Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа «Ёлка»»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа «Ёлка»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zoshchenko_elka.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока литературного чтения в 4 классе
ТЕМА: Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа "Ёлка"
ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко; обогащать словарный состав; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
∙содействовать формированию нравственно-этических норм поведения через личностные, регулятивные, логические, коммуникативные учебные действия.
Развивающие:
∙работать над формированием навыка выразительного осознанного чтения
∙развивать умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях (л/ч);
∙развивать умение ставить цели и задачи к уроку ( р);
∙развивать умение объективно оценивать свою деятельность и других
учащихся (р);
∙развивать умение формулировать проблему и решать её ( л/г).
∙развивать умение ставить вопросы к тексту, выражать свои мысли,
∙аргументировать свою точку зрения (к)
Воспитательные:
∙ воспитывать толерантное отношение к близким.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Предметные – умение работать с текстом ( определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные – умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;
Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные – осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь» ( что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Актуальность использования средств ИКТ: Визуализация изучаемых объектов.
ТИП ЗАНЯТИЯ: Изучение нового материала.
Ход занятия
№ этапа | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Форма работы | Результат | |||||||||||||||||||||
Мотивация учащихся на работу в ходе занятия | Здравствуйте! Вот звенит для нас звонок, начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Вы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться. Слушайте внимательно, работайте старательно. Все расселись по местам. Никому не тесно? По секрету вам скажу: «Будет интересно!» | Включение в самостоятельную учебно - познавательную деятельность | |||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. | Развитие внимания
а) Найти среди буквенного текста слова - Какое лишнее? Почему? - О чем вспоминаете, услышав слово «елка»? | Предлагает найти слова (Слайд 1-3) | Находят слова: елка, снег, мороз, пурга. Определяют лишнее слово. | Классификация слов | |||||||||||||||||||||||
- Что вы знаете об обычаях праздновать Новый год? | Слайд 4- | Проект Офицеров К. | Защита проекта | ||||||||||||||||||||||||
Этап I. Работа с текстом до чтения. Сообщение темы и постановка целей урока | - Как думаете, о чем будет произведение, которое мы будем читать? Чтобы вспомнить автора, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы: - В каком произведении дети однажды решили совершить кругосветное путешествие и даже отправились в него с мальчиком Стёпкой? - В каком произведении эти дети очень любили ужины, когда к родителям приходили гости, так как им нравилось узнавать забавные факты из жизни, ну и, конечно, лакомиться вкусными блюдами? - Как звали детей из этих произведений? - Я думаю, что вы помните также, что из мальчика Миньки впоследствии вышел замечательный писатель… Итак, чем же мы будем сегодня на уроке заниматься? Сегодня на уроке нам предстоит: • Вспомнить биографию и творчество М. Зо- • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. • Познакомиться с произведением. • Проанализировать произведение и понять его основную мысль А эпиграфом к нашему уроку будут слова М. Зощенко: «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился» | Задает вопросы, направленные на определение темы и целей урока Слайд Слайд | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя | Викторина | |||||||||||||||||||||||
Слово об авторе | Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет Первая мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т. д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия, и тот высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность М. Зощенко. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в Первой мировой войне, стала о себе напоминать. | Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом его портрета Слайды | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет М. Зощенко. Задают вопросы о его творчестве. | Беседа | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.. Осуществлять контроль по результату | ||||||||||||||||||||||
Прогнозирование. | -Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора? - Как узнать, правы ли мы? | Выслушивает ответы детей, обобщает сказанное | Высказывают свои предположения | прогнозирование | |||||||||||||||||||||||
Этап II. Работа с текстом во время чтения. Знакомство с произведением | Предлагаю вам прослушать произведение М. Зощенко в прочтении знаменного актера Советского кино Игоря Ильинского. Во время прослушивания отметьте непонятные слова. | Наблюдает за работой детей, оказывает помощь Слайд | Слушают текст, следят глазами, делают заметки по заданию. | Аудио прослушивание | |||||||||||||||||||||||
Этап III. Работа с текстом после чтения Анализ произведения. | - Подтвердились ли ваши предположения? - Назовите жанр данного литературного произведения? - Какие непонятные слова вам встретились? Словарная работа: Золотушный ребенок – больной ребенок. Длинновязая – высокая. Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара. Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение. Крымские яблоки – яблоки, привезенные Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины. Не ручаюсь – не уверена. - Кто главные герои рассказа? - Чем наряжали ёлку в то время? - Чем закончился праздник? - Правильно ли он поступил? - Пошел ли урок пошёл на пользу Миньке? Докажите. - Как вы думаете, праздник получился весёлым? - Кто виноват в том, что праздник получился грустный? - А рассказ получился весёлым? - Чтобы определить прием, который использует для создания юмористического рассказа, выполните задание на карточке № 1
Проверка (Фронтальный опрос, ответы постепенно детей высвечиваются на слайде) Вывод: для создания комического сюжета используется прием сопоставления. | Беседа, направленная на первичное понимание текста Слайд Помогает слабоуспевающим Слайд | Отвечают на вопросы педагога, анализируют поступок детей Составляют характеристику детей | Беседа по прочитанному Работа в парах | Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение | ||||||||||||||||||||||
Работа с текстом | Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете работать с текстом. Работать будете в группах. 1 группа: Испорченный план. Восстанови последовательность. (У детей конверт с разрезанным планом. Пункты плана наклеивают на чистый лист) 2 группа Выборочное чтение. К рисунку на карточке найдите в тексте соответствующие слова. Укажите страницу и подготовьтесь прочитать те предложения, которые соответствуют каждому рисунку. 3 группа «Доброе дело». Помогите Лёле и Миньке исправить ситуацию. Предложите, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся. Проверка через документ-камеру. | Помогает слабоуспевающим Выслушивает ответы детей. | Выполняют задания, предложенные на карточке. Защита работы Обсуждают услышанное, корректируют по мере необходимости | Самостоятельная работа в группах. | Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе | ||||||||||||||||||||||
Итог урока | - В каких словах отражён самый главный смысл этого рассказа? - Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать и другим детям? Почему так решили? - Давайте вернемся к эпиграфу «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился». - Как вы теперь понимаете это высказывание? - Что значит быть хорошим? | Задает вопросы, направленные на понимание основной мысли текста Слайд | Отвечают на вопросы педагога | Беседа | Умение определять основную мысль текста | ||||||||||||||||||||||
Домашнее задание (по выбору) |
| Дает задание по выбору | Записывают задание в дневник | ||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Давайте вернемся к плану нашего урока и посмотрим, удалось ли нам его выполнить (рефлексия «Сжатый кулак») • Вспомнить биографию и творчество М. Зо- • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. • Познакомиться с произведением. • Проанализировать произведение и понять его основную мысль | Помогает сделать самооценку личных достижений Слайд | Подводят итоги, оценивают собственные достижения | Самооценка | Умение оценивать собственные достижения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
Урок литературного чтения 4 класса на тему "Рассказ Н.С. Тихонова «Поединок»"
Тема: Рассказ Н.С. Тихонова «Поединок» "Цель: Прочитать и осмыслить рассказ Н.С. Тихонова «Поединок» Знать: про ВОВПонимать: главную мысль текстаПрименять: уметь...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)
Цели и задачи урока : 1. Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.Зощенко «Золотые слова» (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко «Золотые слова» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умен...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.М.Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко «Великие путешественники» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; раз...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова» (УМК"Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова».Цели деятельности учителя:знакомствос жизнью и творчеством писателя М.М.Зощенко , с произведением &laq...