Методическая разработка внеклассного мероприятия с обучающимися по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения
классный час (3 класс)
формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательное мероприятие | 615.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Измайловская школа»
Методическая разработка внеклассного мероприятия с обучающимися по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения
Разработала: учитель начальных классов
Сергеева Т.П.
п. Измайловский,
2023 г.
Тема: «Толерантность – путь к миру»
Класс: 3
Цель: формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения.
Задачи:
образовательные:
1) познакомить с понятием «толерантность»;
2) выявить основные черты толерантной личности;
3) сформировать правильное представление о толерантном поведении.
развивающие:
1) развивать речь, обогащать словарный запас;
2) развивать терпимость в достижении общих целей при совместной деятельности.
воспитательные:
1) воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Формируемые УУД:
– личностные УУД: формировать у младших школьников активную жизненную позицию по данной проблеме, желания приобретать новые знания, выражать свое собственное мнение и отстаивать при необходимости свою точку зрения;
– регулятивные УУД: формулировать тему и цели мероприятия, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с одноклассниками, оценивать результаты своей деятельности на занятии;
– познавательные УУД: учить младших школьников задумываться о необходимости быть толерантными, вырабатывать привычку анализировать поступки с точки зрения толерантности, извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, строить логические заключения и речевые высказывания;
– коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группе.
Оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран).
Материалы: презентация, методическая разработка мероприятия, карточки с ребусом, листы бумаги, карандаши, карточки со словами для упражнения «Толерантный человек», красный и зеленый круг для игры «Ситуации», шаблоны ладошек для упражнения «Плакат толерантности», ватман, фломастеры, клей.
Ход мероприятия
Этапы мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент | – Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, как нам улыбается солнышко! Улыбнитесь ему в ответ. Теперь посмотрите друг на друга и ещё раз улыбнитесь. – (Слайд 2.) Сейчас мы представим, что являемся жителями разных стран, и поприветствуем друг друга разными способами. В Японии необходимо поклониться друг другу: чем поклон ниже, тем больше уважения. В Тибете люди здороваются, показывая друг другу язык. В Индии – легкий поклон со сомкнутыми ладонями на уровне груди. А в России – в основном, рукопожатие. | Принимают положительную установку на предстоящую работу. Приветствуют друг друга разными способами, принятыми в других странах. |
2. Постановка учебной задачи | – Ребята, наш классный час не просто так начался с приветствия представителей разных стран. Сегодня мы поговорим на одну из важных тем современного мира. А чтобы узнать тему, вам необходимо выполнить задание. Решите ребус. (Слайд 3.) Слово-отгадку вы можете записывать прям на листочке. (Приложение 1) – Ребята, какое слово у вас получилось? – Верно разгадали ребус, молодцы! Сегодня мы будем говорить о таком сложном, но важном качестве человека, как толерантность, и узнаем, что это слово обозначает. | Решают ребусы на карточках. – Толерантность. |
3. Открытие «нового» знания | – Ребята, а встречали ли вы или слышали это слово? – Что же означает это слово? Конечно, это слово еще может быть вам не знакомо. Но в современном мире, где вам предстоит жить, смысл, которое оно несет, очень важен для существования человеческого общества. – (Слайд 4.) Под толерантностью понимают терпимость к чужому мнению, поведению, взглядам, культуре, то есть это проявление понимания и уважения к личности другого человека. Другими словами, нужно уважать других людей независимо от их характера, внешности, возможностей здоровья, национальности и других отличий, то есть жить в мире и согласии. Толерантными нужно быть по отношению и к близким людям (родственникам, друзьям, одноклассникам), и к другим окружающим. – (Слайд 5.) В календаре 16 ноября отмечен как Международный День Толерантности, или День терпимости. Упражнение «Нарисуй себя» – (Слайд 6.) А сейчас я предлагаю выполнить одно творческое задание. На партах лежат листы бумаги и карандаши. Нужно нарисовать себя. Даю вам пару минут. – Ребята, давайте вывесим рисунки на доску и рассмотрим их. Чем отличаются все рисунки? А что каждый из вас изобразил общее? – Конечно, все рисунки отличаются друг друга – одеждой, прической, ростом, цветом глаз, волос, кожи. Но в то же время каждого из нас сближает то, что все нарисовали одинаковое количество частей тела. Безусловно, все мы разные, но есть то, что нас объединяет, несмотря на непохожесть. Каждый должен уважать уникальность другого человека. Игра «Черта» (По середине класса проводится линия, и класс делится на 2 половины. Друг напротив друга стоит в линию одинаковое количество детей.) – (Слайд 7.) Ребята, как вы думаете, можно найти среди нас совершенно одинаковых, хотя бы 2 человека? Сейчас мы это и проверим – проведем интересную игру под названием «Черта». Я вам буду задавать вопросы. Если вы согласны, это касается вас, то делаете шаг вперед. Если не согласны, это не касается вас, то остаетесь на месте. 1 вопрос: нравится ли вам урок математики? 2 вопрос: любите ли вы оливки? 3 вопрос: смотрели ли вы мультфильм «Холодное сердце»? 4 вопрос: есть ли у вас младший/ая брат/сестра? 5 вопрос: у вас карие глаза? 6 вопрос: в вашем доме есть собака? 7 вопрос: любите ли вы читать? 8 вопрос: хотите ли вы стать врачом? – (Слайд 8.) Ребята, вы заметили, что у нас разные интересы, мнения, привычки, разный рост, внешность, цвет волос и глаз, то есть мы с вами отличаемся друг от друга. Мы разные, но есть то, что нас объединяет и сближает. Мы это заметили по вашим ответам на вопросы. Самое главное, что нас объединяет – мы люди, которые живем на одной планете, в одном государстве, ходим в одну школу и являемся членами одной классной семьи. Мы одна семья! Поэтому должны относиться к друг другу с добром, теплом, уважением, учиться ценить и поддерживать друг друга. – (Слайд 9.) Люди на свет рождаются разными: Непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, Нужно терпенье в себе воспитать. Нужно с добром к людям в дом приходить, Дружбу, Любовь в своем сердце хранить! Упражнение «Толерантный человек» – Ребята, мы выяснили, что означает понятие «толерантность». А сейчас нам предстоит выяснить, какими же качествами должен обладать толерантный человек? Нам необходимо составить образ толерантного человека. У вас на столах лежат листочки, на которых написаны слова – черты характера, качества. Выберите только те, которые, по вашему мнению, подходят к словосочетанию «толерантный человек». Какие слова вам неизвестны? (Приложение 2) – (Слайд 10.) Молодцы, ребята! Посмотрите, какое яркое солнышко у нас получилось. А как вы думаете, почему я выбрала солнышко для образа толерантного человека? – Почему вы выбрали эти слова? – Какой вывод мы можем сделать? Быть толерантным, значит быть…? | Отвечают на вопрос. Внимательно слушают информацию. Рисуют себя. Участвуют в обсуждении рисунков. – Одеждой, цветом волос, прической… – Голова, руки, ноги… Отвечают на вопросы. Играют в «Черту». Работают над составлением образа толерантного человека. – (примерный ответ) Как солнышко отдает свое тепло, так и толерантный человек своими поступками и поведением делает мир светлее. От него исходит добро. Отвечают на вопросы. Выражают собственное мнение. |
4. Физкультминутка | – (Слайд 11.) Теперь давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку. – Здравствуй, мир! (руки верх) Это – я! (к себе) А вокруг – страна моя! (вокруг себя) Солнце в небесах – горит! (руки верх) И земля у ног – лежит! (наклон) Там – леса! (влево руки в замке) А там – поля! (вправо руки из замка) Здесь – друзья! (влево руки из замка) И здесь – друзья! (вправо руки из замка) Я легко к земле нагнусь, К каждой травке прикоснусь, (наклоны в низ) Распрямлюсь и встану гордо! (руки на пояс) И вздохну я грудью полной! (вращение руками и на пояс) Вправо, влево оглянусь (повороты головы) По округе пробегусь (бег на месте) Стал я бодрым И веселым, (прыжки) Как ребята С нашей школы! (повороты туловища в стороны) Здравствуй, город самый лучший! Здравствуй, край родной, могучий! Здравствуй же, страна моя! (руки вверх) Здравствуй, мир! Встречай меня! (ладони к груди) | Выполняют упражнения. |
5. Закрепление нового материала | – Ребята, а бывало, что кто-то говорил о вас плохо или поступал по отношению к вам плохо? – Что вы в этот момент чувствовали? – (Слайд 12.) Конечно, всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. Но чтобы чаще слышать эти хорошие слова с свой адрес, нужно и поступать по отношению к другим людям хорошо. На этот случай есть одно «золотое правило»: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Если мы будем следовать этому правилу, то сможем изменить не только себя в лучшую сторону, но и весь мир. – В первую очередь, толерантность проявляется дома, в школе: в общении с родителями, с друзьями, с учителями. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Сейчас мы проведем одно упражнение по выявлению толерантных качеств в человеке. Игра «Ситуации» – (Слайд 13.) Я зачитываю ситуацию, а вы поднимаете зеленый кружок, если вам подходит первое выражение, красный кружок, если подходит – второе. Приготовились внимательно слушать. Начинаем! 