Рабочая программа дополнительного образования художественного направления «Кружок керамики»
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа расчитана на реализацию в условиях общеобразовательного учреждения с условием наличия необходимого оборудования и расходных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_keramiki_rozovyy_slon.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новобытовская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Новобытовской СОШ
________________________А.М.Лысенко
Приказ N 289 от 01.09.2019г.
М.П.
Рабочая программа
дополнительного образования
художественного направления
«Кружок керамики «Розовый слон»
Срок реализации: 1 год
Возрастная категория: 4 классы
Составитель: Ключникова М.А.,
Учитель начальных классов
б/к
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Керамика» переработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта начального общего и основного общего образования и включает в себя:
• Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
• Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
• Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Программа «Керамика» посвящена сохранению и развитию этого вида народного творчества.
Направленность программы – художественная.
Срок реализации – 1 год.
Новизна программы состоит в том, что при разработке программы широко использованы работы с керамикой не только при помощи ручной лепки, но и на гончарном круге.
Программа дополняет и расширяет знания и умения обучающихся, полученные ими на уроках технологии.
В процессе реализации программы осуществляется системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса.
Актуальность программы определена развитием мотивации обучающихся к изготовлению глиняных изделий, эстетическим воспитанием детей, пониманием красоты и изящества.
Изготовление изделий из глины развивает мелкую моторику детей, закрепляет познавательный интерес, способствует развитию творческого мышления и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, выбирать, анализировать.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям детей и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Творческие работы, проектная деятельность детей основаны на их природной любознательности, которую и следует поддерживать, развивать и направлять.
Программа для детей старшего, младшего и среднего школьного возраста рассчитана на 1 год с количеством занятий 4 часа в неделю 144 часа. Продолжительность каждого занятия 60 минут. Основной единицей учебного процесса является учебное занятие, которое может быть проведено в форме игры, путешествия, беседы и др.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Керамика - самый древний свидетель мировых цивилизаций. В исследовании истории развития материальной культуры именно керамике принадлежит одна из ведущих ролей в определении основных этнографических признаков связей времен и народов. Научные обобщения и систематизация, обзор керамических форм, декора, функций позволяют проследить этапы, время, уровни развития быта народов в результате активного взаимодействия племен и этнографических общностей. Ещё неолитические стоянки древних людей оставили толстостенные глиняные черепки со следами декорирования.
Глина настолько прочно вошла в нашу жизнь, как замечательный строительный и декоративный материал, что ей нет конкурентов.
Пять тысяч лет тому назад в Месопотамии была изобретена письменность, а первой бумагой служили глиняные таблички. Они стали страницами самых первых книг. Одни таблички после выполнения записей лишь хорошо просушивались на солнце, а наиболее ценные обжигались.
Люди с незапамятных времён лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду и культовую скульптуру. Обожжённая в костре глина была первым в истории человечества искусственным материалом, который получил впоследствии название керамика. С развитием техники, отформованные и высушенные глиняные изделия, стали обжигаться не в кострах, а в специальных печках-горнах. На Руси само слово «гончар» произошло от названия обжиговых печей. В старину мастеров, работающих с глиной, называли «гоРнчарами», но со временем буква «р», затруднявшая произношение, была утрачена.
Керамические изделия - самые распространенные находки археологов. Ведь в отличие от дерева глина не гниёт и не горит, не окисляется подобно металлу. Многие глиняные изделия дошли до нас в первозданном виде.
Цель программы:
- воспитать интерес к народному творчеству, вовлечь учащихся в творческую деятельность, привить первоначальные навыки в освоении гончарного ремесла.
Задачи:
- учить обучающихся понимать и любить искусство керамики;
- познакомить с основными свойствами и особенностями природной глины;
- дать общие понятия основ технологии керамического производства;
- познакомить обучающихся с изготовлением глиняной игрушки и посуды;
- дать первоначальные сведения о русской народной посуде и помочь усвоить понятия «декоративность» и «народность».
СРОК РЕАЛИЗАЦИ
2019-2020 учебный год.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Два раза в неделю по 2 часа.
У обучающихся будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
У обучающихся могут быть сформированы:
- внутренняя позиция на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженная познавательная мотивация;
- устойчивый интерес к новым способам познания.
1. Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Учащиеся получат возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
3. Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Учащиеся имеют возможность научиться:
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и интернет ресурсы;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- устанавливать причинно-следственные связи.
2. Коммуникативные УУД
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Обучающийся научится:
- подготавливать глиняную массу для работы
- самостоятельно изготавливать изделия из глины при помощи технологических карт различными способами;
- использовать справочные материалы;
- уметь осуществлять отбор необходимого материала при работе над изделием;
- понимать рисунки, эскизы, определять размеры;
- знать названия, правила пользования инструментами и приспособлениями для обработки глины;
- самостоятельно выполнять изделия по образцу, рисунку, эскизу.
ФОРМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЯ
- Для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы следующие виды контроля:
- Работа по образцу (сравнение с образцом);
- Участие в творческих конкурсах различного уровня;
- Работа над проектом и защита;
- Сообщения и мини-доклады;
- Диагностика умений и навыков в начале, середине, конце учебного года;
- Мини-выставки по пройденным темам.
- Итоговая выставка ОУ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
144 часа (4 часа в неделю)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел 1. Введение в предмет | ||||
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. | Особенности народного искусства и художественных промыслов России. Копирование. | 4 | 2 | 2 |
3. | Основы материаловедения по керамике. Основные свойства глины. | 2 | 1 | 1 |
4 | Технология керамического производства. Приготовление массы, процесс изготовления изделий из керамики. | 4 | 1 | 3 |
Раздел 2.Техники изготовления изделий из керамики. | ||||
5 | Набор и раскатка пласта вручную. | 10 | 1 | 9 |
6 | Лепка изделий в технике жгута вручную. | 16 | 2 | 14 |
7 | Разработка композиций в круге, квадрате. Керамическое панно. | 16 | 2 | 14 |
Раздел 3. Декорирование изделий из керамики. | ||||
8 | Декорирование керамики. Методы и приемы. | 16 | 2 | 14 |
9 | Обучение навыкам работы с кистью | 16 | 2 | 14 |
10 | Растительные и геометрические орнаменты в керамике | 8 | 2 | 6 |
11 | Обработка изделий в русской народной технике. Лощение. Молочение. | 8 | 2 | 6 |
Раздел 4. Работа на гончарном круге. | ||||
12 | Вводное занятие. Инструктаж на рабочем месте. | 2 | 2 | |
13 | Формование изделий на гончарном круге. Центровка. | 8 | 1 | 7 |
14 | Центровка, формирование дна. | 8 | 1 | 7 |
15 | Поднятие стенок, изготовление цилиндра. | 8 | 1 | 7 |
16 | Формирование изделия из начальной формы (цилиндра). | 12 | 1 | 13 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Тема 1. Вводное занятие
Цели и задачи обучения. Правила внутреннего распорядка в мастерской. Инструменты и приспособления. Основное оборудование. Правила безопасности труда и личная гигиена. Организация рабочего места.
2.Тема 2. Особенности народного искусства и художественных промыслов России.
Беседа о народном искусстве, его основных видах (художественная керамика, резьба и роспись по дереву, металлу, резьба по кости, вышивание, узорное ткачество, лакированная миниатюра, обработка кожи, рога, камня и т.д.). Специфические особенности произведений народных мастеров.
3. Тема 3. Основы материаловедения по керамике. Основные свойства глины.
Глина - основной природный материал для изготовления керамических изделий. Основные свойства глины. Понятие о прочих сырьевых материалах, входящих в состав керамической массы. Практические занятия. Подготовка глиняной массы до готовности.
4. Тема 4. Технология керамического производства. Приготовление массы, процесс изготовления изделий из керамики.
Ознакомление с технологией керамического производства. Приготовление массы. Показ способов изготовления изделий: ручная и механическая (литьё). Практическое изготовление массы, оправка, сушка, декорирование, обжиг.
5. Тема 5. Набор и раскатка пласта вручную.
Освоение приёмов лепки руками изделий простых форм. Подготовка массы к формированию.
Набор и формирование пласта. Разглаживание и раскатка пласта. Практическая работа. Лепка тарелочек плоской формы.
6. Тема 6. Лепка изделий в технике жгута вручную.
Освоение приёмов лепки руками изделий простых форм. Подготовка массы к формированию. Объёмная лепка вручную и лепка в технике жгута.
Практическая работа. Лепка глиняных бус различной формы. Лепка вручную полых форм: горшок, кружка, ваза. Освоение спирального метода изготовления полых изделий. Творческая работа.
7. Тема 7. Разработка композиций в круге, квадрате. Керамическое панно.
Знакомство с изразцами. Разработка вариантов заданной композиции. Практическая работа. Выполнение самостоятельных несложных композиций, соблюдение масштаба, распределение элементов композиций. Разработка композиций на бумаге в круге, прямоугольнике, квадрате. Выполнение изразцов и пластин на заданную тему.
8.Тема 8. Декорирование керамики. Методы и приемы.
Основные виды декорирования художественных керамических изделий: ангобирование/грушей, оплеском, сплошным покрытием/ , подглазурные краски, глазурное покрытие.
Практическая работа. Обучение ангобированию по сырому фону.
9. Тема 9. Обучение навыкам работы с кистью.
Обучение навыкам владения кистью и отработка основных элементов росписи на бумаге.
Мазок как основной элемент кистевой росписи. Практическая работа. Последовательность нанесения мазков, моделирование форм цветка. Растительные мотивы росписи и их разнообразие. Копирование изделий и составление композиций.
10. Тема 10. Растительные и геометрические орнаменты в керамике.
Основные понятия об орнаменте. Его особенности в керамике. Орнаментальный строй. Растительный и геометрический орнаменты. Демонстрация различных орнаментов на образцах изделий художественных промыслов /вышивка, дерево, керамика/. Символика в орнаментах. Отражение языческих верований в простейших символах на примере росписи каргопольской игрушки.
Практическая работа. Составление тисненых орнаментов на заготовках по сырому фону.
11. Тема 11. Обработка изделий в русской народной технике. Лощение. Молочение.
Особенности изготовления древней русской посуды, Основные понятия о технике лощения и молочения. Практическая работа: лощение необожженного изделия по сырому черепку. Молочение готовых изделий.
12. Тема 12. Работа на гончарном круге. Вводный инструктаж, инструктаж на рабочем месте.
Основное оборудование. Правила безопасности во время работы за гончарным кругом и личная гигиена. Организация рабочего места. Способы и методы уборки и поддержания рабочего места в чистоте.
13. Тема 13. Формование изделий на гончарном круге. Центровка.
Обучения навыкам центровке массы на гончарном круге. Приемы и методы подготовки кома. Центровка массы. Правильная постановка рук.
14. Тема 14. Центровка, формирование дна.
Закрепление навыков центровке кома на гончарном круге, формирование донышка изделия. Способы и методы разгонки дна. Правильная постановка рук.
15. Тема 15. Поднятие стенок, изготовление цилиндра.
Закрепление навыков центровке и разгонки дна изделия. Обучение подъему стенок изделия. Правильная постановка рук.
16. Тема 16. Формирование изделия из начальной формы (цилиндра).
