Статья "Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении"
презентация на тему
Данная статья была составлена исходя из опыта работы учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова. В ней раскрывается сущность социализации, т.к. в процессе неё человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Социальный компонентобразовательной программы включает в себя:
- сохранение здоровья
- толерантность
- навыки самоорганизации, самообладания
- проявление творчества и инициативы в реализации поставленной задачи
- общественно значимые действия
- оценка собственных и других действий с точки зрения общепринятых в обществе норм поведения.
Цель при работе с детьми – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
В данной статье описаны пути решения поставленных задач и способы их реализации учителями начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socilizaciya.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении» (Из опыта работы ШМО учителей начальных классов)
Руководитель ШМО учителей начальных классов
МАОУ «Гимназия № 1» г. Саратова А. Ж. Ершова
О каких учениках мечтает каждый учитель? Об умных, активных, жизнерадостных, открытых и честных, добрых и веселых. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми вне учебного времени, стремится к тому, чтобы они хоть на шаг продвинулись в своем совершенстве.
Одним из составляющих компонентов основной образовательной программы начального общего образования является социальный опыт, следовательно, развитие и становление личности предусматривает социализацию личности младшего школьника.
« Социализация рассматривается и как процесс и как результат»
(Л.В Мардакаев. Словарь по социальной педагогике.)
Сущность социализации состоит в том, что в процессе нее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Социальный компонент образовательной программы включает в себя:
- сохранение здоровья, безопасность,
-толерантность,
-навыки самоорганизации, самообладания,
- проявление творчества и инициативы в реализации поставленной задачи,
- общественно значимые действия,
- оценка собственных и других действий с точки зрения общепринятых в обществе норм поведения.
Какова же моя миссия как классного наставника? (Слайд)
Воспользовавшись шутливой аббревиатурой, считаю возможным так расшифровать слово « классный»:
К – качество
Л - личность
А- активность
С- сердечность
С- сотрудничество
Н- новации
ЫЙ - окончание, которого (в работе) нет!
А если серьезно, то успешной работа классного руководителя может быть только в тандеме учеников, учителей, всех работников школьного учреждения и, конечно же, родителей.
При работе с детьми по социализации учителя начальной школы поставили такую цель:
- создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
Каким образом мы решаем эту задачу?
Свою работу по социализации учителя начальной школы начинают с изучение семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений детей и родителей. В составлении социального паспорта класса включаем: типы семей, состав семьи, педагогический стиль.
При проведении анкетирования «Стили и методы воспитания в семье», выяснилось, что 61% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок, и только 39% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.
Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план воспитательной работы, используя разнообразные формы и методы.
Работа по социальному развитию проходит в :
- учебной деятельности ( интеллектуальные, ролевые игры, групповые чтения, обсуждения прочитанного и т.д.),
- во внеурочной деятельности ( посещение кружков и секций, участие в праздниках, акциях, классные часы, трудовая деятельность).
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка, формирование у учащихся первых классов умение ориентироваться в новой социальной среде.
Для создания условий более близкого знакомства детей и формирование знаний о школьных правилах были проведены во всех первых классах классные часы «Давайте познакомимся», « Я - ученик» , созданы «Памятки первоклассника», «Правила общения с одноклассниками», проведены социоигры « От улыбки станет всем светлей».
Во 2-4 классах созданы органы самоуправления, проведены классные часы «Каков я?», «Мои поручения», «Я сам», «Мы все разные - и в этом наше богатство, мы все вместе - и в этом наша сила!».
Естественно, что учителя стремятся создать положительную психологическую атмосферу в классе, облегчить и разнообразить школьную жизнь учащихся. В педагогической копилке каждого учителя начальной школы, как правило, собрано много игровых и развивающих методик. Например, в классе учителя Тереховой Е. А. в течение учебного года ведется « Календарь полезных дел», который отражает общественно активную жизнь класса.
Наша гимназия имеет самый широкий набор (и по содержанию, и по формам организации) клубов, кружков, секций.
Определить интересы ребенка, предложить ему кружок, секцию, в которой он может развивать свои интересы,- задача классного руководителя -помогает развитию социальных качеств.
Одной из форм отражения и развития мировоззрения, интересов, ценностей, младших школьников, как известно, является рисунок. Он раскрывает духовно- нравственный мир ребенка, его чувства, способствует их более глубокому осмыслению. В этом году ребята начальной школы принимали участие в конкурсах рисунков «Школа будущего», « Любимый город», «75 лет Октябрьскому району», систематически участвуют в конкурсе « В мастерской деда Мороза», в конкурсах поделок из природного материала, различных конкурсах по противопожарной тематике.
Развитие страны зависит от того насколько сильно привито чувство любви к своим родным, к своему народу, чувства ответственности перед будущим, поэтому в развитии социализации особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Учителями начальной школы были проведены:
- классный час «Никто не забыт, ничто не забыто» ( Тишова Н.А.)
-экскурсия в школьный музей и Парк Победы
- классный час «День Матери» (Карягина С. Н.)
- игра «Устами младенца» ( Харьковская О. Н.)
- «Праздник бабушек и дедушек» ( Ершова А. Ж.)
Ученики на этих мероприятиях становятся другими: в них можно увидеть и гордость, и изумление от только что открытого. Они чувствуют себя хранителями времени, истории, традиций, а патриотизм начинается с уважения и хранения памяти о своих родных и близких.
В одном из домашних заданий детям 3-х классов вместе с родителями было предложено провести исследование своей родословной. Задание оказалось трудным для многих семей: не все смогли назвать имена родных дальше прадедов.
Многие родители стали интересоваться прошлым своей семьи у родных старшего поколения. Итогом работы стал классный час « Моя родословная».
Были сделаны удивительные открытия для всех семей. Ребята посмотрели на своих домашних другими глазами: такие привычные бабушка и дедушка - и вдруг герои! Появилось желание сохранить в памяти дорогую для семьи вещь, передать ее как реликвию следующему поколению.
Победители областного конкурса:
-«Семейный опыт профессиональных династий»( Трубецкова Ирина)
- «Моя родословная» (Еськина Маша, Бормотов Иван)
-«Роль семьи в решении экологических проблем» (Никулин Н.)
- «Мы умеем отдыхать» (Ковылина Оксана)
-Бакуткина Н, Казанова П. получили грамоты за активное участие.
Хорошей традицией нашего объединения является ежегодная постановка школьных спектаклей и инсценировок, участие в литературных праздниках, конкурсах чтецов, конкурсах театрального мастерства « Маски».
Занятия в драматическом кружке (Рук. Сычева. Е.А.) помогают кружковцам обращаться к настоящей литературе, создают потребность в духовном и интеллектуальном росте. В творческом активе драмкружка дипломы различных конкурсов.
В прошлом учебном году ребятами 4 «а» класса был дан благотворительный новогодний спектакль, средства от которого пошли на лечение больной лейкозом Даши Сахновой. Это значимое для ребят событие было освещено в газете «Новые времена» в статье « Урок душевного тепла». Нет даже уверенности, что поступок детей может что-то кардинально изменить в судьбе незнакомой девочки без помощи взрослых. Но возможность свою радость обратить на пользу других, не забыть среди всеобщего счастья о тех, кому так плохо - это ещё один урок, который, может быть, не менее важен, чем математика и русский. Поэтому самым главным я считаю создание в этом коллективе атмосферы радости, сотворчества, стремление помогать нуждающимся, активно жить, а не проживать эту жизнь.
Нельзя не упомянуть об участии младших школьников в различных социальных акциях: помощь детскому дому г. Красноармейска. ( Головичева Ю. В. ) , концерт в областном центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции ( Терехова Е. А), благотворительная акция «Игрушка каждому ребенку», участие в «Весенней неделе добра»( Все классы).
В работе с детьми мы часто сталкиваемся с трудностями коммуникации. Многим учащимся тяжело вступать во взаимодействия с собеседником, будь то взрослый или сверстник, они не знают, как подойти, как стоять, как смотреть. Для развития межличностного общения и навыков самоорганизации и коммуникации, умения работать в группе с учителями и ребятами были осуществлены коллективные творческие проекты по параллелям, итогом которых стали праздники:
1 классы – «Живая азбука»
2классы - «Посвящение в гимназисты»
3классы - «Путешествие по странам»
4классы - «Если хочешь быть здоров»!
В Концепции модернизации Российского образования отмечено: « общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков….»
Полагаем, что среди универсальных умений можно выделить умения доказывать выдвинутое предположение, собирать информацию, убеждать оппонента, формулировать цели и работы, планировать действия, делать необходимые выводы, умение презентовать свои достижения и выступать с мультимедиа-сопровождением.
Перечисленные умения являются структурными компонентами проектной и исследовательской работы школьников.
Отрадно, что в прошлом году впервые учащиеся начальной школы были участниками школьного, районного и городского этапов научной конференции младших школьников « Мой первый шаг в науку».
Под руководством учителей были разработаны индивидуальные проектные работы 18-ти учащихся 2-4 классов.
Результаты научно-практической конференции « Мой первый шаг в науку»:
Фамилия, имя | класс | номинация | место | учитель |
Сонин И. | 2а | искусство | 1 (район) | Труевцева Н. Г |
Пеньков Д. | 2а | 2 (район) | Труевцева Н. Г | |
Гусев А. | 3б | спорт | 1 (район) | Аникина Н. А. |
Ермишина Э. Трифонова Л. Соловьева С. | 3а | искусство | 3 (район) | Зайцева Ю. О. |
Словогородский С. | 3а | география | 1 (район) | Зайцева Ю. О. |
Сайкин С. | 3г | искусство | Сертификат( район) | Тишова Н.А. |
Трубецкова И. | 4а | искусство | 1(район) 1( город) | Ершова А. Ж |
Сус А. | 4а | Здоровье человека | 1( район) 3( город) | Ершова А. Ж |
Еськина М. | 4а | лингвистика | 2(район) Сертификат(город) | Ершова А. Ж |
Гагарина О. | 4а | лингвистика | 3(город) | Ершова А. Ж |
Терехина Е. | 4в | искусство | 2(район) 3(город) | Харьковская О.Н. |
Суханова Е. | 4в | музыка | 2(район) Сертификат (город) | Харьковская О.Н. |
Ваганов Н. | 4в | Информационные технологии | 2( район) Сертификат( город) | Харьковская О.Н. |
Очень многое дают младшим школьникам занятия хоровым пением и хореографией. Подготовка к выступлению перед родителями, ветеранами, другими школьниками помогают постепенно осваивать элементы общечеловеческой культуры. Ребенок, включенный в музыкальную деятельность, приобретает навыки межличностных отношений, у него происходит осознание зависимости всех от одного и одного от всех, формируется умение правильно оценивать критические замечания. Следует отметить, что 90% учащихся начальной школы организованны классными руководителями и систематически посещают кружки хорового пения. Хоровые коллективы являются не только участниками Фестиваля детского творчества, но и лауреатами районного и городского конкурсов детского творчества.
Хочется сказать, что наши родители- соавторы, соисполнители. Они активно участвуют в наших выступлениях, помогают шить костюмы, готовят декорации. Они участники, а не зрители на классных праздниках.
Мы стараемся привлекать всех членов семьи к событиям, происходящим в классе, формируем чувство общей ответственности за воспитание и образование ребенка, общее стремление к ожидаемым результатам («Музыкальный очаг». Семья Немцевой А., участие семьи Сергеевых во Всероссийском конкурсе « Разговор о правильном питании»)
Такая работа, как показал опыт, способствует укреплению семейных связей, просвещению родителей, формированию единого воспитательного пространства семьи и школы, созданию атмосферы сопереживания, совместного бытия взрослых и детей.
Работа по социальному развитию младших школьников ведется и в учебной деятельности. На уроках риторики, окружающего мира акцентируется внимание на расширение представлений о природе, нормах жизни во всех сферах: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, идет обучение мерам безопасности в окружающем мире, отношению к природе и ее объектам.