1. Миша плохо одет… а) это неважно; б) ты подсмеиваешься над ним. 2. Пожилая женщина медленно идет… а) ты помогаешь ей и придерживаешь дверь; б) ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать. 3. На твоих глазах другие ребята обижают ребенка, младше тебя… а) ты пытаешься защитить его; б) ты делаешь вид, что ничего не замечаешь. 4. Одноклассник заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки... а) ты объяснишь, что без разрешения нельзя брать чужие вещи; б) ты ударишь его. 5. Вся школа гурьбой выходит из актового зала, и все между собой толкаются. Нечаянно тебя толкает другой/ая ученик/ца… а) скажу, чтобы ребята были аккуратнее; б) толкну в ответ. – А теперь узнаем результат, насколько вы толерантны. Если у тебя 5 зелёных кружков! Прекрасно! Ты уверен в себе! Ты понимаешь, что мнения и взгляды других людей надо тоже уважать. Если от 2 до 4 зеленых кружков, то ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы в некоторых ситуациях принимать мнения других людей. Со временем у тебя все получится. Меньше двух зеленых кружков? Ты не уважаешь мнения других людей! Стоит поработать! – Ну вот мы и проверили, у кого есть качества, присущие толерантному человеку. | Отвечают на вопросы. Выражают собственное мнение. Играют в «Ситуации»: поднимают зеленый или красный кружок в зависимости от выбора выражения. |
6. Итог | – С каким новым понятием мы сегодня познакомились? – Что такое толерантность? – Кто после этого урока станет по-другому относиться к окружающим людям, товарищам? – Ребята, наш классный час подходит к концу. Надеюсь, что наша беседа оставила след в душе каждого из вас, помогла всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в жизни. Человек рождается и живёт на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботиться друг о друге, дарить улыбки и добрые слова. | – С понятием «толерантности». – Терпимость, уважение к другим, их принятие, принятие их недостатков. |
7. Рефлексия | – Ребята, во время нашего занятия мы убедились в том, что сначала нужно каждому из нас начать уважать другого человека, относиться к нему с добром, оказывать помощь. И только работа над собой, развитие положительных личностных качеств поможет изменить весь мир в лучшую сторону. Упражнение «Планета толерантности» – (Слайд 14.) Итак, у вас на партах лежат «ладошки». На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, нужно делать, чтобы наш класс/весь мир стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружелюбными. Обязательно подпишите свои ладошки именем внизу ладошки. (Приложение 3) – Теперь возьмите ладошки и наклейте их на нашу планету. Этот плакат мы повесим в классе, чтоб он каждый раз напоминал о сегодняшнем занятии – о том, что нужно относиться к друг другу с уважением, пониманием и принятием. – Благодарю всех за работу, за активное участие. | Выполняют творческое задание «Планета толерантности». |
Приложение 1
Ребус «Толерантность»
Приложение 2
Фразы для упражнения «Толерантный человек»
Уважающий другого человека; уважающий чужое мнение; доброжелательный; вызывающий доверие; агрессивный; равнодушный; понимающий; завистливый; эгоистичный; грубый; дружелюбный; милосердный; вежливый; раздражительный; жестокий; отзывчивый; конфликтный, искренний.
Пример:
Приложение 3
Ладошка для упражнения «Планета толерантности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантности и культуры межнационального общения (поликультурное воспитание в мегаполисе)
Сборник материалов городского конкурса "Учимся толерантности" в рамках городского фестиваля "Мы разные, мы дружим"...
Экологическая игра-викторина "Хочу всё знать!" (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 4 классов)
Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире. Задачи: Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека. Развивать познавате...
"В мире точных наук» (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса)
Цели занятия:Пробудить интерес к предмету математике.Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.Воспитывать самостоятельность, дружбу, взаимопомощь, сотрудничество...
"В мире животных» (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса)
Задачи:образовательная: расширить знания о природе;развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чу...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.
Методическая разработка предназначена для учащихся начальной школы по правовому воспитанию...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Любовь, добро, толерантность"
Пояснительная запискаОпыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно - воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента во внеурочно...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...