Обучение методам и приемам формирования изделия на гончарном круге при помощи различного воздействия на стенки формы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 20019 - 2020 учебный год
№п/п №п/т | Раздел Тема | Всего часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Раздел 1. Введение в предмет. (16 часов) | 12 |
|
|
| Вводное занятие. | 2 |
|
|
| Особенности народного искусства и художественных промыслов России. Копирование. | 2 | ||
Особенности народного искусства и художественных промыслов России. Копирование. | 2 | |||
Основы материаловедения по керамике. Основные свойства глины. | 2 | |||
Технология керамического производства. Приготовление массы, процесс изготовления изделий из керамики. | 2 | |||
Технология керамического производства. Приготовление массы, процесс изготовления изделий из керамики. | 2 | |||
Раздел 2. Техники изготовления изделий из керамики. | 42 | |||
Набор и раскатка пласта вручную. | 2 | |||
Набор и раскатка пласта вручную. | 2 | |||
Набор и раскатка пласта вручную. | 2 | |||
Набор и раскатка пласта вручную. | 2 | |||
Набор и раскатка пласта вручную. | 2 | |||
Лепка изделий в технике жгута вручную | 2 | |||
Лепка изделий в технике жгута вручную | 2 | |||
Лепка изделий в технике жгута вручную | 2 | |||
Лепка изделий в технике жгута вручную | 2 | |||
Лепка изделий в технике жгута вручную | 2 | |||
Лепка изделий в технике жгута вручную | 2 | |||
Лепка изделий в технике жгута вручную | 2 | |||
Лепка изделий в технике жгута вручную | 2 | |||
Разработка композиций в круге, квадрате. Керамическое панно. | 2 | |||
Разработка композиций в круге, квадрате. Керамическое панно. | 2 | |||
Разработка композиций в круге, квадрате. Керамическое панно. | 2 | |||
Разработка композиций в круге, квадрате. Керамическое панно. | 2 | |||
Разработка композиций в круге, квадрате. Керамическое панно. | 2 | |||
Разработка композиций в круге, квадрате. Керамическое панно. | 2 | |||
Разработка композиций в круге, квадрате. Керамическое панно. | 2 | |||
Разработка композиций в круге, квадрате. Керамическое панно. | 2 | |||
Раздел 3. Декорирование изделий из керамики | 48 | |||
Декорирование керамики. Методы и приемы. | 2 | |||
Декорирование керамики. Методы и приемы. | 2 | |||
Декорирование керамики. Методы и приемы. | 2 | |||
Декорирование керамики. Методы и приемы. | 2 | |||
Декорирование керамики. Методы и приемы. | 2 | |||
Декорирование керамики. Методы и приемы. | 2 | |||
Декорирование керамики. Методы и приемы. | 2 | |||
Декорирование керамики. Методы и приемы. | 2 | |||
Обучение навыкам работы с кистью | 2 | |||
Обучение навыкам работы с кистью | 2 | |||
Обучение навыкам работы с кистью | 2 | |||
Обучение навыкам работы с кистью | 2 | |||
Обучение навыкам работы с кистью | 2 | |||
Обучение навыкам работы с кистью | 2 | |||
Обучение навыкам работы с кистью | 2 | |||
Обучение навыкам работы с кистью | 2 | |||
Растительные и геометрические орнаменты в керамике | 2 | |||
Растительные и геометрические орнаменты в керамике | 2 | |||
Растительные и геометрические орнаменты в керамике | 2 | |||
Растительные и геометрические орнаменты в керамике | 2 | |||
Обработка изделий в русской народной технике. Лощение. Молочение. | 2 | |||
Обработка изделий в русской народной технике. Лощение. Молочение. | 2 | |||
Обработка изделий в русской народной технике. Лощение. Молочение. | 2 | |||
Обработка изделий в русской народной технике. Лощение. Молочение. | 2 | |||
Раздел 4. Работа на гончарном круге. | 42 | |||
Вводное занятие. Инструктаж на рабочем месте. | 2 | |||
Формование изделий на гончарном круге. Центровка. | 2 | |||
Формование изделий на гончарном круге. Центровка. | 2 | |||
Формование изделий на гончарном круге. Центровка. | 2 | |||
Формование изделий на гончарном круге. Центровка. | 2 | |||
Центровка, формирование дна. | 2 | |||
Центровка, формирование дна. | 2 | |||
Центровка, формирование дна. | 2 | |||
Центровка, формирование дна. | 2 | |||
Поднятие стенок, изготовление цилиндра. | 2 | |||
Поднятие стенок, изготовление цилиндра. | 2 | |||
Поднятие стенок, изготовление цилиндра. | 2 | |||
Поднятие стенок, изготовление цилиндра. | 2 | |||
Формирование изделия из начальной формы (цилиндра). | 2 | |||
Формирование изделия из начальной формы (цилиндра). | 2 | |||
Формирование изделия из начальной формы (цилиндра). | 2 | |||
Формирование изделия из начальной формы (цилиндра). | 2 | |||
Формирование изделия из начальной формы (цилиндра). | 2 | |||
Формирование изделия из начальной формы (цилиндра). | 2 | |||
Формирование изделия из начальной формы (цилиндра). | 2 | |||
Формирование изделия из начальной формы (цилиндра). | 2 | |||
Итого: | 144 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендуется: посещать музеи народного творчества, выставки изделий прикладного искусства; сравнивать с образцами народного творчества готовые работы; искать в интернет ресурсах работы народных мастеров; знакомиться с литературой, предложенной к прочтению.
