ПЕДСОВЕТ ПО ТЕМЕ: «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка в сфере модернизации образования».
материал на тему

Новокрещенова Светлана Сергеевна

Теоретический материал к педсовету по теме "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка в сфере модернизации образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx45.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДСОВЕТ ПО ТЕМЕ:

«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребёнка в  сфере модернизации образования».

III.Теоретический ввод.
  В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
         Это декларируется в законе РФ “Об образовании”.

В статье 56 п.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”.
          В статье 32.п.3 говорится “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”

.В Концепции модернизации российского образования п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”.

Кроме того, в п. 2.2 отмечается: “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.

Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность: 

  • выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  • Поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;
  • Развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;
  • Создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;
  • Формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.

К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на  поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках.   Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь  задача  школы - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Что же  такое комфорт?

Комфорт- от анг. слова- поддержка, укрепление.

Комфорт – это условия жизни,            

пребывания, обстановка, обеспечивающая

удобство, спокойствие и уют.

Психологический комфорт -  это прежде всего взаимопонимание, взаимодействие, взаимотерпимость,  когда учитель и ученик понимают друг друга с одного слова, одного взгляда, когда ученик занимает достойный статус в классном коллективе.

Психологический комфорт необходим  для:

  • Успешного развития
  • Успешного усвоения  знаний
  • Благоприятного физического состояния
  • Благоприятного эмоционального состояния

Какие условия могут  обеспечить комфорт? 

- Что осложняет взаимоотношения между учителем и учеником? 

От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом. 

   Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Что мешает психологическому комфорту (Слайд)

Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта (слайд)

 Критерии эффективного с точки зрения сохранения здоровья урока

  • Отсутствие усталости у детей и учителя
  • Положительный эмоциональный настрой
  • Удовлетворение от сделанной работы
  • Желание продолжать работу
  • Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке

Урок считается неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

  • улыбок,
  • уместных остроумных шуток,
  • использования поговорок,
  • афоризмов с комментариями,
  • музыкальных минуток и т.д.

Успешное проведение урока,
следовательно и психологический комфорт на уроке создаёт сам педагог.

  • Старайтесь:

Видеть в каждом ученике уникальную личность.

                                         «Все дети талантливы».  

  • Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки,

доброжелательности.

"Учиться победно!".

  • Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.

"Ребенок хорош, а плох его поступок".

  • Предоставлять возможности и помогать детям.

"В каждом ребенке – чудо, ожидай его".

Золотые правила психологического комфорта на уроке

  • Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
  • Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
  • Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
  • Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
  • Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
  • Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника

·               Основываясь на тему работы образовательного учреждения «Развитие творческого потенциала учителя и обучающихся чере...

Презентация "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника"

·               Основываясь на тему работы образовательного учреждения «Развитие творческого потенциала учителя и обучающихся чере...

Формирование детского коллектива как важнейшее условие развитие личности ребёнка.

В настоящее время гуру педагогической науки изобрели множество терминов, характеризующих процесс воспитания и образования в школе. Мне сегодня хочется отойти от этих, на мой взгляд, чересчур научных с...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ

В данной статье рассматривается проблема сохранения психологического здоровья слабовидящего ребенка. Уделено  внимание решению этой проблемы в урочное время.  В статье выделяются и описывают...

Психологический комфорт на занятии, как условие развития социализации личности.

Основные приемы снятия скованности и напряжения на занятиях по подготовке к школе....