«Лес – волшебный дворец. Единство живой и неживой природы. Природные сообщества леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
«Лес – волшебный дворец. Единство живой и неживой природы. Природные сообщества леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество».
ФИО: Зубарева Лариса Петровна.
Место работы: МБОУ «Киреевский лицей».
Должность: учитель начальных классов.
Класс: 3
Тема и номер урока в теме: 2
Базовый учебник: А.А.Плешаков
М.Ю.Новицкая
Москва «Просвещение» 2011г.
Задачи урока:
В сфере личностных УУД:
- формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу;
- развитие способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
В сфере регулятивных УУД:
- умение действовать и принимать решения по предложенному плану;
- постановка учебной задачи с учётом имеющихся знаний, полученных в процессе урока;
- учиться прогнозировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
В сфере познавательных УУД:
- поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием всех возможных источников;
- умение анализировать, синтезировать учебный материал, делать выводы;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельный и командный поиск её решения.
В сфере коммуникативных УУД:
- формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, умело владея речью;
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации.
Цели урока:
- познакомить обучающихся с понятиями «природное сообщество», «ярусность леса»;
- показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса;
- формирование бережного отношения к природе;
- развитие познавательной активности.
Тип урока: изложение нового материала.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование.
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Настраивает на работу Слайд №1 | Слушают. |
2 | Сообщение темы и цели урока | Вопрос. Сформулируйте тему урока? Слайд №2 | Ответы детей. (Лес – наш дом) |
3 | Целеполагание | Вопрос. Лес называют природным сообществом. Как вы это понимаете? (Учитель даёт понятие природного сообщества) | Ответы детей. |
4 | Изучение нового материала | Слайд №3 1) Вопрос. Что объединяет эти изображения? Вопрос. По основному признаку разбейте их на две группы. Деревья - это верхний ярус леса. Слайд №4 2) Вопрос. Почему кустарники занимают второй ярус леса? 3) Отгадать загадки и назвать нижний ярус леса. Слайд №5 - Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной, Цветок душистый, нежный, Из кисти белоснежной. Слайд №6 - Синенький звонок висит, Никогда он не звенит. Слайд №7 - На припёке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелёк Держит алый огонёк. Слайд №8 4) Вопрос. Что ещё растёт в нижнем ярусе леса? Вопрос. Назовите какие грибы вы знаете? 5) Лес – это не только растения, но и богатый животный мир. Вопрос. Назовите представителей животного мира леса? Слайд №9-11 Вопрос. Почему так богат животный мир леса? 6) Работа с учебником. Прочитать и рассмотреть таблицу стр.102. Определить роль бактерий в круговороте веществ. Вопрос. Кто ещё участвует в круговороте веществ? Вопрос. Какова их роль?
7) Практическое задание: составить 2-3 цепи питания в рабочих тетрадях. 8) Проверка учителем практического задания. | Ответы детей. (Это деревья) Ответы детей. (Первая группа – хвойные деревья, вторая группа – лиственные деревья) Ответы детей. (Они ниже, требуют меньше света) Ответы детей. (Ландыш) Ответы детей. (Колокольчик) Ответы детей. (Земляника) Нижний ярус леса – это травянистые растения. Ответы детей. (Грибы) Ответы детей. (Лисички. Опята. Подосиновик. Мухомор.) Ответы детей. Ответы детей. (Укрытие от врагов. Корм. Жилище.) Дети работают в парах. Ответы детей. (Под действием бактерий происходит образование перегноя.) Ответы детей. (Грибы.) Ответы детей. (Способствуют разложению растительных останков.) Дети работают в парах. Дети читают учебник. |
5 | Итоговое закрепление. Вывод. | Вопрос. Докажите что лес – это природное сообщество. Слайд №12 Неживая природа
животные растения грибы бактерии Урок хочется закончить стихотворением «Осенняя мечта»: Мечтаю я пойти в осенний лес, Шурша ногами по листве опавшей, Поймать нежаркий солнца луч с небес, Стряхнуть печаль с души своей уставшей. Забыться в тишине, слегка звенящей, Подслушать разговор листвы и ветра, Чуть слышный, видеть в мареве дрожащем Лишь лес вокруг на много километров. Запутавшись в тончайшей паутине, В каскаде из росинок искупаться, вдохнуть пьянящий запах прелых листьев, И к дереву, обняв его, прижаться. Сойти с ума от запаха грибного, Найти поляну ежевики, На дереве поваленном немного Передохнуть, смотря на солнца блики, Играющие с рябью на реке… На юг летящих перелётных стай Услышать крик прощальный вдалеке, Таящий в себе радость и печаль… | Ответы детей. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят этажи между собой. Все живые организмы живут сообща. Грибы и бактерии способствуют разложению отмерших растений и животных, а также образованию перегноя. Из перегноя образуются соли, которые растворяются в воде почвы и их используют растения. Происходит круговорот веществ. |
6 | Домашнее задание | Стр.98-102, теоретический материал, индивидуальные задания по атласу – определителю. | Дети записывают задание в дневник. |
7 | Итог урока | Самооценка учащихся. Оценка учителем деятельности детей. Слайд №13. | Дети поднимают светофоры с изображением улыбающегося или грустного человечка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...
Как человек использует живую и неживую природу?
Материал содержит презентации, текстовые документы, картинки к подготовке к уроку....
Урок окружающего мира по программе ПНШ в 3 классе "Природное сообщество луг - единство живой и неживой природы"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО по программе ПНШ по учебникам Федотовой О.Н....
Формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы в процессе ознакомления второклассников с окружающим миром
С переходом на новые образовательные программы по природоведению актуализируются все вопросы, связанные с освоением их содержания и эффективным внедрением в учебный процесс начальной школы. Это касает...
"Лес- единство живой и неживой природы"
Методическая разработка и презентация по окружаещему миру, 3 класс....
Урок мир природы и человека. Тема: Объекты живой и неживой природы.
Урок для проведения в 1 классе....
Взаимосвязь между живой и неживой природой в лесном природном сообществе
Взаимосвязь между живой и неживой природой в лесном природном сообществе...