Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
рабочая программа
Дополнительна общеобразовательная программа художественно-эстетического направления «Театр-студия «Мир фантазий» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение
учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1"
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Заместитель директора по ВР на заседании педагогического совета
_____И.В.Куприяшина _________Р.В.Минханова Протокол от «28» августа 2017 г. №1
Протокол от «28» августа «28» августа Приказ от «30» августа 2017 г.№327
2017.№1 Директор_________Л.Б.Козловская
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
художественно-эстетического направления
«Театр-студия «Мир фантазий»
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
II отделения (вариант 2.2)
1 «А», 2 «А», 3 «А» классов
срок реализации 1 год
Герасимовой Елены Александровны
педагога-организатора
2017-2018 учебный год
г. Нижневартовск
1. Пояснительная записка
Процесс творческой работы в театральной студии является фактором интеллектуального и физического развития школьников. Дети младшего школьного возраста особенно нуждаются в поддержке эмоционального здоровья, так как для них это период достаточно сложный – учеба в школе является ведущей деятельностью и период адаптации проходит для многих детей непросто. Любимые занятия в часы досуга помогают школьнику 7-8 лет найти способ выхода из стресса, мелких беспокойств. Ценностью творческой деятельности в театральном коллективе являются ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты, которые помогают детям реализовать творческие способности.
Дополнительная общеобразовательная программа реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Программа учебной дисциплины «Шахматы » составлена на основе нормативно — правовой и учебно-методической базы:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016 № 359-ФЗ),
• Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
• Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы";
• Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015 № 1576) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785);
• СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N26);
• Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 1А, 1Б, 2А, 3А, 4А классов (вариант 2.2), в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. «Шахматы в школе» 1-ый год обучения: М., «Просвещение», 2017 (Приказ Минобрнауки № 38 от 26.01.2016 г. в ФП № 33-0163-02)
• Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. 1-ый год обучения. – Москва: Просвещение, - 2017.
• Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений». – Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. – 40 с.
Цель: Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.
Задачи:
- познакомить с театром как видом искусства;
-через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от
излишних психологических зажимов и комплексов;
-через упражнения из области актёрского мастерства научить
концентрировать внимание, управлять фантазией;
-дать понятие о технике сцены, об оформлении сцены, о нормах
поведения на сцене и в зрительном зале, об этюде, о сценарии;
-через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории
развивать логическое мышление, способность выстраивания
событийного ряда, способность определять мораль, основную мысль и
сверхзадачу произведения, способность моментальной реакции на
предлагаемые обстоятельства;
-через постановочную работу развить чувство ответственности,
коммуникабельность, дисциплинированность, организаторские
способности, умение преподнести и обосновать свою мысль,
художественный вкус, трудолюбие, активность.
Основные формы организации образовательного процесса:
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы учащихся. Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учеников. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
В связи с особенными образовательными и воспитательными потребностями школьников рекомендуется проводить групповую работу путем создания пар или подгрупп (с учетом их возраста и опыта работы в кружке). Индивидуальная форма предусматривает самостоятельную работу обучающихся. В последнем случае предполагается оказание педагогической поддержки школьнику, что позволяет, не уменьшая его активности, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (включает в себя знакомство с теоретическими основами, а также комплексы упражнений и игр для усвоения и закрепления теоретического материала), творческое занятие (этюды, миниатюры, пантомимы, построение мизансцены и т.д.), практическое занятие под руководством педагога по закреплению полученных на занятиях навыков (например, артикуляционная гимнастика и т.д.).
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального характера. Это учащиеся с особыми образовательными нуждами. Поэтому воспитание, обучение и развитие таких детей является в настоящее время важнейшей социально - педагогической проблемой.
Дети с нарушением слуха более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники. Такие дети нуждаются в помощи педагога, который бы принимал искренние участие в их судьбе.
Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора.
Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природо - сообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания. Игровые театральные технологии, активно проникающие в образовательный процесс, - мощный двигатель, который может сдвинуть творческий процесс в учебных заведениях. В этом выражается потребность времени: найти комплексный, достаточно универсальный, учитывающий новейшие разработки и основанный на естественных природных качествах человека, путь всестороннего гармоничного развития, обучения, воспитания личности.
Большую роль в активизации мышления и познавательного интереса играют занятия в театральных кружках, театральных студиях. Данный вид деятельности пробуждает фантазию и воображение, учит детей сочувствию и сопереживанию, способствует овладению навыками общения и коллективного творчества.
Проблема образования и воспитания школьников средствами театрального искусства актуальна для общеобразовательных и коррекционных школ. Ее недостаточное освещение в социальной, психолого-педагогической и методической литературе, позволяют нам рассматривать в работе кружковую театральную деятельность учащихся в школе не только традиционно, как самостоятельный раздел художественного воспитания детей, но и как действенное синтетическое средство развития их творческих и коммуникативных способностей. Вместе с тем многие вопросы возможностей театральной деятельности в социально-культурном развитии учащихся не разработаны, что и определило выбор темы нашей программы.
Одним из воплощений комплексного подхода, на мой взгляд, является разработка программы, направленной на развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся, реализуемая в частности на занятиях в театральном кружке.
Принципы, лежащие в основе Образовательной программы «Мир фантазий!»:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих заданий).
Ведущий методический прием – метод художественной импровизации.
Формы организации деятельности на занятии:
просмотр видеоматериалов, двигательная и танцевальная разминки, сюжетно-игровые и конкурсные программы, театральные постановки.
Описание места программы «Мир фантазий» в учебном плане внеурочной деятельности.
Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания в ней ребёнка в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего процессов.
Рабочая программа организуется во внеурочной деятельности и рассчитана на слабослышащих и позднооглохших обучающихся 1 «А» , 2 «А», 3 «А» классов (вариант 2.2), в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Занятия проводятся во второй половине дня по 40 минут.
Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 7-13 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня по 40 минут. Место проведения занятий – учебный кабинет.
Срок освоения программы: 1 год.
Объем программы и режим занятий.
1 «А» | ПОЛУГОДИЕ | КОЛЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ | ЧИСЛО ГРУПП | КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В НЕД. | КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ ВПОЛУГОДИЕ |
I | 4 | 1 | 2 | 32 | |
II | 34 | ||||
2 «А» | ПОЛУГОДИЕ | КОЛЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ | ЧИСЛО ГРУПП | КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В НЕД. | КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ ВПОЛУГОДИЕ |
I | 6 | 1 | 2 | 31 | |
II | 37 | ||||
3 «А» | ПОЛУГОДИЕ | КОЛЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ | ЧИСЛО ГРУПП | КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В НЕД. | КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ ВПОЛУГОДИЕ |
I | 3 | 1 | 1 | 17 | |
II | 17 |
III. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
К концу года занятий ребёнок
Знает
- Что такое театр
- Чем отличается театральная деятельность от других видов искусства
- С чего зародился театр
- Какие существуют виды театральной деятельности
- Кто создаёт театральные постановки
Имеет понятия
- Об элементарных видах театрального исполнения
- О театральной деятельности
- О нормах поведения на сцене и зрительном зале
Умеет
- Выражать своё отношение к явлениям в жизни и на сцене
- Образно мыслить
- Концертировать внимание
- Ощущать себя в музыкальном пространстве
Приобретает навыки
- Общение с партнёром (одноклассники)
- Элементарного актёрского мастерства
- Коллективного творчества
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы.
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
личностных результатов:
- умение различать основные нравственно-этические понятия. оценивать свои и чужие поступки.
- анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих.
- уметь строить свои взаимоотношения со сверстниками.
- понимать свои достижения, ответственность, причины неудач.
- проявлять самостоятельность, инициативу
- иметь целостный, социально - ориентированный взгляд на мир.
- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- проявлять интерес к игре в шахматы.
Метапредметные результаты освоения Программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура содержание);
овладение способом поиска необходимой информации, ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура);
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия;
овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- группировать, классифици-вать предметы, на основе существенныхных признаков, по заданным
критериям.
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания.
- Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий
- устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии
- Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
- формировать умения организовывать свое рабочее место под руководством педагога.
- уметь осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом)
- овладеть умением в сотрудничестве с педагогом определять последовательность изучения материала, овладеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
- овладеть умением определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрированный ряд.
- осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации
Формы и средства контроля
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся является; овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованных представлениях, сценок из жизни школы.
IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов 1 «А» | Кол-во часов 2 «А» | Кол-во часов 3 «А» |
1. | Основы театральной культуры | 16 | 16 | 9 |
2. | Театральная игра | 21 | 21 | 9 |
3. | Сценическая речь | 13 | 14 | 7 |
4. | Ритмопластика | 16 | 14 | 9 |
Итого | 66 | 68 | 34 |
Занятия в театральном кружке ведутся по программе, включающей четыре раздела:
Основы театральной культуры - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя.
Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.
Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Сценическая речь - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры.
