Лес - природное сообщество разработка педагога Андреева
классный час (4 класс)

форма организации: беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лес - природное сообщество22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного занятия

Класс: 4.

Тема: “Лес – природное сообщество”.

Форма: беседа.

Цель: создание условий для обобщения знаний учащихся о лесе, его обитателях.

Задачи:

1.    Воспитывать бережное отношение к природе;

2.    Развивать любознательность, наблюдательность;

3.    Расширить знания детей о растительном мире леса.

Оборудование: 

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • основы экологической культуры, бережное отношение к природе.

Регулятивные УУД

  • умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные УУД

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения.

 

*звучит аудиозапись “Звуки леса”*

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Александровна.  Закройте глаза и представьте, что вы оказались на солнечной полянке, вокруг вас растёт много цветов, порхают красивые бабочки, гудят шмели. Подставьте свои лица солнечным лучам и улыбнитесь, откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, я желаю вам хорошего настроения.

- Послушайте стихотворение, и скажите, как может называться тема нашего занятия.

Цветы в родных лесах какие,

В сосновых, лиственных лесах!

Вот стайка синих колокольчиков,

А вот ромашка на буграх.

А ягоды в лесах какие!

Весь земляникой склон порос.

Малина прячется в крапиве

Среди белеющих берёз.

А сосны, сосны высоченные,

Как часовые стерегут

Всё то, что мне в лесу известно,

И то, что радостью зовут.

- Как вы думаете, какой будет тема?

- Молодцы, вы были очень близки. Тема занятия звучит так: “Знатоки леса”.

- Как тогда может звучать цель нашего занятия?

- Хорошо. Цель будет звучать так: обобщить знания о лесе и его обитателях.

- Скажите пожалуйста, можно ли назвать лесом три близко растущих друг с другом дерева?

- Да, конечно, это не лес.

- А если четыре или пять деревьев растут далеко друг от друга, это будет лес?

- Правильно, это просто деревья.

- Так что же такое ЛЕС? (на экране картинка леса)

- Хорошо.

- Прочитай, пожалуйста, что такое лес. (Лес — это единый комплекс живой и неживой природой).

- Основу леса составляют растения (в основном деревья и кустарники). Здесь обитают также животные, грибы и бактерии. Живые организмы леса постоянно взаимодействуют между собой и образуют природное сообщество. Зеленые насаждения занимают почти половину всей территории нашей Родины.

- Вы когда-нибудь бывали в лесу?

- Что тебе там понравилось, запомнилось?

- Вспомним правила работы с интерактивной доской.

- Верно.

- Выходите по одному поочереди, и восстановите порядок слов в пословицах о лесе.

(Много леса — береги, мало леса — не руби, нет леса —посади.; Возле леса жить — голоду не видать.; Кто лес любит и знает, тому он помогает.; Хорошо в лесу, береги его красу.; Сломить дерево – секунда, а вырастить – года.; Враг природы тот, кто леса не бережет!).

- Как ты понимаешь смысл этой пословицы?

- Поиграем в викторину.

- Для того, чтобы поиграть, нам надо разделиться на две команды. Чтобы это сделать разберите карточки. У кого будет “цветок”, те в первой команде, у кого на карточке “ель” - вторая команда.

Выберите себе капитанов.

- После того, как я прочту вопрос, команда, капитан которой первый поднимет руку - отвечает. Выкрикивать с места нельзя, ответ не будет засчитан. Также нельзя поднимать руку до того, как вопрос будет полностью озвучен. Вы можете советоваться между собой.

- Итак, если вы готовы, то покажите мне ладони.

- Первый этап “Узнай животное”.

- Какую птицу называют лесным барабанщиком?  

- Верно! Это дятел.

- Следующий вопрос. Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей. Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.

- Замечательно! Это действительно еж.

- Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

- Да, это медведь, молодцы!

- Второй этап “Верю - не верю”.

На партах вы видите карточки “Верю” и “Не верю”.  Капитан команды должен поднять соответствующую карточку. Этот раунд не на скорость, а на правильность ответа, поэтому ответ может быть засчитан сразу двум командам.

- Первый вопрос. Верите ли вы, что кукушка кукует, не открывая клюва?

- Кукушки действительно кукуют, не открывая клюва.

- Верите ли вы, что лошадь даёт молоко?  

- Замечательно! Это правда.

- Последний вопрос в этом раунде. Верите ли вы, что у птиц нет памяти?

- Правильный ответ “не верю”.

- Финальный раунд «Хорошо ли вы знаете растения леса?». Правила в этом раунде такие же, как и в первом. Команда, капитан которой первый поднимет руку - отвечает.

- Первый вопрос. О каком дереве говорится в загадке: «Зеленая, а не луг, белая, а не снег, кудрявая, а без волос»? (береза)

- Верно!

- Дерево с шарообразными яркими плодами, которые до зимы живут. (рябина)

- И это правильный ответ.

 - Последний вопрос, будьте внимательны.

- Это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Мощь и величественная красота привлекают всех. Его корни уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. Его листья распускаются поздно весной.

- Молодцы! Это дуб.

- Вы все отлично играли и показали свои знания.

- Как же удивителен лес! Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы.

И не сразу, и не вдруг,

Мы узнали: ЛЕС – наш друг.

Нет без ЛЕСА кислорода,

Сникнет сразу вся природа,

Без него дышать не сможем

И никто нам не поможет.

Сдуют ветры урожай

И тогда – прости, прощай!

Обмелеют наши реки,

Высохнут они навеки,

Заболеют все зверушки

Вплоть до маленькой норушки.

Нет без ЛЕСА нам лекарств,

На столах не будет яств.

Пропадёт тогда планета,

Горько говорить всё это.

А поэтому, друзья,

Призываю всех вас я:

Каждый кустик берегите,

Без нужды костры не жгите,

Цените каждую травинку

И на листике дождинку.

Сбережём ЛЕС от огня

Для тебя и для меня.

Красота живая – ЛЕС,

Пусть растет он до небес!

- Возьмите листы, под номером 2. Нарисуйте на них любые лесные растения и напишите пожелание всем людям на Земле о том, как нужно обращаться с лесом.

- Выходите к документ- камере поочереди. И расскажите, что вы нарисовали и написали.

- Замечательно, вы большие молодцы!

- Что такое лес?

- Что нового о лесе вы узнали? Или может запомнили какие-то интересные факты?

- Как нужно обращаться с лесом?

- Если вам было некомфортно на занятии, то поднимите тучу. Если на занятии вам было комфортно, поднимите солнце.

- Мне тоже было с вами очень комфортно, спасибо за отличную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Жизнь луга. Луг - природное сообщество».

Методическая разаботка знакомит с особой  структурой уроков  изучения природных сообществ, содержащих природоведческий  и экологический материал: экологические зарисовки, экологическое ...

Разработка по окружающему миру для 1 класса «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»

Разработка по окружающему миру для 1  класса  «Дикие и домашние животные. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества»...

Добрый привет и добрый ответ разработка педагога Андреева

Добрый привет и добрый ответФорма организации внеклассного занятия: беседа...

Режим дня - основа жизни человека разработка педагога Андреева

quot;Режим дня - основа жизни человека" разработка педагога Андреева...

Архитектура культурной столицы России (разработка педагога Андреева)

Архитектура культурной столицы России (разработка педагога Андреева)...

В мире профессий (разработка педагога Андреева)

В мире профессий (разработка педагога Андреева)...