"В мире животных» (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса)
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Анисимова Лариса Константиновна

Задачи:

  • образовательная: расширить знания о природе;
  • развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
  • воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей сред

У всех из нас есть мать одна

По имени Природа.
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты-
Поля, луга, леса, моря и реки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  учреждение общеобразовательная школа – интернат

«Панаевская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

"В мире животных»

(методическая разработка внеклассного мероприятия

для обучающихся 3 класса)

Подготовила и провела

Анисимова Л.К.

        

с.  Панаевск

2014—2015  учебный год

Задачи:

  • образовательная: расширить знания о природе;
  • развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
  • воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды

.

(СЛАЙД 1, 2) У всех из нас есть мать одна
По имени Природа.
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты-
Поля, луга, леса, моря и реки.

Ход сценария внеклассного мероприятия

-  Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в современных многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим домом остается природа. Почему?

– А есть ли «природа» в нашем жилище? Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи – это ведь все природа. Можем мы без этого жить в нашем доме? Нет! Хотя человек и построил дома, города, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть природы. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.

– А может ли природа жить без человека? (Да, может. Очень-очень давно на нашей Земле не было людей, а природа и тогда была. Например, в то время, когда на Земле жили динозавры.)

– Отчего в нашем доме бывает светло? (Свет идет от лампы.)

-  А что можно сравнить с лампой в природе? (солнце)

- Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его можно сравнить еще и с домашним обогревателем, плитой, батареей отопления.

- В природе идет дождь. Где его можно встретить в нашем доме? (В нашем доме есть душ.)

- В природе – ветер, а в доме? (Вентилятор.)

- В комнате есть пол. Где пол в природном доме? (В доме-природе под ногами земля, почва.)

- В обычном доме бывают каменные и деревянные стены. (В доме-природе – горы и деревья.)

-  У нас горит пламя на газовой плите. (А в природе огонь вырывается из вулкана.)

-  В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах. (А у себя в обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике.)

-  В природе дикие животные. (В обычном доме – домашние.)

-  Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения. Что произойдет, если не будет воздуха? воды? солнца?

-  Ребята, а кто построил наши дома? (Строители.)

-  Кто построил природу? (Никто не строил.) (СЛАЙД 3, 4, 5, 6)

-  Где чище: дома или на природе? (Дома чище.)

-  Почему? (Дома мы убираем, а природа сама за нами убирать не может.)

-  Все, что есть в доме-природе, взаимосвязано. Природа – это растения, животные, горы и реки, воздух и земля (почва). И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом – вся Земля. Мы должны беречь все это, наводить порядок.

- Сегодня мы побываем в гостях у природы, ответим на её вопросы, примем участие в различных конкурсах. (СЛАЙД 7)

1-й конкурс. «Занимательные вопросы». (СЛАЙД 8)

  1. Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)
  2. Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь)
  3. Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги)
  4. В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж)
  5. От чего утки плавают? (от берега)
  6. Сколько ног у паука? (8)
  7. Первые весенние птицы (грачи)
  8. Что делает ёж зимой? (спит)
  9. Каркуша – это… (ворона)
  10. Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)
  11. Рыжая плутовка (лиса)
  12. Он начинает неделю (понедельник)

2-й конкурс. Загадки о деревьях (СЛАЙД  9)

1. Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одежда зелена. (Береза). 

2. Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

3. Вот бочонок с шапочкой,

С дерева упал.

Год прошел – и деревцем

Маленьким он стал. (Желудь).

4. Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло. (Ива).

5. Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья – звезды яркие,

Золотые, жаркие. (Клен).

6. Летом знойным зацветет –

Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки,

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар...

Кто-то дерево узнал? (Липа).

Игра «да, нет»

Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой. Если нет – присядьте.

- Я мусорю на улице

- Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет

- Я берегу воду и закрываю кран

- Бабочку я отпускаю на волю

- Бумагу трачу попусту

- Овраги это хорошо

- Охрана природы приносит пользу

- Я люблю нюхать выхлопные газы

- Планета Земля наш общий дом

3-й Конкурс. «Посади дерево» (СЛАЙД  10)

-  Каждый человек должен за свою жизнь посадить хотя бы одно дерево. Как сажать деревья, надеюсь, вы знаете? Впрочем, сейчас мы это проверим в конкурсе «Посади дерево». (Учитель выдаёт командам одинаковые комплекты карточек. Задание: разложить карточки в нужной последовательности.)

Карточки:

1. Выкопай яму такого размера, чтобы корни дерева или кустарника могли разместиться в ней свободно.

2. Дерево подвязывают к колу шпагатом. Под шпагат на ствол дерева подкладывают мягкую тряпочку.

3. В дно ямы забивают кол длиной 1,5-2 метра.

4. На дно ямы насыпают холмик земли. На нём расправляют корни дерева или кустарника. Часть растения, где корни переходят в стебель, засыпают землёй, затем её уплотняют.

5. Посаженное дерево или кустарник сразу же хорошо поливают.

6. Выбирают место для посадки.

Ответ: 6, 1, 3, 4, 2, 5.

4-й конкурс. «Мусорбол» (СЛАЙД  11)

- Мы переходим к следующему конкурсу нашей программы - спортивному. Не секрет, что гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самый различный мусор: бутылки, обёртки, пакеты и многое другое. Мы мусорим даже тогда, когда урны находятся рядом. Иногда мы даже в них попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо в урну бросить клочок бумаги. Кто точнее это сделает, тот и будет победителем этого конкурса. Итак, игра в «Мусорбол» начинается! Проводится конкурс. Все игроки команд по очереди пытаются попасть клочком бумаги в урну.

5-й конкурс. «Знай-ка» (СЛАЙД  12)

Соедини линиями название животного с соответствующим символом.

http://doc4web.ru/uploads/files/15/14976/hello_html_m65b27a2a.png

Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.

6-й конкурс. «Отгадай-ка» (Собери из букв названия животных) (СЛАЙД  13)

БРУСКА (барсук)

ОБКАСА (собака)

ВЮРДЛЕБ (верблюд)

МВДЕЬЕД (медведь)

7-й конкурс. "Грибная полянка" (СЛАЙД 14)

Многие из нас любят ходить в лес за грибами. Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их достигает до 1,5 м, а у грибов - малюток - всего мм. Многие грибы очень"дружат" с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Ребята, а как правильно надо собирать грибы? (Не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковёр под деревьями, аккуратно срезать ножом)

Выбрать названия съедобных грибов. (Ответ: белый гриб, грузди, рыжики, маслята, подосиновики, подберёзовики, волнушки, дубовики, шампиньоны, сморчки, строчки, опята, моховики, козляка, сыроежки, и др.)

8-конкурс.  "Заветная шкатулка природы" (СЛАЙД 15)

В результате варварских способов охоты, в связи с вырубкой лесов и загрязнением и обмелением рек многие животные сильно истреблены и находятся на грани вымирания. Они занесены в Красную книгу, и охота на них запрещена. В этой "Заветной шкатулке" спрятались некоторые из них. По описанию надо назвать животных.

--- Очень ценный пушной зверёк. Средняя длина тела 50 см, масса - 1, 1,5 кг. Основное место обитания - глухая и темная тайга с преобладанием кедра, ели и пихты. (Соболь) (СЛАЙД 16)

---- Владыка Арктики. Живет 40 лет. Самый крупны хищный зверь. (Белый медведь) (СЛАЙД 17)

-----Это большая белая птица служит символом красоты и любви чистоты и нежности. (Лебедь) (СЛАЙД 18)

-----В двух - трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. Они стройные, длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Гнезда они строят на земле. В нашей стране обитает семь видов этих птиц. (Журавль) (СЛАЙД 19)

-----Самый крупный зверь семейства диких кошек. Тело длиной до 4 м. Весит 390 кг. Питается крупно- копытными животными. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр) (СЛАЙД 20)

----Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый цвет. (Фламинго) (СЛАЙД 21)

9-конкурс «Отгадай животное» (СЛАЙД 22)

- Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда) (СЛАЙД 23)

Одногорбный верблюд.

Двугорбный верблюд

Дополнение

Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы, которые не тонут в сыпучем песке пустыни. Брюхо и ноги также защищены мозолистыми утолщениями от ожогов. Густые длинные ресницы защищают глаза от песчинок. Едят верблюды горькую полынь, солянку, колючку. Могут пить горько-соленую воду.

- Кого называют «Царь зверей»? (Льва) (СЛАЙД 24)

- Какое животное называют «санитаром леса»? (Волка) (СЛАЙД 25)

Дополнение

Именно волк поддерживает равновесие, не давая травоядным сильно размножаться. Человеку пришлось сильно снизить, а кое-где и полностью прекратить истребление волков. В прошлом некоторые страны даже были вынуждены закупать этих хищников. Ведь в первую очередь волки всегда нападают на больных и ослабленных животных. За это их по праву называют санитарами леса.

- Животные, которые вымерли очень-очень давно. (Динозавры) (СЛАЙД 26)

10- конкурс «Узнай животное по описанию». (СЛАЙД 27)

- Она ест и муравьёв, и жуков, летом таскает из птичьих гнёзд яйца, а ещё ест шишки. (Белка) (СЛАЙД 28)

- Эти животные внушают суеверный ужас. Задняя его часть “украшена” изогнутым шипом – жалом. (Скорпион) (СЛАЙД 29)

Дополнение

Они будто бы намеренно стараются ночью ужалить спящего человека. В Древнем Египте это животное почиталось как священное животное. Его именем названо созвездие. Взрослые животные не терпят друг друга и иногда поедают своих собратьев.

11-конкурс «Чьё это меню?» (СЛАЙД 30)

- Лесные ягоды, жёлуди,  жучки, лягушки, рыба, мёд. (Медведя)

- Трава, почки, молодые побеги, кора деревьев, семена и ягоды. (Зайца)

Подведение итогов внеклассного мероприятия "Природа - наш дом!". (СЛАЙД 31)

-  Давайте все вместе выберем «правила вежливости в природе»

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать.
  3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, и, главное, никому не мешаешь!
  4. Старайтесь не шуметь, а то лес затаится, напугается, и вы не узнаете ни одной его тайны.
  5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, жабу, гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  6. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

 - Спасибо вам за участие! Ещё раз напоминаю всем, что природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто. (СЛАЙД 32)

Самоанализ внеклассного мероприятия

Тема: «В мире животных»

Перед мероприятием были поставлены следующие цели:   

  1. Пробудить интерес к предмету окружающий мир.
  2. Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.

Задачи:

  • образовательная: расширить знания о природе;
  • развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
  • воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды

       Данное мероприятие входит с систему мероприятий плана методической работы школы-интерната на 2014-2015 учебный год. Форма проведения данного мероприятия – позновательно-игровая программа.

Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности соответствует общим учебно-методическим задачам, уровню развития данного коллектива, возрастным особенностям обучающихся.  

            Проведена предварительная подготовка мероприятия. Цели мероприятия раскрыты перед учащимися убедительно, чётко, эмоционально. Работа проходила организованно, интересно.

Достигнуть поставленных целей и задач удалось. Причиной успеха является активная подготовка и участие детей в мероприятии. Проведённая работа имеет большую учебно-воспитательную ценность.

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы проведения самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия более эффективными.

Для проведения позновательно-игровой программы были созданы все условия: учебно-материальные, морально-психологические, эстетические, временные.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

      На внеклассном мероприятии  я  использовала разнообразные виды деятельности, что позволило максимально активизировать деятельность учащихся. В частности такие задания, как:

  • Конкурс. «Занимательные вопросы»
  • Конкурс Загадки о деревьях 
  • Конкурс «Мусорбол»
  • Конкурс «Чьё это меню?»
  • Конкурс «Отгадай животное»
  • Конкурс.  "Заветная шкатулка природы"
  • Конкурс "Грибная полянка"
  • Конкурс «Отгадай-ка»

Управление деятельностью школьников осуществлялось через стимулирование – похвалу, жетоны.

         На данном внеклассном мероприятии были реализованы следующие принципы: принцип доступности,  связи с жизнью, принцип научности, принцип сознательности, самостоятельности при выполнении заданий.

   При подготовке мероприятия были учтены следующие особенности классов:

  • возрастные особенности (игровые моменты, поощрение словом, награждение)
  • наличие детей с ослабленным здоровьем (различные виды деятельности).

План внеклассного мероприятия выполнен, поставленные цели реализованы без перегрузки учащихся.

Утомляемость учащихся снималась с помощью смены видов деятельности,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов Служба спасения «01»

познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой про­фессии;проверить  знания  школьников  по правилам  пожарной безопасности;убедит...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Выпускной праздник"

Стихи. песни, игровой материал, конкурсы, поздравления бывших выпускников...

Экологическая игра-викторина "Хочу всё знать!" (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 4 классов)

Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире. Задачи: Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека. Развивать познавате...

"В мире точных наук» (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса)

Цели занятия:Пробудить интерес к предмету математике.Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.Воспитывать самостоятельность, дружбу, взаимопомощь, сотрудничество...