Распределение программного материала
1 «А» класс
2 «А» класс
№ | Кол-во занятий | Тема | Содержание занятий | |||
Основы театральной культуры | ||||||
1 2 | 2 | «Здравствуй театр » |
| |||
3 4 | 2 | «Закулисье» | Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Игра «Угадай, кто я»? Беседа, просмотр видео ролика. Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. | |||
5 6 | 2 | «Как вести себя в театре» | Знакомство с правилами поведения в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр». Разъяснение выражения: «зрительская культура», «театр начинается с вешалки» Игры на расширение интереса детей к активному участию в театральных постановках. Чтение стихов, беседа, просмотр видео-роликов. Знакомство с понятиями «этика» и «этикет».Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. Игра «Что можно взять с собой в театр?» | |||
7 8 | 2 | «Профессия-актер» | Знакомство с профессий актера. Просмотр презентации. Творческие задания:
| |||
9 10 | 2 | «Сценическое действие» | Знакомство с элементами актерского мастерства как элементами сценического действия. Основные принципы Внимание - закон сценического действия Воображение - основа действия. образ (внешний и внутренний.) Сценическая задача (движение-действие) взаимодействие и общение. | |||
11 12 | 2 | «Мы режиссеры» | Знакомство с профессией режиссер, ее спецификой. Просмотр презентации, документального фильма о работе режиссера. Игры на сплочение и согласованное выполнение действий. Воспитание чувство коллективного творчества. Оценка и анализ выбранных ролей. | |||
13 14 | 2 | «В мире музыки». | Знакомство с жанрами музыкального театра (опера, мюзикл). Просмотр отрывка из оперы, мюзикла. Рассматривание фотографий оперного театра, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. | |||
15 16 17 | 3 | «В гостях у сказки» |
| |||
Театральная игра | ||||||
18 19 20 21 | 4 | «Мы актеры» | Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. | |||
22 23 24 25 | 4 | Театр пантомимы. «Что это за герой сказки?» | Упражнять детей без слов средствами мимики и жестов показывать героев сказок, их характерные черты. Расширять знакомство с понятием «Пантомимика». – пластический этюд – театрализованная игра «Что за герой?» Чтение по ролям сказки «Мешок яблок». Характеристика героев. Упражнения «Отгадай героев», «Волшебный кубик» | |||
26 27 28 29 | 4 | «Рисуем сказку» | Создание атрибутов к сказке «Мешок яблок». Побуждать к совместной работе детей, Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.
| |||
30 31 32 | 3 | «Веселые игры» | «Веселые игры в стране «Театралии»». Игровые задания: «Путешествие», «Волшебный сон», «Сказка» и другие. Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство. Подготовка к выступлению на Новый год. | |||
ИТОГО ЗА I КВАРТАЛ: 32 ЧАСА | ||||||
1 2 3 4 5 6 | 6 | «Выразительные средства актера» | Активизировать использование в речи детей понятий мимика и жест. Развивать умение согласованно действовать в коллективе, воспитывать уверенность в своих возможностях. – театральная игра «Кто в гости пришел?» – показ и обсуждение – и/у «Улыбаемся, удивляемся» – и/у «Подбери героя сказки к схеме» – музыкальная игра – пластические этюды по героям сказки «Мешок яблок» | |||
Сценическая речь | ||||||
7 8 9 10 11 12 | 6 | «Дикция. «Артикуляционная гимнастика» | Знать определение понятия «дикция», о ее значение в речи; иметь представление об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром); знать виды упражнений актикуляционной гимнастики и правила последовательности выполнения упражнений; уметь выполнять артикуляционную гимнастику; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию. применять практически творческую фантазию; уметь сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; – чистоговорки – и/у «Расскажи стихотворение с разными эмоциями» – разминка (артикуляционная гимнастика, скороговорка, мимическая гимнастика, пальчиковая игра) – театральная игра «Узнай героя» – обыгрывание диалога «Ворона и заяц» | |||
13 14 15 16 | 4 | «Работа над дикцией» | Игры «Подбери рифму», «Сочини сказку». Уметь выражать интонацию, строить логически связную образную речь; применять практически творческую фантазию; уметь сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; Чтение стихов по желанию обучающихся. | |||
17 18 19 20 | 4 | «Работа со словом и умением мыслить нестандартно» | Знать технику работы со словом; уметь применять нестандартное мышление на практике; пополнить словарный запас, образный строй речи. уметь сочинить сюжет сказки; находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. Игра «Новый характер у старой сказки» | |||
Ритмопластика и актерская грамота. | ||||||
21 22 23 24 | 4 | «Ритмопластика». | Понятие «ритмопластика». Совершенствование осанки и походки Движение как средство выразительности и его особенности. Тренировка ритмичности движений. Знать определение понятия «ритмопластика»; понять особенности движения как средства выразительности; Уметь красиво двигаться на сцене, владеть своим телом, передавать с помощью движений различные чувства; | |||
25 26 27 28 | 4 | "Импровизация" | Создание музыкально-пластической композиции на основе накопленного опыта. С включением индивидуальных творческих особенностей каждого ребенка. | |||
29 30 31 32 | 4 | «Воображение» | Понятие о воображении. «в маске». Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени». Знать определение понятия «воображение», о видах воображения: активное и творческое воображение; Уметь оправдывать свое поведение на сцене той или иной нафантазированной причиной; Уметь изменять ритм действий в зависимости от изменения обстоятельств; Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке; Строить диалог с партнером на заданную тему. | |||
33 34 35 36 | 4 | «Наш любимый театр» | Постановочная деятельность. Подготовка к выступлению. Отработка ролей. Выступление. Подведение итогов работы за год, обмен мнениями и предложениями о работе на следующий год. | |||
ИТОГО ЗА КВАРТАЛ: 36 ЧАСОВ | ||||||
ИТОГО ЗА ГОД: 68 ЧАСОВ |
3 «А» класс
№ | Кол-во занятий | Тема | Содержание занятий | ||
Основы театральной культуры | |||||
1 | 1 | «Здравствуй театр » |
| ||
2 | 1 | «Закулисье» | Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Игра «Угадай, кто я»? Беседа, просмотр видео ролика. Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. | ||
3 | 1 | «Как вести себя в театре» | Знакомство с правилами поведения в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр». Разъяснение выражения: «зрительская культура», «театр начинается с вешалки» Игры на расширение интереса детей к активному участию в театральных постановках. Чтение стихов, беседа, просмотр видео-роликов. Знакомство с понятиями «этика» и «этикет».Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. Игра «Что можно взять с собой в театр?» | ||
4 | 1 | «Профессия-актер» | Знакомство с профессий актера. Просмотр презентации. Творческие задания:
| ||
5 | 1 | «Сценическое действие» | Знакомство с элементами актерского мастерства как элементами сценического действия. Основные принципы Внимание - закон сценического действия Воображение - основа действия. образ (внешний и внутренний.) Сценическая задача (движение-действие) взаимодействие и общение. | ||
6 | 1 | «Мы режиссеры» | Знакомство с профессией режиссер, ее спецификой. Просмотр презентации, документального фильма о работе режиссера. Игры на сплочение и согласованное выполнение действий. Воспитание чувство коллективного творчества. Оценка и анализ выбранных ролей. | ||
7 | 1 | «В мире музыки». | Знакомство с жанрами музыкального театра (опера, мюзикл). Просмотр отрывка из оперы, мюзикла. Рассматривание фотографий оперного театра, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. | ||
8 9 | 2 | «В гостях у сказки»
|
| ||
Театральная игра | |||||
10 11 | 2 | «Мы актеры» | Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. | ||
12 13 | 2 | Театр пантомимы. «Что это за герой сказки?» | Упражнять детей без слов средствами мимики и жестов показывать героев сказок, их характерные черты. Расширять знакомство с понятием «Пантомимика». – пластический этюд – театрализованная игра «Что за герой?» Чтение по ролям сказки «Мешок яблок». Характеристика героев. Упражнения «Отгадай героев», «Волшебный кубик» | ||
14 | 1 |
«Рисуем сказку»
| Создание атрибутов к сказке «Мешок яблок». Побуждать к совместной работе детей, Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.
| ||
15 16 | 2 | «Веселые игры» | «Веселые игры в стране «Театралии»». Игровые задания: «Путешествие», «Волшебный сон», «Сказка» и другие. Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство. Подготовка к выступлению на Новый год. | ||
ИТОГО ЗА I КВАРТАЛ: 16 ЧАСОВ | |||||
17 18 | 2 | «Выразительные средства актера» | Активизировать использование в речи детей понятий мимика и жест. Развивать умение согласованно действовать в коллективе, воспитывать уверенность в своих возможностях. – театральная игра «Кто в гости пришел?» – показ и обсуждение – и/у «Улыбаемся, удивляемся» – и/у «Подбери героя сказки к схеме» – музыкальная игра – пластические этюды по героям сказки «Мешок яблок» | ||
Сценическая речь | |||||
19 20 | 2 | «Дикция. Артикуляционная гимнастика» | Знать определение понятия «дикция», о ее значение в речи; иметь представление об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром); знать виды упражнений актикуляционной гимнастики и правила последовательности выполнения упражнений; уметь выполнять артикуляционную гимнастику; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию. применять практически творческую фантазию; уметь сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; – чистоговорки – и/у «Расскажи стихотворение с разными эмоциями» – разминка (артикуляционная гимнастика, скороговорка, мимическая гимнастика, пальчиковая игра) – театральная игра «Узнай героя» – обыгрывание диалога «Ворона и заяц» | ||
21 22 | 2 | «Работа над дикцией» | Игры «Подбери рифму», «Сочини сказку». Уметь выражать интонацию, строить логически связную образную речь; применять практически творческую фантазию; уметь сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; Чтение стихов по желанию обучающихся. | ||
23 24 25 | 3 | «Работа со словом и умением мыслить нестандартно» | Знать технику работы со словом; уметь применять нестандартное мышление на практике; пополнить словарный запас, образный строй речи. уметь сочинить сюжет сказки; находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. Игра «Новый характер у старой сказки» | ||
Ритмопластика и актерская грамота. | |||||
26 27 28 | 3 | «Ритмопластика». | Понятие «ритмопластика». Совершенствование осанки и походки Движение как средство выразительности и его особенности. Тренировка ритмичности движений. Знать определение понятия «ритмопластика»; понять особенности движения как средства выразительности; Уметь красиво двигаться на сцене, владеть своим телом, передавать с помощью движений различные чувства; | ||
29 30 | 2 | "Импровизация" | Создание музыкально-пластической композиции на основе накопленного опыта. С включением индивидуальных творческих особенностей каждого ребенка. | ||
31 32 | 2 | «Воображение» | Понятие о воображении. «в маске». Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени». Знать определение понятия «воображение», о видах воображения: активное и творческое воображение; Уметь оправдывать свое поведение на сцене той или иной нафантазированной причиной; Уметь изменять ритм действий в зависимости от изменения обстоятельств; Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке; Строить диалог с партнером на заданную тему. | ||
33 34 | 2 | «Наш любимый театр» | Постановочная деятельность. Подготовка к выступлению. Отработка ролей. Выступление. Подведение итогов работы за год, обмен мнениями и предложениями о работе на следующий год. | ||
ИТОГО ЗА КВАРТАЛ: 18 ЧАСОВ | |||||
ИТОГО ЗА ГОД: 34 ЧАСА |
V. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
-упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания;
- групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов;
- карточки с заданиями, раздаточный материал «Эмоции», «Сказочные фанты», «Воспитываем сказкой», «В мире сказок» и т.д;
-игры-презентации, записи мюзиклов, мультфильмов, спектаклей;
- карточки и презентации для проведения речевых разминок, артикуляционной гимнастики;
- различные виды кукольных театров, атрибуты для проигрывания сюжетов и т.д.
VI. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. «Уроки сказок». Программа занятий по творческому развитию детей. Ростов-на-Дону, 2009.
2. М. Кипнис «Драмотерапия», М., «Ось-89», 2002.
3. В. И. Немирович-Данченко «Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877-1942», М. ВТО 1980.
4. С. В. Клубков «Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг». М. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001.
5. Сборник «Театр, где играют дети». М. «Владос» 2001.
6. Греф А. Театр кукол. М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» №3 2003.
7. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматиза-циям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М. 1992.
8. Учебно-методическое пособие для рук-лей детских театральных коллективов, под ред. А.Б. Никитиной, М..,2001 год
9. Программа четырехлетнего курса обучения подростков в театральных классах и школьных студиях, Москва «Просвещение» ,1995 год
10. Ершов П. М. Технология актерского искусства.—- 2-е изд.—М.: РОУ, 1992.
11. Ершова А. П., Букатов В. М. Актерская грамота — подросткам.— М., 1994.
12. Ершова А. П., Б у к а т о в В. М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы.— М.: АКМЭ, 1995.
13. Татр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей театральных коллективов. Под ред. А.Б. Никитиной. – Москва, 2001.
14. Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М., 2007.
15. Ершова А. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1990.
16. Колчеев Ю., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.
17. Козлянинова И. Сценическая речь. – М., 1995.
18. Кутенкова А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации. (1-9 классы). Волгоград.: Учитель – 2009.
19. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Волгоград.: Учитель – 2009.
20. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Волгоград.: Учитель – 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».
Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина»
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина» (керамика). 72 часа, 4 года, возраст учащихся 7-11 лет....
Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир оригами"
Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир оригами"...
Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир бисероплетения"
Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир бисероплетения"...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности
Дополнительная общеразвивающая программа "Театральная студия "Карусель" имеет художественно - эстетическую направленность, направлена на развитие эстетических и творческих способн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно–эстетической, общекультурной направленности «Кукольный театр «Галерка»
Данная программа «Кукольный театр «Галерка» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школь...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Радуга красок"
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность...