Экологическая игра-викторина "Хочу всё знать!" (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 4 классов)
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире.
Задачи:
Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека.
Развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение.
Прививать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа – интернат»
Экологическая
игра-викторина
"Хочу всё знать!"
(методическая разработка внеклассного мероприятия
для обучающихся 4 классов)
Подготовила и провела
Анисимова Л.К.
с. Панаевск
2015—2016 учебный год
Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире.
Задачи:
Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека.
Развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение.
Прививать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Ход занятия
Организационный момент.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!
Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.
« Разминка» Кто больше даст правильных ответов за 1 минуту. ( за каждый правильный ответ по 1 баллу)
- Крупное рогатое животное, которого называют «лесной великан».(лось)
- Мышь, обитающая в поле. ( Полевка)
- Садовый кустарник с красными или черными ягодами. (смородина)
- Ядовитая змея. (кобра)
- Самая большая хищная рыба. (акула)
- Речной или сахарный. (песок)
- Какой вред деревьям приносит сбор сока? (дерево засыхает)
- Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)
- Глубокие впадины, образованные временными водными потоками называются (оврагами)
- Прибор для ориентирования на местности. (компас)
- Дождь, снег, град - это…( осадки)
- Облако на уровне земли. (туман)
- Прибор для определения скорости и направления ветра. (флюгер)
- Маленькая модель Земли. (глобус)
- Орган вкуса.( язык)
- Жилище птицы. (гнездо)
- Животное, которое носит своего детеныша в сумке. (кенгуру)
- Что случается с пчелой после того, как она ужалит?(погибает)
- Орган обоняния. (нос)
- Чем покрыто тело человека? (кожей)
- Горы на физической карте обозначаются…(коричневым цветом)
- Ровное или слабовсхолмленное пространство земной поверхности называется … (равниной)
- Основное свойство почвы. (плодородие)
- Перемещение воздуха над поверхностью Земли наз. (ветром)
- Уголь, нефть, газ –это …(горючие полезные ископаемые)
- Хищная большая полосатая кошка. (тигр)
- Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
- Начало реки называется (истоком)
- Тело рыбы покрыто …(чешуёй)
- Природные углубления на поверхности Земли, заполненные водой, наз.
(озёра)
- Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (заяц)
- Самое крупное млекопитающее животное. (кит)
- В каких состояниях бывает вода? (жидком, газообразном, твёрдом)
- Тело птиц покрыто… (перьями)
- В состав воздуха входят: азот, кислород и …(углекислый газ).
- На физической карте равнины обозначены …(зелёным цветом)
- Чем сверху покрыты зубы? (эмалью)
- Что приводит в движение кровь? (сердце)
I. Первая станция. «Царство растений».
Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.
1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».
– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
- На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
- Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
- Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
- Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
- Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
- На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
- Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
- Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
- Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
- У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
- Листья, какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
– Молодцы, ребята!
2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА.
(У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).
3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?
Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …
4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
- Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
- Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
- Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
- Осина, липа, дуб, ель. Так как …
- Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
- Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
- Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
- Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
- Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза). - Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели). - Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь). - Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива). - Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен). - Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа). - Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
II. Вторая станция. «Царство Животных».
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера
Про всех на свете.
Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Ведущий: Главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы
Игра «Кто как кричит»
Голубь - воркует, медведь - ревет, утка - крякает, коза - блеет, гусь - гогочет, конь - ржет, корова – мычит, кошка – мяукает, петух – кукарекает.
1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
- Что человек делает для сохранения животного мира?
- Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
- Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
- Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
- Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
- Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
- У кого на сучке кладовая? (У белки).
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
- Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
- Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
- Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры). - Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка). - Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза). - На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха). - Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея). - Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).
2-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
- Цапля и лягушата в озере.
- Лев и собачка.
- Ворона и лисица.
- Машенька и три медведя.
Игра «Назови детёныша».
Гусь — гусята Свинья — поросята Кошка - котята Корова — телята Лошадь — жеребята Курица - цыплята Утка — утята Овца — ягнята Собака - щенята Тигр — тигрята Лев — львята Медведь — медвежата Лиса — лисята Волк — волчата Сова — совята Белка — бельчата Заяц — зайчата Кабан — поросята |
III. Третья станция. «Царство Грибов».
Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
А сейчас мы отправляемся за грибами.
Вы любите собирать грибы?
1-й конкурс. Игра «Собери грибочки».
(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).
– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).
– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).
Загадки
- Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки). - Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята). - Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята). - Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик). - У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик). - Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).
2-й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
IV. Четвёртая станция. «Экологическая».
– Ребята, что такое «экология»?
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Прогулка. (С.Михалков)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).
Конкурс «Правила друзей природы».
– Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди).
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.
Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).
Литература:
- Как прекрасен этот мир!.. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн. : Красико-Принт, 1998.
- Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.
Самоанализ внеклассного мероприятия
Тема: «Хочу всё знать!»
Перед мероприятием были поставлены следующие цели и задачи:
Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире.
Задачи:
Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека.
Развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение.
Прививать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Данное мероприятие входит с систему мероприятий плана методической работы школы-интерната на 2015-2016 учебный год. Форма проведения данного мероприятия – экологическая игра - викторина
Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности соответствует общим учебно-методическим задачам, уровню развития данного коллектива, возрастным особенностям обучающихся.
Проведена предварительная подготовка мероприятия. Цели мероприятия раскрыты перед учащимися убедительно, чётко, эмоционально. Работа проходила организованно, интересно.
Достигнуть поставленных целей и задач удалось. Причиной успеха является активная подготовка и участие детей в мероприятии. Проведённая работа имеет большую учебно-воспитательную ценность.
Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы проведения самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия более эффективными.
Для проведения экологической игры - викторины были созданы все условия: учебно-материальные, морально-психологические, эстетические, временные.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
На мероприятии я использовала разнообразные виды деятельности, что позволило максимально активизировать деятельность учащихся. В частности такие задания, как:
- Игра «Собери пословицу»
- Игра «Назови детёныша».
- Викторина «Узнай растение».
- Конкурс « Кто больше»
- Конкурс «Вычеркни лишнее»
- Викторина «Лесные загадки»
- Игра «Кто как кричит»
- Конкурс «Правила друзей природы»
- Игра «Собери грибочки».
Управление деятельностью школьников осуществлялось через стимулирование – похвалу, жетоны.
На данном внеклассном мероприятии были реализованы следующие принципы: принцип доступности, связи с жизнью, принцип научности, принцип сознательности, самостоятельности при выполнении заданий.
При подготовке мероприятия были учтены следующие особенности классов:
- возрастные особенности (игровые моменты, поощрение словом, награждение)
- наличие детей с ослабленным здоровьем (различные виды деятельности).
План внеклассного мероприятия выполнен, поставленные цели реализованы без перегрузки учащихся.
Утомляемость учащихся снималась с помощью смены видов деятельности,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"
Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов Служба спасения «01»
познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии;проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности;убедит...
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Выпускной праздник"
Стихи. песни, игровой материал, конкурсы, поздравления бывших выпускников...
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 1 классе "Прощание с Азбукой"
Веселый праздник для детей 1 классов...
"В мире точных наук» (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса)
Цели занятия:Пробудить интерес к предмету математике.Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.Воспитывать самостоятельность, дружбу, взаимопомощь, сотрудничество...
"В мире животных» (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса)
Задачи:образовательная: расширить знания о природе;развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чу...
Методическая разработка внеклассного мероприятия с обучающимися по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения
формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения....