ПЕДСОВЕТ ПО ТЕМЕ: «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка в сфере модернизации образования».
материал на тему
Теоретический материал к педсовету по теме "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка в сфере модернизации образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 45.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДСОВЕТ ПО ТЕМЕ:
«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка в сфере модернизации образования».
III.Теоретический ввод.
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Это декларируется в законе РФ “Об образовании”.
В статье 56 п.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”.
В статье 32.п.3 говорится “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”
.В Концепции модернизации российского образования п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”.
Кроме того, в п. 2.2 отмечается: “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.
Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность:
- выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;
- Поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;
- Развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;
- Создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;
- Формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
Что же такое комфорт?
Комфорт- от анг. слова- поддержка, укрепление.
Комфорт – это условия жизни,
пребывания, обстановка, обеспечивающая
удобство, спокойствие и уют.
Психологический комфорт - это прежде всего взаимопонимание, взаимодействие, взаимотерпимость, когда учитель и ученик понимают друг друга с одного слова, одного взгляда, когда ученик занимает достойный статус в классном коллективе.
Психологический комфорт необходим для:
- Успешного развития
- Успешного усвоения знаний
- Благоприятного физического состояния
- Благоприятного эмоционального состояния
Какие условия могут обеспечить комфорт?
- Что осложняет взаимоотношения между учителем и учеником?
От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Что мешает психологическому комфорту (Слайд)
Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта (слайд)
Критерии эффективного с точки зрения сохранения здоровья урока
- Отсутствие усталости у детей и учителя
- Положительный эмоциональный настрой
- Удовлетворение от сделанной работы
- Желание продолжать работу
- Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке
Урок считается неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
- улыбок,
- уместных остроумных шуток,
- использования поговорок,
- афоризмов с комментариями,
- музыкальных минуток и т.д.
Успешное проведение урока,
следовательно и психологический комфорт на уроке создаёт сам педагог.
- Старайтесь:
Видеть в каждом ученике уникальную личность.
«Все дети талантливы».
- Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности.
"Учиться победно!".
- Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.
"Ребенок хорош, а плох его поступок".
- Предоставлять возможности и помогать детям.
"В каждом ребенке – чудо, ожидай его".
Золотые правила психологического комфорта на уроке
- Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
- Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
- Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
- Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
- Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
- Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности обучающихся
Выступление на педагогическом совете...
Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника
· Основываясь на тему работы образовательного учреждения «Развитие творческого потенциала учителя и обучающихся чере...
Презентация "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника"
· Основываясь на тему работы образовательного учреждения «Развитие творческого потенциала учителя и обучающихся чере...
Формирование детского коллектива как важнейшее условие развитие личности ребёнка.
В настоящее время гуру педагогической науки изобрели множество терминов, характеризующих процесс воспитания и образования в школе. Мне сегодня хочется отойти от этих, на мой взгляд, чересчур научных с...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ
В данной статье рассматривается проблема сохранения психологического здоровья слабовидящего ребенка. Уделено внимание решению этой проблемы в урочное время. В статье выделяются и описывают...
Психологический комфорт на занятии, как условие развития социализации личности.
Основные приемы снятия скованности и напряжения на занятиях по подготовке к школе....