объема знаний о театре. Игра «Продолжи…». Особенности занятий в театральной студии. Театр - коллективное творчество. Игра «Клубок».

Раздел 2.Основы театральной культуры (20ч)

2.1.Зарождение искусства.(4ч)

Теория. Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение искусства. Просмотр презентации, видеофильма («Театральная Фа-соль-ка», канал «Карусель»).

Практика. Игра «Путешествие на машине времени».

2.2. Театр как вид искусства.(4ч)

Теория. Виды искусства (литература, музыка, живопись). Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства. Презентация «Виды театрального искусства».

Театральные термины: Театр, Опера, Балет, Кукольный Театр.

Практика. Просмотр отрывков из спектаклей (кукольный театр, драматический театр, театр оперы и балета).

2.3.Театр и зритель.(6ч)

Теория. Этикет в театре. Культура восприятия театральной постановки. Анализ постановки.

Практика. Театральная гостиная. Просмотр в/записи спектакля (детский спектакль).

Театральные термины: Спектакль, Этикет, Премьера, Аншлаг, Билет, Афиша, Акт, Антракт, Капельдинер.

2.4. Театральное закулисье.(6ч)

Теория. Театр-здание. Устройство сцены и зрительного зала. Театральные профессии. Просмотр презентации «В театре» (в/ф «Путешествие в театр»). Театральные термины: Сцена, Актер, Режиссер, Бутафор, Гример. Практика. Творческая мастерская «Мы - художники».

Раздел 3.Техника и культура речи. (62ч)

3.1.Речевой тренинг. (40ч)

Теория. Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные. Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы голоса. Полетность голоса.

Практика.   Речевой   тренинг:   дыхательная   гимнастика.   Артикуляционная

гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихи.

3.2. Работа над литературно-художественным произведением.(22ч)

Теория. Орфоэпия. Нормы произношения. Говорим правильно. Логико-интонационная структура речи. Интонация, паузы, логические ударения. Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения фольклора). Выбор произведения. Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом. Аудиозапись и прослушивание. Самоанализ творческой работы. Конкурс чтецов.

Раздел 4.Ритмопластика.( 22ч)

4.1. Пластический тренинг. (12ч)

Теория. Пластическая выразительность.

Практика.        Ритмопластический        тренинг:        Осанка.        Построение        позвоночника.

Развитие  индивидуальности.  Коммуникабельность  и  избавление  от  комплексов.

Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения и зажимов, релаксация.

4.2. Пластический образ персонажа.(10ч)

Теория. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки через пластику тела.

Практика. Пластический образ живой и неживой природы. Просмотр д/ф о природе, животных. Пластические импровизации на музыкальную тему. Пластические импровизации на смену настроения. Пластические импровизации на передачу образа животных.

Раздел 5.Актерское мастерство.(20ч)

5.1. Организация внимания, воображения, памяти. (4ч)

Теория. Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов. Развитие фантазии и воображения.

Практика. Актерский тренинг: Общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на коллективность творчества.

5.2. Сценическое действие.(4ч)

Теория. Действие - язык театрального искусства. Целенаправленность и логика действия. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка».

Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».

Практика. Практическое овладение логикой действия. Упражнения и этюды. Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение.

5.3. Творческая мастерская.(4ч)

Теория. Работа над созданием образа сказочных персонажей. Характер, речь персонажа, походка. Костюм и грим.

Практика. Новогоднее театрализованное представление. Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита, костюмов. Репетиции. Творческий показ. Анализ работы и обсуждение.

Раздел 6.Работа над пьесой и спектаклем.(26ч)

6.1.Выбор пьесы. Анализ пьесы по событиям.(4ч)

Теория. Знакомство с пьесой. Обсуждение пьесы. Что понравилось. Какие вызвала чувства. Анализ пьесы по событиям.

Практика. Работа за столом. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.

6.2. Выразительность речи, мимики, жестов.(4ч)

Теория. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Практика. Поиск выразительных средств и приемов. Выбор музыкального оформления. Подбор грима.

6.3. Изготовление реквизита, декораций.(6ч)

Теория. Знакомство с видами декораций.

Практика. Эскизы декораций и костюмов. Оформление сцены. Изготовление костюмов, реквизита, декораций.

6.4. Прогонные и генеральные репетиции.(4ч)

Теория. Анализ проделанной работы.

Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

6.5. Показ спектакля.(4ч)

Практика. Премьера. Показ спектакля зрителю (родителям (законным представителям несовершеннолетнего учащегося)). Творческие встречи со зрителем. Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Наш Театр».

7.Итоговое занятие.(2ч)

Практика. Подведение итогов обучения. Творческие задания: Викторина о театре,

тест на знание специальной терминологии, творческие задания по речи, ритмопластике и актерскому мастерству. Лучшие творческие работы за год. Награждение.

8.Умные каникулы(4ч)

8.1. Театрализованная программа «Театральная премия». Организация и проведение мероприятия по актѐрскому мастерству.

8.2. Театрализованная программа «Зажги свою звезду». Организация и проведения мероприятия том чему учат в школе.

1.4.Планируемые результаты реализации программы

К концу обучения уровня ознакомительный школьники будут знать:

  • Историю возникновения театрального искусства.
  • Театральные термины: «Афиша», «Антракт», «Премьера», «Сцена», «Актер», «Режиссер», «Бутафор», «Гример».
  • Профессиональную терминологию: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».
  • Правила зрительского этикета.

Школьники будут уметь:

  • Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).
  • Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.
  • Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».
  • Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.
  • Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека.
  • Определять замысел, сценическую задачу этюда.
  • Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.
  • Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.
  • Коллективно выполнять задания.

Ожидаемый результат:

  • Сформированы знания основных театральных терминов, культура восприятия сценического действия, сформирован интерес к театральному искусству.
  • Постановка "Разноцветные ладошки"
  • Владение навыками актерского мастерства.
  • Владение навыками сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Устойчивая мотивация к обучению.

Учащиеся будут знать:

  • Историю театрального искусства, виды и жанры театрального искусства, театральные профессии.
  • Этику поведения в театре и в обществе.

Будут уметь:

  • Управлять своим дыханием и голосом.
  • Формулировать и выражать свою мысль.
  • Использовать полученные навыки в работе над образом в сценической постановке.
  • Свободно общаться с партнером на сцене.
  • Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Будут развиты:

  • Внимание, воображение, память, образное мышление, эмоциональность.
  • Художественный вкус.
  • Речевые характеристики голоса.
  • Познавательные интересы.

Раздел 2.«Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Календарный учебный график

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Количество учебных часов в году

Количество учебных недель в периоде обучения

Количество учебных дней

Количество учебных часов за день

Количество учебных часов за неделю

03.09.2022г

03.07.2023г

158

39,5

79

2

4

Календарно-тематическое планирование

месяц

число

Время

Форма занятия

Кол-

Тема занятия

Место

Форма контроля

п/п

проведения

во

проведения

занятия

часов

1.Вводное занятие (2ч)

1

сентябрь

03

8.30- 10.00

Беседа, игра.

2

Вводное

занятие.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Опрос, «Продолжи...», Входной

Игра

Инструктаж по ТБ.

контроль.

2. Основы театральной культуры (20ч)

2

сентябрь

06

10

13.50-14.30

8.30- 10.00

Беседа,

просмотр

4

2.1.

Зарождение

МОУ СОШ, учебный кабинет

Театр-экспромт«Перед охотой на

видеофильма, игра.

искусства.

динозавра»,

Наблюдение.

3

сентябрь

13

17

13.50-14.30

8.30- 10.00

Беседа, презентации, видеозаписи

просмотр

4

2.2.   Театр   как   вид искусства.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Кроссворд искусства». Игра

«Соедини

«Виды 

спектаклей, игра.

картинки».

4

сентябрь

20

24

27

13.50-14.30

8.30- 10.00

13.50-14.30

Беседа, видеозаписи, проблемные ситуации.

просмотр

6

2.3.Театр и зритель.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Викторина

«Этикет в театре».

(тест)

5

октябрь

01

04

08

8.30- 10.00

13.50-14.30

8.30- 10.00

Беседа, презентации, творческая

просмотр

6

2.4.

Театральное закулисье.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Загадки, творческое задание

мастерская.

«Эскиз костюма сказочного

героя».

3. Техника и культура речи. (62ч)

6

октябрь

11

15

18

22

13.50-14.30

8.30- 10.00

13.50-14.30

8.30- 10.00

Беседа, тренинг.

речевой

8

3.1. Речевой тренинг.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Речевые упражнения, чтение стихотворений

скороговорок.

7

октябрь- ноябрь

25

29

01

13.50-14.30

8.30- 10.00

13.50-14.30

Беседа, рассказ

6

3.1.1

Строение голосового - речевого аппарата.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Викторина«Особенности голоса»

8

ноябрь

05

08

12

8.30- 10.00

13.50-14.30

8.30- 10.00

Упражнения, игра

6

3.1.2.

Дыхательная гимнастика.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Контроль выполнением упражнений дыхание правильность осанки

за

9

ноябрь

15

19

22

13.50-14.30

8.30- 10.00

13.50-14.30

Упражнения, игра

6

3.1.3.

Артикуляционная гимнастика.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Конкурс стихотворений

10

ноябрь-декабрь

26

29

03

8.30- 10.00

13.50-14.30

8.30- 10.00

Упражнения

6

3.1.4.

Разогревающий массаж

МОУ СОШ, учебный кабинет

Конкурс скороговорок

11

декабрь

06

10

13

17

13.50-14.30

8.30- 10.00

13.50-14.30

8.30- 10.00

Игровой тренинг

8

3.1.5.

Интонационная выразительность.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Контроль выполнением упражнений. Промежуточный контроль.

за

12

декабрь

20

24

27

31

13.50--14.30

8.30- 10.00

13.50-14.30

8.30- 10.00

Беседа,

практическая работа.

10

3.2.

Работа

над

МОУ СОШ, учебный кабинет

Наблюдение,

январь

03

13.50-14.30

литературно- художественным произведением.

конкурс чтецов.

13

январь

07

10

14

8.30- 10.00

13.50-14.30

8.30- 10.00

Беседа,

практическая работа.

6

3.2.1.

Основной сюжет.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Наблюдение, конкурс чтецов

14

январь

17

21

24

13.50-14.30

8.30- 10.00

13.50-14.30

Творческая мастерская

6

3.2.2.

Инсценировка произведения

МОУ СОШ, учебный кабинет

Контрольные задания

4. Ритмопластика. (22ч)

15

январь

28

31

8.30- 10.00

13.50-14.30

Ритмопластический тренинг.

4

4.1.

Пластический тренинг.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Контрольные упражнения.

16

февраль

04

07

8.30- 10.00

13.50-14.30

Упражнения, Игровой тренинг

4

4.1.1.

Этюд   и   его виды.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Викторина

«Понятие этюд  и его компоненты»

17

февраль

11

14

8.30- 10.00

13.50-14.30

Упражнения, Игровой тренинг

4

4.1.2. Парные этюды

МОУ СОШ, учебный кабинет

Контроль за выполнением этюдов «Домашние

животные»

18

февраль

18

21

8.30- 10.00

13.50-14.30

Упражнения, Игровой тренинг

4

4.2.

Пластический образ персонажа.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Творческие задания- пластические импровизации.

19

фвраль

25

8.30- 10.00

Просмотр

2

4.2.1.

Возраст

МОУ СОШ, учебный кабинет

Конкурс

этюдов

видеофильма

особенности

наизображение

персонажа

сказочных этюдов

20

Февраль-март

28

04

13.50-14.30

8.30- 10.00

Аудиопрослушивание сказок

4

4.2.2.

Характерные особенности персонажа

МОУ СОШ, учебный кабинет

Контроль за ием этюдов «Домашние животные»

выполнен

Промежуточный

контроль.

5. Актерское мастерство. (20ч)

21

март

07

11

13.50-14.30

8.30- 10.00

Актерский тренинг.

4

5.1.

Организация внимания, воображения, памяти.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Наблюдение, контрольные упражнения тренинга.

22

март

14

18

13.50-14.30

8.30- 10.00

Беседа, этюды.

4

5.2.

Сценическое действие.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Этюд, миниатюра

23

март

21

25

13.50-14.30

8.30- 10.00

Этюд

4

5.2.1.

Легатированное движение.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Педагогическое наблюдение

24

март-апрель

28

01

13.50-14.30

8.30- 10.00

Творческая мастерская

4

5.3.

Творческая мастерская.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Театрализованное представление

25

апрель

04

08

13.50-14.30

8.30- 10.00

Творческая мастерская

4

5.3.1.

Сочинение сказок на различные темы.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Театрализованное представление

6. Работа над пьесой и спектаклем. (26ч)

26

апрель

11

15

13.50-14.30

8.30- 10.00

Творческая мастерская.

4

6.1.Выбор

пьесы. Анализ пьесы по событиям.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Опрос

27

апрель

18

22

13.50-14.30

8.30- 10.00

Творческая мастерская, репетиции.

4

6.2.  Выразительность речи мимики, жестов.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Педагогическое наблюдение, анализ

28

апрель-май

25

29

02

13.50-14.30

8.30- 10.00

13.50-14.30

Изготовление декораций.

6

6.3.

Изготовление реквизита, декораций.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Творческое задание.

29

май

06

09

8.30- 10.00

13.50-14.30

Занятие - репетиция.

4

6.4.

Прогонные генеральные репетиции.

и

Прогон спектакля.

30

май

13

16

8.30- 10.00

13.50-14.30

Занятие - репетиция.

4

6.4.1.

Генеральная репетиция

МОУ СОШ, учебный кабинет

Педагогическое наблюдение, анализ

31

май

20

23

8.30- 10.00

13.50-14.30

Спектакль, театральная гостиная.

4

6.5. Показ спектакля.

МОУ СОШ, актовый зал

Показ спектакля.

7. Итоговое занятие. (2ч)

32

май

27

8.30- 10.00

Конкурсно-игровая программа.

2

7. Итоговое занятие.

МОУ СОШ, учебный кабинет

Творческие задания. Итоговый контроль.

8. «Умные каникулы» (4ч)

33

30

13.50-14.30

Театрализованная программа

2

8.1. Театрализованная программа «Театральная премия».

МОУ СОШ, учебный кабинет

Викторина

34

03

8.30- 10.00

Театрализованная программа

2

8.2. Театрализованная программа «Зажги свою звезду».

МОУ СОШ, учебный кабинет

Наблюдение

Итого:

158

час

2.2.Условия реализации программы

 Материально-техническое обеспечение:

  • Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве выгородки, в соответствии с нормами СанПиН.

Оборудование учебного кабинета

Учебная мебель:

•классная доска - 1

• парты ученические – 9

• стулья для учащихся – 18

• стол для учителя - 1

• демонстрационный стол - 1

• стул для учителя - 1

• шкафы для хранения пособий - 3

Технические средства обучения:

• ноутбук-1

• мультимедиа-проектор-1

• экран - 1

• принтер - 2

Информационное обеспечение: интернет-ресурсы, видео материал.

Кадровое обеспечение

Бутузова Валентина Павловна, учитель начальных классов.

2.3.Формы аттестации

Свидетельством успешного обучения являются портфолио обучающихся, сформированные из дипломов, грамот, фотографий, видео (результат участия в конкурсах, фестивалях и мероприятиях).

Формы        подведения         итогов        реализации          образовательной         программы:

участие в показе спектаклей, концертов, конкурсно-игровых программ.

2.4.Оценочные материалы

Формой        подведения        итогов по        образовательной        программе        выбран:

спектакль, участие в школьных мероприятиях.

Критерии и формы оценки качества знаний

Программой предусмотрены формы контроля:

  • анкетирование;
  • тестирование.

Эффективным способом проверки реализации программы является итоговая творческая работа каждого учащегося (проза, стихотворение, монолог).

Результат обучения прослеживается в творческих достижениях (призовые места) на конкурсах.

В процессе реализации программы на каждом этапе обучения проводится мониторинг знаний, умений и навыков.

Вводный  проводится в начале учебного года в виде собеседования (уровень и объем знаний о театре), творческого задания (на фантазию и творческое мышление), викторины.

Промежуточный  по итогам первого полугодия (усвоение программы, выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем театрализованном представлении, творческих показах на мероприятиях общеобразовательного учреждения).

Итоговый  в конце учебного года (активность участия в творческих показах, участие в учебном спектакле и уровень освоения программ).

1 год обучения  викторина (уровень и объем знаний о театре), тест на знание специальной терминологии, чтение наизусть стихотворения, показ этюда «Я в предлагаемых обстоятельствах», участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль).

Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль по освоению конкретной темы, упражнения, задания.

Применяются следующие формы проверки усвоения знаний:

  • Участие в дискуссии.
  • Выполнение контрольных упражнений, этюдов.
  • Показ самостоятельных работ.
  • Участие в играх, викторинах, конкурсах.
  • Работа над созданием спектакля.

Критерии усвоения образовательной программы:

  • Владение теоретическими знаниями и специальной терминологией.
  • Владение основами актерского мастерства (творческое воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи).
  • Умение самостоятельно проводить различные тренинги (речевой, пластический, актерский).
  • Активность участия в творческих проектах и разработках.
  • Креативность в выполнении творческих заданий.
  • Умение взаимодействовать с товарищами и педагогом.
  • Умение организовать свое время и деятельность.

Диагностический материал

Диагностика результативности воспитательного образовательного процесса

по программе театральной студии выделяются в качестве основных, пять показателей:

1.Качество знаний, умений, навыков.

2.Особенности мотивации к занятиям.

3.Творческая активность.

4.Эмоционально-художественная настроенность.

5.Достижения.

Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырѐм уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью:

Первый уровень – подготовительный;

Второй уровень – начальный;

Третий уровень – освоения;

Четвертый уровень – совершенствования.

Критерии оценки.

Творческий интерес.

Ведущие мотивы: познавательный процесс к общению, умение добиться высоких результатов.

Творческая активность.

  • Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Производит операции по заранее данному плану. Нет навыка самостоятельного решения проблем.
  • Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен разрешить проблемную ситуацию, но при помощи педагога.
  • Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива.Проявляет инициативу, но часто не способен оценить их и выполнить.
  • Инициативу проявляет постоянно и способен оценить и выполнить их.

Эмоционально-художественная настроенность.

  • Подавленный, напруженный, бедные и мало выразительные мимики, жесты, голос.
  • Не может четко выразить свое эмоциональное состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда.
  • Замечает разные эмоциональные состояния, пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда.
  • Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи, включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии или исполнении произведения искусства.
  • Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи, включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии или исполнении произведения искусства.

Достижение

  • Пассивное участие в делах объединения.
  • Активное участие в делах объединения, отдела.
  • Значительные результаты.

Параметры, оценивая результативности.

1 балл – низкий уровень

2 балла – средний уровень

3 балла – высокий уровень

Образовательная        программа        «Театр»        включает        5        основных

разделов.

Раздел «Основы театральной культуры» направлен на ознакомление с историей возникновения театра, профессиональной терминологией, культурой восприятия театрального искусства, этикетом.

Для успешного усвоения материала используются: беседа, наглядный материал, аудио и видео материалы, проектная деятельность, просмотр спектаклей, экскурсии.

Форма оценки знаний проходит в виде тестов, викторин, конкурсов, защиты проектов.

Раздел «Техника и культура речи» включает в себя работу над техникой речи в виде речевого тренинга и работу над литературно-художественным текстом.

В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над дикцией, выстраивание логико-интонационной структуры речи. Для этого используются специальные упражнения и речевые тренинги. Речевые тренинги выполняются в группе или по подгруппам.

Речевой тренинг включает в себя:

  • Игры и упражнения на речевое дыхание «Поклонение солнцу», «Игра со свечой», «Мяч и насос» и др.
  • Артикуляционная гимнастика: для губ, языка, челюсти. 
  •  Дикционные упражнения.
  • Речевая гимнастика (Тон, тембр, высота звучания, интонация, диапазон)

При работе над литературным текстом проводятся групповые и индивидуальные занятия. На занятиях используются произведения фольклора, стихотворения, прозаические отрывки, произведения русских и зарубежных

авторов, аудиозаписи мастеров художественного чтения.

Форма контроля – конкурсы чтецов, творческие показы.

Раздел «Ритмопластика» направлен на обучение навыкам освобождения мышц, снятия зажимов, развития пластичности.

Тема «Пластический тренинг»: упражнения «Я  мир», «Замороженный», «Звезда», «Мокрые котята», «Деревянные куклы», «Зеркало», «Кактус и Ива», «Релаксация» и другие.