В этом году мои коллеги участвуют во Всероссийском конкурсе « Дорога безопасности». Планы уроков составлены учителями Труевцеовй Н. Г., Карягиной С. Н., Зайцевой Ю. О. Фотоматериалы для регионального конкурса «Звезда сцены» собраны учителем Тишовой Н. А.
Важным в процессе социализации младших школьников является работа с гиперактивными детьми, имеющими особые образовательные потребности, которые особенно нуждаются в индивидуальном подходе и развитии социальных качеств. Процент таких детей растет с каждым годом. Это дети, которые имеют определенные социальные проблемы: слабое здоровье, проблемы в межличностном отношении, низкую успеваемость, сниженный уровень внимания и усидчивости, ведь при определенном стечении обстоятельств эти проблемы могут обостриться, и ребенок не сможет справиться с ними самостоятельно, тогда он становиться трудным. Для того, чтобы этого не произошло, в методобъединениии ведётся кропотливая работа. Так для работы с детьми, имеющими проблемы в речевой деятельности, занимается школьный логопед. С детьми, имеющими проблемы в обучении, подключаем психологов, которые работают над развитием познавательной сферы, формируют учебную мотивацию. Здоровьем занимаются медики и валеолог. А вот учителя, владеющего методами и приемами работы с гиперактивными детьми, у нас не было. Следует отметить, что к нам за помощью стали чаще обращаться родители, и не потому что проблем стало больше, а потому что больше стали нам доверять. Но и мы, учителя, иногда становимся бессильными в решении данной проблемы.
Поэтому в этом учебном году МО учителей начальных классов решило организовать на базе М/О начальных классов группу учителей, занимающихся проблемами гиперактивных детей и их родителей.
В заключение позвольте напомнить вам известную притчу о том, как один властелин задал своему визирю коварный вопрос и получил достойный ответ. Зажав в ладонях бабочку, властелин спросил:
- А скажи-ка мне, мудрейший, жива бабочка или мертва?
- О, великий! – ответил мудрец. - Всё в твоих руках.
Итак, уважаемые коллеги, всё в ваших руках!
Успехов вам и терпения!
Тезисы к выступлению А. Ж. Ершовой «Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении»
- Сущность социализации: в процессе неё человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
- Социальный компонент образовательной программы включает в себя:
- сохранение здоровья
- толерантность
- навыки самоорганизации, самообладания
- проявление творчества и инициативы в реализации поставленной задачи
- общественно значимые действия
- оценка собственных и других действий с точки зрения общепринятых в обществе норм поведения.
3. Цель при работе с детьми – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
4. Пути решения поставленных задач:
- составление социального паспорта семьи
- диагностика
- составление плана воспитательной работы.
5. Работа по социальному развитию проходит в:
- учебной деятельности
- внеурочной деятельности.
6. Работа с родителями – формирование единого воспитательного пространства семьи и школы.
7. Организация работы с гиперактивными детьми. Работа социальных служб гимназии.
8. Заключение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования
Особенности развития познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования. Субъективизация - способ организации и осуществления учебной деятельности....
Пути формирования успешной личности младшего школьника в условиях модернизации начального образования.
Материал прочитан на районных секционных занятиях учителей начальных классов. В этом выступлении освещались вопросы,касающиеся реализации формирования успешной личности....
Формирование толерантности у младших школьников в условиях поликультурного образования
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможн...
Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении МБОУШР "Гимназия"
О каких учениках мечтает каждый учитель? Об умных, активных, жизнерадостных, открытых и честных, добрых и веселых. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми, стремится к тому, чтобы они хоть н...
Педагогический проект «Воспитание толерантности у младших школьников в условиях современного образования»
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:эт...
Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях инклюзивного образования.
В статье раскрыты особенности коррекции у младших школников в условиях инклюзивного образования....
«Современные подходы к взаимодействию с родителями младших школьников в условиях модернизации начального общего образования»
Обновление нормативных требований к организации образовательного процесса.Наличие проблем в процессе выстраивания отношений между участниками образовательного процесса. Что мы про это...