Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.
статья (2 класс) по теме
В статье раскрывается роль этической беседы в начальной школе. Автором дается подробная разработка классного часа в форме этической беседы, которую можно реализовать в воспитательной работе с учащимися .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o._v._gavrilova._eticheskaya_beseda_-_odna_iz_form_klassnogo_chasa.docx | 164.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение « Гимназия № 3»,учитель начальных классов Гаврилова Ольга Витальевна.
Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем собирается стать.
Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе личностно-ориентированной педагогики, на первый план выдвигается развитие каждого школьника.
Сейчас, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, значимым становится её интегрированный характер, гибкость, мышления, диалогичность (толерантность) и теснейшая коммуникация на всех уровнях.
Нравственное воспитание школьников – тяжелейшая задача учителя. Для решения этой задачи учителю нужно уметь направлять свою деятельность и различные методики преподавания на формирование нравственности у детей. Как правило, воспитание нравственности у ребёнка начинается с детского сада и продолжается в начальной школе. Именно в этом возрасте ребёнку легче усваивать какую – либо информацию и правильно анализировать её. Хорошим помощником в воспитании нравственности у школьников является этическая беседа.
Этическим беседам отведено особое место в процессе воспитания нравственности школьников. Такие беседы должны быть содержательными, подталкивающими к хорошим поступкам и положительным действиям.
Этическая беседа – это форма разъяснения школьникам норм и принципов нравственного опыта человечества, это систематическое и последовательное обсуждение той или иной темы между учениками и учителем. Этическая беседа выступает одновременно как форма просвещения учащихся по той или иной проблеме и как метод нравственного воспитания. Такая беседа сильно отличается от рассказа или инструктажа. Беседуя со своими учениками, учитель выслушивает и учитывает их мнения по какому – либо поводу, и выстраивает своё отношение с ними в этой беседе на равных.
Почему такая беседа называется именно « этической?» Потому что предметом такой беседы чаще всего становится обсуждение нравственных , моральных и этических проблем.
Назначение этической беседы?
- Учить учащихся разбираться в вопросах морали;
- Формировать у школьников собственную нравственную позицию;
- Нарабатывать свой опыт нравственного поведения;
- Прививать умение вырабатывать свой взгляд на факты, своё суждение по тем или иным вопросам морали на основе полученных знаний.
Этические беседы могут быть:
- Программными ( в их основе лежит система работы классного руководителя, определённая планом воспитательной работы школы или класса);
- Групповыми ( в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с определённой группой учащихся);
- Индивидуальными ( в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с отдельными учащимися);
- Тематическими (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем, связанных с ситуацией, сложившейся в классном коллективе)
Условия эффективности этических бесед с младшими школьниками:
1. Беседа должна иметь проблемный характер и предполагать борьбу мнений и взглядов. При этом учитель задает нестандартные вопросы, стимулирует учеников на поиски ответов.
2. Этическая беседа не должна развиваться по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети должны говорить именно то, что они на самом деле думают. Учитель же может высказывать свою точку зрения, если не согласен с мнением своих учеников, но обязательно аргументировать свою точку зрения.
3. Главная тема беседы должна быть близка к эмоциональному опыту учеников. Нельзя требовать от них активности в обсуждении сложных вопросов, пока им не понятным.
4. В ходе беседы должны высказаться все желающие. Нельзя игнорировать чье-то мнение. Нужно сохранять атмосферу справедливости и культуру общения.
Но, прежде чем, начать этическую беседу с младшими школьниками, учителю следует тщательно подготовиться к ней.
Беседы в начальной школе проводятся по следующим направлениям:
- Наша страна и люди, которые в ней живут.
- Учимся правильно общаться и жить с людьми.( о коллективизме)
- Об отношению к труду, людям труда.
- О товариществе и дружбе.
- О справедливости.
- О честности и умении держать слово.
- О доброте, отзывчивости и скромности.
- О непримиримости к равнодушию и злу.
- О сознательной дисциплине и культуре поведения.
Каждое направление раскрывается в конкретных темах бесед, с постепенно усложняющимся содержанием от 1 к 4 классу. В классе проводится 9 обобщающих бесед в году – один раз в месяц.
