РАЗВИТИЕ УУД В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по математике на тему

Зотова Татьяна Геннадьевна

Актуальность избранной темы заключается в том, что перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx237.47 КБ

Предварительный просмотр:

     ( слайд 2) Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). ( слайд 3) Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 Среди метапредметных универсальных учебных действий особое значение для младших школьников имеют познавательные универсальные учебные действия. Именно от их становления зависит результативность всего последующего образования человека.  

 Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов, однако, математика как учебный предмет предоставляет большие возможности для формирования учебных умений. Это и логическое мышление (простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта, поиску общего и различного во внешних признаках), и  моделирование (учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы). В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл. Математика предоставляет возможности для развития организационных умений: планирование этапов предстоящей работы, определение последовательности предстоящих действий; осуществление контроля и оценки их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

Я остановлюсь  более подробно на познавательных.

Познавательные универсальные действия включают: ( слайд 4 ) общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.  

 ( слайд 5) Основным средством формирования универсальных учебных действий в курсе математики являются учебные задания. Они побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); ( слайд 6)  устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Основной целью начального математического образования должно быть развитие умения математически, а значит, логически и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода логических учебных заданий.. Известно, что в число основных интеллектуальных умений входят логические приёмы мышления, включающие в себя процессы анализа и синтеза. Например, на уроке по теме «Решаем задачи» учебник Рудницкая В.Н. Математика в задании №7, ученикам предлагается синтезировать запись выражения из частей-пазлов, предварительно анализируя форму и запись чисел и арифметических знаков каждой из частей.  ( слайд 9 )

Это неслучайно,  поскольку анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.

   Развитое умение сравнивать позволяет выявлять сходство и различие между объектами. Прием сравнения необходимо развивать, так как он позволяет детям с легкостью выявлять особенности объектов, их уникальность, что значительно облегчает процесс формулировки определений тех или иных понятий. На уроках математики по развитию данного умения отводится достаточно много учебного времени. ( слайд 10).

Например, на рисунке к заданию №3 при изучении темы «Сравниваем», учащимся предстоит развивать умение сравнивать геометрические фигуры.

Дети должны определить, идентифицировать каждый из предлагаемых пар объектов по трём разным критериям – по цвету, размеру и форме.

Это задание требует от первоклассника умения выявлять общие и особенные черты представленных объектов, определить, чем они между собой отличаются (в данном случае – размером, формой, цветом).

В начальной школе очень важно не заставлять учеников усваивать отдельные модели, а научить их процессу моделирования, «рождая» модели на уроке вместе с детьми, стимулируя их к творчеству, создавая  свои модели. Моделирование на уроках математики (к вводимым понятиям, арифметическим задачам, алгоритмам) является процессом, а модель — продуктом мыслительной деятельности по выделению существенных признаков.

Перечислю наиболее часто применяемые виды моделей к задачам: предметный или символический рисунок, схема, таблица, краткая запись, граф, диаграмма. В данной работе рассмотрены каждый из указанных видов моделей, используемых в УМК  учебного предмета «Математика» («Начальная школа XXI века», авт. В.Н. Рудницкая).

Примером предметного рисунка  являются предметные и символические (абстрактные) рисунки, на которых представлены условия к простым задачам на смысл всех четырёх арифметических действий с числовыми данными в пределах 10—20 .  

( слайд 11 )

Кроме того, работая со схемой, проще объяснить и уяснить принцип составления обратных задач, расширив тем самым диапазон решаемых задач, в том числе и задачи на увеличение/уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме.

Для формирования познавательного компонента у учащихся важным являются умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, создавать модели в знаково-символической форме, осознанно выбирать способ решения задачи.

Для этого применяются различные методические приёмы и задания. ( слайд 12)

  1. Выделение условия и вопроса задачи и установление причинно-следственной связи.

Сколько нужно заплатить за 8 метров ткани?  За 6 метров ткани?

