Воспитательное мероприятие духовно-нравственной направленности
методическая разработка
Воспитательное мероприятие духовно-нравственной направленности с обучающимися начальной школы "Настоящий друг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_nastoyashchiy_drug.docx | 47.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие духовно-нравственной направленности
«Настоящий друг»
Цель: создать условия для развития духовно-нравственных качеств личности, представления детей о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг, формирования дружного коллектива, толерантного отношения к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Задачи:
Обучающая: определить сущность понятия «дружба», качества настоящего друга; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе; обогащать и активизировать словарный запас по теме занятия.
Развивающая: развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма в детской среде.
Воспитательная: формировать нравственные качества (умение дружить, беречь дружбу) и доброжелательные отношения в коллективе сверстников, воспитывать коллективизм, взаимовыручку.
Формирование УУД:
Личностные:
- уметь делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;
- понимать значимость дружбы и доброты;
- уметь пользоваться культурой дружбы;
- соблюдать традиции дружбы в коллективе;
- быть настоящим другом.
Коммуникативные:
- умение общаться;
- умение работать в коллективе;
- развитие коммуникативных способностей, умение общаться в коллективе;
Регулятивные:
- высказывать свое мнение, предположение;
- прогнозировать предстоящую работу;
- умение вести диалог.
Познавательные:
- развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- на основе анализа делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Форма работы: разговор-рассуждение с элементами игры.
Оборудование: для учителя - компьютер, мультимедийный проектор, презентация, короткометражные мультфильмы о толерантности и «Про Диму» (о мальчике с ОВЗ), 2 яблока
для учащихся- листы белой и цветной бумаги, фломастеры, прихватка-варежка, вата.
Ход занятия
I.Организационный момент
1.Создание проблемной ситуации.
Учитель предлагает ребятам раздать конфеты - подарок от королевы Азбуки за достигнутые успехи в чтении. (Мероприятие проходило после «Прощания с Азбукой». Возможно создание другой ситуации с конфетами.) А конфет не хватает. Что делать?
Мнения детей.
Звучит песня «Как положено друзьям» (Слайд №3)
2. Сообщение цели занятия.
-О чем мы сегодня будем говорить на занятии?(О дружбе и друзьях)
-Сегодня мы попробуем выяснить, кого же можно назвать настоящим другом.
II. Правила дружбы
-Первого сентября вы пришли в школу. Стали учениками одного класса, и мы справили день рождения нашего 1-а, построили Дом дружбы, в котором нам предстоит всем жить.
-Герои какого произведения первыми спроектировали и построили Дом дружбы? (Крокодил Гена и Чебурашка) (Слайд №4)
1.С чего начинается дружба?
-Повернитесь друг к другу, изобразите разную мимику.
(Мимика добрый-злой.) Дети поворачиваются друг к другу и изображают разную мимику.
-С каким человеком хочется дружить?
-Вспомните мультфильм «Крошка Енот». Просмотр отрывка из мультфильма.(Слайд №5 Дети исполняют песню «Улыбка» вместе с героями мультфильма.) Какой совет дала мама сыну, чтобы он подружился с тем, кто сидит в пруду?
-Улыбаться.(Слайд №6) Почему?(Мнения детей)
-Но любой дом, какой бы он не был красивым, не устоит без хорошего фундамента.(Слайд №7)
На примерах героев сказок вспомним правила, без которых не может быть дружбы.
2.Загадка(Слайды №8,9)
Трудно бабушке и деду
Овощ вытащить к обеду.
Внучка, Жучка, даже кошка
Помогали им немножко
Кто еще пришел на грядку?
Отгадай-ка ты загадку.
(Мышка из сказки Репка)
-Почему им удалось вытащить репку. Помогали друг другу.
Первое правило (Слайд №10)
3. Герои другой сказки «Заюшкина избушка» (Слайды №11-13)
-Какая беда случилась? Как удалось вернуть дом? Что нужно делать?
4. Рассказ «2 товарища». (Слайд №14,15)
-Иллюстрация к какому произведению? Что сказал медведь?
5. «Лебедь, рак, щука» (Слайды №16-18)
-Но бывает в жизни и так. Дружат, но почему-то не ладится у них дело.
-Почему так произошло, что лебедь, рак да щука не смогли с места сдвинуть воз?
-Попробуйте в парах согласовать действия, собрать слово- дружба.( Из карточек с буквами дети выкладывают слово)
2.Викторина «Кто с кем дружит?» (Слайд №19)
-Со многими литературными героями вы познакомились на уроках обучения грамоте и внеурочной деятельности. Друзья есть и у сказочных героев.
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Кот Леопольд и ….(мышата)
3.Забавный мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена?(Герда.)
6. Забавные Бурундучки Чип и …(Дейл).
7. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).
III. Музыкальная физминутка «Друзья» (Слайд №20 )
IV. Какой друг лучше?
По внешним признакам
-Похлопайте в ладоши те ребята, у кого в нашем классе есть друзья.
Встаньте, пожалуйста, ребята, у которых друзья с русыми волосами, с тёмными, рыжими.
Поднимите правую руку те ребята, у которых голубой цвет глаз, карий, зелёный. Поднимите левую руку, у кого друг высокий, маленький.
-Как вы считаете, с каким цветом глаз, волос, ростом друг лучше? (Мнения детей)
По интересам
– Что вы любите делать с друзьями?
танцевать плавать танцевать садиться на шпагат читать сказки смотреть мультфильмы | есть мороженое шоколад конфеты мармелад пиццу | кататься на велосипеде, на коньках играть в компьютерные игры лепить из пластилина отгадывать кроссворды играть в футбол слушать музыку |
– Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, какие вы все разные.Но это не значит, что кто-то хуже или лучше. Кто-то любит петь и танцевать, кто-то читать, решать задачи,заниматься спортом. Но все мы живём одной большой дружной семьёй.
V. Толерантность
Игра «Белая ворона» (Слайд №21)
Ребятавстают в круг спиной к центру. Каждому прикрепляют листочек бумаги разных цветов и только один белый.Все поворачиваются лицом друг к другу и начинают искать других, похожих на себя.После того, как все группы сформировались, одинокого «белого» спрашивают, что он чувствует:
- Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?
- Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?
- Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?
Просмотр мультфильма про толерантность «Обыкновенное чудо» (Слайд №22 или просмотр через плеер, если компьютер не поддерживает данный формат мультфильма в презентации)
Беседа
- Какой был наш герой?
- Почему не принимали его в игры?
- Как он чувствовал себя?
- Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?
- Что случилось потом?
- Чем закончилась история?
- Все оказались разными, но все счастливо улыбаются. Почему?
- Существует такое красивое слово «толерантность».
Толерантность - в переводе с английского означает терпение, когда мы принимаем друг друга такими, какими мы есть.
Учитель показывает 2 одинаковых яблока.
-Похожи яблоки? Какое бы вы съели? (Оба).Еще больше похожи изнутри, если разрезать их. Учитель несколько раз бьет яблоко об стол и просит это же сделать нескольких учеников. Оно становится побитым.
-А теперь какое бы вы съели? (Дети выбирают небитое).
-Почему никто не захотел взять битое, ведь мы его сделали таким? Так и в жизни. Все люди одинаковые, это мы часто делаем их плохими, обижаем, обзываем.Все мы хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали, внутри же мы одинаковые- ранимые.
Хорошо, когда рядом друг! Протяните, детки, своим друзьям руки! Обнимите их и улыбнитесь! (Слайды №23,24)
Люди с ОВЗ
-Вы сейчас обняли друг друга руками. У кого-то есть две руки, но к сожалению, бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две, но одна рука почти не может двигаться. Кто-то может передвигаться только в коляске. У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности. А людям с ограниченными возможностями жить труднее. Давайте почувствуем, как им приходится трудно.
По группам дети выполняют задания.
«Прихватки-варежки»
Ученики надевают прихватки на обе руки. Пробуют снять колпачок с ручки, написать на бумаге, перелистнуть страницу книги.
«Пойми меня…»
Ученикам предлагается язык запрокинуть назад и сказать соседу: «Привет, меня зовут… Что ты будешь делать?»
-Некоторым людям трудно разговаривать. Вспомните, были ли у вас ситуации, когда вы пытались объяснить что- то маме. Своим друзьям, а они вас не понимали, несмотря на то, что вы умеете говорить.
«Наушники»
Ученики закрывают уши ватой и отходят в дальний угол класса. Учитель тихим голосом просит их что-нибудь сделать. Ученики не могут расслышать.
«Чудо-художник»
Ученики закрывают глаза и рисуют на листе дом-дерево и человека, пробуют написать левой рукой или держа ручку губами какое-нибудь предложение.
-Очень трудно делать людям с ограниченными возможностями то, что нам кажется простым.Но многие из них преодолевают трудности, становятся знаменитыми,артистами, чемпионами спорта (Слайд №25)
Беседа по слайду «Сильные духом»
Справочный материал для учителя:
Алексей Маресьев- советский летчик Герой Советского Союза. Во время войны он получил тяжелое ранение и лишился обеих ног. Однако, несмотря на это, он продолжал летать. За время войны он совершил 86 боевых вылетов, уже после потери ног.
Игорь Плотников - российский пловец, победитель и двукратный серебряный призёр Паралимпийских игр в Афинах, победитель Паралимпийских игр в Пекине, чемпион мира и чемпион Европы. С рождения у него отсутствуют обе руки.Прежде, чем стать пловцом занимался лыжным и конькобежным спортом. За особую технику плавания ему дали прозвище «тюменский дельфин».
Тарас Крыжановский родился без двух ступней. Заслуженный мастер спорта по лыжным гонкам среди инвалидов, чемпион и призер IX Паралимпийских игр в Турине. Первое параолимпийское «золото» Крыжановский завоевал в Солт-Лейк-Сити.
Ник Вуйчич- австралийский мотивационный оратор, писатель и певец родился с синдромом тетраамелии — редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырёх конечностей.
Данил Плужников-лучший участник шоу «Голос. Дети» за все сезоны. В раннем детстве у Даниила была диагностировано сложное системное заболевание костей.
Диана Гурцкая- заслуженная артистка России, Член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства, председатель Фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца»,незрячая с рождения.
-В нашей школе есть тоже дети с ограниченными возможностями, которым трудно передвигаться (ДЦП). Как мы можем им помочь? (Стараться не толкнуть, помочь подняться по лестнице, раздеться, уступить очередь в столовой).
Но и мы не совершены.Возможности каждого человека в чем-то ограничены, что у всех они разные.
Игра «Разные возможности»
-Сейчас мы поиграем в игру «Разные возможности». Нужно будет вставать молча в эту часть класса, если я говорю о ваших возможностях и в другую часть, если я говорю о том, что вы это не можете.
- ходить в школу
- учиться в школе на одни пятерки
- выполнять кувырок вперед
- заниматься каким-либо видом спорта
- выступать в соревнованиях по какому-либо виду спорта
- быть олимпийским чемпионом в каком-либо спорте…
-Какие чувства у вас вызвало это упражнение? Что вас удивило, расстроило или порадовало? Были ли ситуации, когда все казались в одном поле? Вдругом? (Слайд №26)
Общение с детьми с ОВЗ. Просмотр мультфильма «Про Диму». Беседа (Слайд №27)
-Настоящий друг всегда поделится радостью, ничего не требуя взамен. Поможет слабому, больному, немощному. Есть дети с ограниченными возможностями здоровья, которые не сразу откликнутся на вашу дружбу.
(Мультфильм «Про Диму» рассказывает о встрече девочки Миры и мальчика, не похожего на её друзей. Дима плохо ходит и почти не говорит, но любопытство Миры и добрые советы её мамы становятся началом настоящей дружбы. Он затрагивает основные вопросы про детей с особенностями и поднимает тему дружбы, доброты и понимания. )
-Какие советы дает мама Мире?
-Как надо налаживать контакт, общаться с такими детьми, как Дима?(Улыбнуться, спокойно отойти от них, если они не хотят общения в данный момент, не дразнить)
Знакомству и игре диагнозы не помеха, и можно делить радость общения с теми, кто от тебя отличается.(Слайд №28,29)
VI.Качества характера настоящего друга
-Главное не как выглядит человек, а какие у него качества характера, умеет ли он дружить.
Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладошки, а если нет, то не хлопаете.
честность враньё доброта верность | отзывчивость драчливость справедливость задиристость | грубость вежливость предательство радость за друга | сострадание жадность уважение поддержка в хорошем деле |
VII.Рефлексия
-Вот и заканчивается сегодня наше занятие. Каким же должен быть настоящий друг? ( Мнения детей)
Вывод: Нельзя друзей выбирать по внешности, каждый личность, со своими способностями и талантами. Главное, чтобы друг был верным и надежным. (Слайд №30)
Вместе живут на огромной планете | Едет он с нами наперегонки, |
-Давайте все встанем в круг, положим руки друг другу на плечи. Пусть каждый из вас по жизни всегда чувствует надежное плечо настоящего друга.
Исполнение песни «Дружба крепкая»(Слайд №31)
VIII. Домашнее задание.
В конце нашего занятия я хочу рассказать вам сказку.
Жил на свете маленький горячий Огонек. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза - словом, все, как у ребят.Он попросил Фею Огня, и она превратила его в мальчугана. «Только помни, - сказала Фея, - тебе нужно остерегаться воды». Еще она сказала ему, что если он попадет в воду - то погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька. Крепко подружился он с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонек с товарищами не ходил.
Однажды он шел по берегу реки и улыбался солнцу, речке, деревьям, траве и цветам. И вдруг увидел: тонет мальчишка, уже и голова его едва видна над водой. Что делать? Вспомнил Огонек слова волшебницы: «Попадешь вводу - погаснешь», и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька». Вспомнил и ...
Учитель задает вопрос:
-Подумайте, что произошло дальше? На следующем занятии мы заслушаем ваши варианты концовок этой сказки.
Использованные ресурсы
1.Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе./.-Вып.3.- Волгоград:Учитель,2007.
2.Курамшина, О.Н., Железкина, А.М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы/ О.Н. Курамшина, А.М. Железкина. – М.: ВАКО, 2008.
3.http://festival.1september.ru/articles/651155/ Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Игры и упражнения, направленные на формирование толерантного сознания и поведения обучающихся.
4.https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-druzhba-glavnoe-chudo-na-svete-dlya-detey-s-ovz-960295.html-викторина «Кто с кем дружит»
5.http://detskiychas.ru/audio-skazki/kiseleva_malchik_ogonek/ Э.Киселева «Мальчик-Огонек».
6.http://o-druzhbe.ru/detskie_stihi_o_druzhbe.php?nr=25 Сайт о дружбе. Стихотворение«Мы разные». Яна Дубенская |
7.https://infourok.ru/klassnyy_chas_my_raznye_no_my_vmeste-322322.htm-Мы разные, но мы вместе. Земцова С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия духовно-нравственной направленности "В гостях у доброты"
Внеклассное занятиепо духовно-нравственному направлениюв начальной школе"В гостях у Доброты» Цель: Воспитание культуры общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка. вос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Милый сердцу уголок" (духовно-нравственное, патриотическое направление )
Данная программа разработана с учетом региональных особенностей, а также с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды, для учащихся 1-4 классов....
Внеклассное мероприятие духовно - нравственного направления : «Спешите делать добрые дела» (2класс)
laquo;Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».В.О.Ключевский....
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...
Воспитательная программа духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности «Мы – будущее Великой Державы»
Программа «Мы – будущее Великой Державы» направлена на воспитание нравственно и физически здоровой личности, любящей свою семью, свою Малую Родину, свою великую страну – Россию...
«Тропинка в профессию» общеразвивающая программа воспитательной деятельности духовно – нравственно (духовно-нравственной направленности)
21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идёт о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебно – воспитатель...
«Тропинка в профессию» общеразвивающая программа воспитательной деятельности духовно – нравственно (духовно-нравственной направленности)
Программа профессиональной работы для начальной школы «Тропинки в профессию»...