Содержание бесед строится линейно – концентрически . Это значит, что в каждом классе проводится беседа по каждому из девяти направлений , но в её содержание в последующем классе вводятся новые факты , обращается внимание детей на новые признаки нравственных понятий , на причинно – следственные связи нравственных явлений. Таким образом, происходит объединение единичных признаков, представлений. Процесс этот не гладкий, полный противоречий, подчас достаточно сложных для младших школьников. В повседневной жизни детей идеальные представления о нравственных нормах сталкиваются с жизненными обстоятельствами, которые в какой – то мере затрудняют выработку правильного поведения у младших школьников.
Самостоятельное разрешение этой проблемы в большинстве случаев не доступно семилетнему ребенку. Жизнь в классном коллективе полна подобных противоречий, связанных с выполнением нравственных норм.
Эти и многие другие противоречия, связанные с выполнением нравственных норм, являются важным источником при определении содержания этических бесед для младших школьников. Важно уметь не уходить от трудных для детей проблем, находить пути их разрешения.
Усвоенные этические понятия позволяют младшему школьнику выводить конкретные правила поведения. Эти правила, сформулированные самими детьми в процессе беседы, предписывают поведение, определяют, как надо вести себя, с их помощью оценивается поведение свое и других людей, определяется, что хорошо и что плохо в поступках. Вначале, в I классе, эти правила точно указывают, как надо вести себя в той или иной ситуации. Например, что надо делать, чтобы быть хорошим товарищем: поделись тем, что необходимо твоему соседу по парте; работай так, чтобы не мешать другому. В дальнейшем появляются обобщенные формы предписания — сумей сам заметить, где и кому нужна твоя помощь (не обязательно соседу по парте).
Опережение в развитии личности младшего школьника нравственных представлений по сравнению с процессом формирования поведения нельзя считать негативным. Запас знаний «впрок» необходим ребенку. Противоречие между нравственным сознанием и поведением не может быть снято полностью в детском возрасте. Дифференцированная и индивидуальная работа с детьми определяется тем, что задерживается в их нравственном развитии: сознание или поведение. Средства, направленные на развитие «отстающего» компонента личности, приводят к его некоторому «забеганию» вперед, что образует новое противоречие, которое выступает движущей силой нравственного развития школьника.
Подготовка к этической беседе должна состоять из четырех этапов:
1- Определение темы беседы (в зависимости от возраста и уровня развития учеников) ;
2- Подбор фактического материала;
3- Составление плана (продумываются вопросы, которые будут задаваться ученикам в ходе беседы);
4- Подготовка учащихся к беседе (объявление темы беседы, указание литературы по теме, возможные групповые или индивидуальные задания). Исходя из опыта, время на проведение этической беседы рекомендуется отводить в соответствии с возрастом учащихся: в 1 классе – 25-30 минут, во 2-4 классах – 40 минут.
Этапы проведения этических бесед в начальной школе.
1. Сообщение учащимся фактов о поведении людей в той или иной ситуации, взятых из произведений художественной литературы, из жизни учащихся класса с изменением имен и фамилий, места действия.
2. Совместный с учащимися анализ приведенных отрывков художественной литературы и фактов из жизни.
3. Обобщение учащимися фактов, анализ конфликтных ситуаций.
4. Формирование с учащимися нравственного, этического правила.
5. Применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.
Для того чтобы этическая беседа оставила глубокий след в формировании нравственных ценностей ученика, педагог должен хорошо знать критерии формирования нравственной воспитанности школьника. Они таковы:
• Наличие у школьников нравственных знаний по той или иной проблеме.
• Переход нравственных знаний школьника в систему его ценностных установок.
• Выражение ценностных установок через личностные качества.
• Реализация учеником ценностных установок в конкретных поступках.
• Соответствие уровня воспитанности общественным нормам.
Исходя из критериев формирования нравственной личности, классный руководитель и должен строить этическое и нравственное воспитание учащихся класса.
Этическая беседа должна отвечать следующим требованиям:
• Этическая проблема должна быть понятна учащимся.
• Этическая проблема должна быть актуальна и интересна детям.
• Этическая тема должна быть востребована развитием классного коллектива.
• Обсуждение этической проблемы должно способствовать позитивным изменениям в классном коллективе.
Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы младший школьник поступил правильно, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор. Еще труднее приходится ребенку.
Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.
Приложение 1.
Сценарий проведения классного часа
Тема: Из истории правил вежливости и культуры поведения.
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей правил этикета и культуры поведения.
- Воспитывать потребность неформального соблюдения правил вежливости и этикета.
- Предложить практические ситуации проявления этикета в обыденной жизни;
- Воспитывать уважительное отношение к СВОИМ одноклассникам и взрослым людям.
Форма проведения: этическая беседа с элементами театрализации.
Подготовительная работа:
1. С помощью школьного библиотекаря подобрать проблемные ситуации этического характера для решения их в ходе классного часа.
2. Подготовить выставку рисунков учащихся «Вежливость на каждый день».
3. Записать на CD-диск ситуации на тему классного часа и провести рубрику «У нас в гостях Ералаш».
4. Предложить учащимся вместе с родителями подготовить «Словарь Вежливости»: пословицы, поговорки, высказывания выдающихся людей.
5. В ходе классного часа создать вместе с учащимися проект «Страшные истории о невежливом котёнке».
Ситуации этического характера.
Ситуация 1. Вежливый дятел. В школе кончились уроки. Дятел свой собрал портфель, И скорей, без проволочки Прямо к дому полетел. Дома дятла ждала мама, Ждала младшая сестра. Мама вкусные пампушки Для обеда припасла. Слышен шум снаружи дуба. Дятел залетел в дупло. Маму оттолкнул он грубо. Сестричку дернул за крыло. «Есть хочу!» — сказал затем. И к столу немедля сел. Начал в клюв кидать пампушки. И в тарелке стало пусто. Плачет младшая сестра, Брата целый день ждала: Ей хотелось вместе с ним. Кушать за столом одним. Дятел лихо развернулся, И на них не оглянулся. Свой портфель забросил в угол, Полетел скорей он к другу, Чтобы вместе поиграть, Чтобы вместе полетать, Покружиться, пошалить И о школе позабыть. | Ситуация 2. Глухой лягушонок Праздник, праздник у реки. Пляшут звери, мотыльки, Вышли все на улицу, Радуются, кружатся. Звери улыбаются, «Здравствуй!» — говорят. Друг с другом обнимаются И весело шумят. Вышел к речке лягушонок. Ну, совсем еще ребенок. Важно он на всех смотрел, Громко очень песню пел. «Здравствуй, милый лягушонок!» - Бабочка сказала, Нов ответ от лягушонка Слов не услыхала. «Здравствуй, лягушонок-друг!» - Так ему сказал паук. Лягушонок усмехнулся и Быстрее отвернулся. Звери как-то погрустнели, Песенки уже не пели. Лягушонок их расстроил, Он лишил их всех покоя. |
Ситуация 3. В авто Едет в транспорте лиса, Едет рыжая краса. А в автобусе, друзья, Нынче просто толчея. Едут майские жуки, И с букетом пауки, И медведи, и ежи, Черепахи и моржи. Что такое? Почему? Ничего я не пойму. Вдруг сказал смешной енот: На концерт народ идет. Все хотят увидеть львенка, Что рычит довольно громко. Едет в транспорте лиса, Едет рыжая краса. В транспорте толкается, Кричит и возмущается: «Боже мой! Как я устала! А кругом одни нахалы! Все сидят, а мне лисице Негде даже примоститься! Я хочу вот здесь сидеть! Что не слышишь, ты, медведь?» | бусе. Миша встал, лисица села И опять свое запела: «Очень душно, не могу! Сейчас я просто упаду! Эй, водитель! Тормозни! И зверей всех прогони! Ездить я хочу с комфортом! Чтобы было мне удобно!» Заскрипели тормоза. В дверь влетела стрекоза. И лисе сказала громко: «Выходи скорей, плутовка, Хоть теперь не остановка. Хватит нам тебя терпеть, Хватит в транспорте шуметь!» Стрекозу все поддержали Рыжую лису прогнали. Стало тихо и спокойно, Хоть тесно, но все довольны. Все успели на концерт, Лев имел большой успех. Лиса, к большому огорченью, Пришла к финалу представленья. |
Валентина Осеева
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.— Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь?
— Убегу! Из-за одной Ленки убегу.— Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...
Павлик засопел от обиды.
— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берёт тебя брат?
— А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни— тихим голосом, глядя прямо в глаза...
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик,— я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— Какую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она,
выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
— Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.
— Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! «Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Пословицы, поговорки о вежливости
- От вежливых слов язык не отсохнет.
- Спорить — спорь, а браниться — грех.
- Мягкое слово кости не ломит.
- Добрый час молвить, в дурной промолчать.
- О чем не спрашивают, того не допытывайся.
- Кто шуток не разумеет, над тем не шути.
- Мало говоря, больше услышишь.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
- Ласковое слово — что весенний день.
Истинная вежливость есть не что иное, как старание не выказывать при общении с людьми ни пренебрежения, ни презрения по отношению к кому бы то ни было.
Дж. Локк
Вежливость есть знак благосклонности и готовности к услугам.
Г. Гегель
Словесная стрела неисцелима. Она попадает прямо в сердце.
Иоанн Златоуст
Ход классного часа:
Вступительное слово классного руководителя:
-Сегодня у нас обычный классный час, но начнем мы его с вами необычно, не так, как всегда. Послушайте внимательно и скажите, о чём мы будем говорить сегодня.
Разыгрываются ситуации детьми.
Ситуация 1
Мама: Лёшенька! Вставай! Пора в школу! Лёшенька: Не хочу! Не пойду! Отстань! Надоела!
Ситуация 2
Старушка: Мальчик! Мальчик! Помоги мне, пожалуйста! Подскажи, где находится остановка троллейбуса № 5? Мальчик: А я откуда знаю! Что, я езжу на нем?
Ситуация 3
Бабушка: Ой, кто это конфеты все съел? Я ведь приготовила всем по конфетке?
Внучка: Ну, я. Подумаешь, конфеты тебе жалко. Ты ведь уже старая, тебе их есть нельзя.
Учитель: Можно ли считать детей, которых вы только что услышали, невежливыми? Почему?
Ответы учащихся.
Учитель: Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить с вами о вежливости. Как вы думаете, что означает слово «вежливость?»
Ответы детей.
- Какое произведение вы читали дома? Как оно связано с нашей темой? Почему у бабушки , брата, сестры и старичка изменилось отношение к Павлику? Почему слова вежливости мы называем волшебными? В чём их волшебство?
Ответы детей.
Игра: «Поговорим о вежливости».
-Добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
3. Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
4.Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
5.Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
6.К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
7.Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
8.Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
9.Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
10.Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
11.Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)
12.Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…» (после вас!)
13.Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…» (Доброго пути!)
14.Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю!)
15.Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом… (Добро пожаловать!)
16.Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …» (вам помочь!)
17.Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…» (Поздравляем!)
18.Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…» (Прошу прощения!)
19.Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…» (С добрым утром!)
20.Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день!)
21.На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (Добрый вечер!)
22.Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи!)
23.Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте...» (так добры!)
24.Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…» (Угощайтесь!)
25.Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши … (представиться!)
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …» (познакомиться!)
26.Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита!)
27.И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
- О каких словах вежливости вы узнали?
-Зачем они нужны?
-Давайте попробуем представить себе вежливого человека и написать на доске его качества, по которым мы можем сразу это определить.
– Кого называют вежливым человеком? ( Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.)
– Откуда же появились эти правила? Никто этих правил не выдумывал. Они создавались в народе постепенно, вырабатывались веками. И возникали совсем не случайно. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о его нравственных и умственных достоинствах «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.» Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым означает знать как себя вести. В словаре С.И.Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый – соблюдающий правило приличия, воспитанный, учтивый». Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурия.
– Вспомните Доктора Айболита! Каким он был? (Добрым.)
-А каким был Бармалей? (Злым.)
-Чем же закончилась их встреча? Доктор Айболит перевоспитал Бармалея. Пират стал добрым, воспитанным.
Злость нельзя в себе копить!
Это чувство страшное!
Знай, злодеем в жизни быть –
Самое ужасное.
Составление ассоциограммы на выражение «вежливый человек».
Учитель: Как вы думаете, ребята, всегда ли существовали правила проявления вежливости и когда, по вашему мнению, они появились?
Ответы учащихся.
Чтобы ответить правильно на этот вопрос, давайте обратимся к профессору Вежливых наук, который откроет нам тайну этого вопроса.
Выходит ученик, одетый в мантию, с указкой в руке. ( презентация)
Профессор Вежливых наук: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, мальчики и девочки!
