"В мире животных» (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса)
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Задачи:
- образовательная: расширить знания о природе;
- развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
- воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей сред
У всех из нас есть мать одна
По имени Природа.
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты-
Поля, луга, леса, моря и реки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.docx | 39.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа – интернат
«Панаевская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
"В мире животных»
(методическая разработка внеклассного мероприятия
для обучающихся 3 класса)
Подготовила и провела
Анисимова Л.К.
с. Панаевск
2014—2015 учебный год
Задачи:
- образовательная: расширить знания о природе;
- развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
- воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды
.
(СЛАЙД 1, 2) У всех из нас есть мать одна
По имени Природа.
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты-
Поля, луга, леса, моря и реки.
Ход сценария внеклассного мероприятия
- Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в современных многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим домом остается природа. Почему?
– А есть ли «природа» в нашем жилище? Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи – это ведь все природа. Можем мы без этого жить в нашем доме? Нет! Хотя человек и построил дома, города, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть природы. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.
– А может ли природа жить без человека? (Да, может. Очень-очень давно на нашей Земле не было людей, а природа и тогда была. Например, в то время, когда на Земле жили динозавры.)
– Отчего в нашем доме бывает светло? (Свет идет от лампы.)
- А что можно сравнить с лампой в природе? (солнце)
- Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его можно сравнить еще и с домашним обогревателем, плитой, батареей отопления.
- В природе идет дождь. Где его можно встретить в нашем доме? (В нашем доме есть душ.)
- В природе – ветер, а в доме? (Вентилятор.)
- В комнате есть пол. Где пол в природном доме? (В доме-природе под ногами земля, почва.)
- В обычном доме бывают каменные и деревянные стены. (В доме-природе – горы и деревья.)
- У нас горит пламя на газовой плите. (А в природе огонь вырывается из вулкана.)
- В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах. (А у себя в обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике.)
- В природе дикие животные. (В обычном доме – домашние.)
- Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения. Что произойдет, если не будет воздуха? воды? солнца?
- Ребята, а кто построил наши дома? (Строители.)
- Кто построил природу? (Никто не строил.) (СЛАЙД 3, 4, 5, 6)
- Где чище: дома или на природе? (Дома чище.)
- Почему? (Дома мы убираем, а природа сама за нами убирать не может.)
- Все, что есть в доме-природе, взаимосвязано. Природа – это растения, животные, горы и реки, воздух и земля (почва). И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом – вся Земля. Мы должны беречь все это, наводить порядок.
- Сегодня мы побываем в гостях у природы, ответим на её вопросы, примем участие в различных конкурсах. (СЛАЙД 7)
1-й конкурс. «Занимательные вопросы». (СЛАЙД 8)
- Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)
- Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь)
- Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги)
- В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж)
- От чего утки плавают? (от берега)
- Сколько ног у паука? (8)
- Первые весенние птицы (грачи)
- Что делает ёж зимой? (спит)
- Каркуша – это… (ворона)
- Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)
- Рыжая плутовка (лиса)
- Он начинает неделю (понедельник)
2-й конкурс. Загадки о деревьях (СЛАЙД 9)
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).
Игра «да, нет»
Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой. Если нет – присядьте.
- Я мусорю на улице
- Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет
- Я берегу воду и закрываю кран
- Бабочку я отпускаю на волю
- Бумагу трачу попусту
- Овраги это хорошо
- Охрана природы приносит пользу
- Я люблю нюхать выхлопные газы
- Планета Земля наш общий дом
3-й Конкурс. «Посади дерево» (СЛАЙД 10)
- Каждый человек должен за свою жизнь посадить хотя бы одно дерево. Как сажать деревья, надеюсь, вы знаете? Впрочем, сейчас мы это проверим в конкурсе «Посади дерево». (Учитель выдаёт командам одинаковые комплекты карточек. Задание: разложить карточки в нужной последовательности.)
Карточки:
1. Выкопай яму такого размера, чтобы корни дерева или кустарника могли разместиться в ней свободно.
2. Дерево подвязывают к колу шпагатом. Под шпагат на ствол дерева подкладывают мягкую тряпочку.
3. В дно ямы забивают кол длиной 1,5-2 метра.
4. На дно ямы насыпают холмик земли. На нём расправляют корни дерева или кустарника. Часть растения, где корни переходят в стебель, засыпают землёй, затем её уплотняют.
5. Посаженное дерево или кустарник сразу же хорошо поливают.
6. Выбирают место для посадки.
Ответ: 6, 1, 3, 4, 2, 5.
4-й конкурс. «Мусорбол» (СЛАЙД 11)
- Мы переходим к следующему конкурсу нашей программы - спортивному. Не секрет, что гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самый различный мусор: бутылки, обёртки, пакеты и многое другое. Мы мусорим даже тогда, когда урны находятся рядом. Иногда мы даже в них попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо в урну бросить клочок бумаги. Кто точнее это сделает, тот и будет победителем этого конкурса. Итак, игра в «Мусорбол» начинается! Проводится конкурс. Все игроки команд по очереди пытаются попасть клочком бумаги в урну.
5-й конкурс. «Знай-ка» (СЛАЙД 12)
Соедини линиями название животного с соответствующим символом.
Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.
6-й конкурс. «Отгадай-ка» (Собери из букв названия животных) (СЛАЙД 13)
БРУСКА (барсук)
ОБКАСА (собака)
ВЮРДЛЕБ (верблюд)
МВДЕЬЕД (медведь)
7-й конкурс. "Грибная полянка" (СЛАЙД 14)
Многие из нас любят ходить в лес за грибами. Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их достигает до 1,5 м, а у грибов - малюток - всего мм. Многие грибы очень"дружат" с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Ребята, а как правильно надо собирать грибы? (Не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковёр под деревьями, аккуратно срезать ножом)
Выбрать названия съедобных грибов. (Ответ: белый гриб, грузди, рыжики, маслята, подосиновики, подберёзовики, волнушки, дубовики, шампиньоны, сморчки, строчки, опята, моховики, козляка, сыроежки, и др.)
8-конкурс. "Заветная шкатулка природы" (СЛАЙД 15)
В результате варварских способов охоты, в связи с вырубкой лесов и загрязнением и обмелением рек многие животные сильно истреблены и находятся на грани вымирания. Они занесены в Красную книгу, и охота на них запрещена. В этой "Заветной шкатулке" спрятались некоторые из них. По описанию надо назвать животных.
--- Очень ценный пушной зверёк. Средняя длина тела 50 см, масса - 1, 1,5 кг. Основное место обитания - глухая и темная тайга с преобладанием кедра, ели и пихты. (Соболь) (СЛАЙД 16)
---- Владыка Арктики. Живет 40 лет. Самый крупны хищный зверь. (Белый медведь) (СЛАЙД 17)
-----Это большая белая птица служит символом красоты и любви чистоты и нежности. (Лебедь) (СЛАЙД 18)
-----В двух - трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. Они стройные, длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Гнезда они строят на земле. В нашей стране обитает семь видов этих птиц. (Журавль) (СЛАЙД 19)
-----Самый крупный зверь семейства диких кошек. Тело длиной до 4 м. Весит 390 кг. Питается крупно- копытными животными. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр) (СЛАЙД 20)
----Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый цвет. (Фламинго) (СЛАЙД 21)
9-конкурс «Отгадай животное» (СЛАЙД 22)
- Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда) (СЛАЙД 23)
Одногорбный верблюд.
Двугорбный верблюд
Дополнение
Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы, которые не тонут в сыпучем песке пустыни. Брюхо и ноги также защищены мозолистыми утолщениями от ожогов. Густые длинные ресницы защищают глаза от песчинок. Едят верблюды горькую полынь, солянку, колючку. Могут пить горько-соленую воду.
- Кого называют «Царь зверей»? (Льва) (СЛАЙД 24)
- Какое животное называют «санитаром леса»? (Волка) (СЛАЙД 25)
Дополнение
Именно волк поддерживает равновесие, не давая травоядным сильно размножаться. Человеку пришлось сильно снизить, а кое-где и полностью прекратить истребление волков. В прошлом некоторые страны даже были вынуждены закупать этих хищников. Ведь в первую очередь волки всегда нападают на больных и ослабленных животных. За это их по праву называют санитарами леса.
- Животные, которые вымерли очень-очень давно. (Динозавры) (СЛАЙД 26)
10- конкурс «Узнай животное по описанию». (СЛАЙД 27)
- Она ест и муравьёв, и жуков, летом таскает из птичьих гнёзд яйца, а ещё ест шишки. (Белка) (СЛАЙД 28)
- Эти животные внушают суеверный ужас. Задняя его часть “украшена” изогнутым шипом – жалом. (Скорпион) (СЛАЙД 29)
Дополнение
Они будто бы намеренно стараются ночью ужалить спящего человека. В Древнем Египте это животное почиталось как священное животное. Его именем названо созвездие. Взрослые животные не терпят друг друга и иногда поедают своих собратьев.
11-конкурс «Чьё это меню?» (СЛАЙД 30)
- Лесные ягоды, жёлуди, жучки, лягушки, рыба, мёд. (Медведя)
- Трава, почки, молодые побеги, кора деревьев, семена и ягоды. (Зайца)
Подведение итогов внеклассного мероприятия "Природа - наш дом!". (СЛАЙД 31)
- Давайте все вместе выберем «правила вежливости в природе»
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать.
- Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, и, главное, никому не мешаешь!
- Старайтесь не шуметь, а то лес затаится, напугается, и вы не узнаете ни одной его тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, жабу, гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
- Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
- Спасибо вам за участие! Ещё раз напоминаю всем, что природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто. (СЛАЙД 32)
Самоанализ внеклассного мероприятия
Тема: «В мире животных»
Перед мероприятием были поставлены следующие цели:
- Пробудить интерес к предмету окружающий мир.
- Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.
Задачи:
- образовательная: расширить знания о природе;
- развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
- воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды
Данное мероприятие входит с систему мероприятий плана методической работы школы-интерната на 2014-2015 учебный год. Форма проведения данного мероприятия – позновательно-игровая программа.
Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности соответствует общим учебно-методическим задачам, уровню развития данного коллектива, возрастным особенностям обучающихся.
Проведена предварительная подготовка мероприятия. Цели мероприятия раскрыты перед учащимися убедительно, чётко, эмоционально. Работа проходила организованно, интересно.
Достигнуть поставленных целей и задач удалось. Причиной успеха является активная подготовка и участие детей в мероприятии. Проведённая работа имеет большую учебно-воспитательную ценность.
Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы проведения самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия более эффективными.
Для проведения позновательно-игровой программы были созданы все условия: учебно-материальные, морально-психологические, эстетические, временные.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
На внеклассном мероприятии я использовала разнообразные виды деятельности, что позволило максимально активизировать деятельность учащихся. В частности такие задания, как:
- Конкурс. «Занимательные вопросы»
- Конкурс Загадки о деревьях
- Конкурс «Мусорбол»
- Конкурс «Чьё это меню?»
- Конкурс «Отгадай животное»
- Конкурс. "Заветная шкатулка природы"
- Конкурс "Грибная полянка"
- Конкурс «Отгадай-ка»
Управление деятельностью школьников осуществлялось через стимулирование – похвалу, жетоны.
На данном внеклассном мероприятии были реализованы следующие принципы: принцип доступности, связи с жизнью, принцип научности, принцип сознательности, самостоятельности при выполнении заданий.
При подготовке мероприятия были учтены следующие особенности классов:
- возрастные особенности (игровые моменты, поощрение словом, награждение)
- наличие детей с ослабленным здоровьем (различные виды деятельности).
План внеклассного мероприятия выполнен, поставленные цели реализованы без перегрузки учащихся.
Утомляемость учащихся снималась с помощью смены видов деятельности,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"
Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов Служба спасения «01»
познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии;проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности;убедит...
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Выпускной праздник"
Стихи. песни, игровой материал, конкурсы, поздравления бывших выпускников...
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 1 классе "Прощание с Азбукой"
Веселый праздник для детей 1 классов...
Экологическая игра-викторина "Хочу всё знать!" (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 4 классов)
Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире. Задачи: Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека. Развивать познавате...
"В мире точных наук» (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса)
Цели занятия:Пробудить интерес к предмету математике.Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.Воспитывать самостоятельность, дружбу, взаимопомощь, сотрудничество...
Методическая разработка внеклассного мероприятия с обучающимися по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения
формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения....