Этическая беседа
классный час (4 класс) по теме

Мариева Надежда Прокопьевна

Этическая беседа: «Во что мы играем?»

для учащихся 4-х классов.


Разработчики: Бестужева М.В., Мариева Н.П., Боброва Л.В., учителя начальных классов.


Цели:

1.Способствовать формированию у детей правильного поведения в игре.

2.Способствовать развитию речи, творческого мышления.

3.Воспитывать социально-одобряемые стереотипы поведения в игре: дружелюбие, способность оказания помощи друг другу.



Ход занятия.


Учитель: Ребята, кто из вас любит играть?

Учитель: Почему вам нравиться это занятие?

Дети: Во время игры мы отдыхаем, развлекаемся, соревнуемся друг с другом.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о том, во что мы играем.

Отгадайте загадки:
Льётся речка - мы лежим,

Лёд на речке - мы бежим.

(Коньки)


Совсем не нужен ей водитель,

Ключом её вы заводите!

Колёсики начнут крутиться,

Поставьте и она помчится.

(заводная машинка)
Не обижен, а надут,

Его по полю ведут,

А ударят – нипочём,

Не угнаться за …

(мяч)


Мы всех - и взрослых, и детей-

В часы досуга развлекаем,

Но если нам приставить Т,

Мы их ужасно испугаем (игра- тигр)
Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса,

Сядь верхом и мчись на нём

Только лучше правь рулём.

(велосипед)


За хвост привязанный, за нами летает он под облаками.

(воздушный змей)


Под вражеским обстрелом стоят солдаты смело. А если их собьют, они опять встают.

(городки)



Учитель: О чём эти загадки?

Дети: о различных играх.

Учитель: В какие игры вы играете, приведите примеры.

Дети: жмурки, городки, догонялки, крестики- нолики, шашки, шахматы, карты, компьютер.

Учитель: На какие группы вы их смогли бы разделить?

Дети: настольные, спортивные, познавательные, интеллектуальные.

Учитель: А какую пользу приносят игры?

Дети: они развивают силу, ловкость, выносливость, мышление, узнаём информацию.

Учитель: Все ли игры полезны?

Дети: Нет, не все. Игры, от которых болит голова, зрение падает, усиливается азарт, возникают драки.

Учитель: какие это игры?

Дети: компьютер, карты, и др.

Учитель: А когда нам бывает интереснее играть?

Дети: Когда играем с товарищем, в группе, классом.

Учитель: А ещё когда?

Дети: Когда мы играем по правилам, дружно, сообща.


Учитель: Сейчас, ребята, я вам прочитаю рассказ Е. Пермяка «Бумажный змей». Вы внимательно послушайте, а после чтения скажите: «Какие чувства вы испытали, слушая его».


Е. Пермяк «Бумажный змей».


Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!

Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он настрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил.

Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!

Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились - вот в чем беда.


Учитель: Ребята, как называется рассказ, который я вам прочитала?

Дети отвечают.

Учитель: Какое чувство вы испытали, слушая рассказ?

Дети: Чувство грусти.

Учитель: А почему, чувство грусти?

Дети отвечают.

Учитель: А сейчас я попрошу вас нарисовать грусть.

Дети рисуют.

Учитель: Почему вы ее так нарисовали?

Ученики обосновывают свой ответ.

Учитель: Ребята, послушайте два музыкальных произведения и скажите, какая музыка подходит к этому рассказу?

Ученики слушают. (Звучит музыка В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада. 4 часть; В.А. Моцарт «Лакримоза» что в переводе означает «Слезная»)

Учитель: Какая музыка подходит к рассказу?

Дети отвечают: «Лакримоза».

Учитель: Почему?

Ученики: Она передает чувство грусти.

Учитель: Ребята, как вы понимаете слово «грусть»?

Ученики: безнадежная печаль.

Учитель: Какие еще слова можно использовать, чтобы охарактеризовать это слово?

(Уныние, гнетущая скука.)


Учитель: Представьте такую ситуацию. Каждый из вас превращается в доброго волшебника, который всегда помогает дружным ребятам, и вдруг он однажды видит, как мальчики сидят на пригорке и горюют.

- Как бы вы поступили на месте волшебника с ребятами, которые не умеют дружно играть? Что бы им сказали? Что вы можете посоветовать таким ребятам, которые не умеют дружно играть?

Ученики: высказывают свое мнение.

Учитель: Какие чувства у вас вызывают поступки ребят, описанные в этом рассказе?