Мне очень приятно быть сегодня вашим гостем и, чтобы не злоупотреблять вашим временем, я приглашаю вас к экрану, который поможет нам отправиться в древние времена и посмотреть, как развивалась наука о Вежливости.
Слайд № 1. На экране — Древний Египет.
Профессор Вежливых наук: Первый сборник правил поведения человека появился именно в Древнем Египте.
Слайд № 2.
Профессор Вежливых наук: В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома.
Слайд № 3. Церемония встречи послов в средние века.
Профессор Вежливых наук: Хорошие манеры нужны были царям и королям, чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими.
Учитель: Уважаемый профессор! А когда в России появились правила поведения, и какие из них сохранились по сегодняшний день?
Профессор Вежливых наук: Написанные правила вежливости появились во времена Петра I, русского царя. Они назывались «Юности честное зерцало». В них было написано, как должен вести себя человек в гостях, как здороваться со знакомыми людьми, как пользоваться вилкой и ножом.
Учитель: Подумайте и скажите, как можно отличить вежливого человека от невежливого? Приведите примеры.
Работа в группах. Обсуждение стихотворных ситуаций, художественных произведений.
Ребятам предлагается обсудить стихотворные ситуации, приведенные выше и определить, в чем выражается невежливость стихотворных персонажей.
Затем ребята зачитывают ситуации и называют действия, которые можно назвать невежливыми.
Учитель: Сегодня у нас в гостях герои «Ералаша». Сейчас мы с вами встретимся с ними и определим, правильно ли они поступают и как нужно поступать в такой ситуации.
Учащиеся смотрят ситуации из «Ералаша» и определяют, что делают участники «Ералаша» неправильно.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам составить свой Ералаш по теме «Вежливость». Главным действующим лицом в этой работе будет котенок Бантик. Назовем мы наш мультик «Уроки вежливости кота Бантика».
Каждая группа готовит свой кадр по теме мультфильма и представляет его.
Выполнение учащимися задания.
Ребята распределяются на группы. Каждая группа получает лист ватмана, фломастеры, карандаши и рисует кадр для мультика. Затем ребята представляют свой кадр мультика.
Подведение итогов классного часа.
Учитель:
-Ребята, о каких правилах вежливости ( этикета) вы узнали?
Ребята, обратите внимание на то, что слова вежливости только тогда становятся « добрыми» словами, когда говорятся приветливым тоном. Вежливым человек не рождается, а становится. От вас требуется умение следить за собой, понимать то, как надо вести себя в разных случаях, не обижаться, если взрослые и товарищи делают замечания, стараться исправить плохое в своём поведении.
Рефлексия.
-Какую оценку вы бы себе поставили и почему?
- Оцените каждый собственную деятельность на классном часе.
- Если ты узнал на что-то полезное, тебе было интересно, то пусть засветит «Солнышко».
Если ты не извлек никакой нужной информации, то пусть ненадолго выйдет «Тучка».
Источники:
- Н. И. Дереклеева « Азбука классного руководителя»: Начальная школа. – М: 5 за знания, 2008 год.
- О. С. Богданова, О. Д. Калинина « Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками», 1982 год.
- Н. А. Максименко « Спутник классного руководителя» , 2007 год.
- http://www.detkityumen.ru/biblio/61644/ - загадки для детей.
- http://www.liveinternet.ru/community/4012277/post223191779/ - картинка «солнышко с тучкой»
- http://www.nadyozhino-school.ru/index.php?newsid=164 – картинка « солнышко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников"
Статья раскрывает значение книги на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Представлены эффективные формы работы с художественной литературой во внеклассной деятельности. На примере литератур...
Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника
Краткое описание одного из направлений духовно-нравственного развития, работа с сопряжёнными нравственными понятиями...
Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников
Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих т...
Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников
В данной теме представлены мной доклад и презентация по данной теме.В конце марта в нашем городе проходила научно-практическая конференция " Художественная литература как средство нравственного и патр...
Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников.
Обобщение опыта работы на тему "Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников"....
Этическая беседа как средство нравственного воспитания младших школьников.
Методические рекомендации могут быть полезны учителям начальных классов, классным руководителям при проведении этических бесед....
Игра как средство нравственного воспитания младших школьников
Статья Игра как средство нравственного воспитания младших школьников...