Финансирование программы: бюджет
ЛИТЕРАТУРА
1. Федотов, Г.Я. Послушная глина / Г.Я. Федотов. – М.: Аст-пресс, 1997. – 144 с.
2. Чаварра, Х. Ручная лепка / Х. Чаварра. – М.: Аст. Астрель, 2006. – 63с.
3. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы России / П.И. Уткин. – М.: Советская Россия, 1984. – 229 с.
4. Буббико, Д. Керамика: техники, материалы, изделия / Д. Буббико, Х. Крусс. – М.: Никола-Пресс, 2006. – 128 с.
5. Бурдейный, М.А. Искусство керамики / М.А. Бурдейный. – М.: Профиздат, 2005. – 102 с.
6. Лельчук, А.М. Глина с характером / А.М. Лельчук. – СПб.: Речь, 2010. – 153 с.
7. Воробьёва, О.Я. Керамика как вид художественного творчества / О.Я. Воробьёва // Дополнительное образование. Декоративно-прикладное творчество. – Волгоград: Учитель, 2009. – 140 с.
8. Варцава, А.М. Художественная керамика. Программа дополнительного образования / А.М. Варцава. – Владимир: ВГПУ, 1993. – 35 с.
9. Ерлыкин, Л.А. Поделки своими руками / Л.А. Ерлыкин. – М.: ТРИЭН, 1997. – 192 с.
10. Интернет ресурсы.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания методического объединения учителей
_______________________________________________
От _______________________2019г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по организации ВВВР с детьми
____________________ ___ Н.И.Орлова
От ________________________2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Программа кружка «Родное слово». Направленность: художественно-эстетическая. Срок реализации: 3 года. Руководитель: Харасова Л. Ф. 2011-2014 уч. г....
Образовательная программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Кружок "Волшебная иголочка"
Образовательная программа разработана для организации кружка по вышивке ....
Образовательная программа дополнительного образования детей (художественное направление) «Мастерилка» (ручной труд)
Рабочая программа объединения «Мастерилка» для 1-4 класса создана с опорой на типовую программу Т. М. Геронимуса «Маленький мастер» Изд. М. «Просвещение» 2006 год, 2-е издание. Программа дополнительно...
Рабочая программа по художественному направлению внеурочной деятельности 4 класс.
Представлена рабочая программа в соответствии с ФГОС. Содержит все необхдимые компоненты, в том числе и календарно-тематическое планирование....
Программа дополнительного образования художественной направленности «Глиняная игрушка «Маленькие чудеса»» 2-11 класс
Программа кружка глиняной игрушки...
Рабочая программа по дополнительному образованию художественной направленности для подготовительной группы (хореография)
Рабочая программа по дополнительному образованию для подготовительной группы творческого объединения «Народный и современный танец» (для детей младшего школьного возраста) С...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спортивно – оздоровительного направления КРУЖОК «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ 3 КЛАССА НА 2019 / 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящ...