Дополнительная общеразвивающая программа по художественному направлению Театр "Новый взгляд"
рабочая программа
Заметные преимущества детских объединений дополнительного образования: непринужденное общение детей друг с другом; направленность на воспитание; возможность активного отдыха; широкий выбор интересной и полезной деятельности. Данная программа как раз и направлена на организацию свободного времени детей путём приобщения их к театрально - музыкальной культуре.
Наши дети должны уметь быть серьезными. Обсуждение музыкальных новинок, театральных постановок, эстрадный вокал – все это способствует школьному общению и повышает общий уровень культуры.
С этой целью в 2022- 2023 учебном году начинает функционировать кружок «Новый взгляд» из расчёта 3 часа в неделю.
Так как в кружке будут заниматься дети с задержкой психического развития, репертуарная политика будет строиться в основном, на легкозапоминающихся театральных и музыкальных композициях современных авторов. Главные критерии подбора произведений: красота, доступность музыкального материала, художественная и воспитательная значимость, эстетический вкус
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_teatr_novyy_vzglyad.docx | 42.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат №1
Купинского района Новосибирской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета «31» августа 2023г., протокол № 1 | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ Купинская школа-интернат №1 _______________Кокарева О.В. |
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Новый взгляд»
(для обучающихся с задержкой психического развития)
Возраст обучающихся: 9 – 14 лет
Срок реализации программы: 3 года
(корректируется в течение года)
Автор – составитель:
Духно Нина Георгиевна
педагог дополнительного образования
г. Купино, 2022
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете учреждения.
Зам. директора ОУ по ВР _________/__________________
Руководитель ШМО _________/__________________
«____»_________202___г.
Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Новый взгляд» для детей с ЗПР разработана на основе:
˗ Федерального закона от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
˗ Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от № 219-ФЗ);
˗ Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП ;);
˗ Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196);
˗ Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Минобрнауки России от № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»).
Театральное направление представляет собой занятия по актерскому мастерству и сценической речи. Курс актерского мастерства направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые обстоятельства, владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия ставят своей целью раскрепостить учащихся, выработать у них умения сценической импровизации, актерской пластики (игры на развитие внимания, фантазии, пантомима, работа с воображаемыми предметами, «Музыка и движения» и т.д.).
Занятия сценической речью должны развивать речевой аппарат, культуру поведения на сцене, дикцию, образность и эмоциональную подачу текста.
Музыкальное направление представляет собой вокально-хоровые занятия и игру. Занятия по вокалу предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии
Заметные преимущества детских объединений дополнительного образования: непринужденное общение детей друг с другом; направленность на воспитание; возможность активного отдыха; широкий выбор интересной и полезной деятельности. Данная программа как раз и направлена на организацию свободного времени детей путём приобщения их к театрально - музыкальной культуре.
Наши дети должны уметь быть серьезными. Обсуждение музыкальных новинок, театральных постановок, эстрадный вокал – все это способствует школьному общению и повышает общий уровень культуры.
С этой целью в 2022- 2023 учебном году начинает функционировать кружок «Новый взгляд» из расчёта 3 часа в неделю.
Так как в кружке будут заниматься дети с задержкой психического развития, репертуарная политика будет строиться в основном, на легкозапоминающихся театральных и музыкальных композициях современных авторов. Главные критерии подбора произведений: красота, доступность музыкального материала, художественная и воспитательная значимость, эстетический вкус
Особенностью данной программы является то обстоятельство, что для ее плодотворного и творческого осуществления занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна данной программы заключается в том, что на основе театрально – музыкального кружка предложена педагогическая модель функционирования детских театральных композиций, как единого учебно-постановочного организма школьников, педагогов.
Актуальность программы заключается в том, что детская театрально – музыкальная постановка, как синтез многих искусств, является средством художественно-творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.
Педагогическая целесообразность. Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированного подхода (обращение к собственному опыту жизнедеятельности обучающегося; признание уникальности каждого ученика);
- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- сотрудничества и ответственности.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей обучающихся в театрально-музыкальной деятельности.
Задачи:
- вовлечь обучающихся в разные виды творческой деятельности;
- развивать умения по актерскому мастерству, сценической речи, вокалу;
- формировать навыки общения и поведения в коллективе обучающихся разного возраста.
Возраст обучающихся – 9 - 14лет.
Данная программа рассчитана на три года обучения.
Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала.
1-й год обучения - начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры и упражнения- импровизации.
2-й год обучения – расширенная ступень «Тропинками творчества» – основная цель – углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность. В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы работы - тренинги, репетиции.
3-й год обучения - заключительная ступень «Мастерство+ Вдохновение» – цель ступени – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Третий год направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию детей на исполнительскую работу и создания «характера» на сцене. Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции.
Построение программы по крупным блокам тем - «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «По страницам истории театра», «Сценическое движение», «Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации» - даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми.
В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.
По завершении 1 года обучения воспитанники должны знать:
- особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;
- народные истоки театрального искусства;
- художественное чтение как вид исполнительского искусства;
- об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).
Должны уметь:
- активизировать свою фантазию;
- «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
- видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
- коллективно выполнять задания;
- культуру суждений о себе и о других;
- выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.
Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на память физических действий и исполнение воспитанниками текста (короткого), демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
По завершении 2 года обучения воспитанники должны знать:
- историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра;
- о видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства;
Должны уметь:
- пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве;
- Сознательно управлять речеголосовым аппаратом;
- Логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста;
- взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.
- Сочинять, подготавливать и выполнять этюды;
- Анализировать работу свою и товарищей;
- Выполнять основные элементы вальса.
Содержание занятия-зачета: спектакль или открытое занятие, включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара.
По завершении 3 года обучения воспитанники должны знать:
- О конфликте в драматическом произведении;
- О характере и развитии характера героя в столкновении с другими действующими лицами;
- О средневековом театре и о трансформации средневекового театра в современных театрализованных празднествах;
Должны уметь:
- Использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении исполнительских задач;
- Точно соблюдать текст при исполнении;
- Культурно воспринимать реакцию зрителей;
- Самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;
- Выполнять основные элементы латиноамериканских танцев.
Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчётного спектакля, тестирования, рефератов, творческих конкурсов, экзамена.
Учащиеся третьего года обучения участвуют в составлении этюдов, творческих заданий для учащихся 1–2 годов обучения, что также может рассматриваться как одна из форм проведения итогового контроля.
Учащиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки:
- пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;
- использование полученных практических навыков при работе над внешним обликом героя – гримом, костюмом, прической;
- использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;
- владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;
- активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм.
А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора.
Программа предусматривает использование групповую форму учебной работы.
Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю: 1,5 час – актерское мастерство и сценическая речь, 1,5 час – вокально-хоровые занятия.
Для занятий в объединении принимаются обучающиеся по желанию, на основе проверки музыкального слуха, голоса, артистичных данных. (Диагностика музыкальных способностей – начальная, промежуточная, итоговая)
Возможен прием в течение года.
Ожидаемые результаты освоения программы
Разделы | Должны знать | Должны уметь |
Вокальная и хоровая работа. | - вокально-хоровые термины: артикуляционный аппарат, регистр, тембр, атака звука и т.д.;
| - использовать глубокое дыхание; - петь в различных штрихах; - выразительно исполнять партии героев;
|
Актерское мастерство и сценическая речь. | - сценические термины и понятия: импровизация, пантомима и т.д.; - музыкально-театральные жанры (музыкальная сказка, мюзикл, комедия, трагедия, опера); - 8-10 скороговорок; | - контролировать свои сценические чувства и действия; - анализировать литературные и поэтические тексты; - произносить скороговорки (стихи, текст) в движении, разных позах, в заданном темпе; - свободно и естественно выполнять на сцене простейшие физические действия. |
Результатом деятельности обучающегося в театрально - музыкальном кружке является: творческое проявление в процессе исполнения театрализации в актерском, вокальном отношении; участие в конкурсах вокалистов с сольным репертуаром.
Определение степени творческого развития обучающихся проводится с помощью следующих параметров:
- активность;
- фантазия;
- актерское мастерство
Главным критерием в оценке деятельности ребенка в кружке является его творческое проявление в процессе исполнения театрализованной постановки, вокальном отношении. Обязательной формой подведения итогов реализации данной программы является постановка и предъявление детской театрально – музыкальной композиции.
В процессе обучения используются следующие методы ведения музыкальных постановочных репетиций с детьми:
- игровой метод сценического действия (игра-драматизация, композиция спектакля, перевод в сценические действия).
- деятельностный метод (организация деятельности – специальные упражнения, поручения, распределение ролей, театральные тренинги, обсуждение ситуаций).
- метод упражнений.
Учебно-тематический план
Раздел | № | Темы занятий | Кол-во часов |
Актерское мастерство и сценическая речь | 1 | Развитие фантазии на основе реальных образов природы. Наблюдение ( движение облаков, воды, повадки животных и т.д.) | |
2 | Перевоплощение через пластические характеристики растительного мира и мира природных стихий: а) растения дышат, чувствуют, живут (этюды-превращения), б) передача состояний природы в движении «Я – ветер, облако, волна, арбуз, трава…», в) превращения рук (руки – трава, цветы, бабочки, собаки…) | ||
3 | Освоение окружающего пространства через формирование элементарных двигательных навыков и умений. | ||
4 | Развитие речевого аппарата: - работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (упражнения типа: «Точилка», «часики», «качели», «кружочки», «покусывание»… образы букв (на что похоже); | ||
Вокально-хоровые занятия | 1 | Детский голос и его развитие: -детский голосовой аппарат | |
2 | Певческие навыки: Певческие навыки певческая дикция: - ясность, разборчивость, правильность произношения текста в пении; | ||
Итого: |
Содержание программы
1 год обучения
Актерское мастерство и сценическая речь.
Тема. Развитие фантазии на основе реальных образов природы.
Творческая деятельность, направленная на овладение навыками актерской игры, получение представления об образе.
Тема. Перевоплощение.
Развитие умения работать с воображаемыми предметами, владеть своим телом, «перевоплощаться», верить в предлагаемые обстоятельства.
Тема. Освоение окружающего пространства.
Сценическое движение. Развитие быстрой эмоциональной реакции на происходящее действие.
Тема. Развитие речевого аппарата.
Формирование техники сценической речи. Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика и упражнения.
Тема. Музыкально-ритмические навыки.
Музыкально-ритмические упражнения, позволяющие ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями партнеров.
Тема. Постановка театрализованной композиции «Волшебная шишка»
Тема. Постановка музыкально - театрализованной композиции «Задержать весну»
Тема. Постановка «Сказочный лентяй»
Тема. Постановка «Репортаж из нашей школы»
Вокально-хоровые занятия.
Тема. Детский голос и его развитие.
Детский голосовой аппарат. Смыкание голосовых связок. Охрана детского голоса.
Тема. Певческие навыки.
Выразительное вокальное исполнение партий героев, чистота интонирования, хорошая дикция, эмоциональная подача певческого текста.
Тема. Подготовка песенного репертуара.
- «Наши милые учителя»
- «Ты моя»
- «Замела метелица город мой»
- «Я сегодня увидала, что на улице весна»
- «Последний звонок»
- «Главный праздник»
Условия реализации данной учебной программы:
-наличие помещения для организации школьного театрально - музыкального кружка, в котором проводятся учебные занятия, проходят репетиции и постановка театральных композиций.
-изготовление декораций и костюмов.
-наличие музыкальных инструментов, звукового оборудования, видео-аудио - фото - аппаратуры.
Список литературы для педагога
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
- Ершова А.П. О всеобщей доступности театрально-исполнительской деятельности школьников// Режиссер работает в школе. – М.,1991.
- Коренева Т.Ф. В мире музыкальной драматургии. – М., 1996.
- Маркидонов С.А. Постановка детского музыкального спектакля в школе. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 1998.
- Маркидонов С.А. Методика музыкально-театральной работы. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа « РИТМИКА» художественной направленности 1 года обучения для детей младшего школьного возраста
Ритмика - это передача музыки через движения, выполнение простых танцевальных движений под музыку. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребят....
Дополнительная общеразвивающая программа научно - познавательной направленности « Азбука содержания домашних животных»
Актуальность. Ведения этого курса связана с проблемой детского творчества на фоне обостряющихся противоречий между деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Хотелось творческую деятел...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
Содержание 1. Пояснительная записка2. Учебный план3. Содержание изучаемых курсов4. Организационно-педагогическое обеспечение программы5. Оценочные материалы...
Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...
Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...
Дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука здоровья» является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствует познавательному и эмоциональном...
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)
Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...