Дети отвечают.

Учитель: Как вы можете охарактеризовать свое отношение к дружным ребятам, запустившим змея?

Ученики отвечают.

Учитель: Что может произойти с недружными ребятами, если они увидят красивого, высоко летящего в небе змея и радостных, дружных ребят?

Ученики отвечают.

Учитель: Ребята, а как бы вы могли помочь детям, которые делали вместе

воздушного змея, но у них не получалось?

Дети отвечают: если они ссорились…

если им не хватало деталей для сборки…

если они спешили, сделали некачественно...

Учитель: Кто из вас ребята делал воздушного змея?

Дети поднимают руку. Удалось ли вам его запустить?

Учитель: Кто не делал, попробуйте сделать вместе с друзьями воздушного змея и запустите его.

А через две недели мы вернемся к нашему разговору, и вы поделитесь, кому из вас удалось запустить бумажного змея вместе со своими друзьями.


Учитель: итак, ребята, вы любите играть в различные игры. А чтобы игра была интересной, вы всегда должны соблюдать правила честного ведения игры:

1. Только честная игра на равных, иначе победа не интересна.

2. Конечно, обидно, но нельзя злиться на того, по чьей вине, может, и произошло поражение.

3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь.


5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха.


А главное, в каждой игре вы должны быть доброжелательными по отношению друг к другу, т.е. быть дружными.


Дружба- это теплый ветер,

Дружба- это светлый мир,

Дружба- солнце на рассвете,

Для души веселый пир,

Дружба- это только счастье,

Дружба - у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой - жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасет.

С другом - даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу,

Ведь дружба – это ценный дар.

(Виктория Можная)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eticheskaya_beseda.igry_.4kl..doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этическая беседа:  « Во что мы играем?»      

для учащихся 4-х классов.

Разработчики: Бестужева М.В., Мариева Н.П., Боброва Л.В., учителя начальных классов.

Цели: 1.Способствовать формированию у детей правильного поведения в игре.

2.Способствовать развитию речи, творческого мышления.

3.Воспитывать социально-одобряемые стереотипы поведения в игре: дружелюбие, способность оказания помощи друг другу.

Ход занятия.

Учитель: Ребята, кто из вас  любит играть?

Учитель: Почему вам нравиться это занятие?

Дети: Во время игры мы отдыхаем, развлекаемся, соревнуемся друг с другом.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о том, во что мы играем.

 Отгадайте  загадки:

Льётся речка - мы лежим

Лёд на речке - мы бежим.

(Коньки)

Совсем не нужен ей водитель

Ключом её вы заводите

Колёсики начнут крутиться

Поставьте и она помчится.

(заводная машинка)

Не обижен, а надут

Его по полю ведут

А ударят - нипочём

Не угнаться за …

(мяч)

Мы всех - и взрослых, и детей-

В часы досуга развлекаем,

Но если нам приставить Т,

Мы их ужасно испугаем(игра- тигр)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса

Сядь верхом и мчись на нём

Только лучше правь рулём.

(  велосипед)

За хвост привязанный, за нами летает он под облаками.

(воздушный змей)

Под вражеским обстрелом стоят солдаты смело. А если их собьют, они опять встают.

(городки)

Учитель: О чём эти загадки?  

Дети: о различных играх.

Учитель: В какие игры вы играете, приведите примеры.

Дети:  жмурки,  городки, догонялки, крестики- нолики, шашки, шахматы, карты,  компьютер.

Учитель: На какие группы вы их смогли бы разделить?

Дети:  настольные, спортивные, познавательные, интеллектуальные.

Учитель: А какую пользу приносят игры?

Дети: они  развивают силу, ловкость, выносливость, мышление, узнаём информацию.

Учитель: Все ли игры полезны?

Дети: Нет, не все. Игры,  от которых болит голова, зрение падает, усиливается азарт, возникают драки.

Учитель: какие это игры?

 Дети: компьютер, карты, и др.

Учитель: А когда нам бывает интереснее играть?

- Дети: Когда играем с товарищем,  в группе, классом.

Учитель: А ещё когда?

Дети: Когда мы играем по правилам, дружно, сообща.

Учитель: Сейчас, ребята, я вам прочитаю рассказ Е. Пермяка «Бумажный змей». Вы внимательно послушайте, а после чтения скажите: «Какие чувства вы испытали, слушая его».

Е. Пермяк «Бумажный змей».

  Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!

  Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он настрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил.

  Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

  У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

  Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.

  Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!

  Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились - вот в чем беда.

Учитель: Ребята, как называется рассказ, который я вам прочитала?

Дети отвечают.

Учитель: Какое чувство вы испытали, слушая рассказ?

Дети: Чувство грусти.

Учитель: А почему, чувство грусти?

Дети отвечают.

Учитель: А сейчас я попрошу вас нарисовать грусть.

Дети рисуют.

Учитель: Почему вы ее так нарисовали?

Ученики обосновывают свой ответ.

Учитель: Ребята, послушайте два музыкальных произведения и скажите, какая музыка подходит к этому рассказу?

Ученики слушают. (Звучит музыка В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада. 4 часть; В.А. Моцарт «Лакримоза» что в переводе означает «Слезная»)

Учитель: Какая музыка подходит к рассказу?

Дети отвечают: «Лакримоза».

Учитель: Почему?

Ученики: Она передает чувство грусти.

Учитель: Ребята, как вы понимаете слово «грусть»?

Ученики: безнадежная печаль.

Учитель: Какие еще слова можно использовать, чтобы охарактеризовать это слово?

(Уныние, гнетущая скука.)

Учитель: Представьте такую ситуацию. Каждый из вас превращается в доброго волшебника, который всегда помогает  дружным  ребятам, и вдруг он однажды видит, как мальчики сидят на пригорке и горюют.

- Как бы вы поступили  на месте волшебника с ребятами, которые не умеют дружно играть? Что бы им сказали? Что вы можете посоветовать таким ребятам, которые не умеют дружно играть?

Ученики: высказывают свое мнение.

Учитель: Какие чувства у вас вызывают поступки ребят, описанные в этом рассказе?

Дети отвечают.

Учитель: Как вы можете охарактеризовать свое отношение к дружным ребятам, запустившим  змея?

Ученики отвечают.

 Учитель: Что может произойти с недружными ребятами, если они увидят красивого, высоко летящего в небе змея и радостных, дружных ребят?

Ученики отвечают.

Учитель: Ребята, а как бы вы могли помочь  детям, которые делали вместе

воздушного змея, но у них не получалось?

Дети отвечают: если они ссорились…

если им не хватало деталей для сборки…

 если они спешили, сделали некачественно...

Учитель: Кто из вас ребята делал воздушного змея?

Дети поднимают руку. Удалось ли вам его запустить?

Учитель: Кто не делал, попробуйте сделать вместе с друзьями  воздушного змея и запустите его.

А через две недели мы вернемся к нашему разговору, и вы поделитесь, кому из вас удалось запустить бумажного змея вместе со своими друзьями.

 Учитель: итак, ребята, вы любите играть в различные игры. А чтобы игра была интересной, вы всегда должны соблюдать правила честного ведения игры:

1. Только честная игра на равных, иначе победа не интересна.

2. Конечно, обидно, но нельзя злиться на того, по чьей вине,  может, и произошло поражение.

3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь.

5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха.

А главное, в каждой игре вы должны быть доброжелательными по отношению друг к другу, т.е. быть дружными.

Дружба- это теплый ветер,

Дружба- это светлый мир,

Дружба- солнце на рассвете,

Для души веселый пир,

Дружба- это только счастье,

Дружба -  у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой -  жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасет.

С другом -  даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу,

Ведь дружба – это ценный дар.

                       ( Виктория Можная )

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа "Почему птиц называют друзьями человека".

Этическая беседа как средство воспитания младших школьников....

Этическая беседа по экологии «Елочка, живи!»

Данное мероприятие позволяет учить детей видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы, воспитывать  экологическую  культуру поведения ч...

Этическая беседа 3 класс

Этическая беседа 3 класс.ТЕМА: «Хорошие и плохие черты характера»....

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

В статье раскрывается роль этической беседы в начальной школе. Автором дается подробная разработка классного часа в форме этической беседы, которую можно реализовать в воспитательной работе с учащимис...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Проблемно этическая беседа « Нам всем нужны понимание и любовь»

Почему я – воспитатель группы продленного дня решила участвовать в заочном конкурсе, который дает возможность пропагандировать толерантность среди подрастающего поколения? И меня и многих других людей...

Этическая беседа

Этическая беседа для подростков "Качества человека"...

Этическая беседа – размышление «Добросердечность»

Этическая беседа – размышление «Добросердечность»....