Конспект внеурочного занятия на тему : "Культурный человек"
классный час (4 класс)

Мищенко Елена Константиновна

Конспект предназначен для детей 4 класса, направлен на воспитание качеств человека.

Цель : расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;  формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Задачи:

- сформировать в сознании учащихся навыки культурного поведения;

- развивать навыки культурной речи с использованием вежливых слов, и выражений;

- воспитывать чувствовать товарищества, взаимоуважения, доброты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности на тему: «Культурный человек: кто он такой?». 4 класс

Тема внеурочного занятия: «Культурный человек: кто он такой»

Класс: 4

Цель : расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;  формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Задачи:

- сформировать в сознании учащихся навыки культурного поведения;

- развивать навыки культурной речи с использованием вежливых слов, и выражений;

- воспитывать чувствовать товарищества, взаимоуважения, доброты.

Планируемые результаты:

Предметные: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека; формировать умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии;

Регулятивные УУД

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на занятии и следовать им.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.

Ход классного часа.

I. Вводная часть. Организационный момент

 -Здравствуйте ребята, садитесь!

 Покажите мне глаза, пусть уйдет из них гроза.

Покажите ваши руки, пусть они не знают скуки,

Покажите ваши лица, сегодня нужно потрудиться.

II. Основная часть

 Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

- Дикая груша растет, где попало и как попало, а культурная - в саду.

- За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают.

- Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

-Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерный ответ детей:

- Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.

- Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интересно и приятнее.

? Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

- Можно сделать прививку от гриппа.

- Можно привить правила культурного поведения, хорошие манеры.

- Можно привить хорошие навыки, привычки.

-Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

-Культурным.

-Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?(Культурный человек, кто он такой)

-Что значит быть культурным человеком?

Примерные ответы детей:

- Это значит соблюдать правила культурного поведения.

- Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

- Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?

Примерные ответы детей:

- Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

- Того, который ничему не учился.

- Того, которого никто не уважает.

Неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван.

Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно.

 (На доске картинка культурного и не культурного человека).

-Скажите, где на этих картинках культурный и не культурный человек.Почему?

Какого человека мы называем вежливым? Что такое вежливость?

-Это умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.

А вот мы сейчас узнаем, знаете ли вы вежливые слова?

1.Расстает даже ледяная глыба

От слова тёплого …(спасибо)

2.Зазеленеетдаже старый пень,

Когда услышит…(добрый день)

3.Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо)

4.Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь..(здравствуйте)

5.Когда нас бранят за шалости,

Говорим….(простите,пожалуйста)

6.И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…(до свидания)

Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому то с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся. И во всех этих случаях нашими неизменными спутниками становятся волшебные слова. Их огромное множество. Давайте в вами поиграем в игру «вежливые  слова». Я буду вам передавать мячик а вы мне называть вежливые слова (спасибо, благодарю, я вам очень признателен, я вам многим обязан, у меня нет слов, чтобы отблагодарить вас, как я вам благодарен, вы очень любезны, вы меня так выручили, я тронут вашим вниманием, это очень мило с вашей стороны, от всей души благодарю)

Но если человек знает только вежливые слова, можно ли назвать его культурным?

-Для того чтобы быть культурным человеком , не достаточно нужно быть просто вежливым, нужно быть еще честным, правдивым и уважительным. Давайте вспомним пословицы о вежливости. Сейчас вы поработаете в парах, ваша задача составить 2 пословицы (найти начало и конец)

В каком правды нет……в том добра мало.

Вчера солгал……завтра лгуном обзывают.

Правда в воде не тонет……в огне не горит.

Требуя вежливости от других…….будь сам вежлив

Вежливость ничего не стоит….. но высоко ценится.

От ласкового слова……. язык не отсохнет.

Давайте решим задачи.

Задача 1.Лена сидела в трамвае. Она всё время болтала ногами. Её соседка, молодая женщина отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

-Девочка, сиди спокойно, пожалуйста!

-А что я сделала? возразила Лена .Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно!

Можно ли назвать Леночкино пожалуйста «волшебным»? а Лену культурной девочкой? (вела себя без уважения к взрослому)

Задача 2.

Представьте, что после урока труда, у вас на парте и под партой осталось много мусора, а вам надо спешить. Может всё оставить техслужащей, она всё равно будет убираться после уроков. Как вы поступите?

По настоящему культурный человек всё держит в чистоте и одежду и обувь и своё рабочее место. Послушайте стихотворение Маршака «Перемена».

Перемена, перемена! -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.

Вылетает за порог -
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?

Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!

Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, -
Словом,
Сделал все, что мог!

Ну, а тут - опять звонок...
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
- Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем!

Есть ли у вас такие ребята? Можно ли назвать их культурными?

А как культурно нужно отдыхать на перемене?

Давайте поиграем, если согласны с тем что я скажу, то хлопайте, а если не согласны-топайте!

Итак, школьники не жуют жвачку, разговаривая с кем –нибудь.

Выплёвывают жвачку на пол и ли прикрепляют к парте.

С опозданием сдают книги в школьную библиотеку.

Всегда помнят, что школьные учебники на следующий год достанутся другим детям и не рвут их, не пишут в них даже карандашами.

Приходят в школу вовремя.

Ходят по школе в школьной форме и в сменной обуви.

Бегут всех расталкивая локтями в столовую

Не обижают маленьких, не задирают старших.

Никогда не кричат, не смеются громко, не выкрикивают «плохие» слова.

Бросают обёртку от конфет под парту.

Приносят с собой семечки в школу.

Знают вежливые слова и соблюдают правила вежливости.

Молодцы!

А теперь задача 3.

Мальчик крикнул прохожему: Сколько время?

Какие ошибки совершил мальчик?

Все вы, конечное, знаете сказку «Три медведя». О чём она?

Представьте себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор. Вот послушайте.

Маша 1. Медведи! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться!

Маша 2. Мишеньки! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я вам помогу убраться!

Маша 3.Медведи! Я очень устала! Если Мишутка отнесёт меня домой, моя бабушка даст ему мёда и малины.

Какой вариант разговора вам больше понравился и почему?

А сейчас викторина «Правильно ли это?»! Вы поочереди будете выходить к доске , выбирать карточку и отвечать.

В общественном транспорте причёсываться.

После еды оставлять ложку в тарелке.

Ходить в театр в спортивном костюме.

Случайно задев кого то или наступив на ногу вежливо извиниться.

Входить в общественный транспорт в грязной пачкающей одежде.

Уступать старшим место в транспорте.

Снимать шапку, когда пришёл в гости или в театр.

Можно ли разговаривать в театре во время спектакля?

Можно ли назвать культурным человеком того, кто обижает животных, рвёт цветы с клумбы.

III. Рефлексия.

Итак, культурный человек это…

-образованный

-добрый

-вежливый

-воспитанный

- отзывчивый

-опрятный, аккуратный

-ласковый

- симпатичный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по теме "Гуашь и её особенности"

Данный конспект может быть полезен учителям начальных классов, ведущим занятия по изобразительному искусству....

Конспект внеурочного занятия «Образ и идеал человека в Древней Греции», 3 класс.

Название кружка: «Древнегреческая классика»Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальноеКласс / возраст детей: 3 «А» классТема: «Образ и идеал человека в Д...

Конспект внеурочного занятия на тему: «Умники и умницы. Занятие №4».

laquo;Умники и умницы. Занятие №4». Цель: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)Задачи:-Формировать стремление ...

Конспект внеурочного занятия на тему: «Умники и умницы. Занятие №5».

laquo;Умники и умницы. Занятие №5». Цель: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)Задачи:-Формировать стремление ...

Конспект внеурочного занятия на тему: "Умники и умницы. Занятие №7"

laquo;Умники и умницы. Занятие №7». Цель: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление) формирование умения искать зак...

Конспект внеурочного занятия на тему " Умники и умницы. Занятие №3"

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.Класс / возраст детей: 1/2 , 6-7 лет.Тема: «Умники и умницы».Планируемые результаты:  Предметные:- выявлять закономерности...

Конспект внеурочного занятия " Финансовая грамотность.Потребности человека 1 класс"

Конспект внеурочного занятия " Финансовая грамотность.Потребности человека 1 класс"...