этическая беседа по рассказу Н.Носова "Леденец"
материал (1 класс)

Этическая тема по рассказу Н.Носова "Леденец"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Этическая беседа. Н.Носов «Леденец»

Цель: познакомить учащихся с рассказом Н. Носов «Леденец».

Задачи:

- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, умение связно выражать свои мысли;

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, творческое воображение, фантазию;

- воспитывать положительные качества - честность и смелость;

- развивать внимание, память;

- формировать собственные впечатления и переживания при чтении художественного текста;

- создавать условия для формирования нравственных представлений.

Ход занятия:

I. Организационный момент: 

Настроение у нас отличное,

А улыбка - дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам уже заниматься пора.

- Ребята у нас сегодня гости. Давайте им тоже улыбнемся и поздороваемся.

- А теперь прошу за столы.

- Сегодня мы опять побываем в волшебном мире книг и познакомимся с одним из главных волшебников этой страны Николаем Николаевичем Носовым. Он был волшебником, потому что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов детей всех планеты: его книги переведены на десятки языков мира, они совершили путешествие по всем странам и континентам.

Волшебники бывают разные: добрые и злые. Николай Носов был не просто добрым волшебником, он был добрейшим. И еще весёлым! Написал много рассказов. А каким он был человеком, мы с вами сейчас узнаем.

- Представьте себе автора. Каким вы его видите? (ответы детей).
Показать портрет писателя.

- Таким вы представляли автора? (ответы детей)

Биография писателя. Отец у Николая Носова был артистом. В детстве Николай Носов любил ходить на концерты и выступления отца. И родители думали, что, возможно, их мальчик станет артистом. Когда он учился в школе, то мечтал стать великим музыкантом, он хорошо играл на скрипке, затем увлекся рисованием, мечтал стать художником. Когда он вырос, то работал в кино и снимал фильмы. Вообще, Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой, фотографией. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.


Детским писателем Николай Носов стал совершенно случайно. Все началось с того, что он начал придумывать и рассказывать веселые истории своему сынишке, и дальше понял - это для него лучшее занятие, которым он бы мог заниматься. Он придумывал рассказы о тех смешных ситуациях, которые сам наблюдал в жизни. Много мультфильмов снято по произведениям Н.Носова. Его книги изданы во многих странах мира.


- Хотите познакомиться еще с рассказами Николая Носова? Мы обязательно с вами прочтем другие его произведения.

Например, в рассказе «Живая шляпа» написано о двух друзьях . Мальчики сначала подумали, что шляпа ожила, и очень испугались. Но вскоре они выяснили, почему шляпа двигалась. Слышали про Незнайку, знаете, кто это? Так вот автор этого произведения про Незнайку тоже  Н.Н.Носов.

- Сегодня я прочитаю вам рассказ, но сначала отгадайте его название. Дослушайте до конца, не кричите с места, не забывайте поднимать руку:

Голова на тонкой ножке,

Вкусный он и сладкий.

Полижи его немножко –

И конец загадке!

Только палочка осталась

От загадки под конец,

Потому что кто-то скушал

Вкусный, сладкий … (леденец!)

II. Основная часть:

  1. – Итак, я прочитаю вам рассказ Николая Носова «Леденец»
  2. Все знают, что такое леденец?
  3. Что такое буфет.

Чтение рассказа. На доске портрет писателя.

Физкультминутка:

Мы семья – всегда мы вместе, (шаги на месте, руки на поясе)

Нам нельзя сидеть на месте

И друг другу, если можем, (попрыгали на месте, руки на поясе)

Мы во всем всегда поможем.

Маме дружно помогаем – (руки вверх, покачали руками)

С полок пыль мы вытираем,

Потрясем половики, (потрясти руками перед собой)

Чисто вымоем полы. (руки внизу, махи вправо-влево)

Потрудились, отдохнули? (потянулись, вдох -выдох)

Сели разом за столы

И дождались тишины.

2. Беседа по содержанию.

- Понравился вам рассказ?

- Кто главные герои истории?

-Что сказала мама сыну перед уходом? (Веди себя хорошо. За это я подарю тебе большой красный леденец)

- Что делал Миша сначала, когда ушла мама? (Не шалил и ничего не трогал)

- Вам, наверное, знакома такая ситуация, когда нужно немного потерпеть? Но детское любопытство взяло вверх. (я только посмотрю, а ничего трогать не буду)

Эксперимент с конфетами.

- К чему же привело любопытство Миши? (к тому, что сахарница была разбита, а леденец съеден)

- Когда сахарница разбилась, что почувствовал мальчик? (испугался, он думал: «Что же теперь мама скажет?»)

- Как поступил Миша? (соединил половинки, чтобы было не заметно)

Вернувшись домой и узнав, что Миша вел себя хорошо, мама готова была выполнить свое обещание? (да)

- Что случилось потом? Тут правда открылась (мама достала сахарницу, хотела дать Мише леденец, а сахарница развалилась)

- что бы вы ответили маме? Наверное, сказали бы правду. А Миша был не готов ответить за свой поступок.

- Как вы думаете, Миша заслужил леденец? (нет)

- Почему? (обманул маму, не послушал ее)

- Чем мог бы заняться Миша пока мамы не было? (порисовать, почитать, поиграть с игрушками, прибраться)

-Как вы думаете, мама была огорчена? Чем (не разбитой сахарницей и съеденным леденцом, а обманом сына)

Каким вы увидели главного героя этого рассказа? Какими словами  можно охарактеризовать Мишу? Выберите слова, которые характеризуют Мишу.

III. Итог

- С каким произведением мы познакомились на уроке? Кто автор?

-Чему учит нас этот рассказ?

В первую очередь тому, что нужно слушаться родителей и не врать, уметь отвечать за свои поступки и, если все же провинился, говорить об этом сразу, а не таить. Ведь, как гласит одна мудрая пословица, вся ложь в конце концов всегда становится явной.

Рассказ Носова «Леденец» учит нас всегда честно признавать свою вину, не хитрить и не изворачиваться. Миша поступил неправильно, когда спрятал разбитую сахарницу в буфет. Ему нужно было сразу рассказать маме, что вел себя плохо и случайно разбил сахарницу).

-Какой бы вы совет дали главному герою? (Всегда говорить правду)

 «В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков». Есть одно очень важное правило:

- За свои поступки надо отвечать.

- Прежде чем совершить поступок, подумай.

Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни.


IV. Рефлексия

У каждого на столе лежит леденец из бумаги. Если вам понравилось наше занятие , то раскрасьте леденец в желтый цвет. Если не понравилось, то раскрасьте синим цветом и повесьте на доску.

Все сегодня молодцы, получайте леденцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа "Почему птиц называют друзьями человека".

Этическая беседа как средство воспитания младших школьников....

Этическая беседа

Этическая беседа: «Во что мы играем?» для учащихся 4-х классов. Разработчики: Бестужева М.В., Мариева Н.П., Боброва Л.В., учителя начальных классов. Цели: 1.Способствовать формированию...

Этическая беседа по экологии «Елочка, живи!»

Данное мероприятие позволяет учить детей видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы, воспитывать  экологическую  культуру поведения ч...

Этическая беседа 3 класс

Этическая беседа 3 класс.ТЕМА: «Хорошие и плохие черты характера»....

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

В статье раскрывается роль этической беседы в начальной школе. Автором дается подробная разработка классного часа в форме этической беседы, которую можно реализовать в воспитательной работе с учащимис...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа «Ёлка»»

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере расск...