Упражнения тренинга направлены на максимальное развитие возможностей человеческого тела, учат саморегуляции, концентрации и расслаблению. Обучающиеся должны уметь передать пластическую форму живой природы и неживого мира, коллективно и индивидуально передавать заданный ритм. Упражнения тренинга построены по индивидуально-групповому методу обучения.

Тема «Пластический образ персонажа» включает пластические импровизации и этюды, помогающие передать характерный образ того или иного сказочного героя. На занятиях используются музыкальные произведения, репродукции, просмотр видеофильмов, которые помогают погрузиться в собственный мир воображения, освободить свое тело от зажимов и перейти к рождению движения.

Занятие по ритмопластике состоит из следующих блоков:

  • Психофизическая разминка (тренинг)
  • Содержательная часть, включающая в себя созерцание, импровизацию, пластические этюды.
  • Подведение итогов. 

Формы контроля знаний – контрольные упражнения, творческие показы.

Раздел «Актерское мастерство» направлен на развитие психофизических свойств личности (внимание, воображение, память) и освоение навыков актерского мастерства.

Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение учебного года обучения помочь школьникам направить свое внимание в творческое русло, снять зажимы и комплексы, подготовить дошкольников для работы в творческом коллективе. Открыть для школьников поведение (действие) как основной материал актерского поведения.

В процессе обучения используются Общеразвивающие игры, специальные театральные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, логики действия и поведения актера. Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые.

Упражнения и игры, применяемые на занятиях: «Знакомство – дразнилка», «На слуховое восприятие», «Снежный ком», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Большое зеркало», «Суета», «Зернышко», « Чудо – юдо из яйца», «Поводырь», «Диспетчер», «Тень», «Профессионалы», «Картина», «Скульптура», «Стеклянный шар», «Рецепты», «На действия с воображаемыми предметами», «Оправдай позу»

и др.

Тема «Сценическое действие». От упражнений на развитие внимания, воображения обучающиеся переходят к освоению законов сценического действия. Сначала это упражнения на память физических действий, затем - этюды. Этюд считается азбукой искусства. Начинается обучение с этюдов «Я в предлагаемых обстоятельствах». На этюдах и в специальных упражнениях отрабатываются логика словесных и бессловесных действий, логика общения и взаимодействия. Все упражнения направлены на освоение главного языка сцены - языка действия. Теоретические знания усваиваются через практические задачи. Задача педагога сделать эти упражнения приемлемыми для данного возраста школьников и вложить в эти этюды мысль о необходимости самостоятельного детского анализа. Тогда этюд принимает еще и статус социальной игры. Эта игра имеет огромное значение в социальном созревании школьников, так как она является главным источником социального опыта. В эту игру вступают те или иные социальные отношения, действуют различные социальные чувства – и это расширяет и обогащает внутренний мир учащегося. Все обучающиеся проходят путь от упражнения, этюда – к участию в творческой постановке.

Занятие по актерскому мастерству состоит из следующих блоков:

  • Тренинг (упражнения на внимание, воображение, память).
  • Содержательная часть, включающая в себя специальные упражнения, этюды по освоению темы занятия.
  • Подведение итогов.

В        программе        отдельно        выделена        тема        «Творческая мастерская», где обучающиеся имеют возможность для творческого поиска и работы над самостоятельной творческой темой. Учащиеся получают теоретические знания и практические навыки в работе над театрализованными представлениями, что позволяет расширить диапазон творческой деятельности школьников. Итог данной деятельности представлен в конкретном выходе на детскую аудиторию в образовательном учреждении (конкурсно - игровые программы, новогодние театрализованные представления и игровые программы у елки, Дни Театра).

Изучение раздела «Актерское мастерство» взаимосвязано с изучением других разделов программы. Усваивая материал на практике, получая теоретические сведения по мере возникновения в них необходимости, участники театрального коллектива учатся действию и взаимодействию в сценических условиях.

Формы контроля: творческие показы, конкурсы, открытые занятия, участие в спектаклях.

Раздел «Работа над пьесой и спектаклем» является своеобразным итогом в применении полученных умений и навыков в работе над спектаклем.

Основной источник для постановок – произведения художественной литературы отечественных и зарубежных авторов, пьесы для школьников. Для выбора постановочного материала важно привить школьникам хороший художественный вкус.

Постановка спектакля является итогом творческой работы коллектива. От текста – к действию на сценической площадке, от действия к последующему, более глубокому анализу пьесы, к наблюдениям, анализу аналогичных жизненных явлений и возвращение к творческим пробам – путь работы над сценическим воплощением пьесы. Основная форма работы - репетиционная. Главная цель этого раздела – ввести школьников в атмосферу пьесы, пробуждая фантазию и воображение, научить определять событийный ряд и выстраивать логику поведения персонажа.

Работая над спектаклем, школьники пробуют себя в самых различных видах деятельности: изготавливают декорации, костюмы, учатся работать с музыкальной аппаратурой. Участие школьников в показах спектакля, позволяет показать не только результат работы коллектива, но и познакомиться с работой и творчеством других творческих коллективов.

2.5.Методические материалы:

  • Наглядные пособия (иллюстрации, видеоматериал, презентации, фонограммы, карточки для заданий).
  • Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр.
  • Видеотека: записи спектаклей.
  • Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)

Средства общения:

  • Участие в детских театральных мероприятиях.
  • Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с членами других детских театральных коллективов.

3. Список литературы

Список литературы для учителя

1.Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр. вузов и сред. спец. учеб. заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд

ние, 2010. - 238 с.

2.Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н. Бауэн. - М.: НТ Пресс, 2007. - 432 с.

3.Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - М.: УРСС, 2011. - 807 с.

4.Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2013. - 187 с.

5.Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ" отвечает худож. и реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. - С. 52-55 Беседа о том, чем должна быть современная сценография - дизайнерством или содержательным элементом спектакля.

6.Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий, учебное пособие / Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. - 81 с.

7.Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России,

2015. – 272с.

8.Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А. Гвоздев. - Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школа сценического мастерства).

9.Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История зарубежного театра. Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013. – 400с.

10.Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов / Н. В. Карпов. - М., 2015. - 200с.

11.Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014. - 96с.

12.Медведева И. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]: пособие для вузов / И. А. Медведева.- М.: Линка - ПРЕСС, 2012. - 240с.

13.Никитина А. Б. Театр, где играют Дошкольники [Текст]: учебно-методическое пособие / А. Б. Никитина. - М.: Владос, 2014. - 288с.

14.Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: пособие для пед. доп. обр. / Н. Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2012. - 208с.

Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетнего учащегося)

1.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] - М.: Просвещение, 2015. - 126 с.

2.Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст] - Ульяновск, ИПКПРО, 2010. - с.3

3.Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология. [Текст] - М., 2016. - 483 с.

4.Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] - М., 2015.

5.Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2015. - 154 с.

6.Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013. - № 4. - С.3-4.

7.Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. [Текст] - М., 2015.

8.Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2т. - М., 2016. Т. 1. -

с.

9.Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.19.

10.Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. - СПб.: Детство-пресс,2009. - 160 с.

11.Рогов, Е.И. Психология человека. - М.: Азбука психологии, 2009. - 320 с.

12.Селиванова, Л.Т. Кукольный театр в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12.Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. - Магнитогорск:

МаГУ, 2012. - 69 с.

13.Фурмина, Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. 14.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012. - 99 с.

15.Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., 2009 – 113с.

Аудиоиздания

1.Шедевры классической музыки [Звукозапись] / Фрагменты из произведений, исполненных симфоническими оркестрами Лондона, Вены - М.:

"Весть - ТДА", 2012 - 92. - 5 мк.

2.Волшебная флейта [Звукозапись] / классика для детей - СПб.: Лаборатория звука, 2015. - 1 мк.

Приложение

Приложение № 1

 Словарь  терминов

  Акт — одна часть действия.

Антракт — перерыв между действиями, отделениями.

Аншлаг — объявление о том, что все билеты проданы.

Аплодисменты — рукоплескания в знак одобрения.

Афиша — объявление о спектакле.

Буффонада — шутовство.

Водевиль — вид комедии с песнями-куплетами, романсами и танцами.

Вокал — искусство пения.

Грим — искусство изменения  внешности актера с помощью специальных красок, прически, парика.

Декорация — оформление сцены, создающее зрительный образ спектакля.

Драма — драматическое произведение, изображающее серьезный конфликт.

Драматург — литератор, пишущий для театра.

Задник — ткань в глубине сцены.

Занавес — ткань, закрывающая сцену от зрителей.

Инженю — актриса, исполняющая роли девочек.

Карнавал — народное гуляние с маскарадом.

Комедия — вид драматического произведения, изображающий смешные явления.

Котурны — обувь на толстой подошве у трагических актеров в Древней Греции.

Кулиса — узкая ткань, висящая сбоку от сцены.

Ложа — небольшой внутренний балкон.

Мизансцена — размещение актеров на сцене.

Миниатюра — небольшое театральное произведение.

Монолог — речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

Оркестр — коллектив музыкантов, совместно исполняющих произведение на различных инструментах.

Падуга — ткань над сценой.

Партер — часть зрительного зала, находящаяся, обычно, ниже уровня сцены.

Программка — листок с краткими сведениями о спектакле.

Пьеса — литературная основа спектакля.

Рампа — осветительная аппаратура, расположенная на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.

Реквизит — вещи для спектакля.

Репертуар — перечень пьес, включенных в сезонную афишу театра.

Репетиция — процесс подготовки спектакля.

Реплика — ответ.

Роль — амплуа; образ, воплощаемый актером.

Скоморох — бродячий актер на Руси.

Суфлер — работник театра, подсказывающий, в случае необходимости, артистам слова роли.

Сцена — площадка, на которой происходит театральное представление.

Сценарий — схема развития действия в спектакле.

Театр — "зрелище" (греч.).

Трагедия — вид драматического произведения, изображающий острую борьбу героев с гибелью.

Труппа — коллектив актеров.

Фойе — помещение в театре для пребывания зрителей во время антракта (место для отдыха зрителей).

 Приложение № 2

 Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании "Задуй свечу"

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

"Ленивая кошечка"

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица:  

"Озорные щечки"

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

"Рот на замочке"

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:  

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).  

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).  

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

"Злюка успокоилась"

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:  

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.  

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).  

Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,  

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться. Может, даже и зевнуть, широко открыв рот.

Упражнения на расслабление мышц шеи" Любопытная Варвара"

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:  

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.  

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:  

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!  

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:  

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!  

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук:  

"Лимон"

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.

Затем бросить “лимон” и расслабить руку:  

Я возьму в ладонь лимон.  

 Чувствую, что круглый он.   Я его слегка сжимаю –    Сок лимонный выжимаю.  

 Все в порядке, сок готов.  

 Я лимон бросаю, руку расслабляю.  

 Выполнить это же упражнение левой рукой.

"Лошадки"  

Замелькали наши ножки,  Мы поскачем по дорожке.  Но внимательнее будьте.  Что вам делать, не забудьте!

"Слон"  

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Упражнения на расслабление всего организма:  

"Снежная баба"

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище.

Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

"Птички"  

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

"Бубенчик"

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

"Летний денек"

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:    Я на солнышке лежу,  

 Но на солнце не гляжу.  

 Глазки закрываем, глазки отдыхают.    Солнце гладит наши лица,    Пусть нам сон хороший снится.  

 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  

 Прогуляться вышел гром.    Гремит гром, как барабан.

"Замедленное движение"

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:  

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.  

 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.  

 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.  

 Замедляется движенье, исчезает напряженье.  

 И становится понятно – расслабление приятно!

"Тишина"

Тише, тише, тишина!  

Разговаривать нельзя!  

Мы устали, надо сесть и тихонько отдохнуть.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.  

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию художественной направленности для подготовительной группы (хореография)

Рабочая программа по дополнительному образованию для подготовительной группы творческого объединения «Народный и современный танец» (для детей младшего школьного возраста) С...

Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий»  для слабослышащих и позднооглохших обучающихся...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Рабочая программа дополнительного образования художественного направления «Кружок керамики»

Рабочая программа расчитана на реализацию в условиях общеобразовательного учреждения с условием наличия необходимого оборудования и расходных материалов....

Дополнительная общеразвивающая программа по художественному направлению Театр "Новый взгляд"

Заметные преимущества детских объединений дополнительного образования: непринужденное общение детей друг с другом; направленность на воспитание; возможность активного отдыха; широкий выбор интересной ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединения "Кукольный театр" для детей 7-12 лет

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в ми...