Программа кружка художественно-эстетической направленности «Краски жизни»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Программа кружка художественно-эстетической направленности
«Краски жизни»
Составил
Учитель начальных классов
Дакаева А.Р.
Смоленск
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предполагает формирование у младших школьников ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Цель: Развитие личности школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1. Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.
2. Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.
3. Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.
Программа кружка «Акварелька» рассчитана на детей от 7 до 12 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Количество 10-18 человек. Занятия 2 раза в неделю. Срок реализации 2 года, 136 часов, из них теоретических занятий – 7 ч, практических занятий – 120 ч, экскурсии – 9 ч. Первый год обучения – 68 ч., второй -68 ч.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.
Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, практические упражнения и выполнение художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.
Кружковцы участвуют в оформлении класса и школы к различным праздникам, знаменательным датам.
На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.
Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы.
Работа, выполненная своими руками - огромная радость для ребят.
Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
- необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
Формы подведения итогов реализации данной программы: открытые занятия, мастер-классы, массовые мероприятия, выполнение отдельных заданий, проектов, выставки и конкурсы.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
- наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- сбъекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
· учиться высказывать своё предположение (версию) ;
· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
· учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
· учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
· слушать и понимать речь других.
- Формы занятий
- Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Задачи реализации программы:
- учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности
- способствовать проявлению творческой индивидуальности
- раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.
Ожидаемые результаты:
личностные | предметные | метапредметные |
|
|
|
Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.
Формы оценивания и отслеживания результатов реализации программы
Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творчески задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.
Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.
Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Учебно-методическое обеспечение программы
- Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;
- оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)
- Инструменты и приспособления: краски гуашь не менее 12 цветов, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
- Методическое обеспечение:
- видеотека (материалы по творчеству российских, советских и зарубежных художников);
- дидактические материалы на различных носителях,
- методические материалы, наглядные пособия.
- Календарно-тематическое планирование
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
№ | Тема | Вид изобразительной деятельности | Кол-во часов |
1 | Плоский орнамент и круглая форма. | Декоративное рисование. Ритмический ряд, взаимодействие элементов, понятие фона и равновесия в композиции. «Фрукты на скатерти» - композиция из фруктов на ковре на контраст. | 1 практич |
2 | «Сказочная рыба». | Живопись. Плотная компоновка в листе, проработка рыбы орнаментом. | 1 практич |
3 | «Подводный мир». | Живопись. Ритмическое построение композиции, взаимосвязь составляющих её крупных и мелких элементов. Развитие фантазии, чувства колорита, цвета, ритма. | 2 практич |
4 | «Осенний цветок». | Живопись. Выполнение декоративного цветка в одной цветовой гамме. Возможна компоновка двух-трёх цветков. | 2 практич |
5 | «Осеннее настроение». | Живопись. Передать в цвете различные настроения осени (ранняя осень, поздняя, дождливая, ветреная, туманная). | 2 практич |
6 | «Портрет животного». | Цветная графика. Передача характера животного (хитрое, грустное, жалкое, злое). Средства: линия, пятно, штрих, силуэт, ритм, контраст. | 1 теор |
7 | «Первый снег». | Графическая композиция с включением городского или деревенского пейзажа, персонажей (людей, детей, собак и т.д.) | 2 практич |
8 | «Портрет сказочного героя». | Живопись. Подчинение колорита образному решению. Отразить в работе характер героя через его одежду, руки, жест, позу, выражения лица, причёску. Выбор сказочного героя: Снежная королева, Бармалей, Колдун, Морской царь, Баба-Яга, Царевна-Лебедь и др. | 1 практич 1 теор |
9 | Задание на колорит | Живопись. Движение масс, линий в листе, как способ передачи настроений, эмоций, напряжения. | 1 |
10 | Коллективная работа "Новогодняя елка" | Задание - игра: коллективное размещение игрушек на треугольнике елки и заполнение оставшихся пространств нарисованными бусами, свечками, конфетками. | 2 практич |
11 | Зима-кружевница | Освоение понятий ритма, пятна, линии как основных элементов графической выразительности. | 2 практич |
12 | коллективная работа "Сказочный город" | Развитие пространственно-объемного изображения, соблюдение соразмерности элементов и подчинения их общему замыслу. | 3 практич |
13 | «Портрет мамы» | Развитие навыков работы по наблюдению, по памяти. Создание характера в портрете. | 2 практич |
14 | «Цирк» | Задача создания атмосферы цирка с использованием портрета циркового артиста (клоун, акробат, жонглер, дрессировщик, фокусник). Передача характера и движения основной фигуры. | 2 практич 1 теор |
15 | «Весенний пейзаж» | Живопись. Передать в цвете различные состояния и весенние настроенияя в природе (весна в городе, в горах, весенняя пашня, поздняя цветущая весна) | 2 практич 1 экскурс |
16 | «Цветы с натуры» | Живопись. Овладение приемами акварельной техники "по-сырому". | 2 практич |
17 | «Цветы сказочные и фантастические». | Цветная графика. Выполнение декоративного цветка в одной цветовой гамме. | 2 практич |
18 | Коллективная работа «Цветочная сказка» | Цветная графика. Сюжеты из сказок с Дюймовочкой, гномами, эльфами, муравьями и другими маленькими существами. | 2 практич |
17 | Заключительное занятие. | Выставка работ, защита проектов, награждение активных кружковцев. | 2 практич |
Всего часов: | 34 |
Прогнозируемые результаты
Обучаемые второго года обучения
Должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Должны уметь:
видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
- применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овале, ленте;
- проявлять творчество в создании работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА кружка художественно-эстетического направления «Умелые руки»(внеурочная деятельность 1 класс)
Кружок – это центр детского творчества. В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Тру...
Дополнительная образовательная программа кружка художественно — эстетической направленности в средней группе «В мастерской гномиков».
Дополнительная образовательная программакружка художественно — эстетической направленностив средней группе«В мастерской гномиков»Составители:Богова Наталья Михайловна,Вторцева Татьяна ИгоревнаПо...
Методическая рекомендация: «Организация деятельности кружка художественно-эстетического направления «Художественная лепка как способ познания мира»
Представляю вашему вниманию проект организации деятельности кружка «Художественная лепка, как способ познания окружающего мира». Основная линия программы, декоративно-прикладно...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка художественно – эстетической направленности «Мастерилка»
Данная программа имеет художественно – эстетическую направленность. Она является вариативной. Может быть полезна воспитателям детских садов, групп продлённого дня, педагогам дополнительного обра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 13 - 14 лет срок реализации - 1 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 13 - 14 летсрок реализа...
Отчет руководителя школьного кружка художественно-эстетического направления «Театр» за 2020 – 2021 уч. год
ФИО руководителя: Пермякова Светлана ФедоровнаНазвание кружка: «Дружные ребята»Количество детей: 15Количество часов по программе: 102Программа театра «Дружные ребята»...
Отчет руководителя школьного кружка художественно-эстетического направления «Театр» за 2019 – 2020 уч. год
ФИО руководителя: Пермякова Светлана ФедоровнаНазвание кружка: «Дружные ребята»Количество детей: 15Количество часов по программе: 99Программа театра «Дружные ребята» ...