"Гуманистическая парадигма в развитии и модернизации образования"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
С одной стороны, существует необходимость модернизации начального общего образования в соответствии с полисубъектным подходом, с другой стороны наблюдается недостаточная разработанность методологической базы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podhody_v_obrazovanii_studentki_671m_gr_stavitskoy_anastasii.docx | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманистическая парадигма в развитии и модернизации образования
Большинство современных исследователей подчеркивают приоритет гуманистической парадигмы в развитии и модернизации образования на всех его ступенях. Отмечается преимущество инноваций, реально способствующих процессам эффективного педагогического взаимодействия и гуманизации. В связи с этим особую актуальность приобретает диалогическое направление или полисубъектный подход. Он составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Проблема полисубъектности в настоящее время выходит на одно из центральных мест в теоретико-прикладных психологических и педагогических исследованиях и становится одним из главных направлений в изучении психологических механизмов развития и саморазвития субъектов образовательной среды.
Изучением и разработкой положений полисубъектного подхода занимались такие ученые как М. М. Бахтин, В. С. Библер, Л. И. Воробьева, Г. С. Трофимова, Т. А. Флоренская и другие.
Положения полисубъектного подхода, активно разрабатываемые современными педагогами и психологами, могут быть продуктивно использованы в практике образования. С позиций этого подхода могут быть раскрыты новые возможности разработки педагогических технологий. Переосмысление того, что делает педагог, с новой точки зрения, как правило, помогает ему увидеть новые перспективы, новые возможности и новые стратегии своей деятельности. В настоящий момент отсутствует концепция, ориентированная на комплексное решение задач. В настоящее время продолжается активный поиск, направленный на превращение традиционного обучения в личностно-ориентированный процесс учения и самовоспитания в диалогическом взаимодействии.
Противоречие. С одной стороны, существует необходимость модернизации начального общего образования в соответствии с полисубъектным подходом, с другой стороны наблюдается недостаточная разработанность методологической базы
Проблема. Как реализовать полисубъектный подход в практике начального общего образования?
Тема – «Особенности организации образовательного процесса в контексте полисубъектного взаимодействия в современной начальной школе»
Цель исследования: разработать и апробировать программу по реализации полисубъектного подхода в начальном общем образовании.
Объект исследования: процесс взаимодействия между детьми, педагогом и родителями в рамках класса
Предмет исследования: реализация полисубъектного взаимодействия между детьми, педагогами и родителями
Гипотеза исследования: Для эффективной организации по реализации полиубъектного подхода в начальном общем образовании необходимы следующие условия:
* опора на нормативно – правовую основу (ФГОС НОО, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", Санитарные нормы и правила и другие документы);
* используемые методы, приемы, формы работы будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям;
* организация правильного педагогического взаимодействия педагогов и семьи.
Задачи:
* раскрыть понятия «полисубъектность», «полисубъектный подход»;
* определить значение и обозначить перспективы реализации полисубъектного подхода в образовании;
* изучить возможности процесса реализации полисубъектного подхода в начальном общем образовании;
* провести исследование среди педагогов, родителей и обучающихся;
* разработать организационно-педагогические условия и рекомендации по организации процесса реализации полисубъектного подхода.
Теоретико-методологической основой исследования выступают: системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий, Д. Б. Эльконин и др.), позволивший рассматривать субъектов процесса образования, как совокупность взаимосвязанных элементов; синергетический подход (И.Р. Пригожин, Г. Хакен и др.), в рамках которого нами будет рассмотрен каждый субъект образования, как самоорганизующаяся система; гуманитарный подход (М.К.Мамардашвили, К. Роджерс, Ю. Хабермас, М. Фуко и др.), основанный на участии, «втянутости», «включенности», «входе» субъекта деятельности в свое развитие и образование; концепция педагогики совместной деятельности (С. И. Поздеева, Г. Н. Прозументова и др.)
Методы исследования: теоретические (анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы); эмпирические (анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности, изучение документов); методы качественного и количественного анализа теоретического и экспериментального исследований (качественная и количественная оценка ответов респондентов, тестирование, методы математической статистики анализа результатов, табличное представление результатов, научно-методическая интерпретация результатов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования
Особенности развития познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования. Субъективизация - способ организации и осуществления учебной деятельности....
Активные методы обучения и воспитания ребёнка как залог успешной реализации программ модернизации образования
Статья об использовании активных методов обучения....
Статья "Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении"
Данная статья была составлена исходя из опыта работы учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова. В ней раскрывается сущность социализации, т.к. в процессе неё человек формируе...
ПЕДСОВЕТ ПО ТЕМЕ: «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка в сфере модернизации образования».
Теоретический материал к педсовету по теме "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка в сфере модернизации образования"...
РАЗВИТИЕ УУД В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Актуальность избранной темы заключается в том, что перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образован...
«Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях модернизации образования»
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развити...
Гуманистические концепции воспитания в начальном общем образовании
Статья посвящена гуманистическим концепциям образования детей младшего школьного возраста...