При решении такой задачи ребёнок должен провести анализ данных известных и неизвестных; что ещё необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи.  В результате работы с такой задачей ребенок сделает вывод, что решить ее нельзя, так как неизвестна цена 1-го метра ткани. Такие задачи (с недостающими данными, с лишними данными) предлагаются детям для проверки понимания структуры задачи. И только при дополнении условия задачи «ценой 1 метра ткани» она решаема.

2. Выстраивание цепи логических рассуждений

За 6 одинаковых конвертов заплатили 48 руб., а за один такой же конверт и праздничную открытку – 24 руб.

Сколько стоит конверт?

Сколько стоит открытка?

На сколько рублей конверт дешевле открытки?

Во сколько раз открытка дороже конверта

Сколько денег можно заплатить за 2 конверта и 2 открытки? и т.д.

При решении таких задач ребёнок учится выстраивать цепочку логических рассуждений, определяет последовательность действий, устанавливать зависимость между величинами, сохраняет устойчивый интерес к задаче.

3. Моделирование задач в графическом представлении.  ( Слайд 13)

У Кости в коллекции 15 машинок, у Бори на 5 машинок больше, чем у Кости. А у Вовы на 3 машинки меньше, чем у Бори.

Выбери схему, соответствующую условию задачи?

 Дети соотносят данные задачи со схемами и выбирают схему, соответствующую условию. В данном случае это схема б).  Умение детей переводить сюжет задачи в графическую форму является важнейшим средством понимания задачи, залогом её правильного решения и этапом к формированию пространственного мышления.

4 Соотнесение объектов и понятий. ( слайд 14)

В доме 14 этажей. На каждом из них 6 лоджий. Застеклили 50 лоджий. Сколько лоджий остались незастеклёнными?

         14+6+50                      6·14-50                          6·14+50

Данный вид задач на соотнесение условия задачи с предложенными  числовыми выражениями является важным на пути как совершенствования арифметических действий, так и логически верного усвоения предложенной сюжетной задачи.

5. Перевод вербально заданного текста на язык графики и обратные задания  (по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры)  ( Слайд 15)

В роще 240 берёз, а клёнов на 93 меньше. Сосен в ней вдвое больше, чем клёнов, а елей - в 3 раза меньше, чем сосен и берёз вместе. Сколько всего деревьев в этой роще?

Составьте по данной задаче схему

В результате решения задачи ученики будут  устанавливать причинно-следственные связи;  строить логические цепочки рассуждений; ( слайд 16)

При выполнении данного задания у учащихся формируются следующие познавательные УУД:  моделирование; преобразование объекта из вербальной  формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

Учителю Необходимо подбирать учебные задания, понимать и видеть какие возможности нам оно дает, важно находить новые способы организации деятельности учащихся в процессе формирования УУД.( слайд 15.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования

Особенности развития познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования. Субъективизация - способ организации  и осуществления учебной деятельности....

Статья "Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении"

Данная статья была составлена исходя из опыта работы учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова. В ней раскрывается сущность социализации, т.к. в процессе неё человек формируе...

Формы и методы нравственного и гражданского воспитания в начальной школе в условиях модернизации образования.

Жизнь заставляет  пересматривать подходы к образованию. По требованиям новых стандартов перед  школой стоит задача подготовить  такого человека, который не только над...

«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...

«Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях модернизации образования»

       Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развити...

Опыт работы учителя начальных классов по организации учебного процесса путем внедрения новых технологий в обучении, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.

В данной статье рассмотрены пути решения по внедренияю новых технологий в учебный процесс начальной школы. Даны первые результаты работы по данному напревлению...

Доклад "Эффективность урока как условие повышениякачества образования в начальной школе".

В докладе описывается каким должен быть эффективный урок, какова ведущая идея современного эффективного урока. Перечислены и проанализированы основные этапы современного урока. Рассказывается, как на ...